Олимпиада по русскому языку для 5-7 классов
олимпиадные задания по русскому языку по теме
Разработка содержит олимпиадные задания для 5-7 классов по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_dlya_5-7_klassov.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО участника: Скворцова Маргарита Викторовна
Учебное заведение: МБОУ «Никифоровская СОШ №1» р.п. Дмитриевка, Тамбовской области, ул. Мира, д.41В
Координаты участника (электронный адрес): margarita.skvorsova@yandex.ru
Адрес проживания участника: Тамбовская область, р.п. Дмитриевка, ул. Мичурина, дом 2.
Название работы: Олимпиада по русскому языку для 5-7 классов.
Категория : «Старшая и средняя школа». «Русский язык».
Олимпиада по русскому языку
для 5 класса
- Расставьте ударения в словах.
Баловать, дефис, звонишь, кухонный, начать, положишь, клала, щавель, документ, километр.
- Найдите в стихотворении слова. В которых буквы е, ю, я обозначают два звука.
Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.
- Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «от начала до конца», «все на свете». Почему до реформы русской азбуки (1918) в этом случае говорили от аза до ижицы?
- Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить.
- Выделите в словах приставку.
Контрудар, безграмотный, вклеить, подгруппа, предобрый, вынырнуть, доваривать, правнучка, доледниковый, залечить.
- Какие слова неверно разделены на морфемы?
По-втор-ени-е, пре-крас-н-ый, ус-меш-к-а, отъ-езд, без-грамот-н-ая, подо-кон-ник, подо-бр-а-ть, под-уч-и-ть, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть.
- Напишите слова, значение которых дано ниже:
- Плотная плёнка на поверхности остывшего молока.
- Совокупность предметов одной области применения.
- Водное растение с красивыми крупными цветками, растущие в основном в странах бассейна Индийского океана.
- Длинная коробочка или футляр для хранения карандашей.
- Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара,наводнения), подаваемый ударами колокола.
- Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если переставить ударение с последнего слога на первый?
- Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова.
Мести, каток, ходят, тихий, кличу, орешек, хожу, мельница, прилягу, сухой, кликать, метёт, покачу, тишина, орехи, езжу, мельничный, приляжешь, сушить, ездят.
- Найдите «лишнее» слово:
- Окно, звено, давно, прошмыгнуло;
- Лесной, лесного, лесник, лесным.
Ответы и критерии оценивания
1.Балова′ть, дефи′с, звони′шь, ку′хонный, нача′ть, поло′жишь, кла′ла, щаве′ль, докуме′нт, киломе′тр.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
2. Ел – (j’э) л; объелся – об(j’э) лся, рыбою – рыбо(j’у).
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. До реформы русской азбуки (1918) первой буквой в азбуке была буква аз, а последней – ижица.
Оценка: 1 балл.
4. Антоним к слову живот – смерть, слово живот в древнерусском языке обозначало «жизнь» (жизни не жалеть, жизнь положить).
Оценка: 1 балл.
5. Контр- удар, без – грамотный, в – клеить, под- группа, пре- добрый, вы – нырнуть, до – варивать, пра – внучка, до – ледниковый, за – лечить.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
6. Неверно разделены на морфемы слова: ус – меш – к –а, подо-кон-ник, с-лез-инк-а, обо-дри-ть. Правильное разделение таково: у-смеш-к-а, под-окон-ник, слез-инк-а, о-бодр-и-ть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
7. 1) Пенка; 2) набор; 3) лотос; 4) пенал; 5) набат.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
8. При переносе ударения глаголы мели′, окуни′, пряди′, соли′ превратятся в имена существительные: ме′ли, о′куни, пря′ди, со′ли.
Оценка: 1 балл.
9. Каток – покачу мести – метёт
Тихий – тишина ходят - хожу
Орешек – орехи кличу - кликать
Мельница – мельничный прилягу - приляжешь
Сухой – сушить езжу – ездят
Оценка: по 0,2 балла за каждую пару слов. Максимальная оценка: 2 балла.
- 1) «Лишнее» слово давно: это наречие, не имеет окончания, о – это суффикс.
- «Лишнее» слово лесник, так как все остальные слова являются формой одного слова – лесной.
- Оценка: по 0, 2 балла за каждое слово.
Общая сумма баллов: 16 баллов.
Олимпиада по русскому языку
6 класс
1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.
2.Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
3.Подберите к словам грусть, темнота, доброта, вежливость антонимы.
4.Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст.
5.Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.
6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий - …….. редкостный; 2) Лень - …. ленивец; 3)Цена - …. бесценность.
7. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое.
9.Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса.
Б) Ихний ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженершей на заводе.
10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к,кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.
Ответы и критерии оценивания
1.Результат, бассейн, телеграмма, роскошь.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
2.ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
3.Грусть – радость, темнота – свет, доброта – злость, вежливость – грубость.
Оценка: по 1 баллу за каждую паруслов.
4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец.
Оценка: по 1 баллу за каждую группу слов.
5.Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
6.Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец
(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –
Бесценность (суффиксальный).
Оценка: по 1 баллу за каждую группу слов.
7. 1. Кот наплакал. 2. Вилами по воде писано. 3. Черепашьим шагом.
Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм.
8.Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
9.А) С обеих сторон раздавались голоса. Б) Их ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженером на заводе.
Оценка: по 1 баллу за каждую исправленную ошибку.
10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.
Оценка: по 0, 5 балла за каждую орфограмму.
Общая сумма баллов: 50 баллов.
Олимпиада по русскому языку
7 класс
- Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.
Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.
- В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.
- Скучно, конечно, нарочно, удачно;
- бассейн, крем, тест, термин;
- что, нечто, чтобы, кое-что;
- шалить, шаги, лошадей, шампунь.
- Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
- Писать > … > писательский.
- Пять > … > пятёрочка.
- Держать > … > придерживание.
- Шелест > …> зашелестеть.
- Думать > … > обдумывать.
- Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.
Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,
юго – западный, красноватый.
- Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.
Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.
- Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
- пришел не вовремя;
- очень болтлив;
- очень робок;
- держится неестественно прямо;
- часто меняет свои решения;
- бесследно исчез;
- всегда выполняет свои решения;
- сам не пользуется и другим не даёт.
- Определите род имен существительных.
Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.
- Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.
- Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.
- Тысяча солдат бросилась в атаку.
- Я склонен, что его решение ошибочно.
- Чехов не мог остаться в стороне этих событий.
- Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.
- Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.
- Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
- Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
- Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.
- Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.
- В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.
- «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.
- «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.
Ответы и критерии оценивания
Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
- «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)
- Словообразовательные цепочки:
- Писать - писатель – писательский;
- Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
- Держать – придержать – придерживать – придерживание;
- Шелест – шелестеть – зашелестеть;
- Думать – обдумать – обдумывать.
Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)
- 1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.
2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.
3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)
- Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)
- 1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.
Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)
- Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.
Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.
Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.
Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)
- Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.
Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.
Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.
Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)
- 1) Тысяча солдат бросились в атаку.
2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.
3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.
4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.
Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)
- Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)
Общая сумма баллов - 46 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.
Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа...
Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов
Задания могут быь использованы для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательных школ....
Олимпиада по русскому языку в 5-х классах
Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе....
Олимпиада по русскому языку в 10-х классах
Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 10-х классах....
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...