Презентация Подготовка к написанию сжатого текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

В презентации показан алгоритм работы над сжатием текста, показаны основные приемы компрессии (сжатия) текста, приведены примеры сжатия текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_point.pptx90.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту Выполнила учитель высшей категории МКОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа» Карпова Анна Михайловна 2012 год

Слайд 2

Требования к выпускникам: 1.Уметь выделять в тексте микротемы . 2. Определять в микротемах главное, существенное, отсекать второстепенное. 3. Отбирать лексические и грамматические средства для связной и краткой передачи прослушанной информации.

Слайд 3

Алгоритм работы над текстом 1. Разделение информации на главную и второстепенную. 2. Исключение несущественной и второстепенной информации. 3. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевод частного в общее)

Слайд 4

Информация текста Главная (та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нём) Второстепенная (повторы , подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста)

Слайд 5

Основные языковые приёмы компрессии (сжатия) исходного текста Исключение: Обобщение: Упрощение: 1 ) повторов; 2 ) синонимов; 3 ) уточняющих, поясняющих, вводных конструкций; 4 ) однородных членов при обобщающих словах; 5 ) одного или нескольких предложений второстепенного значения; то есть того, без чего текст остается понятным и цельным. 1 ) замена однородных членов обобщающим словом; 2 ) замена прямой речи косвенной; 3 ) замена предложения или части его определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; то есть при обобщении вычленяем единичные факты и подбираем языковые средства их обобщённой передачи. 1 ) слияние нескольких предложений в одно; 2 ) замена предложения или его части указательным местоимением; 3 ) замена СПП простым; 4 ) замена придаточного определительного синонимичным определением; 5 ) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; 6 ) замена придаточных дополнением; 7 ) сокращение количества частей сложного предложения. Все эти приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе

Слайд 6

Исходный текст до сжатия Микротема, затронутая в тексте Вариант сжатого изложения 1) Настоящую литературу читать сложно. 2) Она требует от читателя работы: осмысления, переживания, поиска. 3) А ещё воображения и фантазии : благодаря писателю мы оказываемся в особом мире, в котором возможно невозможное , и разгадываем его тайны. 4) Однако чем больше внутренней работы проделывает читатель, тем больше он получает от общения с произведением. (47 слов) Настоящую литературу читать сложно, но чем больше внутренней работы проделывает читатель, тем больше он получает от общения с произведением. 1) Настоящую литературу читать сложно. 2), 3)Она требует от читателя осмысленной работы и воображения. 3) Благодаря писателю мы разгадываем тайны особого фантастического мира . 4) Но от большой внутренней работы читатель получает больше. (28 слова) Образец сжатия исходного текста

Слайд 7

Комментарий использования приёмов сжатия: Первое предложение – тезис, который не требует сжатия. Второе и третье предложение – метод исключения однородных членов, метод упрощения (сложное предложение заменено простым) и метод обобщения (переформулирована мысль автора своими словами) Четвёртое предложение – метод обобщения (переформулирована мысль автора своими словами)

Слайд 8

Запомнить! 1. Сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы , передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом. 2. Количество абзацев в сжатом изложении ( ТРИ ) должно соответствовать количеству микротем исходного текста и их последовательности. 3. Объём изложения – не менее 70 слов . 4. Перед экзаменуемым не ставится задача сохранения авторского стиля, но необходимо использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Слайд 9

Что должно остаться в тексте? То содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел! Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  р...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Презентация. Подготовка к написанию сжатого изложения

Изложение как воспроизведение текста.Требования.Этапы работы. Первичное прослушивание текста Работа над содержанием текста (анализ) Написание чернового варианта Редактирование черн...