Урок русского языка в 11 классе "От анализа текста - к экзамену"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе по теме " От анализа текста - к экзамену" учит школьников определять тему и идею текста,;находить проблему, которую ставит автор;развивает навыки в орфографии,грамматике,пунктуации;воспитывает в детях чувства прекрасного..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 11 классе | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «ОТ АНАЛИЗА ТЕКСТА – К ЭКЗАМЕНУ»
Цели урока: работа с текстом, развитие знаний и умений, необходимых для подготовки заданий ЕГЭ
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания и умения, необходимые для подготовки к единому государственному экзамену.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать в ребятах чувства прекрасного.
Оборудование: словари и карточки разложены на партах, мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.
1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
На доске эпиграф. «Красота спасет мир» Ф. Достоевский.
Согласны ли вы с этим утверждением, я спрошу вас в конце урока
Учитель: Что же такое красота?
Задание: Найдите значение этого слова в словарях Ожегова, что лежат у вас на партах.
Ребята работают в группах, определение зачитывает ученик группы1.
(Красота – всё красивое, всё прекрасное, всё, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
Учитель: Сегодня на уроке мы используем миниатюру Крупина « Сбрось мешок» А что же такое миниатюра?
Отвечает ученик 2 группы. (Миниатюра – произведение малой формы.)
Учитель: Автором миниатюры « Сбрось мешок» является В. Н. Крупин.
Сообщение о писателе В. Н. Крупине подготовленного учащегося группы1
Учитель: А сейчас постараемся быть внимательными, вдумчивыми читателями, послушаем миниатюру Крупина « Сбрось мешок»
Миниатюру В. Крупина «Сбрось мешок» читает ученик группы 2.
2 Работа с текстом. Учитель: Что предполагает анализ текста?
( Определение темы, идеи, проблемы, типа речи, стиля речи).
Давайте вспомним, а что такое тема?
Слайд 1 Тема – предмет речи, то, о чём говорится в тексте.
- Как бы вы определили тему миниатюры Крупина?
Отвечает ученик 1группы.
( о людях, которые умеют замечать красоту природы, ценить её, восторгаться ею, восхищаться)
- Что такое идея?
Слайд 2 Идея – основная мысль, то, для чего написан текст.
- В каких словах заключается идея миниатюры?
Зачитывает ученик 2 группы.
(Ты красоту запомни. Так слепой бы и прожила. От него переняла и детям передала).
Слайд3 Что такое проблема?
Проблема – вопрос, требующий исследования, серьёзного размышления, вопрос, поднимаемый автором в тексте).
- Какова проблема текста? Что даёт человеку умение замечать красоту природы?
Отвечают ученик 1группы
(Чем глубже способность замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь)
(Проблема воздействия природы на человека)
Учитель: Какой смысл названия рассказа?
Отвечает ученик 2 группы.
(Сбрось мешок , т.е. поднимись над обыденностью, по – новому взгляни на окружающий мир, обрати взор к небу, к вечному, забудь о суетном, минутном, и тогда ты почувствуешь себя свободным и счастливым человеком).
Слайд 4 Определите стиль и тип речи.
Отвечает ученик группы 2
(Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения и описания)
Слайд 5 Репродукция картины художника Н. Н. Дубовского «Радуга»
Сообщение о художнике Н. Дубовском подготовленного ученика группы 1
Учитель: Чем похожи рассказ и картина?
Отвечают учащиеся обеих групп.
( Оба художника изображают восхищение. И героиня рассказа, и герой картины забыли обо всём на свете и устремили глаза к небу).
4. Слайд 5 Орфографическая пятиминутка
Задание на карточках. В словах , взятых из текста Крупина «Сбрось мешок», вставьте пропущенные буквы, запишите в тетрадь и объясните их написание.
…доровая,
н…когда,
увид…шь,
(во) всё,
ш…потом,
(с,з)бросила,
во…сияло,
успееш (ь),
пр…молкла.
Выходит к доске, вставляет и объясняет ученик группы 1, остальные проверяют.
5.Вспоминаем пунктуацию. Задание на карточках: расставить знаки препинания в данном предложении, записать в тетрадь и объяснить.
Лирическая миниатюра Крупина «Сбрось мешок» помогает по – новому осмыслить красоту окружающей нас природы, которую мы порой не замечаем, помогает человеку забыть и усталость, и трудности, и горести.
Объясняет ученик группы 2
6.Слайд 7 Практическая работа. Задание обеим группам
- Конструирование предложений.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения и запишите в тетрадь.
Читая рассказ « Сбрось мешок» ,
А ) автор высвечивает общечеловеческие ценности,
Б) миниатюра интересна и ярка по содержанию,
В) мы по - новому осмысливаем красоту окружающей природы,
Г) рассказ произвёл глубокое впечатление.
7.Слайд 8 Ребята проверяют самостоятельно. Ответ-В
8.Слайд 9 Грамматические ошибки.
Задание. Определите и исправьте грамматические ошибки, запишите в тетрадь правильно.
1.Все, кто читали миниатюры В. Крупина , задумались о цели и смысле жизни, о родине, о красоте.
2.Ученики уважают и восхищаются творчеством В. Крупина. 3.Меня заинтересовала рецензия о фильме по произведению В. Крупина « Живая вода». 4.Ученики написали в сочинении, что нам очень понравились рассказы В. Крупина. 9.Слайд 10. Ребята самостоятельно сверяют ответы и исправляют ошибки. 1.Все, кто читал миниатюры В. Крупина, задумались о цели и смысле жизни, о родине, о красоте. (согласование подлежащего и сказуемого) 2.Ученики уважают В. Крупина и восхищаются его творчеством. (неправильное сочетание однородных членов) 3.Меня заинтересовала рецензия фильма по произведению В. Крупина «Живая вода» (неправильное употребление предлога) 4.Ученики написали в сочинении, что им очень понравились рассказы В. Крупина. -Ученики написали в сочинении: « Нам очень понравились рассказы В. Крупина» (ошибка в смешении прямой и косвенной речи) |
9.Слайд 10 Физкультминутка. На экране красивый цветок.
Гимнастика для глаз.
Закройте глаза, представьте себе что-нибудь прекрасное, потрите ладошки, закройте пальцами глаза, отдохните, ткройте глаза; не поворачивая головы, посмотрите налево, направо, вверх, вниз, еще раз. Спасибо.
10. Сочинение – миниатюра
Задание. Ребята, а сейчас я прошу написать небольшое сочинение – миниатюру на тему : «После прочтения миниатюры Крупина я задумалась»…
Ребята зачитывают свои сочинения-миниатюры.
11. Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с утверждением Ф. Достоевского?
Отвечают учащиеся каждой группы
Заключительное слово учителя: Героиня от отца переняла и детям передала видение красоты. Мир прекрасен. И я пожелаю вам научиться замечать красоту в природе. Именно красотою, добротою, любовью спасётся мир.
12.РЕФЛЕКСИЯ.
Задание. Составьте синквейн об уроке. Учащиеся работают в группах и зачитывают.
Урок.
Интересный, полезный.
Размышляли, вспоминали, писали.
Нам понравился этот урок.
Радость.
13.Домашнее задание. Прочитать миниатюру Крупина « А ты улыбайся», выполнить задания к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста
Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"
В статье я делюсь накопленным с 2008 года опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста
В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что нужно продумать систему работы с художественным те...
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...
Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"
Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....