Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Трикоз Елена Федоровна

Сжатое изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_szhatoe_izlozhenie.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Сжатое изложение»

Цели урока:

Образовательная: 

- подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

 - развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

 - развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии.

Развивающая: 

- формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

- создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения.

Воспитательная: 

- содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

 - формировать у учащихся личного отношения  к происходящим событиям и поведению действующих лиц;

- показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Тема урока «Сжатое изложение».

 Цели урока: понять и передать тему и основную мысль исходного текста; логично, без искажений передать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии.

Вопрос: как вы понимаете понятие «Компрессия текста»?

Учитель. Сегодня мы с вами будем работать над компрессией отрывка из статьи А. Волиной «Лебединая песня»

Ученик читает текст (абзацы отсутствуют)

Учитель: Ваше впечатление о прочитанном тексте?

Учитель: Давайте вспомним, с чего мы должны начинать работу с текстом? (тема, идея). Подумайте и запишите в тетрадь тему и основную мысль текста. (Обсуждение класса).

Учитель: Вас ничего не смущает в построение текста? (нет абзацев)

Работа над абзацами

(презентация работа над абзацем)

Задание: Деление текста на абзацы (объяснить). Составление плана. (Обсуждение).

План

1.Лебедь- символ чистоты и гордого одиночества.

2.Лебедь – олицетворение жизни и смерти.

3.Лебедь – пример вечной любви и преданности.

4. Образ Лебедя в мифологии.

5. Легенды о лебединой песне.

6. Лебединая верность.

7.  Жизнь красивой благородной птицы как пример для подражания.

Показывается правильный текст

 (Работает с текстом ученик на компьютере - выделение абзацев)

Учитель: Текст готов. Давайте вспомним способы и приемы компрессии (презентация)

Учитель: Каким способом компрессии необходимо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения и обобщения)

Задание: Компрессия текста (групповая работа)

          (1) Со времен глубокой древности лебедь служит символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.

(2) Вмире существуют представления о способности души странствовать по небу в образе Лебедя.

(3) Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. (4) В связи с этим интересно противопоставление белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).

(5) Вам, наверное, приходилось слышать выражение – лебединая верность.

 (6) По свидетельствам натуралистов, белые лебеди являются примером вечной любви и преданности.

(7) Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь.

(8) Она может быть долгой, некоторые пары способны дожить до ста лет.

(9) Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду.

 (10) После смерти партнера лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается.

(11) В традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.

(12) Существуют старинные легенды о лебединой песне.

(13) В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью.

 (14) Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. 

(15) Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь мелодичен, как и всякий другой, издаваемый им.

 (16) Последние вздохи умирающего или смертельно раненного лебедя похожи на мелодичную, печальную песню.

(17) В этот момент голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.

(18) Не каждый человек знает точное понятие верность.

(19) Люди ассоциируют его по – разному.

 (20) К примеру, С.И. Ожегов пишет, что «верность – это стойкость и неизменность в чувствах, в отношениях, в исполнении своих обязанностей долга.

(21) Но на сколько человек ценит эту частичку характера другого, любящего его так, что готов умереть вслед за ним. 

(22) А именно так и поступают самые верные и любящие свою половину Лебеди.

(23) Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.

Итог: (готовый текст выводится на экран).

Учитель: К теме лебединой верности обращаются не только писатели и поэты, но и композиторы. Давайте прослушаем песню «Лебединая верность» в исполнении Евгения Мартынова и попробуем определить: какую проблему поднимает автор? (Обсуждение)

Итог обсуждения: (ученик читает стихотворение)

Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз


И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,

Плачем тихим песня лебедей.

Не стреляйте в белых лебедей,
На планете нашей каждый знает,
Что любви нет крепче и верней,
Чем у птицы в лебединой стае.
Нет предательства и нет измен,
Только он, она, и всюду вместе,
Им не надо в жизни перемен,
О любви поется в нежной песне!

Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на тему «Чему может поучиться человек у лебедей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...