Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников к олимпиаде по русскому языку»
материал по русскому языку по теме
Выступление на тему «Подготовка одарённых школьников к олимпиаде по русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_odaryonnyh_shkolnikov_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская конференция педагогических работников
Высокогорского муниципального района РТ
Секция РМО учителей русского языка и литературы
Доклад на тему:
«Подготовка одарённых школьников
к олимпиаде по русскому языку»
Подготовила:
Е.А. Михайлова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ВСОШ № 2»
2016г
Не секрет, какое значение, особенно в последние годы, имеют олимпиады. Для того чтобы подготовить школьника к участию в олимпиаде, (слайд) нужен системный подход, который может быть реализован в ходе факультативных занятий по предмету, так как очевидно, что обычных уроков по русскому языку явно недостаточно. Поэтому необходимо выявить и разработать методическую систему эффективной подготовки филологически одаренного ученика к предметной олимпиаде.
К сожалению, следует отметить, что вопросы разработки средств обучения в период подготовки к предметным олимпиадам слабо освещены в педагогической литературе.
Существуют, конечно, методические рекомендации для организации работы по подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку. Но, как правило, подобные материалы содержат перечень заданий, ответов к ним и в общих чертах рассказывают об организации и проведении самих олимпиад.
(слайд) А ведь многие ученые и педагоги писали о необходимости подготовки к предметным олимпиадам в общеобразовательной школе: Сергей Александрович Крылов, Вячеслав Всеволодович Иванов, Юрий Дереникович Апресян, Михаил Викторович Горбаневский и т.д. Все эти авторы утверждают, что содержание обучения в процессе подготовки к предметной олимпиаде должно определяться содержанием уже прошедших олимпиад. Они считают, что (слайд) подготовка должна заключаться в углубленном изучении предмета и решении задач олимпиадного типа. А формами обучения при подготовке учащихся к олимпиадам должны быть семинары и кружковая работа в школе. Но никаких соображений относительно методов этой работы они не выдвигают.
Поэтому существует противоречие между потребностью проведения обучения в процессе подготовки к олимпиаде по русскому языку и отсутствием действенных средств его реализации.
В связи с этим, вашему вниманию хочется предложить (слайд) программу системной подготовки филологически одаренных детей, приближенную, по мнению авторов, к требованиям современных олимпиад всероссийского значения. Авторами этой программы являются Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова //Ярославский педагогический вестник – 2010. Конечно, данная программа не является откровением, в ней авторы лишь предложили один из вариантов программы углубленного изучения русского языка с целью успешного выступления на олимпиадах разного уровня.
(слайд) Данная система работы включает в себя различные виды деятельности: 1) лекции по наиболее сложному теоретическому материалу, 2) работа с текстом, 3) решение лингвистических задач.
(слайд) Формами работы являются факультативные занятия в течение всего года, спецкурсы по конкретным проблемам, индивидуальные консультации с учащимися.
(слайд) В основу предлагаемого курса положен принцип спиралевидного развития: к одной и той же теме учитель с учениками обращаются несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса.
Отдельно выделены темы, которым, на мой взгляд, стоит уделить особое внимание, т.к. на обычных уроках они не затрагиваются, а в олимпиадных заданиях встречаются часто.
Приведу учебно-тематический план предлагаемой программы. (слайд) Но сначала нужно сказать о классификации олимпиадных заданий в данной программе.
(слайд)
Тема | Кол-во часов | Лекция | Практика |
I. Решение задач опознавательно-объяснительного (репродуктивного) типа | 36 | ||
1. Фонетика. Орфоэпия | 3 | 1 | 2 |
Классификация гласных и согласных звуков | 1 | ||
Транскрипция | 1 | ||
Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты | 1 | ||
2. История письма | 3 | 1 | 2 |
Типы письма. Русский алфавит и его история | 1 | ||
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь | 1 | ||
Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь | 1 | ||
3. Историческая грамматика | 6 | 2 | 4 |
Признаки старославянизмов | 1 | ||
Позиционные и исторические чередования звуков | 1 | 1 | |
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных | 1 | ||
Носовые гласные, история буквы ять | 1 | ||
Строение слога в древнерусском и современном русском языках | 1 | ||
4. Языки мира | 4 | 2 | 2 |
Национальный язык. Мировые языки. Пуризм | 1 | ||
Генеалогическая классификация языков | 1 | ||
Лингвистическая карта мира | 1 | ||
Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интерлингвистика | 1 | ||
5. Ученые-лингвисты | 2 | 1 | 1 |
Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др. | 1 | ||
Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др. | 1 | ||
6. Морфемика. Словообразование | 3 | 1 | 2 |
Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные | 1 | ||
Способы словообразования | 1 | ||
Морфонология | 1 | ||
7. Лексика. Фразеология | 3 | 1 | 2 |
Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы | 1 | ||
Устаревшая лексика | 1 | ||
Приметы исконно русских и заимствованных слов | 1 | ||
8. Морфология | 3 | 1 | 2 |
Основные грамматические категории | 1 | 2 | |
9. Синтаксис | 3 | 1 | 2 |
Структурные типы предложений | 1 | ||
Синтаксические синонимы | 1 | ||
Типы односоставных предложений | 1 | ||
10. Орфография | 2 | 1 | 1 |
Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа | 1 | ||
Повторение сложных орфографических правил | 1 | ||
11. Нормы грамматики | 1 | 1 | |
Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки | |||
12. Лексикография | 3 | 1 | 2 |
Основные типы словарей | 1 | 1 | |
Содержание словарной статьи | 1 | ||
II. Чтение и перевод древнерусского текста | 3 | 2 | 1 |
Классификация древнерусских памятников | 1 | ||
Основные памятники древнерусской письменности | 1 | ||
Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода | 1 | ||
III. Основы ораторского искусства | 2 | 1 | 1 |
Принципы построения устного выступления | 1 | 1 | |
IV. Решение задач сопоставительного типа | 24 | ||
1. Фонетика | 2 | ||
Фонетические пропорции | 1 | ||
Диалектные особенности северных и южных русских говоров | 1 | ||
2. Историческая грамматика | 3 | ||
Упрощение групп согласных | 1 | ||
Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация | 1 | ||
Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение | 1 | ||
3. Языки мира | 2 | ||
Типологическая классификация языков | 1 | 1 | |
4. Морфемика. Словообразование | 3 | ||
Словообразовательное значение | 1 | 1 | |
Однокоренные слова и формы слова | 1 | ||
5. Лексика. Фразеология | 3 | ||
Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения | 1 | ||
Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии | 1 | 1 | |
6. Морфология | 3 | ||
Части речи. Их основные грамматические категории | 2 | ||
Супплетивизм | 1 | ||
7. Синтаксис | 3 | ||
Синтаксическая функция слова | 1 | ||
Неполные предложения. Типы неполных предложений | 1 | 1 | |
8. Орфография. Пунктуация | 2 | ||
9. Нормы грамматики | 2 | ||
V. Чтение и перевод древнерусского текста | 2 | ||
«Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов | 1 | ||
«Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов | 1 | ||
VI. Основы ораторского искусства | 1 | 1 | |
VII. Решение задач исследовательского типа | 24 | ||
1. Фонетика | 2 | ||
Звук, буква, фонема. Их соотношение | 2 | ||
2. Историческая грамматика | 6 | ||
Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка | 2 | ||
Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке | 2 | ||
Особенности древнерусских синтаксических конструкций | 2 | ||
3. Морфемика. Словообразование | 6 | ||
Разбор слова по составу | 1 | ||
Значения словообразовательных аффиксов | 1 | ||
Синонимия, антонимия, омонимия морфем | 1 | 1 | |
Морфонологические явления на стыке морфем | 1 | ||
Чересступенчатое словообразование | 1 | ||
4. Лексика. Фразеология | 3 | ||
Понятие лексико-семантической группы | 1 | ||
Понятие о компонентном анализе слова | 2 | ||
5. Морфология | 3 | ||
Части речи. Их основные грамматические категории | 2 | ||
Средства выражения грамматического значения слова | 1 | ||
6. Синтаксис | 3 | ||
Особенности структуры и семантики сложного предложения | 2 | ||
Сложные синтаксические конструкции | 1 | ||
VIII. Чтение и перевод древнерусского текста | 2 | ||
Перевод фрагментов древнерусских текстов | 2 | ||
IX. Основы ораторского искусства | 2 | 2 | |
Подготовка и представление докладов | 2 | ||
X. Решение задач комбинированного типа | 4 | 4 | |
XI. Подготовка к выполнению творческих заданий | 2 | 2 | |
Типы и стили речи | 1 | ||
Жанры | 1 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ | 102 | 19 | 83 |
Вот такая программа. Мне она показалась достойной внимания. А говорить об эффективности любой программы, можно лишь в том случае, если работа по подготовке к олимпиаде будет представлять планомерный систематический процесс. Процесс очень трудоёмкий, но тем ценнее результат.
Литература
- Задачи лингвистических олимпиад 1965–1975, Москва, Изд. МЦНМО, 2007
- Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000.
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., Просвещение, 2005 г.
- Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.
- Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. – М.: Аванта+, 2008.
- Глинкина Л.А. Исторический комментарий фактов русского языка. Оренбург, 2003.
- Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты русской речи». М., Просвещение, 2003.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М., 1989.
- Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века». – М. Издательский центр «Академия», 2005 г.
- Львова С.И. Занимательное словообразование. 8 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
- Орг А. О.Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.
- Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.
- Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».
- Северская О.И. По-русски, правильно!: [для ст.шк. возраста] / О.И. Северская; ил. Е.А. Силиной. – М.: Просвещение, 2011.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М., 2004.
- Степанова Л.С. Система работы с текстом. - М., Вербум, 2005 г.
- Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.
- Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1978.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. СПб., 1996.
- Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002.
Интернет-источники
- http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
- http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.
- www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.
- Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru
- Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru
- "Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. http://www.svetozar.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.
В современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования не случайно уделяется большое внимание олимпиадам по русскому языку ( классным, школьным, районным ...
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе
Развитие одаренности на уроках русского языка и литературы....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....
ПОДГОТОВКА К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 2022 -2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
МАТЕРИАЛЫ ГБУ ДПО РЦОКИО...