Урок русского языка в 5 классе "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан по УМК Л.М. Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа

Красногорского района Брянской области

Технологическая карта

 урока русского языка в 5 классе

 по теме «Местоимения. Личные местоимения»

Автор:

учитель русского языка и литературы

 МБОУ Лотаковской ООШ

Ушакова Елена Николаевна

Технологическая карта урока.

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: Рыбченкова Л.М.  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.

Тема урока:  Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить  полученные знания

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают  из  предложенных  рисунков  тот, который  соответствует  твоему  настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

Читаю стихотворение

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть осень прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг дуга любит,

Чувствует и слышит.

- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

- Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока

- Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

Создает проблемную ситуацию

Работа с предложением.

 Он пришел два  дня назад.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

  - Кто или что он такой?

 

 

Самостоятельная работа в парах. Упр.363

Задача. Определите морфологические признаки личных местоимений в данном упр..

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение?

… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.

(А.А.Реформатский.)

Как называет местоимение Реформатский? Почему?

 

Работа с учебником

-упр.364

Упр.365

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР С.51

- К какому выводу пришли?

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

Выполнять учебное задание, используя алгоритм

- 368

- Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?

( + - справился хорошо

  +- - думаю, что допустил ошибки

   - - мне трудно, я пока не справился.)

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

 Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

 

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Называют слова: каждого, из вас, нам, наш

слова являются местоимениями

- наш урок будет посвящен местоимению

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Записывают предложение в тетрадь.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

  Читают предложение.

Теплый апрель пришел два дня назад.

Отвечают. Вместо, существительного апрель.

 Записывают высказывание в тетради.

 

Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.

Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.

Записывают в тетрадь.

Выполняют упражнения

Личные

Они указывают на лицо.

Работают в группах, выполняют задание.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

Отвечают.

1.     Прочитаю предложение

2.     Спишу в тетрадь.

3.     Выделю грамматическую основу.

4.     Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.

5.     Определю, каким членом предложения оно является.

  1. Подчеркну.

Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.

 

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

 

Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...