Род имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «Род имён существительных» (5 класс)

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.  М.: 2008.

 

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; расширение общей эрудиции и применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой).

3.     Формирование предметных результатов (умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;  умение решать трудные случаи определения родовой принадлежности некоторых слов; развитие речевых навыков).

 

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, толковые словари, учебник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_urok_rya._rod_imyon_sushchestvitelnyh.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род имён существительных» (5 класс)

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.  М.: 2008.

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (стремление к речевому самосовершенствованию; интерес и любовь к родному языку).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; расширение общей эрудиции и применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой).
  3. Формирование предметных результатов (умение отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы;  умение решать трудные случаи определения родовой принадлежности некоторых слов; развитие речевых навыков).

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, толковые словари, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Распределительный диктант.

Имена собственные в кавычках и без:

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, роман Обломов, математик Ильин, созвездие Девы, духи Москва, город Москва, автомобиль Нива, гора Алатау, журнал Рыболов.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Прочитав стихотворение (со слайда, вслух), сформулируйте тему урока:

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

(Предположения)

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию.

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений.

  1. Актуализация темы.

Упр. 374 – наблюдение за именами существительными в тексте, определение их рода и обнаружение связи рода имени существительного с формами глагола прошедшего времени и зависимого прилагательного. Выводы.

(Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)

- Для определения рода мы пользуемся вспомогательными словами: он мой, она моя, оно моё. Но не всегда мы можем сразу подставить вспомогательное слово. Например, родовую принадлежность некоторых существительных, оканчивающихся на мягкий знак, определить бывает трудно.

Слайд:

Мозоль

Фасоль  -  Ж.Р.

Вуаль

Рояль

Тюль       -  М.Р.

Шампунь

Задание: составить словосочетания прил.+ сущ. с этими словами, выделить окончания у прилагательных.

- При помощи толкового словаря определите – и запомните! - род и значение следующих существительных:

Бемоль, аэрозоль, канифоль, пасквиль, антресоль, вакуоль, полироль.

Познавательные УУД:

владеть приёмами продуктивного чтения и пользования словарем.

Регулятивные УУД:

самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли, грамотно сочетать слова в речи.

  1. Закрепление изученного.

Слайд (текст + силуэт рыбы-кроссворда с пустыми клетками)

(см. приложение)

- В тексте, который вы видите на слайде (чтение вслух), найдите названия рыб, оканчивающиеся на мягкий знак, попробуйте догадаться (количество букв поможет вам в этом), в какую колонку нашей «чешуйчатой» таблицы следует записать каждое из названий, а затем запомните, к какому роду каждое из названий относится.

Познавательные УУД:

анализировать, структурировать, систематизировать;

владеть умениями читательской деятельности (извлекать информацию, выделять главное).

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось знакомым, что вызвало трудность?

- Где можно найти сведения о родовой принадлежности незнакомого слова?

Домашнее задание:

упр. 376.

Регулятивные УУД: оценивать результат; соотносить цели и результаты своей деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Какие же рыбы существуют в мире?

Язь - очень красивая рыба, чем-то напоминающая плотву, но с более толстым телом и немного укороченной головой. Рот у язя меньше чем у голавля, но больше, чем у плотвы. Азовско-черноморская тарань представляет разновидность обыкновенной плотвы.

 От всех других рыб стерлядь легко отличается как по своей величине, так и по своему узкому удлинённому носу и длинными бахромистыми усиками. Цвет форели зависит от места обитания – чем темнее дно, тем темнее окраска рыбы, и наоборот.

Окунь - один из самых распространённых видов речных рыб, обитающих в водах нашей страны. Карась живет в прудах с илистым дном и обильной растительностью. Питается червяками, мотылём и всякой живностью, которую найдёт на дне водоёма. Место обитания линя – проточные водоёмы, не подвергавшиеся мелиоративному вмешательству со стороны человека.  А сельдь - это уже стайная морская рыба. Кефаль обитает в прибрежных водах всех тропических и теплых морей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный урок по технологии развития критического мышления "Словообразование имён существительных"

Урок создан по модельной технологии развития критического мышления. Включает разнообразные приёмы работы....

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

Презентации "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."

Презентация "Образование множественного числа английских имён существительных. Существительные-исключения."...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных

Дидактический материал по орфографии. И, Е в окончаниях существительных. Правописание окончаний имён прилагательных....

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...