Рабочие программы
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
В данном разделе Вы найдете рабочие программы дополнительного образования по русскому языку (кружки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zagadki_filologii_8_klass.docx | 19.29 КБ |
programma_kruzhka_zagadki_filologii_11_klass.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «…» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея ___________ /Борисов Д.В. Приказ № ___ от «__» сентября 2016 г. |
Рабочая программа кружка
«Загадки филологии» по русскому языку
для обучающихся 8 классов
Автор-составитель – Иванова О.В.,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Кружок «Загадки филологии» по русскому языку в 8 классе - это объединение обучающихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с обучающимися во внеурочное время.
Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры обучающихся.
Задачи курса:
- привитие интереса обучающихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- привитие навыка самостоятельной работы с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры;
Основные принципы организации кружка:
- принцип индивидуального подхода к обучающимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (34 /год), продолжительность занятий кружка - 45 мин.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- формулировать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
- логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.
Тематическое содержание программы кружка
№ | Содержание тем курса | Виды деятельности |
1 | Вводное мотивирующее занятие. Цели и задачи курса. | Беседа. Работа с тестами. |
2 | Морфемика и словообразование. | Тренировочные упражнения на определение способов образования слов |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Фразеологизмы, их значение и употребление. | Выполнение тестовых заданий, работа со словарем. Определение выразительности фразеологизмов в текстах. |
4 | Речевые ошибки. Ошибки в употреблении языковых единиц. | Анализ предложений и ситуаций. |
5 | Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса. Особенности построения предложений в разных типах и стилях речи. | Работа с тестами, анализ предложений, подбор материала, тренировочные упражнения по определению типов предложений, характеристики конструкций, не связанных с предложением. |
6 | Обособленные члены предложения. | Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий. |
7 | Речевое общение. Речевой этикет. Культура речи. Критерии культуры речи. | Беседа, диалог, составление плана, тренировочные упражнения. |
8 | Текст. Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и варианты норм. | Лекция, подбор материала, аннотация, работа в группах. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Кол-во.ч. | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 1 | Выполнение упражнений. |
2 | Морфемика и словообразование. Задания со * | 1 | Работа с тестами |
3 | Лексика. Фразеология. Задания со * | 1 | Выполнение тестовых заданий, работа со словарем. |
4 | Работа с текстами. Функциональное значение фразеологизмов. | 1 | Практическая работа |
5 | Речевые ошибки. Анализ речи дикторов TV. Анализ текстов статей из современных газет и журналов. | 1 | Анализ предложений и ситуаций. |
6 | Словосочетание. Виды связи слов. | 1 | Тренировочные упражнения. |
7 | Простое двусоставное предложение. | 1 | Анализ предложений. |
8 | Синтаксический разбор простых предложений. Названия – предложения, из особенность. | 1 | Разбор предложений. |
9 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Работа с учителем. |
10 | Выполнение тестовых заданий. Задания со * | 1 | Работа с тестами. |
11 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Анализ предложений |
12 | Приложение- особый вид определения. | 1 | Практическая работа и теоретические сведения. |
13 | Выполнение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами. |
14 | Решение олимпиадных заданий. | 1 | Упражнения и тесты. |
15 | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами. |
16 | Односоставные предложения. | 1 | Практикум |
17 | Односоставные предложения в различных функциональных стилях и типах речи. | 1 | Практическая работа |
18 | Решение тестовых заданий по теме «Односоставные предложения». | 1 | Тренировочные упражнения, тесты. |
19 | Однородные члены предложения. | 1 | Практикум |
20 | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. Анализ обращений в разговорной и письменной речи. | 1 | Тренировочные упражнения. |
21 | Работа с текстом. | 1 | Комплексный анализ. |
22-23 | Обособленные члены предложения. Трудные случаи обособления. Редакторская правка. | 2 | Практическая работа. |
24 | Знаки препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами. | 1 | Практическая работа. |
25-26 | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами. |
27 | Сферы и ситуации речевого общения. Речевой этикет. Творческая мастерская. | 1 | Беседа, диалог, упр. |
28 | Культура речи. Критерии культуры речи. | 1 | Анализ ситуаций. |
29 | Текст. Основные виды информационной переработки текста. | 1 | Работа с текстом. |
30 | Решение тестовых заданий. | 1 | Работа с тестами. |
31 | Языковые нормы и варианты норм. | 1 | Работа с текстами. |
32 | Орфоэпические нормы. | 1 | Тренировочные упражнения. |
33 | Отчетное занятие. Решение тестовых заданий с комментариями. | 1 | Работа с тестами. |
34 | Итоговое занятие. | 2 | Подведение итогов года. Рекомендации. |
Список источников и литературы:
1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.
2. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
3.Малюгина В.А.Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. – ВАКО, 2010
4.Закирьянов.К.З. Культура речи и стилистика.- Уфа: Китап, 2008.
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «…» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея ___________ /Борисов Д.В. Приказ № ___ от «__» сентября 2016 г. |
Рабочая программа кружка
«Загадки филологии» по русскому языку
для обучающихся 11 классов
Автор-составитель – Иванова О.В.,
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
В условиях современной школы одной из важнейших задач в курсе русского языка является формирование у учащихся лингвистической компетенции, это знания учащихся о самой науке, ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Важной представляется мысль о том, что лингвистическая компетенция включает элементы науки о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Этот аспект лингвистической компетенции упоминается в трудах Н. М.Шанского, М. Т.Баранова, Е. А.Быстровой, А. Д.Дейкиной, Т. С.Кудрявцевой и в ряде других современных исследований.
Современные российские школьники, имеющие многочисленные примеры материального успеха, нуждаются и в духовно - нравственном ориентире. Личность ученого, первооткрывателя, исследователя, человека с необычной, яркой судьбой и богатым внутренним миром, отражающим особенности российского менталитета, которому свойственны правдоискательство, утонченный ум, высокая духовность и чувство справедливости, будет ближе и понятнее, чем образец далекий и чужеродный нашему школьнику по способу мышления и образу жизни. Весьма важно показать учащемуся, что у нас есть немало талантливых соотечественников, а это может увлечь его достойным примером, повысить интерес к русскому языку, побудить к развитию как языковой личности.
Обращение учителя - словесника к биографиям великих ученых и их научным открытиям всегда правомерно, потому что не может устареть и обесцениться идея воспитания любви к русскому языку и уважение к научным и культурным достижениям России.
На современном этапе проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня еще не уделяется должного внимания в школьной практике, т.к. не все учителя русского языка в полной мере осознают, что учащихся нужно знакомить с научными биографиями и открытиями виднейших русистов, к тому же преподаватели не всегда находят формы работы с материалами по истории лингвистической науки, а также школьные учителя не имеют необходимых методических рекомендаций и дидактических материалов, потому что не во всех учебниках представлен достаточный объем сведений об ученых-русистах.
Поэтому возникла необходимость расширить информационные рамки истории лингвистической науки.
Цель: формировать информационно-коммуникативную, лингвистическую компетенции школьников посредством изучения биографий ученых – русистов и их трудов.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Создавать атмосферу заинтересованности школьников в овладении знаниями, формировать познавательную потребность в освоении исторического материала о научном вкладе ученых-русистов: создавая условия активного включения в учебный материал сведений об ученых-лингвистах, их вкладе в науку о языке; осуществляя тщательный подбор лингвистического материала; соблюдая требования, предъявляемые к научным текстам; обеспечивая учет принципов систематизации материала; учитывая психолого-педагогические и собственно-лингвистические особенности восприятия материала школьниками.
2. Систематически отслеживать уровень лингвистической осведомленности школьников.
3. Непрерывно обогащать школьников знаниями по истории лингвистической науки о языковедах и их вкладе в науку о языке, расширяя их эрудицию, воспитывать их в нравственном плане.
4. Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
5. Познакомить школьников с основами изучения научных биографий ученых-языковедов в школе: источниками изучения творческих биографий ученых - русистов; принципами систематизации лингвистического материала.
Принципы организации кружковой работы: внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия студентов и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы работы: лекция, беседа, дискуссия, защита докладов, сообщений, презентация проектов, заочные экскурсии.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания: о русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах; об источниках изучения творческих биографий ученых - русистов; о принципах систематизации лингвистического материала.
Курс кружка рассчитан на 34 часа (1 ч/н)
Тематическое содержание программы кружка
№ | Содержание тем курса | Виды деятельности |
1 | Вводное мотивирующее занятие. Цели и задачи курса. | Лекция о значении научных биографий ученых. |
2 | Хронологический обзор ученых-русистов. | Презентации. |
3 | М.В. Ломоносов | Работа со справочной литературой. Тезисное фиксирование лекции. |
4 | А.Х. Востоков | Работа со справочной литературой. Тезисное фиксирование лекции. |
5 | В.И. Даль | Работа с Толковым словарем… В.Даля. |
6 | Ф.И. Буслаев | Работа с трудами ученого. |
7 | А.А. Шахматов | Работа с воспоминаниями об ученом (мемуары). |
8 | Д.Н. Ушаков | Работа с Толковым и орфографическим словарями Д.Ушакова. |
9 | А.М. Пешковский | Работа с книгой «Русский синтаксис в научном освещении». |
10 | Л.В. Щерба | Работа с трудами Л.Щербы. |
11 | Е.Д. Поливанов | Работа с некоторыми трудами Е.Поливанова |
12 | В.В. Виноградов | Работа с книгой «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика». |
13 | С.И. Ожегов | Толковый словарь русского языка. Составление словарных статей |
14 | Отчетное мероприятие | Защита проекта |
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы занятий | Кол-во |
1 | Введение. Из жизни известных ученых-русистов. Что мы о них знаем? | 1 |
2-3 | Хронология филологического знания в открытиях ученых-русистов. | 2 |
4 | Жизнь М. В. Ломоносова – замечательная страница российской истории. | 1 |
5 | Круглый стол. М. В.Ломоносов - основоположник русского языкознания. | 1 |
6 | Открытый показ. Просмотр и обсуждение документального фильма «Звезда Ломоносова». | 1 |
7 | Семинар «В чем ценность Ломоносовской «Российской грамматики»? | 1 |
8 | Творческая биография А. Х. Востокова. Отец славянской филологии. | 1 |
9 | Поэт и ученый – лингвист А. Х. Востоков. | 1 |
10-11 | Великий ученый – лексикограф В. И. Даль и его «Толковый словарь…» | 2 |
12 | В. И. Даль: мичман, врач, ученый – лексикограф. Филологический этюд. | 1 |
13 | Можно ли В. И. Даля назвать героем своего времени? | 1 |
14 | Великий учитель Ф. И. Буслаев – основатель школьного преподавания русского языка. «О преподавании отечественного языка», «Мои воспоминания». | 1 |
15 | Наследие А. А. Шахматова. | 1 |
16 | «Самое лучшее из всего того, что он сделал, - это его собственная жизнь» (Г. О. Винокур о Д. Н. Ушакове). | 1 |
17-18 | Толковый и орфографический словари Д. Н. Ушакова и их значение в жизни моих современников. | 2 |
19 | А. М. Пешковский – исследователь синтаксиса русского языка. | 1 |
20 | Научная и педагогическая деятельность А. М. Пешковского. «Русский синтаксис в научном освещении». | 1 |
21 | Л. В. Щерба: филолог, мыслитель, учитель. | 1 |
22-23 | Защита докладов. Круг научных интересов Л. В. Щербы. Исследования Л. В. Щербы в области словообразования и морфологии. Фонема и морфема. «О частях речи в русском языке». | 2 |
24 | Жизненный и творческий путь Е. Д. Поливанова, составителя алфавитов для письменных народов нашей страны. | 1 |
25 | Лингвист-полиглот Е.Д. Поливанов. Талант или трудолюбие? | 1 |
26 | Мое «открытие» ученого – лингвиста Е. Д. Поливанова. | 1 |
27 | Творческая встреча с участниками Поливановских чтений в Смоленске (Смоленский государственный университет). Е. Поливанов глазами современных ученых. | 1 |
28 | Жизнь и научные труды В. В. Виноградова. Материалы современных ученых о В. Виноградове (О.В. Никитин). | 1 |
29-30 | Презентация научных трудов. В. В. Виноградов и его труды по грамматике и стилистике. «Русский язык. Грамматическое учение о слове», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика». | 2 |
31 | Дискуссия. «В.В. Виноградов: лингвист или литературовед?» | 1 |
32 | С. И. Ожегов – знаменитый лексикограф XX века. Научная работа С. И.Ожегова в годы войны. | 1 |
33 | Что мне стало известно о «Словаре русского языка» и его составителе? Эссе. | 1 |
34 | Творческий отчет работы кружка «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки» | 1 |
Литература
Ф. И. Буслаев
1. Базилевич Л. И. Ф. И. Буслаев (Из истории языкознания //Русская речь. 1968. №6.)
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С.
3. Булаховский Л. А. Лингвистическое и методическое наследство Ф. И. Буслаева (18//Русский язык в школе. 1937. №5. С. 119-137.
4. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. М., 1897.
5. Дейкина А. Д. Книга Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) - первооснова методической науки //Русский язык в - школе. 1995. №2. С.
6. Дейкина А. Д. Великий учитель Ф. И. Буслаев //Русский язык в школе. 1998. № 3. С. 56-60.
7. Смирнов С. В. Ф. И. Буслаев (К 150-летию со дня рождения) //Русский язык в национальной школе. 1968. № 3. С. 80-81.
8. Текучев А. В. Буслаев как методист и наша современность //Русский язык в школе. 1968. № 2. С.
9. Чурмаева Н. В. Ф. И. Буслаев: Книга для учащихся. М., 1984.
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М.
В. Панов. М., 1984. С. 126.
11.Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред.
М. Д. Аксенова. М, 1998. - С. 251.
В. В.Виноградов
1.Аннушкин В. И. Виктор Владимирович Виноградов: Штрихи
к портрету ученого (К столетию со дня рождения) //Русская словесность. 1995. №1. С. 40—47.
2. Белошапкова В. И. Мир его мыслей русский язык (О В. В.Виноградове) //Русская речь. 1989. №5. С. 93—97.
3. Бельчиков Ю. А. В. В.Виноградов (К 85-летию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1979. №6. С. 94—95.
4. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь: В З т. Минск, 1977. Т. 2. С. 89—120.
5. Иванчикова Е. А. Виктор Владимирович Виноградов 1/Русская речь. 1995. №1. С. 3—12.
6. Кондрашов Н. А. Академик В. В.Виноградов (К столетию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1994. №6. С. 84—89.
7. Костомаров В. Т. Слово о В. В.Виноградове /Памяти В. В.Виноградова. М., 1971. С. 3—13.
8. Костомаров В. Г. Путь в науке (О В. В.Виноградове) //Русская речь. 1989. №5. С. 98—102.
9. Малышева-Виноградова Н. М. Страницы жизни В. В.Виноградова //Русская речь. 1989. №4. С. 83—88.
10. Меладзе Е. О., Шестакова Л. Л. Выдающийся советский ученый (К 90-летию со дня рождения акад. В. В.Виноградова)//Русский язык в школе. 1985. №1. С. 90—95.
11. Одинцов В. В. Виктор Владимирович Виноградов: Книга для учащихся. М., 1983.
12. Прокопович Н. Н. Академик В. В.Виноградов //Русский язык в школе. 1970. №1. С. 98—102.
13. Русский язык. Энциклопедия /Глав. ред. Ф. П.Филин. М., 1979. С. 42—43, 336.
14. Шведова Н. Ю. В. В.Виноградов //Русская речь. 1970. №3. С. 29—32.
15. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 327.
16. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998.
А. Х. Востоков
1. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С.63-69.
2. Колесов В. В. Судьба А. Х. Востокова// Русская речь. 1991. №2. С.71-78.
3. Львов А. С. А. Х. Востоков // Русский язык в школе. 1956. №6. С. 95-102.
4. Милославский И. Г. Великий русский учёный (К 100-летию со дня смерти А. Х. Востокова)// Русский язык в школе. 1964. № 2. С. 84-86.
5. Орлов В. Н. Востоков // Востоков А. Х. Стихотворения. Л., 1936. С. 5-39.
6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В. Панов.- М., 1984. С. 297.
7. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. М., 1998. С. 627.
8. Ягич И. В. История славянской филологии. Спб, 1910. С. 215-224.
М. В.Ломоносов
1. Астафуров В. И. М. В.Ломоносов: Кн. для учащихся. М., 1985.
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976. Т. 1. С. 145— 155.
З. Вомперский В. П. «Российская грамматика» М. В.Ломоносова//Русский язык в школе. 1980. №6. С. 92 — 96.
4. История создания «Российской грамматики». М. —Л., 19с.
5. Кузьмина Г. В. М. В. Ломоносов – филолог// Русский язык в школе. 1981. №5.С. 85—89.
6. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников/ Сост. Г. Е.Павлова. М. — Л., 1962.
7.Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём/ Сост. Г. Е. Павлова и др. М., 1989.
8. Морозов А. А. Ломоносов. М., 1965.
9. Шергин Б. В. Слово о Ломоносове. Сказ/ Шергин Б. В. Запечатлённая слава. М., 1967. С. 327 — 352.
10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 189.
А. М. Пешковский
1. Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист. М., 1958.
2. Бернштейн С. Б. Грамматическая система А. М. Пешковского //Русский
язык в школе. 1939. №2. С. 95—102.
3. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический
словарь: В 3 т. Минск, 1978. Т. 3. С. 125—133.
4. Кодухов В. И. Александр Матвеевич Пешковский //Русский язык в школе.
1978. №5.с. 100—103.
5. Кузнецова Л. М. А. М. Пешковский о методике стилистической работы на
уроках русского языка //Русский язык в школе. 1971. №2. С. 72—75.
б. Попов А. С. Выдающийся советский языковед (К 100-летию со дня
рождения А. М. Пешковского) //Русская речь. 1978. №4. С. 116—120.
7. Текучев А. В. А. М. Пешковский (К 90-летию со дня рождения) //Русский
язык в школе. 1968. №4. С. 98—104.
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.
М. В.Панов. М., 1984. С. 274.
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред.
М. Д.Аксенова. М., 1998. с. 227.
Е. Д. Поливанов
1.Журавлев В. К. Обыкновенный гений (К 100-летию со дня рождения Е. Д.Поливанова)// Русский язык в школе.1991.№5.С.78-82.
2.Крысин Л. П. Поливанов-социолог языка (К 90-летию со дня рождения) //Русский язык в школе.1981.№2.С.98-103.
3.Ларцев В. Г.Евгений Дмитриевич Поливанов. Страницы жизни и деятельности. М.,1988.
4.Ларцев В. Г. Самый обыкновенный гениальный человек//Русский язык в школе.1989.№3.С.98-102.
5.Леонтьев А. А. Евгений Дмитриевич Поливанов и его вклад в общее языкознание. М.,1983.
6.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознания)/Сост. М. В.Панов. М.,1984.С.295.
7.Энциклопедия для детей. Т.10:Языкознания. Русский язык/Глав. Ред. М.Д. Аксенова. М.,1998.С.642-643.
Д. И.Ушаков.
1. Баскевич И. З. Д. И.Ушаков. Из воспоминаний //Русская речь. 1993. .№1.С. 73—76.
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический
словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 244—249.
3. Елагина КИ. Дмитрий Николаевич Ушаков //Русская речь. 1968. №2. С. 39.
4. Панов МВ. Д. Н.Ушаков. Жизнь и творчество /Д. Н.Ушаков Русский язык:
Учебное пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. М., 1995. С. 5 —40.
5. Реформатский А. А. Д. Н.Ушаков (К 100-летию со дня рождения) //Русский язык в школе. 1973. №1. С. 95—98.
б. Реформатский А. А. Труды Д. Н.Ушакова по русской орфографии и орфоэпии //Русская речь. 1998. №1.С. 33—47.
7. Ханпира Э. И. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н.Ушакова: К пятидесятилетию выхода в свет 1-го тома //Русский ЯЗЫК в школе. 1984. №6. С. 7 1—75.
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 191, 285—287.
9. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык /Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998. С. 60.
А. А.Шахматов
1. Бернштейн С. Б. Грамматическая система А. А.Шахматова //Русский язык в школе. 1940. №5. С. 70—83.
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 280—293.
3. Виноградов В. В. А. А.Шахматов. Петербург, 1922.
4. Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания //Русская речь. 1988. №5. С. 50—55.
5. Коротаева Э. И. Университетская и школьная деятельность А. А.Шахматова //Русский язык в школе. 19С. 93—99.
6. Макаров В. И. А. А.Шахматов. М., 1981.
7. Масальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А.Шахматове. М., 1927.
8. Смирнов СВ. Свет вечной правды (К 125-летию со дня рождения А. А.Шахматова) //Русская речь. 1989. №3. С. 83—87.
9. А. А.Шахматов (1864—1920). Летопись жизни и деятельности академика Шахматова. М.—Л., 1930.
10. Шахматов (1864—1920): Сборник статей и материалов /Под ред. акад. С. П.Обнорского. М. - Л., 1947.
11. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М. В.Панов. М., 1984. С. 128.
12. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык./Глав. ред. М. Д.Аксенова. М., 1998. С. 253.
Л. В. Щерба
1. Аванесов Р. И. О встречах с Л. В. Щербой 1 Теория языка, методы его исследование преподавание. Л.,1981. С.
2. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды. Библиографический словарь: В З т. Минск, 1978. Т. 3. С. 285 —301.
3. Иванова В. Ф. Академик Л. В. Щерба как теоретик и практик русского правописания //Русский язык в школе. 1985.№3 С. 90 — 94.
4. Кодухов В. И. Л. В. Щерба 1/ Русский язык в школе. 1980. №2 С.99 — 106.
5. Колесов В. В. Лен Владимирович Щерба: Книга для учащихся. М., 1987.
б. Матусевич М. И. Лен Владимирович Щерба // Русская речь. 1968. №5 С.45
7. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1957. С. 3
8. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознания) / Сост. М. В. Панов. М., 1984. С. 17.
9. Энциклопедия для детей. Т.10: . Языкознание. Русский язык/ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. М., 1998. С. 160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...