Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники
классный час по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: 1. повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном ; 2. сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении; 3. воспитывать интерес к природе, любовь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki123.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники
Данные об авторе
Автор(ы): Садриева А.Э.
Место работы, должность: учитель
Регион: Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Класс(ы): 5 класс
Предмет(ы): Русский язык
Цель урока: 1. повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном ; 2. сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении; 3. воспитывать интерес к природе, любовь.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 25
Краткое описание: 1.Учитель читает текст (спроектирован на экране)
- За окном март, мы все ждем тепла, солнца, весны. А что вы мне можете сказать о сегодняшней погоде? Посмотрите в окно. (солнечная, но ветреная; пасмурная, но не холодная)
Учитель: Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предмет нам потребовалась особая часть речи – какая? (Прилагательное, слово – волшебник).
-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о волшебных словах, прилагательных.
Повторим изученное по этой теме в младших классах , расширим сведения о синтаксической роли прилагательных в предложениях
Запишем число ,тему урока.
2.Учитель: А что прилагательные действительно волшебное, убедимся, отгадав загадки, построенные на описании (устно)
-Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил на всю реку,
А пришла молода
Весь мост размела.
(Мороз и Весна)
- Голубой платок,
красный колобок.
По платку катается,
Людям усмехается
(Небо и Солнце)
-Белая морковь
Зимой растет
(Сосулька)
- Была белая и седая,
Пришла зеленая, молодая.
(Зима и Весна)
- Что нам помогло разгадать загадки? (В них четко указанны признаки того предмета, который необходимо отгадать)
-К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание? (Прилагательное)
-Для чего же служат имена прилагательные в речи?
3. Учитель: Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем, как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчи по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
Сценка
Правдин (экзаменующий): Дверь, например, какое имя : существительное или прилагательное ?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Вот эта?
Митрофан: Эта? Прилагательна .
Правдин: Это почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон учулана шеста неделя стоит, так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан : И ведомо.
- И какое определение прилагательному дали бы вы ? (Имя прилагательное-это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какое?какая?чей?)
Итак, запишем в тетради вопросы, на которые отвечают прилагательные.
Но те, кто внимательно слушал сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то «приложена».
- К чему же «приложено», от каких слов зависит прилагательное? (Прилагательное прилагается к существительному, оно зависит от него.)
4.Упражнение 547. Прочитать выразительно стихотворение.
-Слова какой части речи помогают автору красиво описать березку?
Учитель: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательного
-По цепочке объясните орфограммы - пропуски в словах.
- Выпишите из текста 3 словосочетания: прилагательное с определяемым словом. Слова какой части речи являются определяемыми словами? Определите род, падеж, число.
Итак, мы выяснили, что прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится, т.е. прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
-Какие признаки березы были указаны? (цвет, вид, принадлежность, состояние)
- Для более полной характеристики предметов используются разные признаки, это волшебные свойства прилагательных.
5.Запишем небольшой текст. Мы сегодня говорили о весне, о волшебстве, и если обобщить, мы говорили о природе. Продолжим наш разговор.
Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш(?) св…сают длин… сосульки. Радо…но чирикают под ярк… солнцем воробьи. На лесных тропинках снег теперь колюч(?). Скоро покажутся на весен… проталинах первые гости: грачи, жаворонки.
Придет апрель. Апрель - самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.
- Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем?
- «По цепочке» объясним вставленные орфограммы.
- Объясните постановку знаков препинания в двух предложениях, осложненных однородными членами;
- Какими членами предложения являются прилагательные?
6.Итог урока. Итак, давайте повторим все, что мы с вами вспомнили о прилагательных?
Наш урок, посвященный словам-волшебникам закончен, но впереди нас ждет много интересного - старого и нового.
Дом. задание: упражнение 550 или
- составить словесный портрет друга, одноклассника, используя данные прилагательные: высокий, низкий, худой, полный, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, кареглазый, голубоглазый, хороший, верный, смелый, настоящий, веселый, хмурый, злой, добрый, приятный, неприятный, отзывчивый, приветливый.
Пятнадцатое марта
Классная работа
Имя прилагательное как часть речи. Слова – волшебники
(Повторение изученного)
Цель:
1. повторить известные учащимся из начального звена сведения об имени прилагательном;
2. сформировать представление о категориях прилагательного, о его роли в предложении;
3. воспитывать интерес к природе, любовь.
Загадки
1.Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил на всю реку,
А пришла молода
Весь мост размела.
2.Голубой платок,
красный колобок.
По платку катается,
Людям усмехается
3.Белая морковь
Зимой растет
4. Была белая и седая,
Пришла зеленая, молодая.
Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш(?) св…сают длинн… сосульки. Радо…но чирикают под ярк… солнцем воробьи. На лесных тропинках снег теперь колюч(?). Скоро покажутся на весенн… проталинах первые гости: грачи, жаворонки.
Придет апрель. Апрель - самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.
Дом. задание: упражнение 550 или
- составить словесный портрет друга, одноклассника, используя данные прилагательные: высокий, низкий, худой, полный, красивый, большой, маленький, темноволосый, светловолосый, кареглазый, голубоглазый, хороший, верный, смелый, настоящий, веселый, хмурый, злой, добрый, приятный, неприятный, отзывчивый, приветливый.
У литературной карты Татарстана. Н.А.Дурова «Записки кавалерист-девицы».
Данные об авторе
Автор(ы): Садриева А.Э.
Место работы, должность: МБОУ-«СОШ №11», учитель
Регион: Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: все уровни образования
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Класс(ы): 9 класс
Предмет(ы): Литература
Цель урока: 1) Дать представление о писателе Н.А.Дуровой и ее произведении «Записки кавалерист-девицы» ; о ее драматической судьбе 2)Формировать навыки анализа прозаического произведения 3)Развивать умение составлять связанное высказывание, навыки восприятия информации 4) Воспитывать любовь к Родине, к родной литературе, к истории народа.
Тип урока: Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 25
Краткое описание: Надежда Андреевна Дурова (1783-1866)- человек героической биографии, первая женщина- офицер. Жизнь ее отражена в ряде произведений в дореволюционной и советской литературы.
Теория литературы: историческая повесть, автобиографическая повесть
1.Организационный момент.
Надежда Андреевна Дурова (1783-1866)- человек героической биографии, первая женщина- офицер. Жизнь ее отражена в ряде произведений в дореволюционной и советской литературы. Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой- героини пьесы Александра Гладкова «Давным-давно..»и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».Однако сам автор это опровергает.
Надежда Андреевна- женщина удивительной судьбы, героиня Отечественной войны 1812года, ординарец фельдмаршала М.И.Кутузова, одна из талантливых писательниц своего времени.
Ее жизненный путь был богат встречами с удивительными людьми той эпохи: первым поэтом России А.С.Пушкиным, литераторами В.Г.Белинским, В.А.Жуковским, А.А.Краевским; сам Александр 1 за доблесть и отвагу наградил ее Георгиевским крестом и повелел именоваться по своему имени- Александровым
2.Сообщения учащихся: (Приложение 1. Презентация)
1) «Детские годы Н.А.Дуровой». Настя
Родилась 17 сентября 1783года. Ее отец- вятский дворянин Андрей Васильевич Дуров происходил из рода смоленско-полоцких шляхтичей Туровских. Он владел в Сарапульском уезде деревенькой Вербовкой и командовал эскадроном в гусарском полку., был женат на дочери богатого помещика Надежде Ивановне Александрович, которая, убежав из дома, обвенчалась с ним тайно от родителей, за что была проклята отцом.
Два года молодые умоляли простить их, Единственной надеждой на прощение могло быть рождение у них сына, но родилась дочь Надежда, сразу вызвавшая нелюбовь матери. Во время похода, измученная криками ребенка, мать выбросила его из окна кареты. От сильного удара у девочки пошла кровь изо рта и носа, но она осталась жива. Гусары подняли окровавленного ребенка и отдали подскакавшему отцу. С этого дня девочка была вверена попечению флангового гусара, который носил ее на руках.
Когда отец вышел в отставку, Надежда перешла из рук гусара к матери. Она восприняла военное воспитание- стреляла из лука, лазала по деревьям, не хотела сидеть в горнице и вязать. Она лихо выкрикивала кавалерийские команды, но не хотела вышивать и плести кружева. За испорченные рукоделия девочку больно били по рукам. Так возникло неодолимое стремление к свободе, готовясь к которой Надежда поставила себе целью выучиться верховой езде, владению оружием и вступить на военную службу. В это время отец купил черкесского жеребца Алкида, которого подарил вместе с казачьим чекменем. Девочка употребила все силы, чтобы приучить к себе коня- ласкала, кормила сахаром и добилась своего: в скором времени неукротимый конь стал встречать ее ржанием, разрешал садиться на него и мчаться галопом.
Отец Андрей Васильевич очень любил свою старшую дочь. Он поощрял ее мальчишеские увлечения, занимался образованием дочери, обучил ее грамоте, привил любовь к литературе, обучил французскому языку.
Целыми днями мать заставляла дочерей рукодельничать, но по ночам Надя бежала в конюшню, садилась на Алкида и скакала по полям до рассвета.
Когда это раскрылось, мать решила избавиться от непокорной дочери и отвезти ее к старой бабке Алексадрович. Девушку отвезли в имение Великая Круча у реки Удай, близ города Пирятина Полтавской губернии. Здесь она получила относительную свободу.
«Я решила,- говорит она,- хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божием». Эти слова отражают мировоззрение будущей героини, нашедшей в себе силы вырваться из-под опеки семьи. Но это она сделала позже.
Презентация: 1слайд: Генеологическое древо Дуровых
2слайд: Фрагмент экспозиции, рассказывающий о детстве (рукоделие, шарманка)
2) Побег из дома. Служба в уланском полку.
В начале 19 столетия в рядах русских войск, сражавшихся в Пруссии, появилась загадочная личность- кавалерист- девица, русская амазонка, выступавшая под мужским именем Александров.
Необычайностью этого «происшествия в России» долгое время волновало не только армию, но и все слои общества. Но истинный смысл его был не в романтической загадке, а в том патриотическом подвиге, который впоследствии стал примером любви к своему Отечеству.
15 сентября 1806года казачий полк из Сарапула выступил в поход с тем, чтобы в 50верстах от города остановиться на дневку. Надежда решила догнать полк на стоянке.
В день своих именин, 17сентября, Надежда обрезала волосы, надела казакин и шапку с красным верхом. Чтобы запутать следы, она сбежала к Каме и оставила на берегу свое женское платье. Через несколько минут она скакала в неизвестность, радуясь освобождению.
«Итак, я на воле! Свободна, независима! Я взяла мне принадлежащее, мою свободу, свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку! Я умела взять ее, охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет уделом моим и наградою»
Это было не женской прихотью или любопытством к неизвестному. Дурова горела желанием послужить отечеству.
Нагнав отряд, назвалась Александром Соколовым, сыном помещика. Казаки тепло приняли юношу, назвав его «камским найденышем». Она получила позволение следовать с казаками.
Участвовала в битвах при битвах под Гутштадтом, Гельсберге, Фридланде- всюду обнаружила храбрость. За спасении раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк(слайд- Знак отличия Военного ордена 3й степени)
Патриотизм Дуровой выразился ярко в ее самоотверженном служении родине, презрении к опасности, в величии ее духа. «Священный долг к отечеству,- говорит она,- заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расстаться с жизнью». Философия ее была простой, высокой и мужественной: «Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина; с неустрашимостью неразлучно величие души, и, при присоединении этих двух великих достоинств, нет места порокам или низким страстям».
Выдало ее письмо отцу, написанное перед сражением, в котором она просила прощения за причиненную боль. Это письмо живший в столице дядя показал знакомому генералу, и вскоре слух о кавалерист-девице дошел до Александра. Ее лишили оружия и свободы передвижения и отправили в Санкт-Петербург.
Александр 1 Павлович, император, пораженный желанием женщины служить родине на военном поприще, разрешил ей остаться в армии и носить фамилию Александров.
Слайды: Конская упряжь
Экспозиция музея(1й этаж)
Гусарская форма: одежда, оружие
Каретник
3) Участие в войне 1812 года .
В 1811 году корнет Александров- поручик Литовского уланского полка. В рядах этого полка Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года
Французская армия под командование Наполеона Бонапарта, захватив многие страны Европы, подошла к границам России. Многие молодые люди мечтали бить Бонапарта, встать на защиту Отечества.
Александров участвует в боях под Миром, Романовом, Дашковкой, в конной атаке под Смоленском, в Бородинском сражении. После оставления и пожара Москвы становится ординарцем главнокомандующего фельдмаршала М.И.Кутузова.
В день Бородинского сражения Литовский уланский полк защищал Семеновские флеши. Служба ординарца предусматривала своевременную доставку приказов, донесений и распоряжений главного штаба до командующих полками по всему фронту, оставаясь целый день в седле.
Вот как описывает события этих дней Н.А.Дурова:
«24 августа. На рассвете грозно загрохотала вестовая пушка. Гул ее несся, катился и переливался по всему пространству, занятому войском нашим… Еще не совсем замолк гул пушечного выстрела, как все уже было на ногах! Французы идут к нам густыми колоннами. Все поле почернело, закрывшись несметным их множеством.
26августа. Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолимого рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и , как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!...Эскадрон наш ходил несколько раз в атаку..»
Ярким примером патриотизма российских воинов стало Бородинское сражение. Герои Бородина- это простые солдаты и крестьяне( участники партизанского движения), младшие офицеры и выдающиеся полководцы.
«Жаль смотреть, как стонут и ползают раненые по так называемому полю чести!..Высокое чувство чести, героизм, приверженность государю, священный долг к отечеству заставляют образованного человека бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расстаться с жизнью…»- так размышляла Надежда Дурова, которая сама во время этого сражения оказалась рядом со смертью; эскадрон попал под обстрел неприятельской артиллерии, и граната упала рядом с кавалерист-девицей. Ее конь Алкид спас себя и свою хозяйку.
Слайды: Отечественная война 1812г., портрет Кутузова
4) Отставка Александрова. Переезд в Елабугу. Знакомство с А.С.Пушкиным.
В 1816году, уступив просьбам отца, она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом. Сначала жила в Сарапуле. Ходила постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как женщине.
Жить в глухой провинции Дуровой было невмоготу, она перебралась в город побольше- Елабугу, где и прошли ее мирные годы до самой смерти в 1866году. В Елабуге у Надежды Андреевны открылся писательский талант. Взяв за основу свои армейский дневник, она написала мемуары, которые с восторгом воспринял А.С.Пушкин и начал публиковать в своем «Современнике».
Деятельность Н.А.Дуровой как писательницы тем более удивительна, что она никогда нигде не училась. Однако оставленное ею литературное наследство выдает в ней подлинного мастера, вызывавшего восхищение не только читателей, но и корифеев литературы- А.С.Пушкина, В.Г.Белинского
Знакомство А.С.Пушкина с творчеством Дуровой произошло
благодаря ее брату, Василию Андреевичу Дурову, предложившему издать сестрины «Записки». Судьба автора показалась Пушкину так любопытна и таинственна, что разрешение загадки «кавалерист-девицы», по его мнению, должно было произвести сильное впечатление». Он согласился купить рукопись, в предисловии к этим запискам написал: «С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным».
Ее произведения печатались в «Современнике», в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки»и др. Названное имя автора «Записок» встревожило Дурову, и она просит издать книгу под псевдонимом «Русской амазонки, известной под именем Александрова. Пушкин оказался первым, кто раскрыл русским людям полное имя и тайну корнета Александрова.
Дурова относилась к Пушкину с чувством глубокого преклонения перед его талантом, в чем выразилась ее большая художественная культура.
Неодолимое желание привлечь на свои произведения «сияние его имени» владеют ею. «Я только это и имел в виду,- пишет она в своих записках,- чтобы отдать их на суд и под покровительство таланту, которому не знаю равного». И сияние имени Пушкина озарило «Записки» Дуровой. Литературное достоинство их было , по мнению В.Г.Белинского, так велико, что некоторые приняли их за мистификацию со стороны Пушкина. В числе их был и сам Белинский. «Если это мистификация, - писал он, - то признаемся, очень мастерская; если подлинные записки, то занимательные и увлекательные до невероятности».
Это были подлинные записки, и читались с увлечением. Главный интерес в них представляла незаурядная личность автора. «Боже мой,- писал Белинский, - что за чудный, что за дивный феномен нравственного мира- героиня этих записок, с ее юношескою проказливостью, рыцарским духом, отвращением к женскому платью и женским занятиям, с ее глубоким поэтическим чувством, с ее грустным, тоскливым порыванием на раздолье военной жизни из-под тяжкой опеки доброй, но не понимавшей ее матери!»
В каждом слове видны восхищение и преклонение перед величием любимой родины. Но эта любовь не созерцательная, а полная решимости действия. Своеобразным итогом звучат слова автора «Записок»:»Какая жизнь, какая полная, радостная, деятельная жизнь!... Каждый день я живу, я чувствую, что живу…»
Заслуга «Записок» Дуровой в том, что показали те патриотические настроения и тот национальный общественный подъем, которые в дальнейшем определили идеологию декабристов. Такова эта книга Н.Дуровой, замечательный человеческий документ, интереснейшее явление в литературе тридцатых годов 19 века.
Одна из главных тем ее произведений- раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины. Ее произведения выходили в свет и отдельными изданиями. Известные литераторы и критики :(названные выше Пушкин, Белинский) Краевский, Жуковский высоко оценили литературный талант Надежды Дуровой, и она заняла достойное место среди писателей 19 века.
Слайд(перечень произведений):
1» Кавалерист-девица. Происшествие в России». Спб 1836г.
2 «Записки Александрова(Дуровой)». Добавление к «Девице-кавалерист» Спб.1839г.
3 «Нурмека. Происшествие в царствование Ивана Грозного после покорения Казани». Спб, 1839. (Повесть)
4» Серный ключ». Спб., 1839. В сборнике «Сто русских литераторов», т.1(повесть)
5 «Павильон».- «Отечественные записки», 1839,№ 2
6 «Игра судьбы, или Противозаконная любовь».( Рассказ)
7 «Клад». Спб., 1840 (Повесть)
8 «Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения»
9 «Угол». Спб,1840 (Повесть)
10» Гудишки». Спб.,1839 (Роман)
11 «Граф Маврицкий». «Библиотека для чтения», (Рассказ)
12 «Автобиография»
13 «Ярчук собака-духовидец» , Спб., 1840(Повесть)
14 «Два слова из житейного словаря: 1 Балл.2 Воспоминания (Рассказы)
Слайды: Первое издание «Записок». Титульный лист
Книга «Сто русских литераторов», 1859г.
Записки Александрова (Дурова)
Письменный стол, письменный набор
Книги, изданные под именем Александрова
Портрет Н.А.Дуровой
-Что заставило молодую девушку из уважаемой семьи дворянской оставить отеческий дом, отречься от своего пола и явиться на поле сражений…
3.Слово учителя. Смерть Н.А.Дуровой.
Елабуге повезло с известными людьми. Несомненно, одной из таких людей является кавалерист- девица Н.А.Дурова. С городом связаны более 30 лет ее жизни. Город стал ее литературной родиной. Здесь были написаны «Записки…» Здесь она обрела покой.
Жила она в маленьком домике, совершенно одинокая, если не считать четвероногих друзей. Но это были уже не строевые лошади, а собаки или кошки. Любовь к животным всегда была в роду Дуровых. Вероятно, знаменитые дрессировщики народные артисты Владимир Леонидович и Анатолий Леонидович Дуровы унаследовали ее от своей знаменитой прабабки
Все жители Елабуги знали стареющую женщину- воина и шли к ней за советом, с просьбами и нуждами. Она принимала живое участие в каждом человеке и ходатайствовала за всех. Если дело зависело от городничего- она обращалась с записками к нему, если необходимо было обратиться к самому царю- она писала прошения « на высочайшее имя».
Н.А.Дурова умерла 21 марта 1866года, на 83-м году жизни. Похоронили ее на Троицком кладбище Елабуги(ныне Республики Татарстан), с воинскими почестями. В документе о траурной церемонии, где она и после смерти названа Александровым, говорится: «приказ по 8 резервному пехотному батальону от23 марта 1866года, №82. Завтрашнего числа, по случаю предания земле тела умершего отставного штабс-ротмистра Литовского уланского полка А.Александрова, назначается сборная команда по 10 человек из роты и 2 унтер-офицера; с ружьями и в амуниции, под командой капитана Панкратьева; кроме того, по 2 унтер-офицера из рот для несения гроба. Для несения же ордена Георгия назначается подпоручик Казанский. Вынос из квартиры будет в 9 часов утра, а также быть хору музыкантов. Командир батальона подполковник Семенов».
В 1901году на могиле Дуровой поставили памятник ,на котором написано: «Надежда Андреевна Дурова, по велению императора Александра- корнет Александров, Кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783году. Скончалась в 1866году. Мир ее праху! Вечная память в назидание потомству ее доблестной душе!»
Единственный в России музей- усадьба Н.А.Дуровой находится в Елабуге.
Слайды: Музей-усадьба
Мемориальная доска
Беседка, амбар, баня
Могила Н.А.Дуровой
Кладбище, где захоронена
Домашнее задание:1) Письменный ответ на вопрос: «Что значит любить Родину..»
2)Создать рекламный ролик -презентацию на повесть Н.А.Дуровой «Записки кавалерист-девицы» - на выбор.
«Не напрасно посетил эту сторону…» А.С.Пушкин. Поэты Татарстана об А.С.Пушкине. Пушкин в Татарстане.
Данные об авторе
Автор(ы): Садриева А.Э.
Место работы, должность: МОУ-СОШ №11, учитель
Регион: Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: все уровни образования
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Класс(ы): 9 класс
Предмет(ы): Литература
Цель урока: Цель - образовательная: познакомить учащихся с информацией о пребывании А.С.Пушкина в нашем крае, в Республике Татарстане; познакомить с высказываниями различных писателей о А.С.Пушкине и его творчестве, со стихами татарских поэтов, посвященных гению русской поэзии; - воспитательная: прививать любовь к родному языку, к малой родине, гордость за нее, патриотизм; Развивающая: развивать выразительную, образную устную речь учащихся, творческие способности.
Учащихся в классе (аудитории): 25
Краткое описание: Оборудование: 1)Портрет А.С.Пушкина 2)Портреты его друзей в Казани: Боратынского, семьи Фукса 3)Портреты Г.Тукая, М.Цветаевой 4) Слайды
Солнце—одно, но по-разному отражается оно в разных
каплях росы и дождя. По-разному титанический образ
Пушкина воспринимается каждой душой, каждой лично-
стью. И как из миллиардов преломленных каплями сол-
нечных лучей на небе слагается радуга, так можно
думать, общечеловеческое представление о величай-
шем наших гениев образует в веках многоцветный и
и прекрасный образ его. Л.Н.Успенский
Слово учителя . Красив и могуч наш край, богат и щедр. У подножия холма, на котором стоит Казанский кремль, сливаются две реки—Казанка впадает в Волгу. Здесь встречаются не только реки. Не один век на земле Татарстана соседствуют множество разных культур- русская, татарская, чувашская и другие.
Давайте сегодня дадим слово поэтам, жившим и творившим в Татарстане, подумаем, что волнует каждого из них в творчестве и личности Пушкина? Само имя Пушкин»- это целая тема. Неслучайно, что некоторые стихотворения так и называются, хотя у некоторых нет названия , тему определяем легко- это о Пушкине.
А.С.Пушкина в Татарстане любят, наверное не меньше, чем где-либо еще. Знаменателен и тот факт, что город Казань был посещен А.С.Пушкиным при работе над известными произведениями: «История Пугачева», «Капитанская дочка».
Великий русский поэт посетил наш край в сентябре 1833года. В период работы он много ездил по местам исторических событий, беседовал с очевидцами событий, крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Индивидуальное сообщение ученика: А.С.Пушкин в Казани ( с презентацией слайдов мест, посещенных поэтом; использованы материалы ст. «Казань, знаменитые люди», Казань, изд. «Заман», 2003)
Высказывания писателей о Пушкине:
Пушкин - наше все. (Аполлон Григорьев)
Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа .(Н.В.Гоголь)
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. (Н.В.Гоголь)
Гигант Пушкин- величайшая гордость наша. (М.Горький)
4.В Татарстане к А.С.Пушкину всегда относились с большим уважением и трепетной любовью. Дни, проведенные в Казани, как бы приблизили этого титана духа к нашей повседневной жизни, связали дыхание таких разных эпох. Огромную притягательную силу пушкинского слова, влияние его таланта на собственное творчество отметил в свое время Габдулла Тукай. Если Лермонтов и Пушкин
Каждый солнце в небесах,
Я луною светлой буду,
Их лучи в моих стихах.
Пушкин…Тукай…Великие поэты. Великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.
Пройдут годы, к ним будут возвращаться. Почему? Потому что они отражают национальный дух своего народа. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь.
Если говорить о писателях, которые мало прожив, успели многое, то одним из них, несомненно, является Пушкин, другой- Тукай.
5.Сообщение о творчестве Г.Тукая (ученик)
6. Чтение стихотворений о Пушкине (подготовленные ученики):
1) «Пушкину»( в переводе С.Ботвиннина);
-- Что волнует поэта в имени Пушкина?
2)переводы А.С.Пушкина Г.Тукаем: «Кого ж любить»(отрывок из 4 гл. «Евгения Онегина»), «Узник»
7. Слово учителя.
Тукай высоко ценил долг поэта(как А.С.Пушкин), который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами останутся имена русских поэтов
Пушкин, Лермонтов- два солнца- высоко вознесены.
Я ж свет отражаю, наподобие луны.
Пушкин, ты неподражаем, в повторенье толку нет.
Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?
И Жуковский - мой учитель…Я поднялся в вышину.
Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!
(Г.Тукай «Отрывок», перевод В.Ганиева)
Излюбленный эпитет Тукая при обращении к гению русской поэзии «хазрати Пушкин», т.е. его высочество.
Наша республика интернациональная. Вот еще одно узнаваемое имя в России—Марина Цветаева, но вместе с тем – и татарское имя, вошедшее в историю нашего края, знакомое и чтимое в республике.
Она жила в Елабуге, где и была захоронена после смерти.
Чтение стихотворений М.Цветаевой : «Встреча с Пушкиным», «Нет, не бил барабан» ( подготовленные ученики)
--Какие чувства вызывают эти стихотворения? Почему?
Пушкин никогда не уходил из литературы, всегда оставался Солнцем, мерилом ее красоты. К совершенству Пушкина стремились и стремятся многие поэты.
Закончить урок хочется стихотворением Анатолия Передреева «Дни Пушкина»
-Почему стихотворение так называется? О чем оно заставляет задуматься ? Каким названо имя Пушкина ? Почему?
*Это светлое имя. В наше время мы томимы «духовной жаждою». В бездуховное время России мы должны обращаться к самому духовному имени – Пушкин.
Итак, что видел в Пушкине каждый поэт? Что в имени Пушкина для каждого из нас?
-Подберите эпитеты, которые могут быть соотнесены с именем А.С.Пушкина (духовное, светлое, мудрое и т.д)
Пушкин входит в нашу жизнь с детства, а мы приходим к Пушкину, став взрослее. В нем неиссякаемый свет, вера в добро.
Домашнее задание: выучить одно из прозвучавших на уроке стихотворений о Пушкине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...