Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Апрель-первоцвет"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок обобщения и систематизации сведений о союзе как служебной части речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprel-pervotsvet.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе
Лексина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Раифская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Тема урока: «Обобщение и систематизация сведений о союзе как служебной части речи».
(«Апрель-первоцвет»).
Цель:
- Обобщить и систематизировать материал по теме «Союз как служебная часть речи», углубить первоначальные знания и вновь усвоенные теоретические сведения по теме.
- Отрабатывать навыки различных видов лингвистического разбора.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Отрабатывать умение пользоваться справочными материалами (лингвистическими словарями).
- Воспитывать у учащихся интерес к изучению сведений о достопримечательностях родного края, бережное отношение к окружающей природе, используя в качестве дидактического материала к уроку сведения о первоцветах Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника.
Оборудование:
- Таблица «Служебные части речи», «Чередование гласных в корне».
- Аудиозаписи (П.И. Чайковский «Вальс цветов», Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир»).
- Интерактивная доска, ноутбук, проектор.
- Перфокарты.
- Карточки для словарной работы.
- Карточки с индивидуальными заданиями.
- Тексты о первоцветах.
- Фотовыставка «Апрель-первоцвет».
- Книжная выставка «Природа и мы».
- Рабочие листы.
Оформление доски: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают».
М.В. Ломоносов.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
Л.Н. Толстой.
Фенология (гр. phaino – являю + logos – понятие, учение) – отрасль биологии, изучающая периодические явления в живой природе и их связь с климатическими условиями, например, сроки распускания почек, цветения растений, прилета и отлета птиц и т.д.
Апрель. Родина слова – Древний Рим. Оно означает «теплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «цветень».
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с предложениями, текстами о природе нашего замечательного края, о Раифе – красивейшем уголке Волжско-камского государственного природного биосферного заповедника. Все мы очень любим общаться с природой. А ведь еще Л.Н. Толстой говорил: (доска) «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
Опираясь на дидактический материал «Апрель-первоцвет», проведем урок-практикум по теме «Союз как служебная часть речи», где постараемся обобщить сведения, уже изученные нами.
- Запись в рабочих листах темы урока.
- Актуализация прежних знаний учащихся.
- Орфографическая зарядка «Четвертое – лишнее».( «Чередующиеся корни»).
росток касаться
растение касательная
выращивать прикоснуться
зарастает касание
предлагать перегореть
прилагательное пригорел
полагать угар
предложение загорелый
- Работа с перфокартами «Проверяю себя».
- Самопроверка с помощью интерактивной доски.
1) Ростислав
2) Загар
3) Расположение
4) Слагаемое
5) Заросли
6) Отрасль
7) Коснулся
8) Касается
9) Перегорел
10) Выращенный
- Сегодня на уроке мне будут помогать ученики, которые при подготовке к уроку занимались исследовательской работой. Со словарем иностранных слов работал … Он нам расскажет о происхождении слова « апрель», а потом сделает его фонетический разбор (Сообщение учащегося, фонетический разбор у доски).
- Апрель – месяц обманщик. Тепло сменяется холодом, и солнечная погода чередуется с дождем и снегом. В эту пору так и хочется сказать: «На неделе семь пятниц». …Работала дома со словарем-справочником по русской фразеологии («На неделе семь пятниц») (Синтаксическая зарядка).
- Фронтальный опрос.
- Что называется союзом?
- Чем отличаются составные союзы от простых?
- Для чего служат сочинительные? Подчинительные?
- Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
- На какие группы делятся сочинительные союзы? Подчинительные союзы?
Чтение слов М.В. Ломоносова о союзе, записанных на доске. Давайте попробуем убедиться в правоте слов знаменитого учёного.
- Работа с текстом.
- Выразительное чтение текста учеником, озаглавливание, определение стиля и типа речи текста (Рисунок).
- Морфологический разбор сочинительного союза (Iв), подчинительного союза (IIв) из первого абзаца текста.
- Орфографический разбор слов с пропущенными буквами.
- Синтаксический разбор предложения.
- Построение схем предложений.
- Физминутка. Гимнастика для глаз.
- Сколько интересного мы узнали о чудеснейшем первоцвете – мать-и-мачехе. А знаете ли вы, для чего в нашей народной медицине используют мать-и-мачеху?
А какие еще первоцветы, растущие в нашей местности, вам знакомы? (Волчье лыко, медуница, гусиный лук, весенний первоцвет (кашка), фиалка, сон-трава и др.).
- Работас материалами фотовыставки.
Операция «Первоцвет» у нас в школе.
- Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
- Сообщение о происхождении и значении слова «фенология».
- Работа по пословицам (проверка домашнего задания). Даем характеристику союзов из пословиц о весне.
- Работа по таблице с помощью интерактивной доски и проектора. «Различие на письме союзов чтобы, тоже, зато».
- Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам.
- Письмо по памяти.
Голубенький, чистый,
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
Ф.И. Тютчев.
- Занимательные задания. Шарады.
Две ноты, союз,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора.
(До – ми – но).
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материя,
И на костюм гожусь.
(Сук – но).
- Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Апрельский цветок», определить виды союзов в нем.
- Подведение итогов урока.
Оценки.
Рекомендация книг выставки «Природа и мы».
- Заключение.
Общение с природой гораздо интереснее, эстетически насыщеннее, если человек понимает суть её явлений, знает и любит животный и растительный мир: «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир», – так сказал И. Никитин.
Вот мы чуть приоткрыли окно в бесконечные тайны природы да еще связали эти тайны с интереснейшими явлениями русского языка.
- Впечатления учащихся от урока.
- Звучит аудиозапись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Приложение .
1. Карточки с индивидуальными заданиями.
Тексты о первоцветах.
Японцы, великие зн__токи и любители цв__тов, утв__рждают, что в мире существует множество пр__красных вещей, но ни одна не может сравнит__ся с безмолвной крас__той цветка.
Апрель – первый месяц цветов. Сезон цв__тения открывает первый весе(н, нн)ий цветок мать-и-мачеха (зацветает 14-15 апреля). На южных склонах оврагов, по берегам рек появляются ее первые ж__лтые цветки, издали напоминающий цветки одуванчика.
Интересно, что мать-и-мачеха цветет до того, как у нее образуются листья, а пока их нет, р__стение питается старыми запасами, находящим__ся в корневищах. Для летающих насекомых желтые ее цветки – настоящая находка: других-то пока нет. Да и этому цветку без насекомых не обойтись. Л__тают они с цветка на цветок и опыляют их. К вечеру цветки как будто вянут: пр__гнутся к середине краевые лепестки, закроются корзинки, таким образом цветок всю ноч__ и проспит. А утром проснется, расправит стебель, раскроет корзиночку и предстанет во всей красе.
Почему это растение имеет такое странное название? Если сорвать листок мать-и-мачехи и провести по телу верхней его стороной, испытаете ощущение прохлады, а от нижней его стороны, наоборот, исходит тепло. Поэтому в народе говорят: «Нижняя сторона листа греет, как мать, а верхняя холодит, как мачеха». Листья мать-и-мачехи, собра(н,нн)ые в конце весны, используются в медицине.
2. В апреле в лесах и перелесках зацветает розовато-красными цветами, напоминающими сирень, небольшой кустарник – волчье лыко. Не зря дали ему такое название: кору, которая, кстати говоря, ядовита, с него можно сдирать, как лыко. Ближе к осени на кустах волчьего лыка аппетитно поблескивают ярко-красные ягоды величиной с горошину – они точно налеплены на ветки. Однако красота ягод обманчива – они очень ядовиты.
Почти каждый день в лесу появляются новые цветы. На песчаной почке по опушкам леса замелькала медуница.
Фиолетовые цветки медуницы посещают пчелы. Правильно названа эта красавица: взяток с нее ранний, кругом пусто, а здесь, пожалуйста, готово для пчел лакомство. Шмели тоже не прочь полакомиться нектаром ее цветков. У медуницы все цветки колокольчиками. Растет она в тенистых местах, в рощах и дубравах. Издавна применялась в народной медицине для лечения чахотки. В молодом возрасте съедобна (идет в салат и супы). Весной она бросается в глаза, и многие стремятся ее сорвать для букет, а, пожалуй зря, посмотрел на нее и оставь, не трогай – пусть другие полюбуются.
3.Как только лесные лужайки прогреются солнцем, зацветет калужница. Крупные золотисто-желтые ее цветки на фоне зелени очень красивы. В сырых местах можно увидеть цветущий чистяк, похожий на лютик. Во второй половине апреля зацветают хохлатка, селезеночник, фиалка, а в конце месяца и сон-трава. Крупные светло-лиловые цветки сон-травы обращены к солнцу, в течение дня поворачиваются вслед за ним. Плоды с длинным пушистым столбиком-летучкой, опадая, сами зарываются в землю. Растение это ядовито.
В апрельском лесу можно встретить фиалку с лиловыми душистыми цветками. Непонятно, зачем природа одарила этот удивительно нежный цветок странным свойством цвести дважды в году: ранней весной и летом. Весной цветки привлекают и видом, и запахом, они красивы, да бесплодны. Летом же на растении появляются ничем не примечательные цветки: не имеют ни запаха, ни венчика и лежат прямо на земле. Однако эти самоопыляющиеся цветки дают плоды, поддерживая продолжение жизни вида.
3. Этимология слова «апрель».
Название месяца «апрель» происходит от латинского слова «аперире» – открывать. В это время раскрываются почки, появляются первые цветы и трава. Изо дня в день меняется природа: то снегу стало меньше и ручьи звонче зажурчали, то еще одна птаха с юга прилетела и дала о себе знать. С каждым днем светлее, теплее, звонче. С особым радостным чувством замечаем мы пятнистость показавшейся из-под снега земли. Налились как-то вмиг почки деревьев, и на припеке зазеленела отдельными кучками травки. Птицы заегозили, у них потому что начались свои весенние заботы. Как-то по-особенному, по-весеннему, чуть сыровато пахнет воздух.
4.Значение фразеологизма «Семь пятниц на неделе».
Апрель – месяц-обманщик. Тепло сменяет холод, и солнечная погода чередуется с дождем и снегом. В эту пору так хочется сказать : «На неделе семь пятниц».
Шанский Н.М. В мире слов. (семь пятниц на неделе), с. 208.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Урок развития речи. Тема: " Подготовка к написанию сочинения по картине Левитана "Золотая осень". Обучение русскому языку ведётся по уебнику С.И. Львовой....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Сочинение - описание «Зимний день в лесу»
Урок развития речи - подготовка к сочинению-описанию "Зимний день в лесу"...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...