Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 7 класса
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Еремеева Ирина Петровна

Итоговая контрольная работа: тест, анализ текста, сочинение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).

Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.

Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

Часть 1.

Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.

А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски  и также легко обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Г, Б, А, В        2. Г, А, Б, В         3. А, В, Б, Г      4. Г, А, В, Б.

А 2. В каком предложении есть деепричастный оборот?

  1. А      2. Б   3. В     4. Г

А3. В каком предложении есть причастный оборот?

1.А    2. Б       3. В     4. Г

А 4. Что является грамматической основой в одном из предложений?

  1.  Её добывать и обрабатывать
  2. Известняк – мягкую породу
  3. Строители называли
  4. Камень нередко используется

А5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1.А    2. Б       3. В     4. Г

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. ПремирОванный
  2. НаклОненный
  3. Мастерски
  4. ДышАщий

А7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении наречия?

1. Он слушал на уроке более внимательно.
2. Он сделал работу лучше всех.
3. Я стараюсь писать более красивее.

4. Мой друг внимательнее всех в классе.

А 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

     Живём мы в цивилизова(1)ом мире высотных зданий, мощё(2)ых и асфальтирова(3)ых улиц и площадей, автобусов и троллейбусов, переполне(4)ых озабоче(5)ыми людьми.

  1. 1, 3, 4, 5       2.   1,2,3     3. 1, 3,4        4. 1,4,5

А9. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я?

  1. Ка..щийся грешник, они пил..т дрова
  2. Та..щий снег, ветры ве..т
  3. Бор..щийся за справедливость, верт..щийся волчок
  4. Они редко вид..тся, скоропорт..щийся продукт

А 10. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?

  1. (Не)пользуясь льготами, времени всегда(не)достает
  2. Сегодня (не)здоровится, (не)заменимый сотрудник
  3. Сказать (не)что по секрету, провал есть(не)что иное, как кратер
  4. (Не)видимый для охотника след, уйти в (не)былое

А 11. В каком  предложении выделенное  слова – предлог?

  1. Земля вращается вокруг солнца.
  2. Впереди шел командир отряда.
  3. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
  4. Пуля прожужжала мимо.

А12. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

  1. Я хочу, что(бы) вы дали совет.
  2. Нужно много читать, что(бы) стать образованным человеком.
  3. Заседание было короткое, за(то) деловое.
  4. Казалось, (как)будто наступили сумерки.

А 13. Укажите  предложение, к котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

  1. Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
  2. Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
  3. Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
  4. Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.

А 14. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые.

На зеленой(1) шелковистой опушке леса(2) поражая своей чернотой(3)виднеются пятна(4)оставленные кострищем.

  1. 3,4       2. 1,2,3,4     3.  2,3,4        4.  2,3

Часть 2.  Прочитайте текст и выполните задания А15-А17    , В1-В6.

     (1) Родина серебристой ели – Канада. (2)Продолжительность жизни этого дерева – 500–800 лет. (3)Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком ,еще совсем молода.
    (4) Вырастил эту ель, строгую и гордую, старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. (5)Нелегок был его труд.(6) Никак  не всходили семена в непривычных, неподходящих для них условиях. (7)Но терпение и опыт селекционера победили. (8)Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. (9)И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.
  (10)Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.
(11)Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

   А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Терпение и опыт селекционера победили.
  2. Родина серебристой ели – Канада.
  3.  Путешествие серебристой ели по стране.
  4. Ель Ковтуненко не выжила.

А 16. Определите стиль и тип данного текста.

  1. Публицистический, рассуждение
  2. Публицистический, повествование с элементами описания
  3. Научный, описание
  4. Художественный, повествование с элементами описания

А 17. В каком значении употреблено слово    встала в предложении 11?

  1. Принимать стоячее положение
  2. Устремляться вверх, выпрямляться
  3. Возникать в сознании
  4. Появляться над горизонтом

В1.  Каким способом образовано слово  почувствовавших из предложения 9?

В2. Из предложения 1-3 выпишите причастие.

В3. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

В4. Из предложений 5-7 выпишите все частицы.

В5. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Часть 3

Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение,  как вы понимаете смысл фразы текста: «Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили». (5-6 предложений)



Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация за курс 7 класса.

КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ.

(1)Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! — выбивали походную дробь полковые барабаны.  (2)Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями. (3)Стояла сухая осень. (4)И вдруг хлынули дожди. (5)Пооблетали листья с деревьев. (6)Размыло дороги». (7) Начались холода.(8) Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колена солдатские ноги в грязи.  (9)Трудно солдатам в походе. (10)На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. (11)Продавило одно из колес гнилое бревно, провалилось по самую ось. (12)Кричат солдаты на лошадей, бьют кнутами. (13)Кони за долгую дорогу отощали — кожа да кости. (14)Напрягаются лошаденки изо всех сил, а пользы никакой — пушки ни с места.  (15)Сгрудились у моста солдаты, обступили пушку, пытаются на руках вытащить.

— Вперед! — кричит один.

— Назад! — командует другой.

(16)Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется. (17)Бегает вокруг пушки сержант. (18)Что бы придумать, не знает. (19)Вдруг смотрят солдаты — несется по дороге резной возок. (20)Подскакали сытые кони к мосту, остановились. (21)Вылез из возка офицер. (22)Взглянули солдаты — капитан бомбардирской роты.(23) Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные, как смоль, усы. (24)Испугались солдаты, вытянули руки по швам, замерли.

(25)— Плохи дела, братцы, — произнес капитан.

(26)— Так точно, бомбардир-капитан! — гаркнули в ответ солдаты.

(27)Ну, думают, сейчас капитан ругаться начнет. (28)Так и есть. (29)Подошел капитан к пушке, осмотрел мост.

(30)— Кто старший? — спросил.

(31)— Я, господин бомбардир-капитан, — проговорил сержант,

(32)— Так-то воинское добро бережешь! — набросился капитан на сержанта. — Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!

(34)— Да я... да мы... — заговорил было сержант.

(35)Но капитан не стал слушать, развернулся и  ударил  сержанта по шее! (36)Потом подошел опять к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под колеса. (37)Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. (38) Солдаты даже крякнули от удивления. (39)Подбежали, навалились. (40)Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

(41)Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам:

— Благодарствую, братцы!

(42)Похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше. (43)Разинули солдаты рты, смотрят капитану вслед.

(44)— Ну и дела! — произнес сержант. (45)А вскоре солдат догнал генерал с офицерами.

(46)— Эй, служивые, — закричал генерал, — тут государев возок не проезжал?

(47)— Нет, — ответили солдаты, — тут только и проезжал бомбардирский капитан.

(48)— Бомбардирский капитан? — спросил генерал.

(49)— Так точно! — отвечали солдаты.

(50)— Да какой же это капитан? Это сам государь Петр Алексеевич!   (По С. Алексееву)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

 A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему солдаты разинули рты и смотрели капитану вслед?»

1) Капитан их отругал за то, что не могли вытащить пушку.

2) Капитан сам вытащил пушку из грязи.

3) Капитан не обратил внимания на проблемы солдат и поскакал дальше.

4) Капитан помог солдатам  вытащить пушку и поблагодарил солдат.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дрогнула» (предложение 40 ).

1) затряслась        2) шевельнулась  3) дёрнулась    4) сотряслась

A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется фразеологизм?

 1) Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется.

2) Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

3) Но капитан не стал слушать, развернулся — и хлоп сержанта по шее!

4) Кони за долгую дорогу отощали — кожа да кости.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове  ПРЕКРАСНЫЙ нет непроизносимого согласного

2) В слове Новгород происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове проезжал  все согласные звуки твёрдые.

4) В слове  бьют  букв больше чем звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной  гласной в корне.

1)  замерли        2) выбивали    3)   походную     4) полковые

А6.   В каком слове правописание приставки не зависит от последующего согласного?

1) взглянули   2) испугались     3)  развернулся      4)подбежали

 

А7. В каком слове в суффиксе пишется две буквы н, потому что это слово образовано от глагола совершенного вида?

1)  маринованный                          2) наклеенные    

 3)  старинные                                4) барабанным

Задания B1–B7 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B7 записывайте словами или цифрами. 

В1. Замените  слово «гаркнули» в предложении 26   стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Замените словосочетание (прил)+ (сущ.) «барабанный бой» (предложение 2 ), синонимичным (сущ.)  + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание. ____________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

 ____________________________________________________

В4.Среди предложений 2 – 8  найдите предложения с однородными членами. Напишите номера  этих предложений. ________________

 

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении._______________________

Подбежали,(1) навалились. Дрогнула пушка, (2)вышло колесо из пролома,(3) стало на ровное место.  Расправил капитан плечи, (4)улыбнулся,(5) крикнул солдатам:

— Благодарствую,(6) братцы!

Похлопал сержанта по плечу,(7) сел в возок и поскакал дальше.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 40. Ответ запишите цифрой._______________________

 

B7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.________________________________

 

Шумят солдаты, (1)спорят,(2) а дело вперед не движется. Бегает вокруг пушки сержант. Что бы придумать,(3) не знает. Вдруг смотрят солдаты — несется по дороге резной возок. Подскакали сытые кони к мосту,(4) остановились

  B8.  Сколько деепричастий в следующем предложении? Ответ запишите цифрой. (Знаки препинания не расставлены) _______

У меня не выходит из головы Иван Львович в ту минуту когда провожая нас он говорил прощальную речь и вдруг замолчал сжав зубы и осмотревшись с какой-то беспомощной улыбкой.

В9. В каком предложении определение, выраженное причастным оборотом, стоит  перед  определяемым словом. (Знаки препинания не расставлены).

  1.  Теперь я засмотрелся на мальчишку подметающего улицу.
  2. Синеющий  на горизонте  лес виднелся вдали.
  3. На горе стоял монастырь весь обсаженный высокими липами.
  4. Настенька испуганная лосем смотрела изумленными глазами.

В10. В каком ряду   во всех действительных причастиях   настоящего времени пишется суффикс -ЮЩ-?

  1. Стел…щийся, та…щий, дремл…щий, люб…щий
  2. Причёсыва…щий, хохоч…щий, закусыва…щий, жен….щийся
  3. Приезжа…щий пиш….щий, стесня…щийся, круж…щийся
  4. Испытыва…щий, чувству…щий, чу…щий, ночу….щий

В11. В каком ряду  частица НЕ со всеми словами пишется раздельно?

  1. (Не)решаясь, (не)годуя, ничем (не)увлечённый, (не)видя ничего.
  2. (Не)был, (не)останавливаясь, (не)прекращавшийся несколько часов, далеко (не)красивый.
  3. Никому (не)понравившийся, (не)размышляя долго, (не)притязательный, (не)весело.
  4. (Не)смотря на препятствия, (не)просто, (не)решив, (не)думающий человек.

В12. В каком ряду перед суффиксом деепричастия пишется буква И?

  1. Услыш…в, разве…в, выж…в, вспомн…в.
  2. Вытерп…в, зазелен…в, сброс…в, высид…в.
  3. Постав…в, прибав…в, застав…в, сконфуз…вшись.
  4. Врыва…сь, выраз…в, увид…в, засуч…в.

В13. В каком ряду все слова пишутся  СЛИТНО?

  1. Из(за), (в)виду непогоды, (во)преки распоряжению, (в)близи дороги.
  2. Из(под), (на)подобие розы, (в)след учителю, (по)линии профсоюза.
  3. (По)середине  дороги, (по)средством обучения, (по)зади гаражей, (на)перекор врагу.
  4. (Во)время уроков, (в)нутри кувшина, (на)встречу другу, (в)целях организации.

В14.Укажите номера двух СПП.(Знаки препинания не расставлены).

  1. Уже совсем светлело и чижик постукивает в клетке.
  2. Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки с которым он встал сегодня.
  3. Отец взял Павлика за руку и они пошли покупать дыни.
  4. Волынцев встал в часу десятом и узнав что Лежнёв сидит у него на балконе очень удивился и велел его попросить к себе.

В15. В каких двух предложениях употреблены подчинительные союзы?

  1. Утро было свежее, но прекрасное.
  2. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить.
  3. Если человек был наделён воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи.
  4. Мы часто сердимся на предков за то, что они на нас не похожи.

В16. В каком слове пишется одна буква Н? 

  1.  реше…а     2) слома….ый      3) исписа…ый    4)  сорва…ые

В17. Укажите номера двух предложений, в которых употребляются междометия.

  1. Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой.
  2. Ах! – где те острова, где растет трын-трава густо.
  3. Ох, нет, нет! – закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах её.
  4. Тогда, в Ефремове, вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго.

В18. Сколько частиц содержится в следующем предложении? (Знаки препинания не расставлены.) ___________________

Что бы  ни происходило на белом свете всё убеждало его что мы ни минуты не медля должны махнуть в Туркестан .

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе

Экзаменационный материал  для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе              Тесты предназначены  для проведения промеж...

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 6 классах

Материал по русскому языку для промежуточной аттестации  в 6 классах содержит вопросы для повторения во втором полугодии. Составлены пояснительные записки для устной и письменной аттестации.Подоб...

Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку для 5 класса, разработаны в соавторстве с Чердынцевой Верой Сергеевной

Экзамен по русскому языку в 5 классах производится по модели, готовящей учащихся к итоговой аттестации в новой форме и предусматривает проверку знаний учеников по основным разделам программы: орфограф...

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе...

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 3 класса....

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса (Контрольный диктант с грамматическим заданием)

1.Назначение работы- выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, оканчивающих 6 класс...