Урок русского языка в 5 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
по теме «Местоимения. Личные местоимения»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лотаковской ООШ
Ушакова Елена Николаевна
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! Читаю стихотворение Я рада видеть каждого из вас, И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. - В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. - Какой частью речи являются данные слова? - Какой теме будет посвящен наш урок? - Сообщение темы и цели урока Запись даты и темы урока - Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. Создает проблемную ситуацию Работа с предложением. Он пришел два дня назад. - Понятен ли вам смысл этого предложения? - Кто или что он такой?
Самостоятельная работа в парах. Упр.363 Задача. Определите морфологические признаки личных местоимений в данном упр.. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости. - Какие морфологические признаки имеет местоимение? … Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова. (А.А.Реформатский.) Как называет местоимение Реформатский? Почему?
Работа с учебником -упр.364 Упр.365 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР С.51 - К какому выводу пришли? Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Выполнять учебное задание, используя алгоритм - 368 - Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим? - Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? ( + - справился хорошо +- - думаю, что допустил ошибки - - мне трудно, я пока не справился.) -О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить? - Довольны ли вы своей работой на уроке?
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями - наш урок будет посвящен местоимению - работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы. Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос. Читают предложение. Теплый апрель пришел два дня назад. Отвечают. Вместо, существительного апрель. Записывают высказывание в тетради.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают. Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его. Записывают в тетрадь. Выполняют упражнения Личные Они указывают на лицо. Работают в группах, выполняют задание. Правильность выполнения задания проверяют по эталону. Отвечают. 1. Прочитаю предложение 2. Спишу в тетрадь. 3. Выделю грамматическую основу. 4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения. 5. Определю, каким членом предложения оно является.
Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
Учащиеся отвечают. Задают возникшие вопросы. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. Регулятивные – понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные – умение сотрудничать. Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы. Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...