«Храм Василия Блаженного - часть русской истории».(Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;
активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;
совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи;
способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 717.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка и МХК в 7 классе
Тема: «Храм Василия Блаженного - часть русской истории».(Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования) слайд 1
Цели:
подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;
активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;
совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи;
способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.
Оборудование: презентация «Собор Василия Блаженного», видеоролики, распечатки справочного материала к уроку.
слайд 2
Ход урока
Г.Е. «Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… надо только научиться слушать эти ноты…»
Е.В. Оргмомент. Целеполагание. РЯ
– Приходилось ли вам бывать на Красной площади?
– Какие здания привлекли внимание и запомнились?
(видеоролик)1
Сегодня мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».
– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:
- получить информацию о храме,
2) узнать новые слова – архитектурные термины
3) составить план сочинения и
4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным.
Г.Е. Виртуальная экскурсия.
А теперь представьте, что мы на Красной площади и экскурсовод знакомит нас с храмом Василия Блаженного . (ролик-экскурсовод)
Итак ребята мы с вами побывали на красной площади, где главным архитектурным памятником, является храм Василия Блаженного.
Для того, чтобы описать собор, необходимы знания архитектурных элементов, деталей собора.
Давайте ещё раз детально рассмотрим этот храм.
Слайды 5-11
Г.Е. Народ назвал храм в честь юродивого Василия. Сейчас нам ребята расскажут о нем.
Слайд 12
Г.Е. -Кто же строил этот храм? И как они расположили эти церкви?
Слайды 13-25
- Работа над описанием храма
Г.Е. – Наша работа со знакомством храма не закончена – нам надо описать храм. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Приложение 1.Давайте с ними познакомимся
Слайды 26-31
Е.В. Словарно-стилистическая работа
Чтобы избежать речевых ошибок-повторов можно использовать стилистически нейтральные синонимы. Эти слова употребляются в высоком стиле, «высокое» придает речи оттенок торжественности, приподнятости, используются, когда речь идет о древнерусской архитектуре. Слайды 32-34
- Зодчие – строители, архитекторы.
Храм – собор, церковь.
Возводить (здание) – сооружать, строить,
воздвигать.
Увенчать – завершить, закончить.
Е.В. Попробуем устно описать храм, используя усвоенные термины.
(У вас на столах есть карточки с предложениями с пропусками на месте слов-терминов, которые вы должны вставить, используя справочные таблицы).
Приложение 2 после чего заслушаем ответы.
Е.В. Работа по составлению плана
– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. У вас на столах есть листы, (Приложение 3) в котором отмечены три части любого сочинения:
вступление, основная часть и заключение.
Используя рабочие материалы (Приложение 4) продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомните, с каких слов началась экскурсия.
(Собор Василия Блаженного – жемчужина русского зодчества)
– Можно ли так начать сочинение? (Да)
– Так и запишем.
– Какие ещё прилагательные подойдут для описания собора? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.
– О чем основная часть?
1) История создания храма.
– Вспомним рассказ нашего экскурсовода. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)
– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание храма и, значит, тип речи будет … (описание)
То есть мы будем сочетать разные типы текста.
2) Описание собора
а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)
б) купола (их окраска, рисунок)
в) порталы(сколько их, как украшены)
г) галерея
– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление
– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный собор мы любуемся необыкновенным мастерством создателей храма, буквально ощущаем то чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.
Слайды 35-36
Г.Е. Заключительное слово учителя
Итак, мы рассмотрели храм, узнали термины, с помощью которых можно его описать, составили план сочинения. Теперь вам предстоит самостоятельно описать его.
Е.В. Рефлексия
– Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?
– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, справочные таблицы, предложения, с которыми работали на уроке) слайд37
– Ваше домашнее задание – написать сочинение «Храм Василия Блаженного – часть русской истории».
Приложение 1
| Арка – дугообразное перекрытие между двумя опорами, колоннами, столбами | Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть | |
Бойницы – узкие, щелевидные окна, предназначенные для ведения боя. | Вперебежку – украшения собора, расположенные в шахматном порядке | ||
Глава, главка – наружное декоративное завершение церкви в виде шатра или луковицы. | Гульбище – от слова «гулять»; крытая галерея, расположенная вокруг храма | ||
Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор | Портал – главный дверной проем, вход в здание, обычно нарядно оформленный | ||
Свод – несколько арок, поставленных вплотную друг за другом, образующих две стенки и свод. | Шатер – четырех-, шести-, восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни | ||
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)
На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...
Дидактическая разработка урока немецкого языка "Достопримечательности Москвы. Храм Василия Блаженного"
В данной разработке представлены материалы по теме "Храм Василия Блаженного": лексико-грамматические упражнения, задания для дискуссии, информационный материал....
Сочинение-описание "Храм Василия Блаженного" 8 класс
Сочинение-описание "Храм Василия Блаженного" 8 класс...
Интегрированный урок по литературе и МХК "Храм Василия Блаженного - часть русской истории"
На уроке об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архи...
Храм Василия Блаженного
Минипрезентация о Храме Василия Блаженного...
Лингвистический марафон. Экскурсия в Храм Василия Блаженного
20 февраля в первый день каникул 16 учеников нашего класса приняли участие в экскурсии по храму Василия Блаженного. Экскурсия была запланирована в рамках проведения лингвистического марафона в школе 1...
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного
Цели: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;проверить умения подробного пересказа текста с испо...