Урок русского языка в 5 классе. Предложения с обращениями.
классный час по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: закрепить понятие «обращение» как слово, называющее того, к кому обращаются с речью; сформировать навыка правильного употребления и правил пунктуации предложений с обращениями.
Знать: определение понятия, об использовании обращения в речи;
Уметь: находить обращения в предложении, отличать обращения; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_s_obrashcheniyami.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта: урок – введение нового материала
Садриева Альбина Эльбертовна учитель русского языкаМБОУ «СОШ№11» города Альметьевска.
Урок русского языка в 5 классе. Предложения с обращениями.
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Организационный момент | |||
2 | Проверка домашнего задания | Вопросы учителя | Отвечают на вопросы учителя | Учитель оценивает ответы учащихся на вопросы |
1 | Введение нового материала | Модули И-типа, П-типа, К-типа. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | Объясняет новый материал, используя материалы ЭОР как основу для презентации http://www.fcior.edu.ru/card/11687/dva-sposoba-izmeneniya-vnutrenney-energii.html (страница 1, 3) |
2 | Формулирование вопросов учащимися | Вопросы учеников | Задают вопросы учителю | Отвечает на вопросы учащихся |
3 | Ответы учащихся на вопросы учителя | Вопросы учителя | Отвечают на вопросы учителя | Задает вопросы учащимся http://www.fcior.edu.ru/card/11687/dva-sposoba-izmeneniya-vnutrenney-energii.html (страница 2) |
4 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися | Задания учителя или модули П-типа, или ЭОР, включающие решение простейших задач | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | Определяет ЭОР П-типа, предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты)) http://www.fcior.edu.ru/card/4555/izmenenie-vnutrenney-energii-pri-sovershenii-raboty.html (страница 1,3,4) |
5 | Выполнение заданий учащимися | Задания учителя или модули П-типа | Выполняют задание | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий |
6 | Формулирование контрольного вопроса или задания | Контрольное задание (модули К-типа, или например, тесты) | Знакомятся с заданием | Определяет ЭОР К-типа, предъявляет их в виде презентации (при наличии вариативных ЭОР, возможно, определяет их индивидуально для каждого учащегося, в этом случае необходима организация деятельности за компьютером (различные возможные варианты)) http://www.fcior.edu.ru/card/4196/rabota-i-teploperedacha-kak-sposoby-izmeneniya-vnutrenney-energii-tela.html (страница 1,3,5) |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания | Контрольное задание (модули К-типа, или тесты) | Выполняют задание | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность |
8 | Формулирование выводов урока | Выводы по уроку | Фиксируют выводы | Формулирует выводы |
Предложения с обращениями.
Цель: закрепить понятие «обращение» как слово, называющее того, к кому обращаются с речью; сформировать навыка правильного употребления и правил пунктуации предложений с обращениями.
Знать: определение понятия, об использовании обращения в речи;
Уметь: находить обращения в предложении, отличать обращения; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращениями.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Открыли тетради, записали число, классная работа. На предыдущем уроке мы закончили изучение темы «Однородные члены предложения», провели самостоятельную работу. Тетради с работой вы получили.
Проанализировав работы, я сделала вывод, что вы еще ошибаетесь в синтаксическом разборе предложения, осложненного однородными членами. Давайте еще раз закрепим разбор предложения, осложненного однородными членами.
Запись предложения (разбор):
Поклонился Иван-царевич отцу и отправился на поиски своей стрелы.(Поест., невоскл., распр., осл.однород.чл.)
- Объяснение нового материала.
-А теперь прочитаем предложение, записанное на доске:
Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
-Из какой сказки оба предложения? Сравните предложения: записанное вами и мной.
- Что общего в них? (В них общее слов «Иван-царевич», сочетание слов)
-Каким членом оно является в первом предложении? (Подлежащим)
- Скажите, а можно ли во втором предложении задать к нему вопрос? (Нет. Значит, членом предложения оно не является)
-Ребята, а кому адресована речь в предложении на доске?
«Иван- царевич»- сочетание слов, которое является обращением и графически выделяется таким образом.
Тема урока сегодня «Предложения с обращением». Записали тему, списали с доски разобранное предложение.
Что мы сегодня на уроке должны уяснить?(Что такое обращение, уметь находить его в предложении, выделять их. Научиться правильно пользоваться в речи.)
Иногда в сказках речь бывает адресована не только к живым, но и неживым предметам. Прочитаем предложение.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного.
-А это из какой сказки?
-Назовите, к кому обращаются в этом предложении с речью? А к кому обращались в предыдущем?
Это и есть, ребята, слова-обращения. Так что же такое обращение?
(Обращение- это слово( сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью). А запомнить это правило вам поможет стихотворение А.Косоговского «Обращение»:
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Автор говорит, что нужно при обращении расставлять знаки препинания. Давайте рассмотрим, где стоит обращение в наших предложениях и какие знаки препинания необходимо расставить.
В первом предложении оно в середине предложения, отделяется запятой. Читается с особой интонацией, после него ставится «!». Графически это будет так.
Во втором предложении в начале.
-А какой частью речи выражено обращение?
Ребята, а как мы можем узнать, что в предложении есть обращение, что оно кому-то адресовано?(По интонации)
Сравним интонацию двух предложений об Иване-царевиче.
В предложениях с обращением есть особая интонация, она повышенная, звательная(зовет). Молодцы!
Сделаем выводы:
1.Обращение выражено именем существительным;
2.Читается с особой( повышенной) интонацией;
3.Обращение членом предложения не является, к нему нельзя задать вопрос;
4. В предложении может стоять в середине, в начале.
- А где еще можно поставить обращение? Откройте в учебнике пунктограмму на странице 82. Давайте посмотрим. Где еще? (Оно может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если оно в начале или в конце, оно отделяется запятыми, в середине- выделяется с двух сторон. А когда обращение в начале предложения, может произноситься с большой эмоциональностью; тогда после него ставится «!-Устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
-Отдохнули, продолжим работу. Схемы( запоминаем) переписываем в тетради. Запишем предложения в столбик по номерам. Вам следует самостоятельно расставить знаки препинания при обращении.
1.Ты, Пилюлькин, все трудишься?
2.Мама, разреши мне встретится с подругой.
3.Что приуныла, сестрица?
Проверим предложения, обратите внимание, знаки препинания при обращении выделены другим цветом.
Кто написал без ошибок? Я надеюсь, что и остальные в дальнейшем тоже будут внимательны в работе.
Поработаем с учебником, на странице 81, упражнение250( устно)
-Найдите в предложении обращение. Кто быстрее?
- Из каких сказок, кто автор этих сказок?
Предложение пятое переписать, разобрать, нарисовать схему.
3.Беседа.
-Часто по обращению можно понять, каков человек, его отношение к тому, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, любовь, нежность, уважение, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.
-Рассмотрим предложения. В каком- любовь, нежность? Уважение?
1.Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
2.Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?
3.Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.( А в этом предложении каково отношение говорящего?)
4. – Скажите, к кому чаще всего обращаетесь с речью и как? (К маме, к папе)
Взрослых будете называть по имени , отчеству. Очень часто приходится обращаться и к незнакомым людям: к продавцу, кондуктору, врачу.
- Составьте 2-3предложения с обращениями.
ВЫВОДЫ:
-Что узнали на уроке?
1. Обращение- слова, которые называют тех, к кому обращаются с речью;
2. Они членами предложения не являются ,читаются с особой интонацией;
3. На письме отделяются запятыми.
Домашнее задание: п.22, упражнение251. Посмотрим, что будете делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка на тему: " Предложения с обращениями"
Урок русского языка на тему: «Предложения с обращениями» в 5 классе учителя Шоня Г.А. ГБОУ СОШ №539 с углублённым изучением испанского языка Кировского района ...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Урок русского языка в классе по теме "Обращение"
Урок по теме "Обращение" 5 класс....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Предложения с обращениями» (5 класс).
Конспект урока по русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями»....