Подорожить родным языком…
творческая работа учащихся по русскому языку на тему

Федотова Ирина Юрьевна

Заметка в газету "Городецкий вестник" о диалектизмах Городецкого района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zametka.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда:

Все, что смешит ее, надменную,

Моя единая отрада.

Н. Гумилев.

                                                    Подорожить родным языком…

        Представьте, что вы стоите у большого стола, сплошь покрытого заморскими яствами, а вам почему – то очень захотелось зажаристой ржаной горбушки и деревенской картошечки с солеными огурчиками  из бочки. Нечто подобное происходит сейчас и в языке, состояние которого вызывает серьезное беспокойство ученых – лингвистов, озабоченных снижением уровня речевой культуры населения. Действительно, язык так переполнился заимствованиями, речевыми штампами и откровенно вульгарными выражениями, что редкостью стало живое русское слово. Еще два столетья назад знаток и собиратель русской речи В.И.Даль сетовал: «Распахнули ворота настежь на запад, надели фраки и заговорили на все лады, кроме своего». А потом предупреждал: «Отделимся от народа, разорвем с ним последнюю связь -  и погубим последние нравственные силы, и вечно будем тянуться за чужими, и не станет у нас ничего своего, даже своего родного слова».

         Диалектные слова – составная часть речевой культуры каждого народа. Городецкий район – край земледельцев, искусных мастеров и художников. И каждый свой труд городчане сопровождают речью яркою и самобытною. А за ней такая же яркая, порой нелегкая, жизнь нашего народа. Диалектизмы – часть народной культуры. За ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Здесь целое море ярких словесных образов, устойчивых выражений, передающих своеобразное восприятие и видение жизни деревенскими жителями. Вот мы и задумались: не пришла ли пора подорожить родным языком? И  решили: ученики мы сельские, отправимся- ка вдаль  по бескрайним словесным просторам, пойдем в народ, прислушаемся, соберем  по крупицам остатки народной речи  и сохраним  их для новых поколений, прививая тем самым любовь  и бережное отношение к родному языку как национальному достоянию наших современников. Нашими помощниками стали бабушки и дедушки, пожилые соседушки, наши учителя и родители.

          Собрали мы более 250 слов, постарались уяснить их значение,  попытались сгруппировать их по тематическим группам или грамматическим признакам. К первой группе мы отнесли слова, связанные с ведением домашнего хозяйства. Они обозначают и нехитрые предметы крестьянского быта, и деревенские кушанья, и предметы интерьера. Не многие сегодня знают, что такое бадейка, заступ, подловка, запон, подзоры, голик, дересва, приступки, кашник, шайка, а также кипежник, колобушки, драчена, гулюшник.

В отдельную группу мы выделили слова, характеризующие  человека. Судя по ним, не любили наши предки пьяниц и лентяев, вольных девиц и бесшабашных парней. Оттого и в языке множество слов с осуждающим оттенком. Судите сами: о девушке, женщине – халда, хабалка, шогла,

ягарма, заварза, суверьга, пахалиха. О мужчине,  парне – одяжка, обрюток, шебельник, святошник, скупердяй, тормоха, тютя.

Третья группа получилась у нас самая большая. В ней не один десяток  глаголов. Они яркие, сочные, самобытные. Навадиться, юмиться, шишлиться, расхайдакать, навоздыряться, скидовать, околеть(замерзнуть), пособить, турнуть, щупаться( медлить,копошиться), ковелить, варганить, стибунять, буровить, супенить, потрафить, разъюхать.

Очень интересной получилась группа , в которую вошли устойчивые сочетания: дверь не стоит на пяте, быть не по мысли( не нравится что- либо), в след не ступил, на коле гнездо вьет, руки на небо, не уснуть на волос, за ухо метнуть, только шишки воют, чудо монаево, свою волю творить и др..

          Начатая работа, безусловно, необходима и полезна. Она расширяет знания о языке, учит внимательному к нему отношению, помогает овладевать такими качествами речи, как чистота, богатство, выразительность. Но самое главное – она воспитывает любовь и бережное отношение к родному  языку.  Еще  в начале 19 века В.И.Даля тоже упрекали в бесполезности работы по собиранию народной речи, от которой «издали несет дегтем и сивухой, квасом, кислой овчиной и банными вениками». А он писал в «Напутном слове», что «нет другого источника у языка, окромя народного, а есть только притоки…и если отсечем себе этот источник, то нас посетит засуха и вынуждены мы будем растить и питать свой родной язык чужими соками, как делают растения – тунеядцы».

Работа эта  не закончена, как не имеют конца бескрайние словесные дали, коими идет наш земляк – народ, народ – труженик, народ –мастер, народ – созидатель.

Уважаемая редакция!

Будем рады, если материал вас заинтересует и мы увидим его на страницах любимой газеты. Также будем рады найти единомышленников, неравнодушных к судьбе родного  языка.  

                                                           Учитель Строчковской средней школы

Федотова  Ирина Юрьевна и учащиеся 8 класса.

 (8 952 77 364 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»

Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...