Учебные таблицы по русскому языку
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Молокова Ирина Ивановна

Схемы и таблицы к урокам русского языка в форме презентаций. Здесь вы можете найти к любому уроку опорную схему или таблицу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебные таблицы по русскому языку 5 -11 классы Составила: учитель русского языка Молокова И. И.

Слайд 2

Система гласных звуков Гласные: [ и ] , [ ы ] , [ у ] , [ э ] , [ о ] , [ а ] ударные безударные л е с л е са п о ле п о ля сл а дкий насл а ждение бл и зкий бл и жайший

Слайд 3

Двойная роль букв е , ё , ю , я Обозначают два звука Обозначают гласный звук и мягкость предыдущего согласного Е [ йэ ] , ё [ йо ] , ю [ йу ] , я [ йа ] Ле [ лэ ] , лё [ ло ] , лю [ лу ] , ля [ ля ] В начале слова: ё лка [ йолка ] ; После гласной: ма я к [ майак ] ; После разделительных Ъ и Ь: вь ю га [ вйуга ] Л е с [ лэс ] Л ё д [ лот ] Л ю к [ лук ] Пл я ж [ плаш ]

Слайд 4

Система согласных звуков Непарные согласные твёрдые мягкие звонкие глухие [ ж ] , [ ш ], [ ц ] [ й ], [ ч ], [ щ ] [ л ], [ м ], [ н ], [ р ],[ й ] [ х ], [ ц ], [ ч ] , [ щ ]

Слайд 5

Система согласных звуков Парные твёрдые и мягкие согласные твёрдые [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] мягкие [ б ’ ] [ в ’ ] [ г ’ ] [ д ’ ] [ з ’ ] [ к ’ ] [ л ’ ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ] [ м ’ ] [ н ’ ] [ п ’ ] [ р ’ ] [ с ’ ] [ т ’ ] [ ф ’ ] [ х ’ ]

Слайд 6

Система согласных звуков Парные звонкие и глухие согласные Звон-кие [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] Глу-хие [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ]

Слайд 7

Разделительные Ъ и Ь Разделительный Ъ Разделительный Ь После приставки, перед гласными е, ё, ю, я : Под ъ е зд, с ъ ё мка, об ъ я вление В остальных случаях, После согласных, Перед гласными е, ё, ю, я, и: В ь ю га, ла д ь я , п ь е са

Слайд 8

Буквы И – Ы после Ц В КОРНЕ ПИШИ И : Ц И РК, Ц И ФРА, Ц И РКУЛЬ ЦИЯ : АКА Ц И Я, ТРАПЕ Ц И Я ИСКЛЮЧЕНИЕ: Ц Ы ГАН НА Ц Ы ПОЧКАХ Ц Ы КНУЛ Ц Ы ПЛЁНКУ: « Ц Ы Ц!» В СУФФИКСЕ И В ОКОНЧАНИИ ПИШИ Ы : ЦАРИ Ц Ы Н, СЕСТРИ Ц Ы Н ПТИ Ц Ы , НОЖНИ Ц Ы

Слайд 9

Буквы ё – о в корне после шипящих Ё (под ударением, если есть чередование ё//е) О (под ударением, если нет чередования) Ж ё лтый – ж е лтеть Ш ё пот – ш е птать Ч ё рточка – ч е рта Кры ж о вник, ш о рты, капю ш о н, ш о рох, ш о в, ш о к, ма ж о р, об ж о ра, тру щ о ба, ч о каться Слова с непроверяемой безударной гласной: Ш о ссе, ш о колад, ш о фёр, ж о кей, ж о нглёр, Ш о тландия

Слайд 10

Буквы о – а в безударном корне –лаг- // -лож- а ( перед г) о (перед ж) Предл а г ать Прил а г ательное Сл а г аемое Исключение: пол о г Предл о ж ение Изл о ж ение Сл о ж ение

Слайд 11

Буквы о – а в безударном корне -раст-//-рос-// -ращ- а (перед ст, щ ) о (перед с ) Р а ст ение Р а ст ёт Выр а щ у Исключение: Р о ст ов, Р о ст ислав, р о ст ок, р о ст овщик Р о с ла Зар о с ли Пор о с ль Исключение : отр а с ль, отр а с левой

Слайд 12

Буквы о – а в безударном корне –кос-//-кас- а (если после корня есть суффикс -а-) о ( если нет суффикса -а -) К а с а ние К а с а ться к а с а тельная Прик о сновение К о снуться Неук о снительно

Слайд 13

Буквы о – а в безударном корне –зор-//-зар- Под ударением пишется, что слышится А (без ударения) З а рево з о рька З а ря З а рница Оз а рённый Исключения : з о рянка (птица), з о ревать (не спать на заре)

Слайд 14

Буквы о – а в безударных корнях –гор-//-гар-, -клон-//-клан-,- твор-//-твар- Под ударением пишется, что слышится О (без ударения) Заг а р Уг а р Покл о н Кл а няться Затв о р Тв а рь (Божья) Заг о релый Уг о реть Скл о нение Скл о няться Тв о рить стихотв о рение

Слайд 15

Буквы о – а в безударных корнях –ровн-//-равн-, -мок-//-мак- -ровн- (в значении «ровный, гладкий») -равн- (в значении «равный, одинаковый») Выр о внять (дорожку) Ср о внять (неровности) НО! Р а внина Ур а внять (в правах) Ср а внять (счет) -мок- (в значении «пропускать жидкость, становиться мокрым») -мак- (в значении «опускать, погружать во что-нибудь жидкое») Вым о кнуть (по дождем) Пром о кательная (бумага) М а кать (сухарь в чай) Обм а кнуть (перо в чернила)

Слайд 16

Правописание гласных в корнях с чередованием а ( я ) – ИМ, а ( я ) – ИН ИМ пишутся, если далее следует - а - ИН Закл и нать Подн и мать

Слайд 17

Буквы е – и в корнях с чередованием И (если есть -а- ) Е (если нет -а- ) -бир- соб и рать -пир- отп и рать - дир- зад и рать - тир- ст и рать - мир- ум и рать - стил- расст и лать -жиг- выж и гать - блист- бл и стать - чит- выч и тать -бер- соб е ру -пер- отп е реть -дер- зад е рёт -тер- ст е реть -мер- ум е реть -стел- расст е лить -жег- выж е г -блест- бл е стеть -чет- выч е т А

Слайд 18

Приставки на –з и -с Перед звонкими согласными Перед глухими согласными Без- без б режный Воз- воз г ордиться Вз- вз б ежать Из- из б ежать Низ- низ л ожить Раз- раз б ить Роз- роз ж иг Чрез- чрез м ерно Бес- бес п окойный Вос- вос х одить Вс- вс п ахать Ис- ис п арять Нис- нис п ровергать Рас- рас п исаться Рос- рос п ись Черес- черес п олосица

Слайд 19

Буквы ы и и после приставок, оканчивающихся на согласную ы и После приставки, оканчива-ющуюся на согласную, если однокоренные слова без приставки начинаются с и : Без ы мянный ( имя) Роз ы грыш (игра) Из ы ск (искать) Пред ы стория (история) Под ы тожить (итог) После приставки сверх- , меж- Сверх и нтересный Сверх и нициативный Меж и нститутский Меж и здательский А также после иноязычных приставок: контр- , транс-пан- , суб- ( контр и гра, суб и нспектор, Транс и орда-ния)

Слайд 20

Правописание приставок при- / пре- При- Пре- 1. Присоединение: при шить 2. Приближение: при ехать 3. Близость к чему-либо: при школьный 4. Неполнота действия: При открыть Запомнить: прибор, приведение, привилегия, приключение, приказ, призреть (сироту), присяга, притязание, причудливый, привер- женец, примитивный. В значении 1. «очень»: Пре длинный ( = очень) Пре увеличение ( = очень) 2. Близка к пере: Пре ломление ( = переломить) Пре града ( = перегородить) Запомнить: превратить, президиум, презирать (пренебрегать), прельстить, премьера, претензия, претендент, препарат, препятствие, преследовать, преодолеть.

Слайд 21

Слова с пол- (полу-) Через дефис Слитно Перед гласными: Пол - о кна, пол - а рбуза 2. Перед л: Пол - л ета, пол - л имона Перед прописной буквой: Пол - Е вропы, пол - М осквы В остальных случаях (слова с пол- и все слова с полу- пишутся слитно ) Пол дома Пол день Полу круг Полу живой

Слайд 22

Основные способы образования слов в русском языке Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение 6. Сложение + суффиксация 7. Переход слов одной части речи в другую Читать – про читать Лес – лес ок Свеча – под свеч ник Переходить – переход Лес + степь – лес о степь Физ ическая культура – физкультура Юн ый кор респондент – юнкор В ысшее у чебное з аведение - вуз М осковский г осударственный у ниверситет - МГУ Быстр о + теч ь + н – быстр о течн ый Столовая (прил.) комната – столовая (сущ.)

Слайд 23

Соединительные гласные о – е в сложных словах о (после твердых согласных) е (после мягких согласных, шипящих и ц) Ле с о степь Са м о лёт Пу т е шествие Ка ш е вар Пти ц е лов

Слайд 24

Типы склонений имён существительных Тип склонения Примеры 1 м. р. - а , - я , ж. р. - а , - я Дедушк а , дяд я Бабушк а , семь я , арми я 2 м.р. - ср. р. - о , - е Класс, камыш, гербарий, Окн о , солнц е , удивлени е 3 ж. р. - Ноч ь , тен ь Разносклоняемые (на –мя + путь) Зна мя , пла мя , и мя Несклоняемые (нулевое склонение) Метро, кино, пари, турне Склоняются как прилагательное Дежурн ый , столов ая

Слайд 25

Суффиксы существительных –чик-/-щик- -чик- -щик- После з - д -( е) - с (ь) ж -( и) - т (ь) В остальных случаях Гру з чик Разве д чик Разно с чик Перебе ж чик Лё т чик Исключения : Асфаль т щик , бриллиан т щик Фонар щик Камен щик Танцов щик

Слайд 26

Правописание гласных в суффиксах – ек - / - ик - Если при изменении слова гласная Выпадает, то - ек - Не выпадает, то - ик - Замоч к а – замоч ек Дружоч к а – дружоч ек Ключ ик а – ключ ик Ларч ик а – ларч ик

Слайд 27

Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных о (под ударением) е (без ударения) Пуш ок Реч онк а Трещ отк а Плеч о лиц ом Кусоч ек Книж ечк а Доч еньк а Добыч ей сердц е

Слайд 28

Не с именами существительными Слитно Раздельно Если слово не употребляется без не : ненастье, недоумение 2. Если слово с не можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением: не правда (= ложь) не счастье (= горе) Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Не друг, а враг. Не правда, а ложь.

Слайд 29

Разряды имён прилагательных по значению Разряды Признаки Качественные Образуют степени сравнения: добрее, более добрый Образуют краткую форму: добра (мама) Сочетаются с наречиями очень , чрезвычайно, слишком : очень добрая Образуются сложные прилагательные: добрый-добрый Образуют прилагательные с не: недобрый

Слайд 30

Разряды Признаки 2. Относительные Обозначают материал, из которого сделан предмет: золотой Обозначает место: морской 3. Обозначает временные признаки: осенний 4. Не имеют признаков кач. прил. (см. выше) Разряды имён прилагательных по значению

Слайд 31

Разряды Признаки 3. Притяжательные Обозначают принадлежность Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Имеют суффиксы -ов(-ев), -ин(-ын), -ий : отц ов , пап ин , волч ий Разряды имён прилагательных по значению

Слайд 32

Степени сравнения имён прилагательных Сравнительная Превосходная Простая 1.Начальная форма + ее (ей) спокойный + ее  спокойн ее 2. нач. ф. + е (чередование согл.) громкий + -е  громч е 3. нач.ф. - -к- (-ок, -ёк ) + -е, ше тонкий - -к- + - ше  тонь ше Простая Начальная форма + -ейш- (-айш) спокойный + -ейш-  спокойн ейш ий Составная Более или менее + нач. форма более широкий Составная Самый ( наиболее) + нач. форма Самый широкий

Слайд 33

Не с именами прилагательными Слитно Раздельно Не употребляется без не: Н: не ряшливый, не взрачен Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением: Н: не добрый (= злой) 1. Если в предложении есть противопоставле- ние с союзом а : Н: Не вежлив, а груб. Употребляется со словами : далеко не…, нисколько не…, вовсе не…, ничуть не… Н: Вовсе не строгий учитель .

Слайд 34

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных о ( под ударением) е ( без ударения) Ежовый Свинцовый чужой Оранжевый Лицевой Горячего

Слайд 35

- н , - нн - в суффиксах имён прилагательных н нн От существительных -ан- кож ан ый -ян- земл ян ой -ин- голуб ин ый Исключение: Стекл янн ый, дерев янн ый, олов янн ый От существительных 1. С основой на н + - н - тума н н ый 2. - онн - станци онн ый - енн - врем енн ый Исключение : ветреный

Слайд 36

Суффиксы имён прилагательных –к- и -ск- -к- -ск- В качественных прилага-тельных, имеющих краткую форму: рез к ий – резок низ к ий – низок В относительных прилага-тельных, образованных от существительных с основой на –к-, -ч-, -ц-: каза к – каза цк ий тка ч – тка цк ий неме ц - неме цк ий Во всех остальных прилагательных: рус ск ий январ ск ий матрос ск ий октябрь ск ий

Слайд 37

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Через дефис Слитно Оттенки цвета или сочетание цветов: тёмно-серый, сине-зелёный Образованы от сложных существительных: юго-запад  юго-западный Если между словами можно поставить союз и : русско-английский (словарь) русский и английский Если прилагательное образовано от словосочетания: Древняя Русь = древнерусский Левая сторона = левосто-ронний Долго играть = долгоиграющий

Слайд 38

Разряды имён числительных Количественные (сколько?) (количество предметов) Порядковые (какой?) (порядок предмета) Целые Дробные Собирательные Два Двенадцать Двадцать два Одна вторая Две целых пять десятых Двое Оба (обе) Пятеро Второй Двенадцатый Двадцать второй

Слайд 39

Имена числительные Простые Сложные Составные Одно слово (один корень ) Одно слово (два корня) Несколько слов Пять Пятый Сто Сотый Пятьдесят Пятидесятый Пятьсот Пятисотый Пятьдесят пять Пятьсот пятьдесят пять

Слайд 40

Ь на конце и в середине числительных Пишется Не пишется В конце В середине В середине слова От 5 до 20, 30 От 50 до 80 От 500 до 900 От15 до 19 пять шестнадцать тридцать пятьдесят семьдесят пятьсот пятнадцать семнадцать девятнадцать

Слайд 41

Склонение количественных числительных Па-деж От 5 до 30 От 50 до 80 От 500 до 900 И. пять пятьдесят пятьсот Р. пят и пят и десят и пят и сот Д. пят и пят и десят и пят и ст ам В. пять пятьдесят пятьсот Т. пять ю пять ю десять ю пять ю ст ами П. пят и пят и десят и пят и ст ах

Слайд 42

Склонение количественных числительных Па-деж 40, 90, 100 200, 300, 400 И. сорок, девяност о , ст о тр и ст а Р. сорок а , девяност а , ст а трёхсот Д. сорок а , девяност а , ст а тр ём ст ам В. сорок, девяност о , ст о тр и ст а Т. сорок а , девяност а , ст а тр емя ст ами П. о сорок а , девяност а , ст а о тр ёх ст ах

Слайд 43

Склонение числительных оба , обе Па-деж Мужской и средний род Женский род И. Об а (друга) Об е (подруги) Р. Об оих (друзей) Об еих (подруг) Д. Об оим (друзьям) Об еим (подругам) В. Об оих (друзей) Об еих (подруг) Т. Об оими (друзьями) Об еими (подругами) П. Об об оих (друзьях) Об об еих (подругах)

Слайд 44

Склонение составных количественных числительных Па-деж У составных количественных числительных склоняются все слова И. Дв е ст и шестьдесят тр и Р. Дв ух сот шест и десят и тр ёх Д. Дв ум ст ам шест и десят и тр ём В. Дв е ст и шестьдесят тр и В. Дв умя ст ами шесть ю десят ь ю тр емя Т. О дв ух ст ах шест и десят и тр ёх

Слайд 45

Склонение дробных числительных Па-деж При склонении изменяются обе части: числитель как целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе И. Дв е пят ых Р. Дв ух пят ых Д. Дв ум пят ым В. Дв е пят ых Т. Дв умя пят ыми П. О дв ух пят ых

Слайд 46

Склонение порядковых числительных Па-деж Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово И. Сто пятьдесят перв ый Р. Сто пятьдесят перв ого Д. Сто пятьдесят перв ому В. Сто пятьдесят перв ый Т. Сто пятьдесят перв ым П. (о) сто пятьдесят перв ом

Слайд 47

Местоимения Личные Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Возвратное Себя Вопросительные Кто? Что? Какой? Каков? Сколько? Который? Чей? Относительные Кто, что, какой, каков, сколько, который, чей Неопределенные Некто, нечто, некоторый, несколько, кто-либо, кто-нибудь, кто-то, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь, кое-кто и др. Отрицательные Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего Притяжательные Мой, твой, наш, ваш, свой Указательные Тот, этот, такой, таков, сколько Определительные Весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой

Слайд 48

Неопределённые местоимения Слитно Через дефис Не кто Кое -кто Не что Что- то Не который Чем- либо Не сколько Сколько- нибудь

Слайд 49

Не и ни в отрицательных местоимениях Не (под ударением) Ни (без ударения) Не кого Не чему Не чем Мне не кого винить. Ни кого Ни чему Ни чем Я ни чему не удивляюсь . В предложении есть отрицательный глагол .

Слайд 50

Если ни и не отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно. Не у кого Не к чему Не с чем Не во что Не за что Мне не у кого спросить. Исключения : Не кто иной Не что иное Ни у кого Ни к чему Ни с чем Ни в каком Ни за что Я ни у кого не спросил.

Слайд 51

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями 1 спр. 2 спр. На –еть, -оть, -ать, ять и др. Бол еть Пол оть Чит ать Се ять 1. Все глаголы на - ить (кроме брить, стелить ): Н:Вер ить , сто ить 2. 4 глагола на -ать и 7 глаголов на -еть: гн ать , дыш ать , держ ать , завис еть , слыш ать , вид еть и обид еть , а ещё терп еть , верт еть , ненавид еть и смотр еть

Слайд 52

Разноспрягаемые глаголы Хотеть Бежать Я хо ч у Ты хо ч ешь (1 спр.) Он хо ч ет (1 спр.) Мы хо т им (2 спр.) Вы хо т ите (2 спр.) Они хо т ят (2 спр.) Я бе г у Ты бе ж ишь (2 спр.) Он бе ж ит (2 спр.) Мы бе ж им (2 спр.) Вы бе ж ите (2 спр.) Они бе г ут (1 спр.)

Слайд 53

Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы сочетаются с им. сущ., числ., мест. в В.п. без предлога: Строить (что?) дом , встречать (кого?) его Сущ. или мест. может стоять в Р.п.: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета: Не выпить (чего?) молока Налить (чего?) воды Непереходные глаголы – остальные: Жить (где?) в лесу, вылиться (откуда?) из кастрюли

Слайд 54

Наклонение глагола Изъявительное Действия происходили, происходят и будут происходить рисую рисовал буду рисовать Условное Действия, желаемые или возможные при определенных условиях рисовал бы Повелительное Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить рисуй рисуйте

Слайд 55

Ь всегда пишется на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих спряч ь – спряч ь те – спряч ь ся избав ь – избав ь те – избав ь ся Ь сохраняется перед -те и -ся Исключения: ляг – лягте приляг – прилягте

Слайд 56

Гласные в безударных суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) -ова- (-ева-) -ыва- (-ива-) если в наст. или в буд. вр. -ую (-юю), то в н. ф. и прош. вр. -ова- (-ева-) если в наст. или в буд. вр. -ываю (-иваю), то в н.ф. и в прош. вр. -ыва- (-ива-) Рис ую – рис ова ть, рис ова л Потч ую – потч ева ть, потч ева л Отвар иваю – отвар ива ть, отвар ива л Склад ываю – склад ыва ть, склад ыва л

Слайд 57

Склонение причастий Па-деж Окончания прилагательных Окончания причастий И. Син яя (даль) Синеющ ая (даль) Р. Син ей (дали) Синеющ ей (дали) Д. Син ей (дали) Синеющ ей (дали) В. Син юю ( даль) Синеющ ую (даль) Т. Син ей (далью) Синеющ ей (далью) П. О син ей (дали) О синеющ ей (дали)

Слайд 58

Причастный оборот Причастие + зависимые слова Быстро летящие по ветру (листья) Знаки препинания Листья , летящие по ветру,… …летящие по ветру листья

Слайд 59

Действительные причастия настоящего времени Действительные Страдательные Признак предмета, который сам производит действие. Признак предмета, который испытывает на себе действие. Ученик, читающий книгу. (ученик, который читает) Книга, читаемая учеником. (книга, которую читает ученик)

Слайд 60

Действительные причастия настоящего времени Глаголы несовершенного вида: переходные и непереходные Суффиксы причастий Действительные причастия настоящего времени Идут Читают Улыбаются 1 спр. -ущ- (-ющ-) (-ющ-) ид ущ ий Чита ющ ий улыба ющ ийся Дышат смотрятся 2 спр. -ащ- (-ящ-) дыш ащ ий смотря щ ийся

Слайд 61

Действительные причастия прошедшего времени Глаголы совершенного и несовершенного вида: переходные и непереходные Суффиксы причастий Действитель-ные причастия прошедшего времени Строить Смотреться 1 спр. -вш- Строи вш ий Смотре вш ий Принести 2 спр. -ш- принёс ш ий

Слайд 62

Страдательные причастия настоящего времени Глаголы несовершенного вида переходного Суффиксы причастий Страдательные причастия настоящего времени читать ведут 1 спр. -ем- (-ом-) чита ем ый вед ом ый гонят 2 спр. -им гон им ый

Слайд 63

Страдательные причастия прошедшего времени Глаголы совершенного и несовершенного вида переходные Суффиксы причастий Страдательные причастия прошедшего времени прочитать -нн- прочита нн ый видеть решить -енн- (-ённ-) виденный реш ённ ый сжать -т- сжа т ый

Слайд 64

Не с причастиями Слитно Раздельно Без не не употребляется: не доумевающий (взгляд). Нет противопоставления с союзом а : не скошенная (трава). 3. Нет зависимых слов: не отправленное (письмо) С краткими причастиями: книга не прочитана Есть противопоставление с союзом а : не скошенная, а срезанная трава Есть зависимые слова: не отправленное мною письмо Употребляется со словами: далеко не…, нисколько не…, вовсе не…, совсем не…,ничуть не…, отнюдь не … вовсе не решённая задача

Слайд 65

нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов 1. Есть приставки , кроме не За суше нн ый цветок 2. Есть - ова-, -ева- Маринова нн ые грибы Но : кова н ый, жёва н ый 3. Есть зависимые слова Жаре нн ая в масле рыба 4. Слово образован от бесприставочного глагола совершенного вида решё нн ый пример (сов. вид – решить ) но: ране н ый

Слайд 66

Гласные перед н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных -а- (-я-) если глагол на -ать (-ять) -е- если глагол на -ить (-еть) Связ ать – связ а нн ый – связ а н Засе ять – засе я нн ый - засе я н Закрут ить – закруч е нн ый – закруч е н Увид еть – увид е нн ый - увид е н

Слайд 67

Деепричастный оборот. Знаки препинания Покачивая крыльями , летели птицы. Птицы , покачивая крыльями , летели . Птицы летели, покачивая крыльями .

Слайд 68

Деепричастия несовершенного вида 1. Незаконченное добавочное действие. 2. Что делая? Глаголы настоящего времени несовершенного вида Суффиксы Деепричастие несовершенного вида зна ет гляд я т улыба ют ся -а (-я) зна я гляд я улыба я сь

Слайд 69

Деепричастия совершенного вида 1. Законченное добавочное действие. 2.Что сделав? Глаголы неопределённой формы совершенного вида Суффиксы Деепричастия совершенного вида сложи ть взя ть ся испечь Простое будущее время прищур ят ся -в -вши -ши -а (-я) сложи в сложи вши взя вши сь испёк ши прищур я сь

Слайд 70

Смысловые группы наречий Образ действия Как? Каким образом? жить дружно Время Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? встать рано Место Где? Куда? Откуда? прийти туда Причина Почему? По какой причине? обидеть сгоряча Цель Зачем? С какой целью? сделать назло Мера Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере? изменить слегка

Слайд 71

Степени сравнения наречий Сравнительная Превосходная Простая Составная Составная -ее (-ей), -е, -ше Легко  легч е Более (менее) + исходная форма наречия Более легко Менее легко Сравнительная степень наречия + всех легче всех

Слайд 72

Не с наречиями Слитно Раздельно 1. Не употребляется без не: не лепо не взрачно 2. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением: Не далеко = (близко) Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо. Употребляется со словами далеко не…, нисколько не…, вовсе не…, совсем не…, ничуть не…, отнюдь не… Вовсе не интересно.

Слайд 73

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах наречий о ( под ударением) е (без ударения) свеж о горяч о певуч е звонч е волнующ е Исключение : ещ ё

Слайд 74

Не- и ни- в отрицательных наречиях не (под ударением) ни (без ударения) не когда не где не куда ни когда ни где ни куда

Слайд 75

Буквы о и а на конце наречий с из- , до- , с- и за- , на- , в- из- до- с- а Если от бесприставочного прилагательного Издавн а  давний (без приставки) из- до- с- о Если от прилагательного, в котором уже была приставки Доверительн о  доверительный за- на- в- о Влев о  левый (без приставки)

Слайд 76

Дефис между частями слова в наречиях по- + -ому (-ему), -и в- (во) + -ых (-их) По -осенн ему , по -дружеск и Во -перв ых , в -пят ых Кое- Кое -как, кое -где -то, -либо, -нибудь Где- то , куда- либо , как- нибудь Сложные наречия Давным-давно, еле-еле

Слайд 77

Ь после шипящих на конце наречий Ь пишется после ш, ч Ь не пишется после ж Спло ш ь Навзни ч ь вска ч ь Заму ж Невтерпё ж Исключение : насте ж ь

Слайд 78

Служебные части речи 1. Не называют никаких явлений действительности. 2. Не изменяются. 3. Не являются членами предложения. Предлог Союз Частица Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонения глагола. Был около дома Разделить на два Прийти к нему Найти грибы и ягоды Я знал, что дом пуст. Неужели скоро лето? Как хорошо! Ты подумал бы .

Слайд 79

Предлог Значение предлогов 1. Пространственные в, на, из-за, под, около, вокруг, у, над, по, за, перед… 2. Временные через, к, до, с, перед, в течение 3. Причинные по, от, вследствие, из-за, ввиду 4. Целевые для, ради, на 5. Образа действия с, без, в, по 6. Дополнительные о, об, про, с, по. насчёт

Слайд 80

Правописание производных предлогов Слитно Раздельно вс ледстви е (= по причине) н ап одобие, вр оде (= подобно) н ас чёт (= о) вв иду, вм есто, н ес мотря на в_ течени е в_продолжени е по_причине в_целях со_стороны

Слайд 81

Простые и составные союзы Простые (состоят из одного слова) Составные (состоят из двух и более слов) или, да, чтобы, словно, если оттого что, как будто, так как, ввиду того что

Слайд 82

Сочинительные союзы Сочинительные Противительные Разделительные и да (= и) ни – ни не только – но и как – так и тоже также а но да (= но) зато однако же или (иль) либо то – то не то – не то

Слайд 83

Подчинительные союзы Временные (указывают на время) когда, пока, едва, лишь, лишь только Причинные (указывают на причину) потому что, так как, оттого что, ибо Целевые (указывают на цель) чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы Условные (указывают на условие) если, раз, если бы Уступительные ( указывают на противоречие одного события другому) хотя; несмотря на то, что; пускай Сравнительные (указывают на сравнение) как, как будто, словно Следственные (указывают на следствие) так ч то Изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) что, чтобы

Слайд 84

Разряды частиц Формообразующие Модальные Отрицательные бы (б) да давай давайте пусть пускай ли, разве неужели что за, как вот ( и вот) вон ( и вон) вряд ли, едва ли именно, как раз не ни

Слайд 85

Группы модальных частиц по значению Вопрос ли, разве, неужели Восклицание что за, как Указание вот (а вот), вон (а вон) Сомнение вряд ли, едва ли Уточнение именно, как раз Выделение, ограничение только, лишь, исключительно, почти Усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь Смягчение требования -ка

Слайд 86

Значения отрицательной частицы не Отрицательное значение Положительное значение Всему предложению: Не стоит рассказывать. Отдельным членам предложения: За лесом не овраг, а речка. Не перед глаголом мочь + не перед н. ф. глагола Я не мог не ответить. (я ответил)

Слайд 87

Значения отрицательной частицы ни Отрицательное значение Утвердительное значение В предложениях без подле-жащего (ни при сущ. в Р .п.): У меня ни минуты свободного времени 2. Усиление отрицания, которое выражено частицей не или словом нет: Он не умел ни петь, ни плясать. Нет ни ягодки. Частица стоит перед сказуемым после слов: кто, что, какой, куда, когда, как, сколько, где и др. Когда ни приедешь, она всегда занимается рукоделием.

Слайд 88

Правописание частиц Раздельно Через дефис Бы, ли, же -ка, -то, -таки Скорей бы лето! Согласны ли вы со мной? Конечно же . Приготовь- ка завтрак. А мы- то старались. Все- таки мы успели.

Слайд 89

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Ай-ай Ого-го Хи-хи Гав-гав-гав Ах! Как хорошо! Боже мой, кого я вижу! Прогулка, увы , не удалась. Но: если междометие употреблено в значении других частей речи, то знаки препинания отсутствуют. Далече грянуло ура. А воз-то бух в канаву .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебные таблицы. 8 – 11 классы Составила учитель русского языка Молокова И.И .

Слайд 2

Связь слов и словосочетании Согласование Управление Примыкание Род, число, падеж Падеж Смысл ясный день ясного дня читать книгу читаешь книгу сгоряча решил не подумав возразить прилаг. прич. порядк. числ. сущ. местоим. глагол и др. самост. части речи сущ. и мест. в косв. п. глагол и др. самост. части речи Нареч., дееприч. н. ф. глаг.

Слайд 3

Основные значения словосочетаний Словосочетание Строение Грамматическое значение жёлтый лист прил. + сущ. предмет и его признак собрать листья глаг. + сущ. действие и предмет, на которое оно направлено приехать рано глаг. + нар. действие и его признак

Слайд 4

Способы выражения подлежащего Именем существительным (в И. п.) Гости приехали утром. 2. Местоимением Я был в музее. 3. Именем прилагательным (в И. п.) Старшие помогали младшим. 4. Причастием Желающие могли покататься. 5. Именем числительным (в И. п.) Два да два – четыре. 6. Неопределенной формой глагола Курить – здоровью вредить. 7. Наречием Завтра не наступит некогда. 8. Междометием Га-га-га слышалось на лугу. 9. Синтаксически неделимым словосочетанием Мы с сестрой радовались.

Слайд 5

Виды сказуемого Простое глагольное Глагол в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматическое значение ) Он засыпает . Мы не будем спать . Составное глагольное Вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение и часть лексического ) + неопределенная форма глагола (выражает лексическое значение) Дождь перестал шуметь. Составное именное Глагол-связка (выражает грамматическое значение) + именная часть (выражает лексическое значение) Пьеса была интересной. Мой брат – учитель.

Слайд 6

Способы выражения именной части сказуемого 1. Имя прилагательное Он весёлый. Он был весёлым. 2. Имя существительное Он весельчак . Весь сад в цвету. 3. Причастие Письмо было задержано . 4. Числительное Два да три будет пять . 5. Местоимение Вишнёвый сад теперь мой . 6. Наречие Ей туфли впору будут . 7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста . Она была с заплаканными глазами.

Слайд 7

Тире между подлежащим и сказуемым . Тире ставится: Сущ . + сущ . Н.ф. глаг. + н .ф . глаг. Числ . + числ . Сущ . + н.ф. глаг . Н.ф. глаг . + сущ . 6. Это, вот, значит 7. Числ . + сущ . 8. Сущ. + числ . Лес – друг человека. Охранять природу – любить родину. Дважды два – четыре . Наша задача – хорошо учиться . Ходить босиком – удовольствие . Чтение – вот лучшее учение . Пятьсот метров – глубина озера. Глубина озера – пятьсот метров .

Слайд 8

Тире между подлежащим и сказуемым . Тире не ставится При сказуемом есть не При сказуемом есть как, будто Подлеж. = местоим. Но! На мест. падает логич. ударение. Старость не радость . Пруд как зеркало . Он врач . Ты – лучший человек на свете.

Слайд 9

Второстепенные члены предложения Дополнение Обозначает предмет Вопросы косвенных падежей Напиши письмо (кому?) брату Определение Признак предмета какой? чей? (Какое?) Яркое солнце ослепляло. Обстоятельство Признак действия, признак признака где? куда? откуда? когда? как? и др. Снег падал (как?) медленно .

Слайд 10

Прямое и косвенное дополнение Прямое Косвенное Относится к переходному глаголу. Обозначает предмет, на который направлено действие. (В. п. без предлога) Все остальные ( косвенные падежи) Старуха пряла (что?) пряжу .(В. п.) Бабушка пожалела (кого?) малыша . (В. п.) Мать гордилась (кем?) с ыновьями . (Т. п.) Налить (во что?) в вазу . (В. п. с предлогом)

Слайд 11

Способы выражения дополнения 1. Существительное Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу . 2. Местоимение Я посмотрел (на кого?) на него . 3. Прилагательное Тарас думал ( о чём?) о давнем . 4. Причастие Мы простились (с кем?) с отъезжающими . 5. Наречие Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня. 6. Числительное Девять делится (что?) на три . 7. Н. ф. глагола Все просили её (о чём?) спеть . 8. Синтаксически неделимое сочетание Я читаю (что?) «Вокруг света»

Слайд 12

Согласованные и несогласованные определения Согласованные Несогласованные Способ связи: согласование (прил., мест., прич., числ.) Способ связи: управление, примыкание ( сущ., сравнит. степень прил., н. ф. глагола) У неё (какое?) улыбающееся лицо. (Чей?) Наш рассказ интересен. Найди второй том. У неё лицо (какое?) с улыбкой . (Чей?) Его рассказ интерес. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя.

Слайд 13

Приложение – это определение, выраженное существительным , согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение может обозначать Собственное наименование ( название газет, журналов, предприятий, пароходов, учреждений и т. п.) – это особый вид несогласованных приложений. 1. Различные качества предмета Зима- чародейка преобразила лес. 2. Возраст Егерь- старик вышел из леса. 3. Национальность Друг- украинец приехал в гости. 4. Профессию Певец Битов исполнил романс.

Слайд 14

Дефис в приложениях Ставится Не ставится Опред.сущ.+одиноч.прилож. сущ. нариц. Все с интересом наблюдали за работой акробата- жонглёра . После слов, являющихся общепринятыми обращениями: товарищ, гражданин, господин, брат… Господин учитель , разрешите мне ответить. 2. Прилож. + опред. слово сущ. собств. сущ. нариц. Туристы любовались Ильмень -озером. Прилож. + опред. сущ. = опред. прилаг. Старик отец (старый отец) встретил сына на крыльце. 3. нариц. сущ. + нариц. сущ. обозначает родовое (видовое) понятие. Птица зяблик сидела на ветке ивы.

Слайд 15

Основные группы обстоятельств Образа действия и степени как? каким образом? Снег падал медленно. Места где? куда? откуда? Туристы спустились с горы . Времени когда? как долго? Вечером полил дождь. Причины почему? по какой причине? Мы вернулись из-за дождя . Цели зачем? с какой целью? Он пришёл повеселиться . Условия при каком условии? Чуден Днепр при тихой погоде. Уступки несмотря на что? Мы шли , несмотря на дождь.

Слайд 16

Виды предложений по строению грамматической основы. Двусос-тавные (два главных члена) Односоставные (один главный член) Лес ожил . Сказуемое Подле-жащее Опред.-личн. Неопред.-личн. Безличные Назыв-ные 1 и 2 лицо ед. и мн. число 3 лицо мн. ч. наст. и буд. вр.; мн. ч. прош вр. Нет и не может быть подлежащего Есть только подлежа-щее. Люблю лето. В дверь постучали Морозит . Весна.

Слайд 17

Неполные предложения Предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения, но его можно легко можно восстановить. Пропуск членов предложения на письме может быть обозначен тире. Летом светает рано, а зимой – поздно . Употребление: в диалоге во второй части сложного предложения Как тебя зовут? - Меня Федей . (зовут) Алёша смотрел на них, а они на него . (смотрели)

Слайд 18

Однородные и неоднородные определения Определения-эпитеты обычно бывают однородными: Тяжёлые, холодные тучи лежали на вершине гор. Однородные Неоднородные 1. Одинаково относятся к определяемому слову. 1. Ближайшее определение относится к определяемому слову, а следующее – ко всему словосочетанию. 2. Можно поставить союз и . Удобный, широкий стол. (удобный и письменный) 2. Нельзя поставить союз и . Удобный письменный стол.

Слайд 19

Запятая между однородными членами предложения 1. Если однородные члены связаны только интонацией. В лесу распустились медуницы, пролески . [ , ] 2. Перед противительными союзами На улице не дождь , а снег . [ , ] 3. Перед повторяющимися союзами И взрослые , и дети пришли на просмотр фильма. [ и , и ] 4. Перед второй частью двойных союзов Они посетили не только музей , но и выставку . [ не только , но и ]

Слайд 20

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом . Место обобщающего слова Пример Схема Перед однородными членами Всюду царствовало безмолвие : в поле, в роще, на реке. [ : , , ] После однородных членов В поле, в роще, на реке – всюду царствовало безмолвие [ , , - ] Перед однородными членами, но после них предложение продолжается Всюду : в поле, в роще, на реке – царствовало безмолвие. [ : , , -… ]

Слайд 21

Обращение Особенности Примеры Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией. Георгий , не забывайте нас. 2. Различают нераспространённые и распространённые обращения Милая мамочка! Я очень по тебе скучаю. 3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных); в худо-жественной речи может быть выра-жено неодушевлёнными существи-тельными. Отпусти ты, старче, меня в море! Что ты рано в гости, осень , к нам пришла. 4. Может стоять в начале, середине и в конце слова Папа , приезжай скорей. Сегодня, дети , пойдём в музей. Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Слайд 22

Обособление определений и приложений Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы , поехали работать в село. 2. Ягоды , собранные детьми , были вкусны. Дед , участник войны , знал всё о том далёком времени. 3. Ветер, тёплый и ласковый , разбудил цветы на лугу. 4. Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие. (причина) Возглавлял отряд Сергей Смирнов , опытный разведчик . В отрочестве я зачитывался книгами Дюма- отца.

Слайд 23

Обособление приложения с союзом как Обособляются Не обособляются Если имеет оттенок причинности: Если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны: Как истинный поэт , Некрасов любим своим народом. Все знали Женю как надёжного друга .

Слайд 24

Обособление обстоятельств Обособляются Не обособляются Деепричастные обороты и одиночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке . Я, запыхавшись, остановился. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: Он слушал раскрыв рот . Он слушал спустя рукава . С предлогом несмотря на: Он улыбался, несмотря на плохое настроение. Наречия стоя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, играя и др. Он читал лёжа . Он лёжа читал. Но: Он читал, лёжа на диване . С производными предлогами благодаря, вопреки и др., если стоят перед сказуемыми: Вопреки предсказанию , погода прояснилась

Слайд 25

Знаки препинания при уточняющих членах предложения Обособляются Примеры 1. Уточняющие обстоятельства места и времени С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов. 2. Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть) Над водой летали и кричали альбатросы , то есть морские чайки. 3. Уточняющие члены со словами особенно, главным образом, в частности, в том числе, например и др. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. Уточняющие дополнения с предло-гами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением, наряду, с и др. Наряду с изучением английского языка , он занимался французским.

Слайд 26

Группы вводных слов по назначению 1. Уверенность конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др. 2. Предложение, неуверенность очевидно , вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др . 3. Чувство радости, огорчения, удивления к счастью, к сожалению , к несчастью, к удивлению и др. 4.Источник мысли по-моему, по-твоему, по словам , говорят, по сообщению и др. 5. Порядок изложения мыслей во-первых, во-вторых , наконец и др. 6. Связь данной мысли с предыдущей итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим и др. 7. Вежливость, привлечение внимания собеседника извините, простите, пожалуйста , позвольте, допустим и др.

Слайд 27

Основные виды сложных предложений союзные бессоюзные сложносочинённые сложноподчинённые с придаточными Определительными изъяснительными обстоятельственными (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия)

Слайд 28

Знаки препинания в сложносочинённом предложении Не ставится, если: 1. Есть общий второстепенный член. [ Крылья у гуся были растопырены ] и [ клюв раскрыт ] . 2. Есть общее вводное слово Вероятно , [ он был в затруднении ] и [ в его душе совершалась борьба ] . 3. Есть общее придаточное предложение. [ Дождь уже перестал ] и [ начинало светать ] , (когда мы вернулись). 4. Союз и соединяет два вопросительных, или два восклицательных, или два назывных предложения. [ Когда мы отправимся ] и [ где назначена встреча ] ? [ Ночь ] и [ огромная луна ] .

Слайд 29

Подчинительные союзы и союзные слова Союзы Союзные слова Не является членом предложения, нельзя поставить вопрос: Я сказал, что люблю осенний лес. Является членом предложения, можно поставить вопрос: Мы не знали , что произошло . 2. Союз может быть опущен: Я сказал: «Люблю осенний лес» 2. Союзное слово опустить нельзя: Мы не знали,… произошло . 3. Можно заменить другим союзом: Я сказал, будто люблю осенний лес. 3. Можно заменить другим значащим словом: Мы не знали, какое событие произошло .

Слайд 30

Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными 1. [ Мы остановились в том доме ] , (который стоял на пригорке ) . 2. [ В доме, (что стоял на пригорке ) , мы остановились ] . 3. [ Дом,( где мы остановились ) , стоял на пригорке ] . 4. [ Дом,( откуда мы вышли ) , стоял на пригорке ] . 5. [ Дом, (куда мы вошли ) , стоял на пригорке ] .

Слайд 31

Придаточные обстоятельственные Виды придаточных Союзы и союзные слова Примеры Образа действия или степени как ,сколько , насколько , что, чтобы , будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо(как?) , что ни у кого не было вопросов. Места где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин. Времени когда ( когда … то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Условия если ( если … то),когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?), если ты не возражаешь.

Слайд 32

Придаточные обстоятельственные Виды придаточных Союзы и союзные слова Примеры Причины потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу ( почему?), потому что становится темно. Цели чтобы , для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь. Сравнения как ,чем, чем … тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло. Уступки хотя ,несмотря на то что , пускай, как ни Как ни торопились мы к станции , все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?). Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Слайд 33

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными Последовательное подчинение [ ], ( ), ( ) . [ Дети рассказали ] , ( что нарвали тех цветов ) , ( которые любила мама ) . 2. Параллельное подчинение ( ), [ ], ( ) . ( Когда поднялось солнце ) , [ мы увидели картинку ] , ( которая удивила всех ) . 3 . Однородное подчинение [ ] , ( ), ( ). [ Слышно было ] , ( как в саду шагал садовник ) , ( как скрипела его тачка ) . 4. Если придаточные однородны и соединены союзом и , то запятая между ними не ставится [ ], ( ) и ( ). [ Лесник знал ] , ( где живёт белка) и ( где ходят на водопой кабаны ) .

Слайд 34

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении [ ], [ ] и перечисление фактов [ В лесу весело и беззаботно поют птицы ] , и [ над цветами летают бабочки ] . [ ] ; [ ] ; [ ]. Перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания

Слайд 35

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении [ ] : [ причина ] . ( потому что ) [ Путешественники спешили ] : [ в горах ночь наступает быстро ] . [ ] : [ пояснение ] . ( а именно ) [ Мы увидели неожиданную картину ] : [ на опушке стоял лось ] . [ ] : [ дополнение ] . ( что ) [ Я тебе определённо скажу ] : [ у тебя есть талант ] .

Слайд 36

Тире в бессоюзном сложном предложении [ ] – [ ] . противопоставление [ Он гость ] – [ я хозяин ] . Он гость, а я хозяин. [ время, условие ] – [ ] . [ Ехал сюда ] – [ рожь начинала колоситься ] . [ ] – [ вывод, следствие ] . [ Ласточки летают низко над землёй ] – [ жди дождя ] . [ ] – [ быстрая смена событий ] . [ Сыр выпал ] – [ с ним была плутовка такова ] .

Слайд 37

Замена прямой речи косвенной . Вид предлож. по цели высказ. явл. прям. речь Союзы, союзные слова Примеры Повествова-тельное Союзы что, будто Мне сказали: «Приходил твой брат». Мне сказали, что приходил мой брат. Побудительное Союз чтобы Она потребовала: « Смотри мне в глаза!» Она потребовала, чтобы я смотрел ей в глаза. Вопроситель-ное -Союзные слова кто, что, где, когда, почему -Частица ли в роли союза «Что вы будете делать?» – спросил Олег. Ваня спросил: « Ты идёшь на рыбалку?» Олег спросил, что они будут делать. Ваня спросил, иду ли я на рыбалку.

Слайд 38

Цитаты и знаки препинания при них 1. Цитаты могут стоять при словах автора В. Г. Белинский писал: «Русский язык необыкновенно богат». 2. Можно цитировать и часть предложения (цитата выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы) К. Г. Паустовский говорил, что «для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». 3. Если цитируется фраза не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие М. В. Ломоносов считал : «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает… ни одному европейскому языку не уступает». 4. Если цитируется стихотворный текст (строки и строфы подлинника соблюдаются), то кавычки не ставятся У Л. Татьяничевой есть красивые строки о Родине: И в самом обычном наряде Мила ты, Отчизна, до слёз. К лицу тебе русые пряди Твоих ненаглядных берёз.

Слайд 39

Типы речи Тип речи На какой вопрос даётся ответ в выска-зывании О чём говорится в выска-зывании Временные отношения Как строятся высказывания каждого типа речи Описание Каков предмет, человек? О признаках (предмета, человека) Одновремен-ность Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки Повествова-ние Что происходит с человеком , предметом? О событиях и действиях Последо-вательность Развитие событий, действий Рассужде-ние Почему че-ловек, пред-мет такой? Почему пос-тупает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказыв.-ся), аргументы, вывод.

Слайд 40

Стили литературного язык Признаки Разговор-ный Официально-делов. Научный Публици-стический Художест-венный Употреб-ление Обыденная речь, беседа Переписка учрежде-ний с граждан. Научные труды Агитацион-но-массовая работа Словесно-художест-венное творчество Цель Обобщение, обмен впечатле-ниями, мыслями Информа-ция Сообщение о научных результа-тах, их объяснен. Воздействие на слушате-лей и читателей Воздействие с помощью созданных образов Форма реализа-ции Диалог, записки, письма Договоры, законы, деловые бумаги Доклады, лекции, диспуты Доклады, лекции, диспуты Словесно-художест-венное творчество Основ-ные стилевые черты Непринуж-дённость, эмоцио-нальность Официаль-ность, точность Точность, логичность Призыв-ность, оце-ночный характер Образность, эмоциональ-ность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие таблицы по русскому языку

Обобщающие таблицы по русскому языку...

Таблицы по русскому языку

Таблицы по русскому языку помогут быстро вспомнить правило, хорошо подготовиться к ГИА и ЕГЭ...

Таблицы по русскому языку

Таблицы помогут при подготовке к ГИА и ЕГЭ  по русскому языку...

Таблицы по русскому языку

Этот материал взят из книги Александрова В. Н., Александровой О. И., Соловьевой Т. В. "Единый государственный экзамен. Русский язык". Я его использую при работе со слабоуспевающими детьми в качестве о...

Обобщающие таблицы по русскому языку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые обобщающие таблицы созданы много лет назад на основе технологии интенсификации обучения профессора В.Ф. Шаталова и имеют авторский о р и г и н а л ь н ы й характер. Особенности содержания...

Обобщающие таблицы по русскому языку

ТАБЛИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАЗРАБОТАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО В. Ф. ШАТАЛОВУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ. РАБОТА ПРЕДТВАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ВСЕГО РАЗР...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...