Олимпиада по русскому языку в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему
Цели:
- · популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;
- · активизация творческих способностей учащихся;
- · выявление учащихся, интересующихся русской филологией русским языком;
- · оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку;
- · выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_gorodskogo_tura_1.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
в системе начального и среднего профессионального образования Санкт – Петербурга
Цели:
- популяризация русского языка и стимулирование интереса учащихся к его изучению;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, интересующихся русской филологией русским языком;
- оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения русскому языку;
- выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.
Задачи:
Участники Олимпиады должны продемонстрировать
- владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;
- знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;
- знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
- знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;
- знание языковых и речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
- навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
- знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
- знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
- элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;
- коммуникативные умения и навыки;
- творческие способности.
Типология заданий, представленных учащимся
Лингвистические тесты и задания, предполагающие воспроизведение знаний определенных разделов курса русского языка и демонстрацию навыков языкового разбора; проверяющие знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыками морфемного и грамматического разборов и т. п.
- Обозначьте ударение в словах. Подчеркните слова, в произношении которых возможны равноправные варианты ударения.
Баловать, безудержный, мастерски, вероисповедание, включит, мельком, нормировать, обеспечение, исчерпать, феномен, дозвонишься, донельзя, договоры, закупорить, каталог, ракушка, завсегдатай, развитая, облегчить.
- Поставьте ударение в приведенных ниже словах. В каких словах ударение меняется в зависимости от их значения? Поясните различия, включив эти слова в словосочетания, например, атлАс на платье - географический Атлас.
Созыв, выходить, пикировать, столяр, отзыв, ледник
- В каком из словосочетаний нет орфографической ошибки?
- самоклеющаяся пленка
- самоклеящяяся пленка
- самоклеящаяся пленка
- сама клеящаяся пленка
- Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
- Завесить – _____________________________
- Выкатить – ____________________________
- Развесить – ____________________________
- Обвешать – ____________________________
- Перемешать –__________________________
Найдите орфографическую ошибку в тексте телевизионной рекламы «”Пикник” – замешан и завёрнут!» и напишите слово правильно:_________________________
- Расставьте необходимые знаки препинания.
Он наклонив голову и опустив глаза прислушивался к разговорам окружающих и если подмечал что-нибудь интересное доставал потрёпанный с загибающимися углами блокнотик и делал записи быстрые неразборчивые но вероятно ему самому понятные.
- Расставьте необходимые знаки препинания.
Становится как-то спокойней на душе когда возвратившись после долгих странствий в родной город ты встречаешь знакомые приметы около здания театра тихо шелестят старые липы а на берегу маленькой речки конечно сидят рыболовы неразговорчивые терпеливые.
- Найдите предложение с уместным употреблением слова «СВОЙ».
- Русская литература прошла длительный путь своего развития.
- Вдруг Софья теряет своё сознание.
- Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.
- Прохожий снял свою шляпу и поклонился.
- Какое выражение является двусмысленным?
- Преданные поклонники певца не пропускают ни одного выступления.
- У каждого есть хотя бы один преданный друг.
- Солдаты, преданные военачальниками, продолжали геройски сражаться.
- Любовь её к мужу была преданна.
- В каких словосочетаниях нарушены грамматические нормы?
- четверо подружек
- сфотографироваться в анфас и профиль
- поставлен памятник поэту
- в обоих случаях
- выполнил согласно договору
- едь быстрее
- Запишите словосочетания, раскрыв скобки и образовав нужную падежную форму:
Пара (чулки, носки, туфли)
Столько же (апельсины, помидоры, яблоки)
Пять (амперы)
Любоваться (тюль)
Пользоваться (шампунь, аэрозоль)
- Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр.
- Запишите фразу «альбом с 888 фотографиями» без использования цифр.
Задания в тестовой форме (с выбором ответа и кратким ответом), позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке и его связях с другими языками, дающие возможность оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.
- В каком году Кириллом и Мефодием был создан славянский алфавит?
1) в 988 году 2) в 863 году 3) в 1100 году
- Как называется словарь, созданный В.И.Далем
- «Толковый словарь живого великорусского языка»
- «Этимологический словарь русского языка»
- «Толковый словарь русского языка 19 века»
- «Словарь устаревших слов»
- Замените устаревшие слова современными синонимами:
Зеница | Чертог | ||
Длань | Нега | ||
Рубище | Зело | ||
Всуе | Рожон |
- Какому прилагательному синонимично выделенное в строках А.С. Пушкина («Евгений Онегин») слово: «Всё, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный»?
1) придирчивый 2) галантерейный 3) щекотливый 4) деликатный
- В каком значении И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» употребил выделенное прилагательное: «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета»?
- немыслимый, невероятный
- первозданный, естественный
- необузданный, неистовый
- серый со стальным оттенком
- Подберите к иноязычным словам файл, тинейджер, папарацци, телефакс, экстрасенс возможные русские синонимы.
Лингвистические задачи, требующие знаний в разных областях русского языка, навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, языкового чутья и лингвистической догадки, использования общих исследовательских приемов.
- Заполните таблицу иноязычными словами, которые содержат в своем составе указанные морфемы:
Морфема | Её значение | Примеры слов |
а- | отрицание | |
анти- | противоположность | |
би- | двойственность | |
био- | жизнь | |
-ген- | род | |
гео- | земля | |
глоб- | шар, всеобъемлющий | |
-грамм- | написание |
- Прочитайте фрагмент одной из пьес А.Н. Островского. Какое слово изменило свой графический облик, так как оказалось связанным в представлении персонажа с другими родственными словами? Напишите, с какими словами.
Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит, разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.
- Найдите видоизмененный фразеологизм в рассказе А.П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его первоначальный вид и запишите.
В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.
- Какой частью речи является придуманное Н. С. Лесковым в рассказе «Заячий ремиз» выделенное слово: «…в обоих пеликанах по обыске их и аресте ничего попреблагорассмотрительствующегося не оказалося, и пришлось их опять выпустить»?
- Напишите существительные, в сочетании с которыми указанные ниже прилагательные будут являться эпитетами:
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | СЛОВА, СОЧЕТАЮЩИЕСЯ С НИМ |
Кудрявый | |
Оловянный | |
Блестящий | |
Видный | |
Могучий |
- Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы, сравнения.
- Какое слово в ряду лишнее?
1) представить; 2) предавать (друзей); 3) предохранитель; 4) предлог
- Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома, перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на поверхность? Ответ поясните.
ОТВЕТ______________________________,так как______________________________
- Назовите языковое явление, которое позволило объединить пары слов:
объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы.
- Каламбур «У такого порядочного человека даже дыра на локте должна быть порядочная» (А. Аверченко) основан на:
- омонимии
- многозначности слова
- паронимии
- синонимии
- Перечисленные ниже слова образованы при помощи разных по значению и происхождению приставок: пере-(русской) и пери- (греческой). Выберите приставку и впишите в соответствующие колонки слова: пер…скоп, пер…вёртыш, пер…вязка, пер…метр, пер…фразировать, пер…ферия, пер…катываться, пер…солить, пер…од, пер…петии, пер…пугаться, пер…фраза.
пере- | пери- |
- Сознательное переосмысление структуры слова может служить одним из приёмов языковой игры. Прочитайте «Весёлый этимологический словарик» и проанализируйте приведённые в нем «толкования». Учитывая, что действительная этимология перечисленных слов и их значения совершенно иные, постарайтесь пополнить «Весёлый этимологический словарик» собственными примерами.
Апатичный - богатый апатитом, астрология - наука о разведении астр, антиутопия - спасательный жилет, банкомат - хранилище нецензурных выражений; баранка – овца, водород – , вспыльчивость – , весельчак- , горизонт –, горшок- , головотяп –, десница –,
демобилизованный – , заголовок – .
Задания, включающие петербурговедческий компонент
- В басне И.А. Крылова «Любопытный» идёт речь об одном известном здании Санкт-Петербурга. Впишите его название в текст.
—Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
—В …....., мой друг! Часа там три ходил…
...Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!..
- Напишите, как в разные времена называлось одно из известнейших зданий Санкт-Петербурга, которое в оде «Вольность» А.С.Пушкин описывает так: Пустынный памятник тирану,
Забвенью брошенный дворец…
- Как сейчас называется площадь, упомянутая А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник»?
Тогда на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый.
Где над возвышенным крыльцом,
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…
- Какая фактическая ошибка закралась в стихотворение А. Ибрагимова «14 декабря, 1825», посвящённое декабристам, строки из которого даны ниже?
Посредине зимы перед Зимним дворцом
Нам стоять на плацу с обнаженным лицом…
Чтобы здесь, на Сенатской, посреди декабря
Отстоять...
Задания на восприятие и переработку информации
- Восстановите «утаенное» авторами рекламного объявления смысловое звено:
«Наши ноутбуки – законодатели моды! Наши ноутбуки – для тех, кто ценит престиж, качество, стиль и надежность. А если Вы не готовы на такие траты, опытные специалисты дадут Вам все необходимые консультации и предложат ноутбуки ведущих мировых производителей на любой вкус».
- Используя приведенный материал, составьте словарную статью к слову «Композиция» для толкового словаря / литературоведческого словаря.
С чего начать произведение? На каких деталях заострить внимание? Сколько частей выделить? Когда мы говорим о целом и его частях, мы говорим о композиции, которая является основой любого произведения, будь то картина, или симфония, или книга.
В основе любого текста лежит общее композиционное строение (от латинского compositio - «построение, расположение, расстановка»). Введение, зачин (информация о теме, цели текста, постановка проблемы и т. п.); основная часть (содержит основную передаваемую в тексте информацию); заключение, концовка (завершает тему, содержит выводы и т. п.) являются универсальными элементами построения текстов любого стиля речи. Несмотря на то что, например, композиция рассказа Набокова «Гроза», обусловленная его содержанием, отличается от построения рассказа Солженицына «Гроза в горах», расположение и связь разнородных элементов художественной формы литературного произведения подчиняются определённым правилам. Взаимосвязь элементов композиции определяется коммуникативной задачей, а также принадлежностью текста к определенному функциональному стилю речи и типу текста.
- В материал об информационной переработке текста вставьте пропущенные названия жанров, используя слова: план, резюме, тезисы, аннотация, оглавление, заголовок.
Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Это позволяет в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст, создать вторичный текст на основе текста-источника. К вторичным текстам относятся:
- _____________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначение и другие особенности с целью проинформировать о содержании текста-источника;
- _____________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводы научной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком;
- _____________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике;
- _____________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей;
- _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста;
- _____________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др., задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста-источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.
- В материале о разных типах информации в тексте заполните пропуски, используя слова: публицистический, репортажи, заметки, служебная записка, инструкция, статья, тезисы, подзаголовок, эпиграф, реминисценции. интертекстуальность, официально-деловой.
Информация в тексте может выражаться в явном и скрытом виде. В явном она представляется с помощью языковых средств, прямо указывающих на события, взгляды и мнения людей (эксплицитная информация). Подобная открытая форма передачи информации свойственна многим текстам различных жанров научного, _______________, ______________ стилей. В деловой сфере – это отчет, протокол, _____________, ____________; в научной сфере – доклад, лекция, _________, __________, аннотация; в публицистике – новости, передовые статьи, ___________, _____________, интервью и т. д.
Однако информация не всегда выражена в текстах с достаточной ясностью. В этом случае её извлечение требует интеллектуальных усилий, навыков научного, исторического или художественного анализа. Информацию подобного типа содержат научные монографии; аналитические публицистические статьи, очерки, эссе, фельетоны, а также произведения художественной литературы. Такая информация называется концептуальной, обычно извлекается из всего произведения, включая его название, ___________ к нему и __________, и допускает разные толкования.
Кроме явной информации, в некоторых текстах (преимущественно публицистических и художественных) содержится скрытая (или имплицитная) информация. Она выводится из речевой ситуации, контекста, из сопоставления с известными фактами и явлениями реальной или художественной действительности, с другими текстами (это соотношение получило название _________________________ , т. е. свойства текста вступать в диалог, перекликаться с другими текстами, включать в себя их элементы). Приемы передачи скрытой информации в текстах разнообразны, к ним, в частности, относятся иносказание, намек, в том числе аллюзии и ________________; сравнение, противопоставление; подтекст, ирония и др.
Творческие задания, направленные на создание текста заданного стиля или жанра (по выбору) и проверяющие компетентности: ориентацию на текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой единиц текста); владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; владение средствами жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста.
Задания на выбор участников олимпиады:
1 вариант (для 1; 2 и 3 курсов): Прочитайте фрагменты сказки-притчи. Как вы заметили, в тексте не хватает завязки, развития, кульминации и развязки истории взаимоотношений садовника и карлика, нет поучительного финала. Озаглавьте сказку-притчу, напишите её продолжение и заключение.
Жили рядом умелый садовник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли цветы и деревья невиданной красоты, у второго буйно росли только чертополох и крапива. И карлик завидовал соседу.
Однажды…
И понял садовник, что…
2 вариант (для 1 курса): Познакомьтесь с точкой зрения ученика, высказанной в дискуссии на тему «Нужна ли реформа орфографии?». Подтвердите или опровергните умозаключения автора.
Потратив уйму времени и сил на изучение “заумных” орфографических правил и исключений, я задумался: зачем было огород городить? Почему не договориться, чтобы писать так, как слышится? Неужели до сих пор никто не догадался, что это облегчит жизнь не только школьникам, но и взрослым? Уже не надо будет лезть в словари для проверки написания незнакомого слова или в справочник, чтобы вспомнить забытое правило. Да и выпуск подобных научных изданий будет не нужен: ведь достаточно будет, на мой взгляд, маленькой брошюрки, изучив которую каждый сможет с гордостью сказать, что он грамотный человек.
Никаких занятий по изучению русского языка не надо будет ни в школе, ни в институте. Никаких лишних усилий и затруднений, и мы становимся самой грамотной нацией в мире! Тут сразу, конечно, все люди нашей планеты начнут изучать русский язык, потом его признают международным. Международное влияние нашей страны усилится и так далее, и так далее.
И что же получится? Без особых затрат и труда мы не только упростим свою жизнь, но и выведем нашу страну из кризиса, и дальше нас ждёт безоблачная, светлая жизнь.
2 вариант (для 2,3 курсов): Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной Сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. Синонимами этого нового понятия в русском языке являются не-тикет (из англ. пеt «сеть» и еti-quette «этикет») и электронный этикет. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах, поэтому его правила еще только формируются. Представьте, что вы оказались в кругу людей, ничего не знающих о правилах виртуального общения и переписки по электронной почте. Напишите памятку по сетевому этикету для начинающих пользователей Интернета, людей, не знающих о правилах переписки по электронной почте или общения в блогах и твиттере. Разделите её на несколько смысловых частей, например:
- обращение к пользователям,
- рекомендации по речевому поведению (разрешено/ вежливо/ допустимо/ приветствуется и т. п.),
- запреты на определенные типы речевого поведения в Сети (не разрешено/ невежливо/ недопустимо/ не приветствуется и т. п.),
- заключение.
Озаглавьте текст памятки.
Все перечисленные выше задания в равной степени (исходя из типологии и предполагаемого уровня сложности) распределены для проведения олимпиады среди учащихся 1 курса и 2,3 курсов.
Задания 1-ой (теоретической) части оцениваются по шкале от 0 до 4,5 балла. Возможное максимальное количество баллов за 1-ую часть - 41.
Задания 2-ой (творческой) части оцениваются по развёрнутым критериям. Возможное максимальное количество баллов за 2-ую часть - 9.
Возможное максимальное количество баллов за все задания - 50.
Критерии оценки творческого задания
1 вариант: Сказка-притча
1 | Коммуникативная цель высказывания, оригинальность замысла | |
отсутствие коммуникативной цели высказывания | 0 б. | |
коммуникативная цель выражена, но есть отдельные недочёты | 1 б. | |
отсутствие недочётов, оригинальность замысла | 2 б. - 3 б. | |
2 | Соответствие жанру | |
не соответствует (в другом жанре) | 0 б. | |
есть элементы притчи, но допущены ошибки (в т.ч. композиционные, логические) | 1 б. | |
нет ошибок | 2 б. | |
3 | Соблюдение языковых и речевых норм, выразительность, речевое своеобразие | |
допущены грубые нарушения норм | 0 б. | |
допущены единичные недочёты при общей правильности речи | 1 б. | |
отсутствие ошибок и недочётов, речь отличается выразительностью, своеобразием использования языковых и речевых срелств | 2 б. – 3 б. | |
4 | Соблюдение этических норм | |
допущены этические ошибки | 0 б. | |
этические ошибки отсутствуют | 1 б. | |
Максимальное количество баллов | 9 |
2 вариант: дискуссионная тема / создание памятки
1. | Коммуникативная цель высказывания | |
отсутствие коммуникативной цели высказывания | 0 б. | |
коммуникативная цель выражена, но есть отдельные недочёты (допущены 1-2 ошибки) | 1 б. | |
отсутствие недочётов, полная реализация коммуникативной цели высказывания | 2 б. | |
2. | Смысловая цельность, речевая связность изложения, доказательность, аргументированность | |
отсутствует смысловая цельность, композиционное решение | 0 б. | |
допущено не более одной логической ошибки и/или есть нарушения последовательности изложения | 1 б. | |
композиция продумана, логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена | 2 б. | |
Высказывание отличает доказательность, убедительность аргументации | 3 б. | |
3. | Соблюдение стилистических норм. Выразительность речи | |
Допущены грубые нарушения стилистических норм, выразительность речи не соответствует коммуникативной цели высказывания и стилю изложения | 0 б. | |
Допущены отдельные стилистические недочёты, выразительность речи не недостаточно соответствует коммуникативной цели высказывания | 1 б. | |
ошибки отсутствуют, речь соответствует выбранному стилю, отличается уместностью использования языковых средств и выразительностью | 2 б.- 3 б. | |
4. | Соблюдение этических норм | |
допущены этические ошибки | 0 б. | |
этические ошибки отсутствуют | 1 б. | |
Максимальное количество баллов | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная система образования требует новых подходов в обучении иностранному языку. В данной статье рассматривается интерактивный метод, его сущность и положительные стороны....
«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»
Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...
Виртуальное путешествие по учреждениям начального и среднего профессионального образования
презентация...
Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области.Официальные сайты.Адреса.Телефоны.
Для того , чтобы перейти на страницы официальных сайтов учебных заведений начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области документ необходимо скачать. Наж...
Педагогические технологии обучения в системе общего начального и среднего профессионального образования
Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Человек попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он...
Урок литературы по теме "Вступление к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс Разработала и провела учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №486 Выборгского района Санкт-Петербурга Цыбина Татьяна Анатольевна
Цели урока:1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым ...
Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОУД 01 «Русский язык» в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ)
Контрольно-измерительный материал по дисциплине ОУД 01 «Русский язык» в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ)...