Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников к олимпиаде по русскому языку»
материал по русскому языку по теме

Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников  к олимпиаде по русскому языку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция педагогических работников

Высокогорского муниципального района РТ

Секция РМО учителей русского языка и литературы

Доклад на тему:

«Подготовка одарённых школьников

к олимпиаде по русскому языку»

Подготовила:

Е.А. Михайлова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ВСОШ № 2»

2016г

Не секрет, какое значение, особенно в последние годы, имеют олимпиады. Для того чтобы подготовить школьника к участию в олимпиаде, (слайд) нужен системный подход, который может быть реализован в ходе факультативных занятий по предмету, так как очевидно, что обычных уроков по русскому языку явно недостаточно. Поэтому необходимо выявить и разработать методическую систему эффективной подготовки филологически одаренного ученика   к предметной олимпиаде.  

К сожалению, следует отметить, что вопросы разработки средств обучения в период подготовки к предметным олимпиадам  слабо освещены в педагогической литературе.

Существуют, конечно, методические рекомендации для организации работы по подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку. Но, как правило, подобные материалы содержат перечень заданий, ответов к ним и в общих чертах рассказывают об организации и проведении самих олимпиад.

(слайд) А ведь многие ученые и педагоги писали о необходимости подготовки к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе: Сергей Александрович Крылов,  Вячеслав Всеволодович Иванов,  Юрий Дереникович Апресян, Михаил Викторович Горбаневский и т.д. Все эти авторы утверждают, что содержание обучения в процессе подготовки к предметной олимпиаде должно определяться содержанием уже прошедших олимпиад. Они считают, что (слайд) подготовка  должна заключаться в углубленном изучении предмета и решении задач олимпиадного типа. А формами обучения при подготовке учащихся к олимпиадам должны быть семинары  и кружковая работа в школе. Но никаких соображений относительно методов этой работы они не выдвигают.

Поэтому существует противоречие между потребностью проведения обучения в процессе подготовки к  олимпиаде по русскому языку и отсутствием действенных средств его реализации.

В связи с этим, вашему вниманию хочется предложить (слайд)  программу системной подготовки  филологически одаренных детей, приближенную, по мнению авторов, к требованиям современных олимпиад всероссийского значения. Авторами этой программы являются Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова //Ярославский педагогический вестник – 2010. Конечно, данная программа не является откровением, в ней авторы лишь предложили один из вариантов программы углубленного изучения русского языка с целью успешного выступления на олимпиадах разного уровня.

(слайд) Данная система работы включает в себя различные виды деятельности: 1) лекции по наиболее сложному теоретическому материалу, 2) работа с текстом, 3) решение лингвистических задач.

(слайд) Формами работы являются факультативные занятия в течение всего года, спецкурсы по конкретным проблемам, индивидуальные консультации с учащимися.

(слайд) В основу предлагаемого курса положен принцип спиралевидного развития: к одной и той же теме учитель с учениками обращаются несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса.

Отдельно выделены темы, которым, на мой взгляд, стоит уделить особое внимание, т.к. на обычных уроках они не затрагиваются, а в олимпиадных заданиях встречаются часто.

Приведу учебно-тематический план предлагаемой программы. (слайд) Но сначала нужно сказать о классификации олимпиадных заданий в данной программе.

(слайд)

   Тема

Кол-во часов

Лекция

Практика

I. Решение задач опознавательно-объяснительного (репродуктивного) типа 

36

1. Фонетика. Орфоэпия

3

1

2

Классификация гласных и согласных звуков

1

Транскрипция

1

Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты

1

2. История письма

3

1

2

Типы письма. Русский алфавит и его история

1

Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь

1

Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь

1

3. Историческая грамматика

6

2

4

Признаки старославянизмов

1

Позиционные и исторические чередования звуков

1

1

Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных

1

Носовые гласные, история буквы ять 

1

Строение слога в древнерусском и современном русском языках

1

4. Языки мира

4

2

2

Национальный язык. Мировые языки. Пуризм

1

Генеалогическая классификация языков

1

Лингвистическая карта мира

1

Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика

1

5. Ученые-лингвисты

2

1

1

Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль,

 Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др.

1

Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др.

1

6. Морфемика. Словообразование

3

1

2

Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные

1

Способы словообразования

1

Морфонология

1

7. Лексика. Фразеология

3

1

2

Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы

1

Устаревшая лексика

1

Приметы исконно русских и заимствованных слов

1

8. Морфология

3

1

2

Основные грамматические категории

1

2

9. Синтаксис

3

1

2

Структурные типы предложений

1

Синтаксические синонимы

1

Типы односоставных предложений

1

10. Орфография

2

1

1

Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа

1

Повторение сложных орфографических правил

1

11. Нормы грамматики

1

1

Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки

12. Лексикография

3

1

2

Основные типы словарей

1

1

Содержание словарной статьи

1

II. Чтение и перевод древнерусского текста 

3

2

1

Классификация древнерусских памятников

1

Основные памятники древнерусской письменности

1

Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода

1

III. Основы ораторского искусства

2

1

1

Принципы построения устного выступления

1

1

IV. Решение задач сопоставительного типа

24

1. Фонетика

2

Фонетические пропорции

1

Диалектные особенности северных и южных русских говоров

1

2. Историческая грамматика

3

Упрощение групп согласных

1

Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация

1

Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение

1

3. Языки мира

2

Типологическая классификация языков

1

1

4. Морфемика. Словообразование

3

Словообразовательное значение

1

1

Однокоренные слова и формы слова

1

5. Лексика. Фразеология

3

Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения

1

Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии

1

1

6. Морфология

3

Части речи. Их основные грамматические категории

2

Супплетивизм

1

7. Синтаксис

3

Синтаксическая функция слова

1

Неполные предложения. Типы неполных предложений

1

1

8. Орфография. Пунктуация

2

9. Нормы грамматики

2

V. Чтение и перевод древнерусского текста

2

«Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов

1

«Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов

1

VI. Основы ораторского искусства

1

1

VII. Решение задач исследовательского типа 

24

1. Фонетика

2

Звук, буква, фонема. Их соотношение

2

2. Историческая грамматика

6

Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка

2

Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке

2

Особенности древнерусских синтаксических конструкций

2

3. Морфемика. Словообразование

6

Разбор слова по составу

1

Значения словообразовательных аффиксов

1

Синонимия, антонимия, омонимия морфем

1

1

Морфонологические явления на стыке морфем

1

Чересступенчатое словообразование

1

4. Лексика. Фразеология

3

Понятие лексико-семантической группы

1

Понятие о компонентном анализе слова

2

5. Морфология

3

Части речи. Их основные грамматические категории

2

Средства выражения грамматического значения слова

1

6. Синтаксис

3

Особенности структуры и семантики сложного предложения

2

Сложные синтаксические конструкции

1

VIII. Чтение и перевод древнерусского текста

2

Перевод фрагментов древнерусских текстов

2

IX. Основы ораторского искусства

2

2

Подготовка и представление докладов

2

X. Решение задач комбинированного типа

4

4

XI. Подготовка к выполнению творческих заданий

2

2

Типы и стили речи

1

Жанры

1

ВСЕГО ЧАСОВ

102

19

83

Вот такая программа. Мне она показалась достойной внимания. А говорить об эффективности любой программы, можно лишь в том случае, если работа по подготовке к олимпиаде будет представлять планомерный систематический процесс. Процесс очень трудоёмкий, но тем ценнее результат.

Литература

  • Задачи лингвистических олимпиад 1965–1975, Москва, Изд. МЦНМО, 2007
  • Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000.
  • Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –  М., Просвещение, 2005 г.
  • Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.
  • Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. –  М.: Аванта+, 2008.
  • Глинкина Л.А. Исторический комментарий фактов русского языка. Оренбург, 2003.
  • Граник,  Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты  русской речи».  М., Просвещение, 2003.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М., 1989.
  • Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX  века». – М. Издательский центр «Академия», 2005 г.
  • Львова С.И. Занимательное словообразование. 8 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
  • Орг А. О.Олимпиады по русскому языку:  кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005.
  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
  • Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
  • Северская О.И. По-русски, правильно!: [для ст.шк. возраста] / О.И. Северская; ил. Е.А. Силиной. – М.: Просвещение, 2011.
  • Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2004.
  • Степанова Л.С. Система работы с текстом. -    М., Вербум, 2005 г.
  • Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.
  • Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1978.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. СПб., 1996.
  • Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002.

Интернет-источники

  • http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
  • http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.
  • www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.
  • Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru 
  • Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru 
  • "Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. http://www.svetozar.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.

В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку      ( классным, школьным, районным ...

Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе

Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы....

План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....