Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.ppt | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая разработка раздела «Деепричастие. 7 класс» образовательной программы по русскому языку
Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена к программе «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.Шанский) - М. Просвещение, 2010 и разделу базового учебника «Русский язык 7 класс» для общеобразовательных учреждений (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.) – М. Просвещение, 2010. с учетом Методических рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений «ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 7 классе» Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, О. М. Александрова. Основные направления в работе по морфологии в 7 классе, которые отражены в учебнике, рекомендуются авторами программы для соблюдения на каждом уроке и легли в основу данной разработки: 1. минимальность времени для формирования системы морфологических знаний, умений и навыков; 2. формирование лингвистической и коммуникативной компетенции; 3. овладение нормами литературной речи, применение приобретенных знаний в практических целях; 4. внимание к вопросам семантики в ее взаимосвязи с функцией того или иного морфологического явления в предложении и особенно в тексте.
Пояснительная записка 1. минимальность времени для формирования системы морфологических знаний, умений и навыков;
Пояснительная записка 2 . формирование лингвистической и коммуникативной компетенции Продолжите высказывание. 1 Деепричастие обозначает…….. 2 Деепричастие образуется от основы глагола при помощи суффиксов…… 3 Деепричастие имеет черты сходства как……, так и …….. 4 Деепричастие с НЕ пишется……… . Например ………. 5 Деепричастный оборот-это………… 6 В предложении деепричастие является…………… 7 Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, на письме………………….. 8 Деепричастие, перешедшие в наречие, и фразеологические обороты…………..
Пояснительная записка 3. овладение нормами литературной речи, применение приобретенных знаний в практических целях Какие объявления не содержат речевых ошибок? Исправьте ошибки (устно). 1) «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!» 2) «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!» 3) «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!» 4) «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
Пояснительная записка 4. внимание к вопросам семантики в ее взаимосвязи с функцией того или иного морфологического явления в предложении и особенно в тексте. Отрывок из повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» глава 9. Со слов «А из города уже выступало неприятельское войско…» до слов «…что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки». Примерные вопросы для исследования. -выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты; -проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты; -что помогают показать деепричастия в данном отрывке; -обобщите свои наблюдения и сделайте выводы. Вывод: Какова роль деепричастий в речи? Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие.
Пояснительная записка 5. Еще одно направление, которое не учтено в учебнике и методических рекомендациях, но является актуальным для современной школы, - это практическая направленность знаний учащихся, которые им предстоит подтвердить на экзаменах в форме ГИА и ЕГЭ.
Цели и задачи раздела «Деепричастие» Триединая дидактическая цель раздела: Познавательная: -освоение знаний об особенностях деепричастия как части речи, способах образования деепричастий, освоения понятия о деепричастном обороте; -формирование умения отличать деепричастие от других частей речи, выполнять морфологический разбор деепричастия, правильно, уместно употреблять в речи деепричастия и деепричастные обороты; - формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков по теме «Деепричастие»; - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения.
Цели и задачи раздела «Деепричастие» Развивающая: - развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; - развитие умения самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитательная: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями Класс условно можно поделить на 2 группы: 60% - обладают хорошей работоспособностью, 40% - обладают невысокой работоспособностью ввиду быстрой утомляемости нервной системы. По типу восприятия информации дети делятся на 2 группы: 75% - визуалы; 25% - аудиалы. Исходя из психологических особенностей данного возраста, учебно-воспитательная программа рассчитана на развитие личности, общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в УМК, построен на следующих принципах: - коммуникативная направленность; - дифференцированное и интегрированное обучение по всем видам деятельности; - сознательное и активное овладение материалом.
Ожидаемые результаты освоения темы «Деепричастие» К завершению изучения темы «Деепричастие» учащиеся должны: знать: морфологические признаки деепричастия; способы образования деепричастий; условия выделения и обособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; правописание не с деепричастиями; текстообразующая роль деепричастий. уметь: производить морфологический разбор деепричастия; находить деепричастия в тексте; производить синтаксический разбор предложений с деепричастным оборотом; составлять предложения с деепричастным оборотом; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала по теме «деепричастие»; выделять запятыми деепричастные обороты.
Обоснование используемых в образовательном процессе по теме «Деепричастие» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся Цель педагогических систем: превращение ученика из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации) Наряду с использованием традиционных способов обучения возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые позволили бы апеллирование к личности ученика, учету его индивидуальных способностей и ориентацию на них.
Приемы личностно-ориентированного обучения 1. Обсуждение с обучающимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться. 2. Обсуждение наиболее рациональных способов работы. 3. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников. 4. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания. В критерии отметки входит: • Уровень активности ученика на уроке; • Выбор самостоятельного способа работы. 5. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности: • Фронтальные; • Парные; • Групповые; • Индивидуальные
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: • повысить интерес учащихся к предмету; • повысить успеваемость и качество знаний учащихся; • сэкономить время на опрос учащихся; • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; • помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Компьютерные презентации активно используются при объяснении нового материала по темам «Деепричастие как часть речи», «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте», «Раздельное написание не с деепричастиями», «Деепричастия несовершенного вида», «Деепричастия совершенного вида». Компьютерные тренажеры, такие как « 1С: Репетитор», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «СD: Тесты по пунктуации». Диски содержат весь школьный курс русского языка: фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация.
Коммуникативно-развивающие технологии Комплексная работа с тексом Б. Рыбакова «В декабре». 1. «Дека» в переводе с греческого означает «десять». 2. Название «декабрь» появилась в глубокой древности, когда декабрь был десятым месяцем в году. 3. В народе говорят, что декабрь замостит и загвоздит, давая саням ход. 4. 7 декабря-День Катерины-санницы. 5. В старинной Москве, на Лубянке, устраивались ярмарки. 6. Там можно было купить парные, одиночные сани. 7. Особенно славились расписные сани. 8. Крестьянин мог купить дровни. 9. Детвора смело каталась с высокой горы. 10. Интересно было смотреть на шумное веселье катающихся. 11. Многие опрокидывались вверх ногами, другие налетали на них, кувыркаясь. 12. Слышен был громкий хохот, оглашающий окрестность. Определи стиль и тип речи. Укажите предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами. Укажите способы связи предложений во втором абзаце. 1, 2 – лексический повтор; 5-6 –наречие; 7-8 – контекстуальные синонимы. Какой частью речи является подчеркнутое слово . (существительное) Найдите в тексте устаревшее слово . (дровни – деревянные сани для перевозки дров).
Система знаний и система деятельности При изучении раздела «Деепричастие» учитель должен учитывать несколько аспектов: Изучение материала должно строиться на внутрипредметных связях, с учетом уровня усвоения предшествующего материала, поэтому нужно четко представлять, на какие знания накладывается изучаемый материал . изучение материала должно строиться с учетом подготовки к итоговой аттестации, поэтому нужно использовать задания КИМ. дидактический материал к уроку отбирается таким образом, чтобы на каждом уроке происходило развитие речи. Целесообразно использовать тексты разных стилей и функционально-смысловых типов. Это позволяет развивать и совершенствовать языковую интуицию, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся. Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации Методы контроля и самоконтроля Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Календарно-тематическое планирование по разделу «Деепричастие» Урок 1. Деепричастие как часть речи Урок 2-3. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Урок 4. Написание не с деепричастиями. Урок 5. Деепричастия несовершенного вида. Урок 6. Деепричастия совершенного вида. Урок 7-8. (Р/р) Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. Урок 9. Морфологический разбор деепричастия. Урок 10. Урок-повторение по теме «Деепричастие». Урок 11. Контрольный диктант с грамматическим заданием
Тема: «Урок-повторение по теме «Деепричастие». Тип урока: повторения и закрепления знаний. Познавательная: Повторить и закрепить знания и умения по теме «Деепричастие». 2. Совершенствовать навыки работы по развитию связной речи на заданную тему. Развивающая: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитательная: Продолжать формирование высоких нравственных качеств, в том числе совокупность норм поведения. Воспитывать внимательное отношение к слову. Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, информационная. Методы и приёмы познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, самостоятельная работа, фронтальная работа .
Заключение Применение технологии коммуникативно-развивающего обучения на уроках русского языка способствует развитию лингвистической компетенции ученика, установлению межпредметных и надпредметных связей, развитию коммуникативных навыков. Применение технологии личностно ориентированного обучения на уроках русского языка способствует обеспечению благоприятной эмоциональной атмосферы, осуществлению индивидуального подхода к детям, созданию на уроках ситуации успеха через предложение выбора задания Применение информационных технологий обучения на уроках русского языка способствует сэкономить время на опрос учащихся, повысить интерес учащихся к предмету.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 5 класса.
Подробная методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 5 класса....
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 9 класса надомного отделения ГБОУ"
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.Пояснительная записка.Уроки планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть школьники в процессе изучения рус...
Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая разработка рабочей программы по русскому языку 10-11 класс по УМК В.В.Бабайцевой
методическая разработка рабочей программы по русскому языку для 10-11 класса с углублённым изучением русского языка...
Методические разработки. Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику под редакцией Разумовской М.М....
Статья-методическая разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 класса надомного отделения ГБОУ"
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс. Учебник Т.А. Ладыженской,М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИзучение учебного предмета &laq...