Урок-лабораторная работа "Вид и время глагола" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок позволяет повторить и систематизировать знания по теме «Вид глагола», предоставить учащимся возможность убедиться в связи категории вида и времени глагола;
развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста;
воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-лабораторная работа
Тема урока. Вид и время глагола
Цели: - повторить и систематизировать знания по теме «Вид глагола», предоставить учащимся возможность убедиться в связи категории вида и времени глагола;
- развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста;
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.
Планируемые результаты.
Предметные: повторить способы образования видовых пар, уметь соотносить категории вида и времени глагола при образовании временных форм
Метапредметные: овладение приема отбора и систематизации материала на определенную тему; умение анализировать и делать вывод на основе собственного исследования
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в процессе образования, осознание важности речевого самосовершенствования
Технологии: игровая, проектирование задания, здоровьесбережения, исследовательская,
Оборудование: презентация, рабочие листы, учебник, справочные материалы.
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово На слайде слова «Вид», «Время» | Демонстрация готовности к уроку | Познавательные: понимают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: учатся понимать позицию собеседника/ учителя |
2. Проектирование учебной цели | - Ребята, что обозначают данные слова? - Связаны ли эти грамматические категории? - Запишите в ваших рабочих листах число и тему в виде вопроса, на который будете искать ответ сегодня | Дают значение понятий, не всегда точно (понимают, что еще не владеют всеми знаниями об этих категориях) Ставят цель – выяснить зависимость категории времени от категории вида глагола. Двадцать шестое марта. Как связаны вид и время глагола? | Познавательные: осознают познавательную задачу, формулируют цель работы на уроке Регулятивные: планируют цель работы на уроке Коммуникативные: Формулируют цель работы на уроке |
3. Актуализация знаний. | - Ребята, вы помните, как могут образовываться видовые пары глаголов? Сейчас проверим! Мы будем играть: я буду называть глагол и бросать игрушку. Тот, у кого в руках окажется эта игрушка, будет называть видовую пару для этого глагола. Давайте играть! - Молодцы! Вы вспомнили о различии глаголов совершенного и несовершенного вида. | Расти – вырасти Желать – пожелать Умножить – умножать Одолеть – одолевать Срезáть – срезать Рассыпáть – рассыпать Ловить – поймать Класть – положить | Познавательные: обнаруживают умение образовывать видовые пары Регулятивные: самостоятельно выполняют задания, исправляют ошибки Коммуникативные: умеют работать в коллективе, слышат и слушают друг друга |
4. Практическая деятельность учащихся по реализации достижения поставленной цели (лабораторная работа) | -Приступим к лабораторной работе. Что значит – лабораторная? Нам дан отрывок из стихотворения Плещеева. Прочитайте его. - Выполните задания в группах. (8 минут) - Давайте проверим. - Сколько форм времени глагола использовал поэт? Как это ему помогло в создании такой великолепной пейзажной зарисовки? - Что же вы выяснили при выполнении этой лабораторной работы? | Ответы учащихся. - Работа, связанная с научными опытами, исследованиями Выразительно читают стихотворение. Уж та..т снег, б..гут ручьи, В окно пове..ло весною. Засвищ..т скоро соловьи И лес оден..тся л..ствою. Подчеркивают грамматические основы, определяют время глаголов. Заполняют таблицу, обозначая орфограммы. Образуют формы глаголов). - В одном четверостишии использованы все времена глагола. Так поэт выразил посте-пенное пробуждение природы - Не смогли образовать форму настоящего времени от глаголов совершенного вида. - Глаголы совершенного вида образует форму буд.вр. из одного слова. У глаголов несовершенного вида форма будущего времени состоит из двух слов! - Категории вида и времени связаны! Это важно помнить при образовании форм времени | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать уже имеющиеся Познавательные: читают, извлекая нужную информацию, систематизируют ее в таблице, пользуясь учебниками Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют ошибки, осознают правило контроля, успешно применяют его при решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5. Физминутка | «Сели – встали-потянулись» (нес.в. – сов.в.) - Сели на свои рабочие места. Вы молодцы! | Выполняют упражнения Проснулись (встали) Трепещет (сели) Пробуждался (сели) Пробудились (встали) Зеленеет (сели) Запоют (встали) Будет голубеть (сели) Рассветает (сели) Распустится (встали) Зацветут (встали) Отдыхать (сели) | Регулятивно-личностные: самостоятельно проверяют свои знания, осознают необходимость повторения темы (при неправильных ответах) |
6. Закрепление (практическое применение полученных результатов исследования) | - Как и в любой лаборатории, нам необходимо наши исследования апробировать. Перед вами текст. Давайте с ним поработаем! - Как бы вы озаглавили этот текст? - Что объединяет этот текст с предыдущим отрывком? - Давайте проверим, как вы выполнили задания. | Читают текст (выразительно) Выполняют задания. - Тема природы. Читают ответы, исправляют ошибки одноклассников, дополняют ответы. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникативные: умеют аргументировать свой ответ. |
7. Самостоятельная работа по применению полученных знаний | - Давайте мы теперь сами придумаем свои тексты о весне! 1 группа займется составлением текста с глаголами в прошедшем времени (сов.и несов.видов). 2 группа составит текст о весне с глаголами в настоящем времени (глаголы какого вида вы будете использовать?) 3 группа будет использовать глаголы в форме будущего времени, а 4 группа глаголы в формах всех времён! Желаю вам удачи в составлении ваших миниатюр! Отмечайте глаголы, указывайте их вид и время. | Понимают задачу – использовать глаголы в форме определенного времени. Составляют тексты с глаголами, отмечают вид и время глаголов в своих текстах о весне. | Познавательные: выполняют учебные действия, осознают задачу, делают обобщения, выводы. Регулятивные: оценивают ответы друг друга, исправляют ошибки в рассуждениях своих одноклассников. Коммуникативные: умеют слушать своих одноклассников, умеют исправлять их ошибки, осуществляют совместную деятельность в группах. |
8. Подведение итогов. Рефлексия и оценивание работы на уроке. | Заполните таблицу Что делали? Что наблюдали? (на каждом этапе работы) С каким настроением вы завершаете свою работу на уроке? | Заполняют таблицу, анализируя свою деятельность на уроке | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний и исследовательских, аналитических умений Регулятивные: оценивают свою работу |
9. Проектирование задания на дом | - Ребята, а дома вы будете продолжать сочинять! Тема вашей миниатюры «Жизнь замечательного животного/человека» 1 группа расскажет о замечательном сказочном персонаже, 2 группа – о сказочном злодее, 3 группа – о сказочном звере, 4 группа – о собственном домашнем животном. Как вы думаете, каков план вашего рассказа об этом замечательном персонаже? - Вам необходимо отметить глаголы, указав их вид и время. - Если вы хотите получить «5», то обозначьте в тексте орфограммы (не менее пяти) -Удачи вам! | - 1. Как я был маленьким. 2. Я сейчас. 3. Я мечтаю. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между работой на уроке и домашним заданием, составляют алгоритм выполнения задания. Регулятивные: осознают свои возможности при выполнении задания Коммуникативные: совместно с учителем строят план домашнего задания (проектируют его) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"
урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"...
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
Урок-лабораторная работа для учащихся 5 класса
Данная разработка позволяет закрепить изученный материал 5-го класса по темам "Прямоугольный параллелепипед" и "Площади", а также помочь учащимся решать задачи практического содержания....
Интегрированный урок - лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения" 9 класс (физика - информатика)
Урок - лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения" в 9 классе проводится после изучения учащимися следующих тем:" Свободные колебания. Математический маятник. Период колебаний." (по ф...
Урок - лабораторная работа в 5 классе «Площадь. Формула площади прямоугольника»
Урок - лабораторная работа в 5 классе «Площадь. Формула площади прямоугольника» знакомит обучающихся с формулой площади прямоугольника....
Урок физики в 8 классе Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампочке»
Цель урока: выработать умения и навыки расчеты работы и мощности тока, закрепить навыки работы с приборами....
- Мне нравится (1)