Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Иванова Ольга Викторовна

В данном разделе Вы найдете рабочие программы дополнительного образования по русскому языку (кружки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Борисов Д.В.

Приказ  № ___

от «__» сентября 2016 г.

Рабочая программа кружка

 «Загадки филологии» по русскому языку

для обучающихся 8 классов

Автор-составитель – Иванова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

                                                                         

Пояснительная записка

    Кружок «Загадки филологии» по русскому языку в 8 классе - это объединение обучающихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с обучающимися во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры обучающихся.

Задачи курса:

- привитие интереса обучающихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- привитие навыка самостоятельной работы с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повышение общей языковой культуры;

Основные принципы организации кружка:

- принцип индивидуального подхода к обучающимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (34 /год), продолжительность занятий кружка - 45 мин.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

- формулировать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;

- логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.

Тематическое содержание программы кружка

                          Содержание тем курса

Виды деятельности

1

Вводное мотивирующее занятие. Цели и задачи курса.

Беседа. Работа с тестами.

2

Морфемика и словообразование.

Тренировочные упражнения на определение способов образования слов

3

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Фразеологизмы, их значение и употребление.

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем. Определение выразительности фразеологизмов в текстах.

4

Речевые ошибки. Ошибки в употреблении языковых единиц.

Анализ предложений и ситуаций.

5

Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса.

Особенности построения предложений в разных типах и стилях речи.

Работа с тестами, анализ предложений, подбор материала, тренировочные упражнения по определению типов предложений, характеристики конструкций, не связанных с предложением.

6

Обособленные члены предложения.

Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий.

7

Речевое общение. Речевой этикет. Культура речи. Критерии культуры речи.

Беседа, диалог, составление плана, тренировочные упражнения.

8

Текст. Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и варианты норм.

Лекция, подбор материала, аннотация, работа в группах.

                                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

                 Темы занятий

Кол-во.ч.

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

1

Выполнение упражнений.

2

Морфемика и словообразование. Задания со *

1

Работа с тестами

3

Лексика. Фразеология. Задания со *

1

Выполнение тестовых заданий, работа со словарем.

4

Работа с текстами. Функциональное значение фразеологизмов.

1

Практическая работа

5

Речевые ошибки. Анализ речи дикторов TV. Анализ текстов статей из современных газет и журналов.

1

Анализ предложений и ситуаций.

6

Словосочетание. Виды связи слов.

1

Тренировочные упражнения.

7

Простое двусоставное предложение.

1

Анализ предложений.

8

Синтаксический разбор простых предложений. Названия – предложения, из особенность.

1

Разбор предложений.

9

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Работа с учителем.

10

Выполнение тестовых заданий. Задания со *

1

Работа с тестами.

11

Второстепенные члены предложения.

1

Анализ предложений

12

Приложение- особый вид определения.

1

Практическая работа и теоретические сведения.

13

Выполнение тестовых заданий.

1

Работа с тестами.

14

Решение олимпиадных заданий.

1

Упражнения и тесты.

15

Решение тестовых заданий.

1

Работа с тестами.

16

Односоставные предложения.

1

Практикум

17

Односоставные предложения в различных функциональных стилях и типах речи.

1

Практическая работа

18

Решение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения».

1

Тренировочные упражнения, тесты.

19

Однородные члены предложения.

1

Практикум

20

Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. Анализ обращений в разговорной и письменной речи.

1

Тренировочные упражнения.

21

Работа  с текстом.

1

Комплексный анализ.

22-23

Обособленные члены предложения. Трудные случаи обособления. Редакторская правка.

2

Практическая работа.

24

Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами.

1

Практическая работа.

25-26

Решение тестовых заданий.

1

Работа с тестами.

27

Сферы и ситуации речевого общения. Речевой этикет. Творческая мастерская.

1

Беседа, диалог, упр.

28

Культура речи. Критерии культуры речи.

1

Анализ ситуаций.

29

Текст. Основные виды информационной переработки текста.

1

Работа с текстом.

30

Решение тестовых заданий.

1

Работа с тестами.

31

Языковые нормы и варианты норм.

1

Работа с текстами.

32

Орфоэпические нормы.

1

Тренировочные упражнения.

33

Отчетное занятие. Решение тестовых заданий с комментариями.

1

Работа с тестами.

34

Итоговое занятие.

2

Подведение итогов года. Рекомендации.

Список источников и литературы:

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.

2. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

3.Малюгина В.А.Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. – ВАКО, 2010

4.Закирьянов.К.З. Культура речи и стилистика.- Уфа: Китап, 2008.



Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Борисов Д.В.

Приказ  № ___

от «__» сентября 2016 г.

Рабочая программа кружка

 «Загадки филологии» по русскому языку

для обучающихся 11 классов

Автор-составитель – Иванова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

В условиях современной школы одной из важнейших задач в курсе русского языка является формирование у учащихся лингвистической компетенции, это знания учащихся о самой науке, ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Важной представляется мысль о том, что лингвистическая компетенция включает элементы науки о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Этот аспект лингвистической компетенции упоминается в трудах Н. М.Шанского, М. Т.Баранова, Е. А.Быстровой, А. Д.Дейкиной, Т. С.Кудрявцевой и в ряде других современных исследований.

Современные российские школьники, имеющие многочисленные примеры материального успеха, нуждаются и в духовно - нравственном ориентире. Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной, яркой судьбой и богатым внутренним миром, отражающим особенности российского менталитета, которому свойственны правдоискательство, утонченный ум, высокая духовность и чувство справедливости, будет ближе и понятнее, чем образец далекий и чужеродный нашему школьнику по способу мышления и образу жизни. Весьма важно показать учащемуся, что у нас есть немало талантливых соотечественников, а это может увлечь его достойным примером, повысить интерес к русскому языку, побудить к развитию как языковой личности.

Обращение учителя - словесника к биографиям великих ученых и их научным открытиям всегда правомерно, потому что не может устареть и обесцениться идея воспитания любви к русскому языку и уважение к научным и культурным достижениям России.

На современном этапе проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня еще не уделяется должного внимания в школьной практике, т.к. не все учителя русского языка в полной мере осознают, что учащихся нужно знакомить с научными биографиями и открытиями виднейших русистов, к тому же преподаватели не всегда находят формы работы с материалами по истории лингвистической науки, а также школьные учителя не имеют необходимых методических рекомендаций и дидактических материалов, потому что не во всех учебниках представлен достаточный объем сведений об ученых-русистах.

Поэтому возникла необходимость расширить информационные рамки истории лингвистической науки.

Цель: формировать информационно-коммуникативную, лингвистическую компетенции школьников посредством изучения биографий ученых – русистов и их трудов.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

1. Создавать атмосферу заинтересованности школьников в овладении знаниями, формировать познавательную потребность в освоении исторического материала о научном вкладе ученых-русистов: создавая условия активного включения в учебный материал сведений об ученых-лингвистах, их вкладе в науку о языке; осуществляя тщательный подбор лингвистического материала; соблюдая требования, предъявляемые к научным текстам; обеспечивая учет принципов систематизации материала; учитывая психолого-педагогические и собственно-лингвистические особенности восприятия материала школьниками.

2. Систематически отслеживать уровень лингвистической осведомленности школьников.

3. Непрерывно обогащать школьников знаниями по истории лингвистической науки о языковедах и их вкладе в науку о языке, расширяя их эрудицию, воспитывать их в нравственном плане.

4. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

5. Познакомить школьников с основами изучения научных биографий ученых-языковедов в школе: источниками изучения творческих биографий ученых - русистов; принципами систематизации лингвистического материала.

Принципы организации кружковой работы: внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия студентов и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Методы работы: лекция, беседа, дискуссия, защита докладов, сообщений, презентация проектов, заочные экскурсии.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания: о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах; об источниках изучения творческих биографий ученых - русистов; о принципах систематизации лингвистического материала.

Курс кружка рассчитан на 34 часа (1 ч/н)

Тематическое содержание программы кружка

                          Содержание тем курса

Виды деятельности

1

Вводное мотивирующее занятие. Цели и задачи курса.

Лекция о значении научных биографий ученых.

2

Хронологический обзор ученых-русистов.

Презентации.

3

М.В. Ломоносов

Работа со справочной литературой. Тезисное фиксирование лекции.

4

А.Х. Востоков

Работа со справочной литературой. Тезисное фиксирование лекции.

5

В.И. Даль

Работа с Толковым словарем… В.Даля.

6

Ф.И. Буслаев

Работа с трудами ученого.

7

А.А. Шахматов

Работа с воспоминаниями об ученом (мемуары).

8

Д.Н. Ушаков

Работа с Толковым и орфографическим словарями Д.Ушакова.

9

А.М. Пешковский

Работа с книгой «Русский синтаксис в научном освещении».

10

Л.В. Щерба

Работа с трудами Л.Щербы.

11

Е.Д. Поливанов

Работа с некоторыми трудами Е.Поливанова

12

В.В. Виноградов

Работа с книгой «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика».

13

С.И. Ожегов

Толковый словарь русского языка. Составление словарных статей

14

Отчетное мероприятие

Защита проекта

Календарно-тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во

1

Введение. Из жизни известных ученых-русистов. Что мы о них знаем?

1

2-3

Хронология филологического знания в открытиях ученых-русистов.

2

4

Жизнь М. В. Ломоносова – замечательная страница российской истории.

1

5

Круглый стол. М. В.Ломоносов - основоположник русского языкознания.

1

6

Открытый показ.

Просмотр и обсуждение документального фильма «Звезда Ломоносова».

1

7

Семинар «В чем ценность Ломоносовской «Российской грамматики»?

1

8

Творческая биография А. Х. Востокова. Отец славянской филологии.

1

9

Поэт и ученый – лингвист А. Х. Востоков.

1

10-11

Великий ученый – лексикограф В. И. Даль и его «Толковый словарь…»

2

12

В. И. Даль: мичман, врач, ученый – лексикограф. Филологический этюд.

1

13

Можно ли В. И. Даля назвать героем своего времени?

1

14

Великий учитель Ф. И. Буслаев – основатель школьного преподавания русского языка. «О преподавании отечественного языка», «Мои воспоминания».

1

15

Наследие А. А. Шахматова.

1

16

«Самое лучшее из всего того, что он сделал, - это его собственная жизнь»

(Г. О. Винокур о Д. Н. Ушакове).

1

17-18

Толковый и орфографический словари Д. Н. Ушакова и их значение в жизни моих современников.

2

19

А. М. Пешковский – исследователь синтаксиса русского языка.

1

20

Научная и педагогическая деятельность А. М. Пешковского.

«Русский синтаксис в научном освещении».

1

21

Л. В. Щерба: филолог, мыслитель, учитель.

1

22-23

Защита докладов. Круг научных интересов Л. В. Щербы. Исследования Л. В. Щербы в области словообразования и морфологии. Фонема и морфема. «О частях речи в русском языке».

2

24

Жизненный и творческий путь Е. Д. Поливанова, составителя алфавитов для письменных народов нашей страны.

1

25

Лингвист-полиглот Е.Д. Поливанов. Талант или трудолюбие?

1

26

Мое «открытие» ученого – лингвиста Е. Д. Поливанова.

1

27

Творческая встреча с участниками Поливановских чтений в Смоленске (Смоленский государственный университет). Е. Поливанов глазами современных ученых.

1

28

Жизнь и научные труды В. В. Виноградова. Материалы современных ученых о В. Виноградове (О.В. Никитин).

1

29-30

Презентация научных трудов.

В. В. Виноградов и его труды по грамматике и стилистике. «Русский язык. Грамматическое учение о слове», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика».

2

31

Дискуссия. «В.В. Виноградов: лингвист или литературовед?»

1

32

С. И. Ожегов – знаменитый лексикограф XX века.

Научная работа С. И.Ожегова в годы войны.

1

33

Что мне стало известно о «Словаре русского языка» и его составителе?

Эссе.

1

34

Творческий отчет работы кружка

 «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки»

1

Литература

Ф. И. Буслаев

1. Базилевич Л. И. Ф. И. Буслаев (Из истории языкознания //Русская речь. 1968. №6.)

2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С.

3. Булаховский Л. А. Лингвистическое и методическое наследство Ф. И. Буслаева (18//Русский язык в школе. 1937. №5. С. 119-137.

4. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. М., 1897.

5. Дейкина А. Д. Книга Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) - первооснова методической науки //Русский язык в - школе. 1995. №2. С.

6. Дейкина А. Д. Великий учитель Ф. И. Буслаев //Русский язык в школе. 1998. № 3. С. 56-60.

7. Смирнов С. В. Ф. И. Буслаев (К 150-летию со дня рождения) //Русский язык в национальной школе. 1968. № 3. С. 80-81.

8. Текучев А. В. Буслаев как методист и наша современность //Русский язык в школе. 1968. № 2. С.

9. Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев: Книга для учащихся. М., 1984.

10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М.

В. Панов. М., 1984. С. 126.

11.Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред.

М. Д. Аксенова. М, 1998. - С. 251.

В. В.Виноградов

1.Аннушкин В. И. Виктор Владимирович Виноградов: Штрихи 
к 
портрету ученого (К столетию со дня рождения) //Русская словесность. 1995. №1. С. 40—47.

2. Белошапкова В. И. Мир его мыслей русский язык (О В. В.Виноградове) //Русская речь. 1989. №5. С. 93—97.

3. Бельчиков Ю. А. В. В.Виноградов (К 85-летию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1979. №6. С. 94—95.

4. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь: В З т. Минск, 1977. Т. 2. С. 89—120.

5. Иванчикова Е. А. Виктор Владимирович Виноградов 1/Русская речь. 1995. №1. С. 3—12.

6. Кондрашов Н. А. Академик В. В.Виноградов (К столетию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1994. №6. С. 84—89.

7. Костомаров В. Т. Слово о В. В.Виноградове /Памяти В. В.Виноградова. М., 1971. С. 3—13.

8. Костомаров В. Г. Путь в науке (О В. В.Виноградове) //Русская речь. 1989. №5. С. 98—102.

9. Малышева-Виноградова Н. М. Страницы жизни В. В.Виноградова //Русская речь. 1989. №4. С. 83—88.

10. Меладзе Е. О., Шестакова Л. Л. Выдающийся советский ученый (К 90-летию со дня рождения акад. В. В.Виноградова)//Русский язык в школе. 1985. №1. С. 90—95.

11. Одинцов В. В. Виктор Владимирович Виноградов: Книга для учащихся. М., 1983.

12. Прокопович Н. Н. Академик В. В.Виноградов //Русский язык в школе. 1970. №1. С. 98—102.

13. Русский язык. Энциклопедия /Глав. ред. Ф. П.Филин. М., 1979. С. 42—43, 336.

14. Шведова Н. Ю. В. В.Виноградов //Русская речь. 1970. №3. С. 29—32. 
15. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 327.

16. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998.

А. Х. Востоков

1. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С.63-69.

2. Колесов В. В. Судьба А. Х. Востокова// Русская речь. 1991. №2. С.71-78.

3. Львов А. С. А. Х. Востоков // Русский язык в школе. 1956. №6. С. 95-102.

4. Милославский И. Г. Великий русский учёный (К 100-летию со дня смерти А. Х. Востокова)// Русский язык в школе. 1964. № 2. С. 84-86.

5. Орлов В. Н. Востоков // Востоков А. Х. Стихотворения. Л., 1936. С. 5-39.

6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В. Панов.- М., 1984. С. 297.

7. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. М., 1998. С. 627.

8. Ягич И. В. История славянской филологии. Спб, 1910. С. 215-224.

М. В.Ломоносов

1. Астафуров В. И. М. В.Ломоносов: Кн. для учащихся. М., 1985. 
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С. 145— 155. 
З. Вомперский В. П. «Российская грамматика» М. В.Ломоносова//Русский язык в школе. 1980. №6. С. 92 — 96. 
4. История создания «Российской грамматики». М. —Л., 19с. 
5. Кузьмина Г. В. М. В. Ломоносов – филолог// Русский язык в школе. 1981. №5.С. 85—89. 
6. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников/ Сост. Г. Е.Павлова. М. — Л., 1962. 
7.Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём/ Сост. Г. Е. Павлова и др. М., 1989. 
8. Морозов А. А. Ломоносов. М., 1965. 
9. Шергин Б. В. Слово о Ломоносове. Сказ/ Шергин Б. В. Запечатлённая слава. М., 1967. С. 327 — 352. 
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 189.

А. М. Пешковский

1. Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист. М., 1958. 
2. Бернштейн С. Б. Грамматическая система А. М. Пешковского //Русский 
язык в школе. 1939. №2. С. 95—102. 
3. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический 
словарь: В 3 т. Минск, 1978. Т. 3. С. 125—133. 
4. Кодухов В. И. Александр Матвеевич Пешковский //Русский язык в школе. 
1978. №5.с. 100—103. 
5. Кузнецова Л. М. А. М. Пешковский о методике стилистической работы на 
уроках русского языка //Русский язык в школе. 1971. №2. С. 72—75. 
б. Попов А. С. Выдающийся советский языковед (К 100-летию со дня 
рождения А. М. Пешковского) //Русская речь. 1978. №4. С. 116—120. 
7. Текучев А. В. А. М. Пешковский (К 90-летию со дня рождения) //Русский 
язык в школе. 1968. №4. С. 98—104. 
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. 
М. В.Панов. М., 1984. С. 274. 
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред. 
М. Д.Аксенова. М., 1998. с. 227.

Е. Д. Поливанов

1.Журавлев В. К. Обыкновенный гений (К 100-летию со дня рождения Е. Д.Поливанова)// Русский язык в школе.1991.№5.С.78-82.

2.Крысин Л. П. Поливанов-социолог языка (К 90-летию со дня рождения) //Русский язык в школе.1981.№2.С.98-103.

3.Ларцев В. Г.Евгений Дмитриевич Поливанов. Страницы жизни и деятельности. М.,1988.

4.Ларцев В. Г. Самый обыкновенный гениальный человек//Русский язык в школе.1989.№3.С.98-102.

5.Леонтьев А. А. Евгений Дмитриевич Поливанов и его вклад в общее языкознание. М.,1983.

6.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознания)/Сост. М. В.Панов. М.,1984.С.295.

7.Энциклопедия для детей. Т.10:Языкознания. Русский язык/Глав. Ред. М.Д. Аксенова. М.,1998.С.642-643.

Д. И.Ушаков.

1. Баскевич И. З. Д. И.Ушаков. Из воспоминаний //Русская речь. 1993. .№1.С. 73—76. 
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический 
словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 244—249. 
3. Елагина КИ. Дмитрий Николаевич Ушаков //Русская речь. 1968. №2. С. 39.
4. Панов МВ. Д. Н.Ушаков. Жизнь и творчество /Д. Н.Ушаков Русский язык: 
Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. М., 1995. С. 5 —40. 
5. Реформатский А. А. Д. Н.Ушаков (К 100-летию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1973. №1. С. 95—98. 
б. Реформатский А. А. Труды Д. Н.Ушакова по русской орфографии и 
орфоэпии //Русская речь. 1998. №1.С. 33—47. 
7. Ханпира Э. И. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н.Ушакова: К пятидесятилетию выхода в свет 1-го тома //Русский ЯЗЫК в школе. 1984. №6. С. 7 1—75. 
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 191, 285—287. 
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998. С. 60.

А. А.Шахматов

1. Бернштейн С. Б. Грамматическая система А. А.Шахматова //Русский язык в школе. 1940. №5С. 70—83. 
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 280—293. 
3. Виноградов В. В. А. А.Шахматов. Петербург, 1922. 
4. Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания //Русская речь. 1988. №5
С. 50—55. 
5. Коротаева Э. И. Университетская и школьная деятельность А. А.Шахматова //Русский язык в школе. 19С. 93—99. 
6. Макаров В. И. А. А.Шахматов. М., 1981. 
7. Масальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А.Шахматове. М., 1927. 
8. Смирнов СВ. Свет вечной правды (К 125-летию со дня рождения А. А.Шахматова) //Русская речь. 1989. №3. С. 83—87. 
9. А. А.Шахматов (1864—1920). Летопись жизни и деятельности академика Шахматова. М.—Л., 1930. 
10. Шахматов (1864—1920): Сборник статей и материалов /Под ред. акад. С. П.Обнорского. М. - Л., 1947. 
11. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 128. 
12. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык./Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998. С. 253.

Л. В. Щерба

1. Аванесов Р. И. О встречах с Л. В. Щербой Теория языка, методы его исследование преподавание. Л.,1981. С. 
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 285 —301. 
3. Иванова В. Ф. Академик Л. В. Щерба как теоретик и практик русского правописания //Русский язык в школе. 1985.№3 С. 90 — 94. 
4. Кодухов В. И. Л. В. Щерба 
1/ Русский язык в школе. 1980. №2 С.99 — 106. 
5
Колесов В. В. Лен Владимирович Щерба: Книга для учащихся. М., 1987. 
б. Матусевич М. И. Лен Владимирович Щерба // Русская речь. 1968. №5 С.45
7. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1957. С. 3
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознания) 
Сост. М. В. Панов. М., 1984. С. 17. 
9. Энциклопедия для детей. Т.10: . Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. М., 1998. С. 160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...