Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Апрель-первоцвет"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Лексина Ирина Васильевна

Урок обобщения и систематизации сведений о союзе как служебной части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel-pervotsvet.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе

 Лексина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Тема урока: «Обобщение и систематизация сведений о союзе как служебной части речи».

(«Апрель-первоцвет»).

Цель:  

  1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Союз как служебная часть речи», углубить первоначальные знания и вновь усвоенные теоретические сведения по теме.
  2. Отрабатывать навыки различных видов лингвистического разбора.
  3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  4. Отрабатывать умение пользоваться справочными материалами (лингвистическими словарями).
  5. Воспитывать у учащихся интерес к изучению сведений о достопримечательностях родного края, бережное отношение к окружающей природе, используя в качестве дидактического материала к уроку сведения о первоцветах Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника.

Оборудование:

  1. Таблица «Служебные части речи», «Чередование гласных в корне».
  2. Аудиозаписи (П.И. Чайковский «Вальс цветов», Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир»).
  3. Интерактивная доска, ноутбук, проектор.
  4. Перфокарты.
  5. Карточки для словарной работы.
  6. Карточки с индивидуальными заданиями.
  7. Тексты о первоцветах.
  8. Фотовыставка «Апрель-первоцвет».
  9. Книжная выставка «Природа и мы».
  10. Рабочие листы.

Оформление доски: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают».

М.В. Ломоносов.

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.

Л.Н. Толстой.

Фенология (гр. phaino – являю + logos – понятие, учение) – отрасль биологии, изучающая периодические явления в живой природе и их связь с климатическими условиями, например, сроки распускания почек, цветения растений, прилета и отлета птиц и т.д.

Апрель. Родина слова – Древний Рим. Оно означает «теплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «цветень».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с предложениями, текстами о природе нашего замечательного края, о Раифе – красивейшем уголке Волжско-камского государственного природного биосферного заповедника. Все мы очень любим общаться с природой. А ведь еще Л.Н. Толстой говорил: (доска) «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

Опираясь на дидактический материал «Апрель-первоцвет», проведем урок-практикум по теме «Союз как служебная часть речи», где постараемся обобщить сведения, уже изученные нами.

  1. Запись в рабочих листах темы урока.
  2. Актуализация прежних знаний учащихся.
  1. Орфографическая зарядка «Четвертое – лишнее».( «Чередующиеся корни»).

росток                      касаться

растение                      касательная

выращивать            прикоснуться

зарастает                      касание

предлагать                    перегореть

прилагательное            пригорел

полагать                      угар

предложение            загорелый

  1. Работа с перфокартами «Проверяю себя».
  2. Самопроверка с помощью интерактивной доски.

1) Ростислав

2) Загар

3) Расположение

4) Слагаемое

5) Заросли

6) Отрасль

7) Коснулся

8) Касается

9) Перегорел

10) Выращенный

  1. Сегодня на уроке мне будут помогать ученики, которые при подготовке к уроку занимались исследовательской работой. Со словарем иностранных слов работал … Он нам расскажет о происхождении слова « апрель», а потом сделает его фонетический разбор (Сообщение учащегося, фонетический разбор у доски).
  2. Апрель – месяц обманщик. Тепло сменяется холодом, и солнечная погода чередуется с дождем и снегом. В эту пору так и хочется сказать: «На неделе семь пятниц». …Работала дома со словарем-справочником по русской фразеологии («На неделе семь пятниц») (Синтаксическая зарядка).
  3. Фронтальный опрос.
  • Что называется союзом?
  • Чем отличаются составные союзы от простых?
  • Для чего служат сочинительные? Подчинительные?
  • Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
  • На какие группы делятся сочинительные союзы? Подчинительные союзы?

Чтение слов М.В. Ломоносова о союзе, записанных на доске. Давайте попробуем убедиться  в правоте слов знаменитого учёного.

  1. Работа с текстом.
  1. Выразительное чтение текста учеником, озаглавливание, определение стиля и типа речи текста (Рисунок).
  2. Морфологический разбор сочинительного союза (Iв), подчинительного союза (IIв) из первого абзаца текста.
  3. Орфографический разбор слов с пропущенными буквами.
  4. Синтаксический разбор предложения.
  5. Построение схем предложений.
  1. Физминутка. Гимнастика для глаз.
  2. Сколько интересного мы узнали о чудеснейшем первоцвете – мать-и-мачехе. А знаете ли вы, для чего в нашей народной медицине используют мать-и-мачеху?

А какие еще первоцветы, растущие в нашей местности, вам знакомы? (Волчье лыко, медуница, гусиный лук, весенний первоцвет (кашка), фиалка, сон-трава и др.).

  1.  Работас материалами  фотовыставки.

Операция «Первоцвет» у нас в школе.

  1.  Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
  2.  Сообщение о происхождении и значении слова «фенология».
  3.  Работа по пословицам (проверка домашнего задания). Даем характеристику союзов из пословиц о весне.
  4.  Работа по таблице с помощью интерактивной доски и проектора. «Различие на письме союзов чтобы, тоже, зато».
  5.  Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам.
  6.  Письмо по памяти.

Голубенький, чистый,

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок.

                                Ф.И. Тютчев.

  1. Занимательные задания.  Шарады.

Две ноты, союз,

Все вместе – игра,

В которую любит

Играть детвора.

                                (До – ми – но).

Мой первый слог – на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом я материя,

И на костюм гожусь.

                                (Сук – но).

  1. Домашнее задание:  написать сочинение-миниатюру «Апрельский цветок», определить виды союзов в нем.
  2. Подведение итогов урока.

Оценки.

Рекомендация книг выставки «Природа и мы».

  1. Заключение.

Общение с природой гораздо интереснее, эстетически насыщеннее, если человек понимает суть её явлений, знает и любит животный и растительный мир: «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир»,  –  так сказал И. Никитин.

Вот мы чуть приоткрыли окно в бесконечные тайны природы да еще связали эти тайны с интереснейшими явлениями русского языка.

  1. Впечатления учащихся от урока.
  2. Звучит аудиозапись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».    

Приложение  .  

   1. Карточки с индивидуальными заданиями.

 Тексты о первоцветах.

           

Японцы, великие зн__токи и любители цв__тов, утв__рждают, что в мире существует множество пр__красных вещей, но ни одна не может сравнит__ся с безмолвной крас__той цветка.

Апрель – первый месяц цветов. Сезон цв__тения открывает первый весе(н, нн)ий цветок мать-и-мачеха (зацветает 14-15 апреля). На южных склонах оврагов, по берегам рек появляются ее первые ж__лтые цветки, издали напоминающий цветки одуванчика.

Интересно, что мать-и-мачеха цветет до того, как у нее образуются листья, а пока их нет, р__стение питается старыми запасами, находящим__ся в корневищах. Для летающих насекомых желтые ее цветки – настоящая находка: других-то пока нет. Да и этому цветку без насекомых не обойтись. Л__тают они с цветка на цветок и опыляют их. К вечеру цветки как будто вянут: пр__гнутся к середине краевые лепестки, закроются корзинки, таким образом цветок всю ноч__ и проспит. А утром проснется, расправит стебель, раскроет корзиночку и предстанет во всей красе.

Почему это растение имеет такое странное название? Если сорвать листок мать-и-мачехи и провести по телу верхней его стороной, испытаете ощущение прохлады, а от нижней его стороны, наоборот, исходит тепло. Поэтому в народе говорят: «Нижняя сторона листа греет, как мать, а верхняя холодит, как мачеха». Листья мать-и-мачехи, собра(н,нн)ые в конце весны, используются в медицине.

2. В апреле в лесах и перелесках зацветает розовато-красными цветами, напоминающими сирень, небольшой кустарник – волчье лыко. Не зря дали ему такое название: кору, которая, кстати говоря, ядовита, с него можно сдирать, как лыко. Ближе к осени на кустах волчьего лыка аппетитно поблескивают ярко-красные ягоды величиной с горошину – они точно налеплены на ветки. Однако красота ягод обманчива – они очень ядовиты.

Почти каждый день в лесу появляются новые цветы. На песчаной почке по опушкам леса замелькала медуница.

Фиолетовые цветки медуницы посещают пчелы. Правильно названа эта красавица: взяток с нее ранний, кругом пусто, а здесь, пожалуйста, готово для пчел лакомство. Шмели тоже не прочь полакомиться нектаром ее цветков. У медуницы все цветки колокольчиками. Растет она в тенистых местах, в рощах и дубравах. Издавна применялась в народной медицине для лечения чахотки. В молодом возрасте съедобна (идет в салат и супы). Весной она бросается в глаза, и многие стремятся ее сорвать для букет, а, пожалуй зря, посмотрел на нее и оставь, не трогай – пусть другие полюбуются.

3.Как только лесные лужайки прогреются солнцем, зацветет калужница. Крупные золотисто-желтые ее цветки на фоне зелени очень красивы. В сырых местах можно увидеть цветущий чистяк, похожий на лютик. Во второй половине апреля зацветают хохлатка, селезеночник, фиалка, а в конце месяца и сон-трава. Крупные светло-лиловые цветки сон-травы обращены к солнцу, в течение дня поворачиваются вслед за ним. Плоды с длинным пушистым столбиком-летучкой, опадая, сами зарываются в землю. Растение это ядовито.

В апрельском лесу можно встретить фиалку с лиловыми душистыми цветками. Непонятно, зачем природа одарила этот удивительно нежный цветок странным свойством цвести дважды в году: ранней весной и летом. Весной цветки привлекают и видом, и запахом, они красивы, да бесплодны. Летом же на растении появляются ничем не примечательные цветки: не имеют ни запаха, ни венчика и лежат прямо на земле. Однако эти самоопыляющиеся цветки дают плоды, поддерживая продолжение жизни вида.

3. Этимология слова «апрель».

Название месяца «апрель» происходит от латинского слова «аперире» – открывать. В это время раскрываются почки, появляются первые цветы и трава. Изо дня в день меняется природа: то снегу стало меньше и ручьи звонче зажурчали, то еще одна птаха с юга прилетела и дала о себе знать. С каждым днем светлее, теплее, звонче. С особым радостным чувством замечаем мы пятнистость показавшейся из-под снега земли. Налились как-то вмиг почки деревьев, и на припеке зазеленела отдельными кучками травки. Птицы заегозили, у них потому что начались свои весенние заботы. Как-то по-особенному, по-весеннему, чуть сыровато пахнет воздух.

4.Значение фразеологизма «Семь пятниц на неделе».

 Апрель – месяц-обманщик. Тепло сменяет холод, и солнечная погода чередуется с дождем и снегом. В эту пору так хочется сказать : «На неделе семь пятниц».

Шанский Н.М. В мире слов. (семь пятниц на неделе), с. 208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»

Урок    развития  речи   - подготовка  к  сочинению-описанию  "Зимний  день  в  лесу"...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...