Патриотическое воспитание обучающихся очно-заочной формы обучения на уроках русского языка
проект по русскому языку на тему
Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания обучающихся, стремлением создать единое образовательное пространство на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности человеческой жизни, одной из основ духовно- нравственного единства общества. Проект учитывает конкретные условия школы, особенности ученического коллектива, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Он реализует эффективные методы, приемы воспитательного воздействия на учащихся по формированию патриотических чувств, учитывает познавательную, трудовую, краеведческую, поисково-исследовательскую деятельность, направленную на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятии на реализации разнообразных интересов, ориентирован на разновозрастность обучающихся, специфику контингента, творческий потенциал школьников, на сотрудничество ребят и взаимопомощь ребят и педагога в проведении социально значимых общественно-полезных дел
Проект отражает систему целенаправленных мер педагога по организации учебной деятельности обучающихся в режиме творческого развития, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.
Проект может быть рекомендован к использованию на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 373.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25»
ПРОЕКТ
Патриотическое воспитание
обучающихся очно-заочной формы обучения на уроках русского языка
Разработал: учитель русского языка и литературы Белавина Н.Ф.
город Нижневартовск, 2015
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………2
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретико-методологические основы системы патриотического воспитания…………………………………………………………………… 10
Глава II. Патриотическое воспитание на уроках русского языка.
2.1. Психофизиологические проблемы учащихся, как объекта патриотического воспитания ……………………………………………….15
2.2.Организация процесса обучения………………………………………...18
2.3. Результат изменений……………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………27
Литература ……………………………………………………………………28
Приложение…………………………………………………………………...29
Аннотация
Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания обучающихся, стремлением создать единое образовательное пространство на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности человеческой жизни, одной из основ духовно- нравственного единства общества. Проект учитывает конкретные условия школы, особенности ученического коллектива, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Он реализует эффективные методы, приемы воспитательного воздействия на учащихся по формированию патриотических чувств, учитывает познавательную, трудовую, краеведческую, поисково-исследовательскую деятельность, направленную на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятии на реализации разнообразных интересов, ориентирован на разновозрастность обучающихся, специфику контингента, творческий потенциал школьников, на сотрудничество ребят и взаимопомощь ребят и педагога в проведении социально значимых общественно-полезных дел
Проект отражает систему целенаправленных мер педагога по организации учебной деятельности обучающихся в режиме творческого развития, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.
Проект может быть рекомендован к использованию на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе.
Введение
Актуальность педагогического проекта.
В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков, резкое расслоение населения по уровню доходов, смена кумиров, предлагающих криминальную и силовую героику. Концепция государственной программы патриотического воспитания «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» учитывает кризисное состояние, в котором уже долгое время находится общественное и государственное дело воспитания подрастающего поколения. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране.
Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из морально- политического кризиса, в котором оно оказалось в конце ХХ века.
Изменение отношения к таким непреходящим ценностям как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, социальная апатия, бездуховность, коммерциализация и криминализация молодежной среды, немотивированная агрессия, негативное отношение к воинской службе требуют воспитания у подростков приоритетов социально значимого образа жизни, одним из которых является формирование готовности к защите Отечества и службе в рядах Российской армии.
Образование ставит и решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения не только успешной социализации подростков, получения качественного образования, но и формирование у обучающихся приоритетов социально значимого образа жизни, одним из которых является осознание важности и необходимости исполнения гражданского долга по защите Отечества. Все основы будущего гражданина закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к патриотическому воспитанию школьника является актуальной задачей для педагога.
Источник изменений.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
- между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России и низким уровнем общей культуры обучающихся;
- между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;
- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения к собственной культуре;
- между стремлением воспитания толерантности и проявлениями высокомерия, унижения чужой культуры.
Для того, чтобы противоречия патриотического воспитания выступали в роли движущей силы, необходимы следующие условия:
- четкая и ясная постановка цели деятельности, принятие ее каждым учеником;
- отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на обучающихся;
- привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению культурных и духовных ценностей родного края и страны;
- созданий условий для социальной успешности обучающихся.
Идея изменений.
Сущность опыта заключается в создании эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания, благодаря использованию элементов личностно-ориентированной, информационной, модульной и здоровьесберегающей технологий в организации УВП с использованием приемов и способов развития познавательной активности обучающихся.
Опыт направлен на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся. Предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей - от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей Родине до формирования чувства ответственности за выполнение своего гражданского долга, проявление обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров и способности руководствоваться ими в практической деятельности.
Стратегическая цель проекта: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель патриотического воспитания обучающихся на уроке русского языка.
Гипотеза: процесс патриотического воспитания учащихся на уроках русского языка будет протекать успешно при:
• использовании в учебно-воспитательном процессе преподавания русского языка материалов региональной тематики: обычаев, традиций, праздников, фактов из истории югорского народа, способствующих воспитанию патриотизма;
• организации межличностного взаимодействия подростков путем включения их в коллективную предметно-творческую и проектно-исследовательскую деятельность по предмету на уроках русского языка;
• осуществлении диагностического сопровождения процесса формирования патриотизма у учащихся.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и обосновать сущность, содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «национально-патриотическое воспитание».
2. Создать на уроках русского языка условия для формирования и развития таких ценностных основ как патриотизм, высокое человеческое достоинство, гражданственность.
3. Обобщить и систематизировать методы и формы патриотического воспитания подрастающего поколения средствами языка.
4.Разработать критерии и показатели сформированности патриотизма обучающихся.
Ожидаемые результаты:
1.Повысится гражданская зрелость, уровень патриотического чувства, ответственность за судьбу и будущее России:
- в познавательной сфере сформируется развитие интеллектуального потенциала в работе с историко – краеведческим материалом страны, города, округа;
- в социальной сфере приобретется способность к самореализации, возникнет потребность в проявлении активной жизненной позиции, соблюдении норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере произойдет осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
2.Повысится уровень реальных учебных возможностей каждого ученика.
При написании работы использовались следующие методы: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; беседы с обучающимися и учителями; анкетирование; проведение уроков с использованием приемов и форм сочетания элементов разных технологий; диагностирование обучающихся.
Объект исследования – процесс воспитания патриотизма на уроках русского языка в вечерней школе.
Предмет исследования – содержание, формы, методы воспитания, организация патриотического воспитания обучающихся на уроке русского языка на основе разумного сочетания элементов педагогических и информационных технологий для раскрытия потенциальных возможностей учеников и повышения качества знаний.
Этапы и сроки реализации проекта.
I. Организационно-подготовительный этап (2013-2014гг.)
II. Этап реализации (2014-2015гг.)
III. Аналитико-коррекционный этап (2015,май).
№ | Содержание мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Сбор необходимого материала и изучение имеющихся источников. | 2013 | Учитель |
2. | Анализ и оценка современного состояния выдвинутой проблемы. | 2014 | Учитель |
3. | Диагностика уровня сформированности патриотизма обучающихся. | Октябрь, апрель ежегодно | Психолог |
4. | Апробирование данной системы работы. | 2014-2015 | Учитель |
5. | Анализ и коррекция результатов апробации. | 2015,май | Психолог |
Ресурсное обеспечение педагогического проекта.
1.Характеристика образовательной программы, реализуемой в школе.
Обучаемый контингент: обучающиеся 10-11 классов. Для работы используются учебники, рекомендованные министерством образования и науки РФ для изучения на базовом уровне, так как они представляют необходимую и достаточную информацию и практическое применение для обучающихся: учебник русского языка(10,11класс) под редакцией Власенкова А.И., учебник литературы(10-11 класс) под редакцией Журавлева В.П. Кроме этого использую дидактические материалы М.Т. Баранова «Патриотическое воспитание на урока русского языка» и разработанные мною. Создала электронный вариант тестов по основным темам курса 10-11 классов для очно-заочной форм обучения. Разработала и внедрила в практику методические рекомендации, учитывающие методы и приемы информационно- коммуникационных технологий для индивидуализации обучения педагогически запущенных обучающихся и подростков, находящихся в «трудной жизненной ситуации».
2. Качество ресурсного обеспечения процесса обучения.
В кабинете созданы здоровьесберегающие условия в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Кабинет оснащен компьютером, подключенным к сети Интернет, имеется интерактивная доска.
Успешной реализации профессионального проекта способствует созданный в кабинете методический инструментарий учителя: специально подобранная библиотека справочной и методической литературы на печатных и электронных носителях.
Мною сформирован банк контролирующих материалов ко всем разделам предмета - тренировочные материалы и разноуровневые задания (тесты, самостоятельные и контрольные работы).
3. Уровень квалификации педагога.
Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта. Высшее образование, постоянно повышаю уровень профессионального мастерства на курсах повышения квалификации: «Модернизация системы образования взрослых», город Москва, 2007год, «Преподавание русского языка и литературы в средней школе (профильный уровень)», город Москва,2010год.
Из 38 лет общего педагогического стажа работы девять лет работаю в вечерней школе. Последние 9 лет качественно, эффективно выполняю обязанности директора муниципальной вечерней (сменной) общеобразовательной школы №3 и учителя русского языка и литературы.
Реализация заявленного педагогического проекта возможна, и эти условия являются необходимыми и достаточными.
Глава I.
Теоретико-методологические основы системы патриотического воспитания
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, в общественной жизни страны. В силу этого понимание российского патриотизма, формировавшегося на протяжении многовековой истории отечественной общественной мысли, выяснение его основ является исходной задачей современности.
Содержание и направленность патриотизма определяются духовным и нравственным климатом общества, культурно-историческими особенностями страны, спецификой взаимодействия поколений. Как показывает исторический опыт, интерес к патриотизму с наибольшей силой возрастает в ситуациях войн, революций и других социально-политических катаклизмов, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Анализ исследований по проблеме указывает на разнообразие и неоднозначность трактовки самого термина «патриотизм» (возвышенно - эмоциональное проявление чувств человека; активно-деятельностный подход к интересам общества; общественное явление и т.д.), что объясняется многовариантностью его использования.
Методологическую основу проекта составляют основные положения педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, о месте и роли нравственного и патриотического воспитания в жизни и деятельности подрастающего поколения; теория и методика нравственно - патриотического воспитания. В процессе работы я основываюсь на трудах следующих учёных и педагогов: Зарецкой И.И., Рыбинского Е.М., Смирнова С.А., Солововой М.А.
В литературе выделяются некоторые общие подходы к пониманию содержания процесса нравственно-патриотического воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.
При когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как:
- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
- процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать их.
Основным структурным компонентом концепции нравственно-патриотического воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф. и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на когнитивном уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. Стержневым компонентом нравственно-патриотического воспитания является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, групповых, общественных, государственных).
Сторонники интегративной точки зрения (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам признают решающее значение сознания в нравственно-патриотическом воспитании. Они считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.
Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственно-патриотическое воспитание как процесс формирования у человека целостных представлений о природе, обществе, человеке. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент воспитания - формирование мировоззрения. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственно-патриотическое воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Поведенческий или деятельностный подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственно-патриотическое воспитание как:
- формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
- процесс естественного стремления человека к нравственным идеалам добра, свободы, справедливости.
Основными компонентами нравственно-патриотического воспитания сторонники данного подхода считают:
- формирование навыков и привычек поведения;
- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми;
- умение отстаивать свою нравственную позицию, нравственные идеалы.
Нравственно-патриотическое воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника в школе и вне её.
Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения таких задач как:
- философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в самоопределении и формировании самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;
- приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ориентирах;
- создание условий для реализации склонностей и способностей молодежи с учетом интересов молодого поколения и потребностей общества;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности;
- воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- формирование и развитие потребности в духовных ценностях, в нравственно здоровом образе жизни.
В содержании патриотического воспитания можно выделить несколько компонентов (В.Татищев, М.Карамзин, С.Соловьев, В.Ключевский и др.).
Компонент | Содержание |
Культурно-исторический | Ознакомление с наиболее легендарными страницами истории нашей Родины; воспитание чувства гордости за историческое наследие россиян; изучение мемуаров, произведений художественной литературы, живописи и музыки, имеющих героико-патриотическое содержание. |
Социально-политический | Предполагает разъяснение политики государства в области обороны страны, формирование убежденности в ее правильности; приобщение к знаниям об управлении общественными процессами; раскрытие взаимосвязи политических механизмов; выработку умения анализировать военно-политическую ситуацию в мире; разъяснение подрастающему поколению его роли в социально-политическом развитии страны. |
Военно-исторический | Изучение и анализ крупнейших в истории Отечества баталий, воинских традиций, результатов военных реформ, процесса становления военно- промышленного комплекса России. |
Правовой | Разъяснение прав и обязанностей молодежи по выполнению воинского долга, формирование правовой культуры подрастающего поколения. |
Психологический | Высокое развитие психологических свойств личности: познавательных (оперативность мышления, сообразительность); волевых (стойкость, храбрость, мужество, дисциплинированность, бесстрашие); эмоциональных (любовь к Родине и языку, верность воинскому долгу); социально-психологических (коллективизм, товарищество, взаимовыручка). |
Физический | Предполагает формирование физически здоровой личности, способной служить на благо Отечества. |
Главное достоинство патриотического воспитания:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-в историко-краеведческой: формирование гордости и любви к своей малой Родине;
-в социальной: формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-в духовно-нравственной сфере: сформированность гражданского патриотического сознания личности.
Глава II. Патриотическое воспитание на уроках русского языка.
2.1.Психофизиологические проблемы учащихся, как объекта патриотического воспитания.
Сегодня школа, имея очно-заочную форму обучения принимает примерно треть взрослых от общего количества своих учеников.
В школе обучаются:
- взрослые, работающие учащиеся, имеющие большой перерыв в обучении;
- молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования или отчисленные из них;
- подростки, по разным причинам не получившие своевременно среднего образования в массовых школах;
- люди с физическими недостатками, инвалиды;
- несовершеннолетние подследственно - осужденные ( СИЗО № 1).
- мигранты и эмигранты.
Разновозрастность учащихся, несхожесть их характеров и судеб определили поиск самых эффективных и приемлемых для каждого методов, приемов обучения и воспитания. Работа строится по нескольким направлениям: учить, воспитывать и перевоспитывать; серьезно заниматься психолого-педагогической реабилитацией.
К особенностям обучающихся относятся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы (на фоне общей мотивации) обучающихся. В начале учебного года провожу стартовые работы (диагностика уровня обучаемости), промежуточные работы - в декабре (диагностика уровня усвоения учебного материала), в конце года – итоговые работы (диагностика уровня фактической обученности). Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить динамику изменений в знаниях, умени ях и навыках, что позволяет своевременно коррек тировать учебный процесс. По результатам диагностики обучающиеся класса делятся на группы по успеваемости: 1-я группа - высоко-успевающие ученики; 2-я группа- это среднеуспевающие ученики; 3-я группа- это слабоуспевающие ученики.
Совместно с коллегами была проведена диагностика обучающихся.
Анализ результатов диагностики показал, что наибольший процент обучаемых - это слабоуспевающие, педагогически запущенные дети.
Такое деление обучающихся позволяет учителю организовать работу по фор мированию приемов учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Деление на группы условно, и в процессе обучения школьники перемещаются из группы в группу.
Эффективность учебной работы обучающихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. С помощью анкеты «Умеете ли Вы учиться?» провожу диагностику индивидуальных достижений учеников: учебно-организационных умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных.
Придаю процессу обучения проблемный характер, учу подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям.
С целью определения мотивов учебной деятельности, совместно с психологом школы провожу анкетирование обуча ющихся.
Для диагностики мотивации ис пользуется модифицированный тест-опросник А.Мехрабиана (ТМД).
Учебный год | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
2011-2012 | 25,3 | 53,0 | 21,7 |
2012-2013 | 25,5 | 57,2 | 17,3 |
2013-2014 | 27,3 | 58,5 | 14,2 |
Анализ деятельности обучающихся на уроках и диагностика показа ли, что положительная динамика устойчивой мотивации к предмету фор мируется через: индивидуализированное обучение; использование личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, модульной технологии на уроке и внеурочной деятельности; использование электронных наглядных пособий сайтов Интернет для активизации деятельности обучающихся; игровые технологии; применение различных организационных приемов, которые акти визируют школьников путем предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности.
Таким образом, мотивация обучающихся к изучению русского языка обеспечивается с помощью современных инновационных технологий, которые позволяют продолжить формирование ключевых компетенций учащихся.
Инновационная направленность педагогического проекта.
Роль информационно- коммуникационных технологий в общеобразова тельном процессе определена в документах Правительства РФ, Министер ства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Системное, эффективное формирование информационно- коммуникатив ной компетенции для основной массы обучающихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ.
Преимущества применения информационных технологий открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учеников и учителя, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.
2.2. Организация процесса обучения.
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется прежде всего
в учебном процессе.
Использую предмет русский язык в целях патриотического воспитания.
Цель применения | Содержание | Результативность | |
1. | Осмысление понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства. | Использование исторического материала на героических примерах прошлых поколений. | Развитие и укрепление патриотических чувств. |
2. | Формирование нравственных идеалов молодежи. | Анализ и обобщение высоких моральных качеств характера положительных героев художественных произведений. | Устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину. |
3. | Развитие речи у учащихся, коммуникативных функций. | Анализ текстов патриотического содержания. | Овладевают системой ориентиров в процессе деятельности. |
4. | Формирование ценностных ориентаций учащихся. | Целенаправленное введение сведений о культуре и языке русского народа богатстве и разнообразии родного языка. | Овладевают навыками познания языковой картины мира, совершенствуют языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции. |
5. | Формирование нравственных качеств. | Демонстрация репродукций картин и фотографий с военной тематикой, экранизации художественных фильмов, патриотические песни. | Развитие нравственных идеалов. |
6. | Воспитание любви к родному краю. | Использование краеведческого материала. | Осознание своего гражданского долга и любви к родному краю. |
Научно обоснованная и экспериментально проверенная уровневая система упражнений, направленная на формирование ценностных ориентаций учащихся, обеспечивает развитие всех компонентов языковой способности школьников и создает на уроке речевую среду с высоким развивающим и воспитательным потенциалом.
Виды работ | Учебная деятельность | Умения, навыки | |
1. | Процесс мышление-речь | Словарно-семантическая работа: тематические диктанты, составление конструкций предложений, словообразовательная работа, развитие устной и письменной речи, использование наглядных пособий, сайтов интернет, содержащих богатый лексический материал патриотического характера, составление тематических словарей с привлечением материала из газет «Аргументы и факты», «Местное время», «Варта»; словообразовательная работа | Активизируют деятельность обучающихся и предоставляют возможность каждому участвовать в различных видах деятельности. |
2. | Уроки развития связной речи | Подготовка, проведение и анализ изложений и сочинений на темы общественно-политического характера. | Обобщать, сравнивать, определять социально Значимую проблему. |
3. | Поисково-исследовательская деятельность. | сбору материала на патриоти ческие темы: составление тематических словарей, подбор художественных и пуб лицистических текстов патриотического содержании, запись рассказов героев войны и труда), который используется на уроках при составлении предло жений и при написании сочинений. | формирование и развитие личности, самореализации и социальной адаптации |
4. | Система упражнений. | Раскрытие семан тики общественно-политических слов, составление предложений на патриотиче ские темы (в связи с подготовкой к сочинениям, с работой по закреплению соче таемости общественно-политических слов), написание изложений и сочинений. | Формирование у учащихся патриотических чувств. |
5. | Работа с текстами по подготовке к ЕГЭ. | «Раздумья о Родине - самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни». | Эссе, сочинения с рассуждениями и высказываниями о патриотизме. |
Коллективные методы работы органически сочетаются с индивидуальными. Ученик выполняет самостоятельное задание, данное мной с учетом учебных возможностей, то эта индивидуализированная форма обучения; уделяю внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то форма обучения индивидуализированно - групповая.
Разработана и используется система работы с обучающимися при подготовке к зачету при заочной и очно - заочной формам обучения.
Такая организация учебной работы на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, постепенно углублять и закреплять полученные и получае мые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познава тельной деятельности, формировать у себя потребности в самообразова нии.
Уроки, разработанные в форме экскурсий, музейных лекций, защиты проекта, являются эффективным дидактическим средством, позволяющим решать задачи формирования языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций учащихся 10- 11 классов.
Преподавание русского языка таит в себе огромные воспитательные возможности. Изучая со школьниками фонетику, лексику, грамматику и стилистику, орфографию и пунктуацию, формирую у обучающихся культуру их устной и письменной речи, использую разнообразные по тематике дидактические материалы, способствующие формированию патриотических чувств обучающихся, формирую любовь и преданность Родине, толерантность, любовь к родной природе, гордость героическими и трудовыми подвигами российских людей, готовность встать на защиту Отечества.
В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учиты вая специфику нашего предмета, используются следующие методы:
- попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
- фронтальные беседы, раскрывающие патриотический смысл темы, по ко торой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение;
- словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудно сти, собравших интересный патриотический материал для уроков русского языка и т. д.;
- внеурочные встречи с героями войны и передовиками труда, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений;
- написание публицистических сочинений о любви к Родине и так далее.
При отборе содержания руководствуюсь следующими принципами:
- принцип расширения связей обучающихся с окружающим миром, социумом, природой, культурой других народов;
- принцип приоритетности регионального культурного наследия, означающий воспитание патриотизма на местном материале с целью приобщения к национальному культурному наследию, образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национальным культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу обучающихся.
Включение в интернет-обучение предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса обучения (при заочной форме обучения или экстерната). Обучающиеся, работающие вахтовым методом, используют мои карты, которые помогают изучать темы самостоятельно при условии своевременной сдачи зачета.
При оценке знаний учитывается объем знаний по учебному материалу; пониманию изученного, самостоятельность суждений, степень систематизации, умение применять их к решению задач.
Систематически провожу мониторинги качества обучения через анализ системы всех видов контролирующих учебных работ и достижений обучаемых по итогам четверти, года, с 2013 года. Все результаты фиксиру ются в портфолио учителя, с ними ознакомлены ученики, их родители.
Систематический учёт позволяет отслеживать динамику развития учебных навыков и планировать необходимую работу по устранению пробелов в знаниях и умениях для каждого обучающегося и повышает у них интерес к процессу обучения.
2.3.Результат изменений.
Результативность реализации проекта.
О положительных результатах этапа реализации проекта можно судить по удовлетворенности обучающихся учебным процессом. Совместно с психологической службой школы систематически проводилось анкетирование с целью выявления отношения обучающихся к изучению русского языка и качеству обучения, мотивации учения, уровня сформированности ключевых компетенций и общеучебных навыков.
Имею положительную динамику успеваемости обучающихся 100 % в течение трех лет, за эти годы имею положительную динамику результатов ЕГЭ от 57 баллов до 62,5балла. Обеспечиваю положительные результаты обучения учащихся по русскому языку: качество обученности ежегодно повышается на 2 %.
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ в 11-х классах школы.
Учебный год | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Балл на ЕГЭ | 57 | 62,8 | 62,5 |
Минимальный балл | 34 | 36 | 36 |
Вывод: наблюдается положительная динамика изменения среднего балла ЕГЭ, который на 0,2 балла выше городского показателя.
Обеспечиваю стабильные результаты в обучении учеников, имеющих низкую мотивацию к учению.
Опыт работы представлен:
-- в статьях:
.1.«Социально-психологические подходы к формированию личности подростка в условиях вечерней школы, «Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы 1 Всероссийской научно- практической конференции. 2008 год.
2. «Инновации в науке: пути развития» материалы Международной заочной научно-практической конференции.2011год.
3.Актуальные проблемы филологии в школе и ВУЗЕ 9-10 методические чтения. Тезисы и доклады конференций 2008-2009 годы, город Нижневартовск.
- на городском МО средних школ с 2013-2014г.г.;
- на педсоветах, семинарах, мастер-классах, МО учителей предметов гуманитарного цикла вечерней школы.
Профессиональная самореализация педагога, участвующего в реализации данного проекта.
На Всероссийский конкурс по патриотическому воспитанию
представлена программа «Допризывная подготовка - один из приоритетов социально значимого образа жизни обучающихся», получен диплом 2 степени (2011 год).
Создала программу «Управление учебно-воспитательным процессом «Школа равных возможностей», которая получила 3 место Главы города за внедрение инновационных технологий программ в рамках проекта «Образование» на территории нашего города, 200….
Руководитель школьной программы «Допризывная подготовка- один из приоритетов социально значимого образа жизни учащихся» (диплом 2-й степени на 1 Всероссийском открытом творческом конкурсе «Гайдар.Время. Мы.2007год»
Заключение.
Результативность реализации проекта измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления-
обучающиеся принимают активное участие:
- во всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ по патриотическому воспитанию;
- в работе гражданско-патриотического направления;
- в выставках патриотической направленности;
- конкурсах и конференциях по патриотической тематике;
- проведении военно-спортивных игр.
Силами обучающихся, отслуживших в Российской армии создан музей Боевой славы. Старшеклассники являются членами городского поискового отряда «Самотлор» и приняли участие в поиске захоронений в городе Волгограде. Болотов Вячеслав (ныне выпускник школы) имеет государственную награду: медаль «За активный поиск» (2008 год).
Разработан план мероприятий с местным казачеством по возрождению патриотических традиций русского народа.
Сделаны выводы. Цель, поставленная в начале работы по проверке модели патриотического воспитания обучающихся на уроке русского языка, достигнута.
Задачи, поставленные в проекте для достижения цели, были выполнены. Гипотеза, выдвинутая мною, подтверждена, представлена результатами в проекте.
Апробировав полученные теоретические знания на практике, были сделаны выводы:
- расширились границы познаний о истории Родины;
- сформировались представления о краеведении;
- возрос интерес к судьбоносным проблемам своего народа;
- повысилась речевая культура;
- развились коммуникативные навыки, орфографическая зоркость.
Негативные результаты не выявлены.
Существенным достоинством проекта является высокая степень его воспроизводимости в условиях другого образовательного учреждения.
Учителя ШМО применяют в своей работе мой опыт: организуют урочную и внеурочную деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию с использованием возможности школьного музея.
Литература.
1. Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
2. Матвейчук О.И «Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале» – М.: Айрис-пресс, 2004, с. 88-96.(2)
3. Жукова, Л. Я горжусь Отечеством своим! / Л. Жукова // Гудок.- 2004.- 28 февр.- С. 7.
О Всероссийском конкурсе журн. и литерат. работ среди уч-ся школ, лицеев, колледжей и ПТУ РФ по патриотическому воспитанию.(3)
4.Суходольская С.А «Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы»- Дрофа, 2007, с 69(4)
5. Пятигора, Л. Средствами культуры и искусства / Л. Пятигора // Патриот Отечества.- 2003.- N 4
6. «Практика административной работы в школе» №. 8, 2008 г
7. «Практика административной работы в школе» №. 1, 2008 г
8. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
9 . http://www.zanimatika.ru//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".
Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.
Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...