Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов
олимпиадные задания (русский язык, 10 класс) по теме

Редчук Ольга Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_dlya_10.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты олимпиадных заданий по русскому языку

в 10-11 классах.

Составитель- учитель русского языка и литературы (1 категория) муниципальной                                                        Авнюжской средней общеобразовательной школы Редчук Ольга Алексеевна.

Используемая литература:

 

В.М.Максименко «В глубь поговорки». С-П.: Авалон,2005.

М.М.Казбек-Казиева «Школьные олимпиады по русскому языку 5-11 кл.». М.:Айрис-пресс, 2006.

Н.Ф.Рормашина «Олимпиадные задания по русскому языку 9-11 кл.». Волгоград: Учитель, 2007.

Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова «Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11кл.». М.:Вако, 2010.

Задания из интернет-портала  WWW.rusolymp.ru

2010г.

Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.

  1. Владение орфоэпическими нормами.

1)   Расставьте ударение в словах:

Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить. 

  1. В чём разница в произношении фраз  « чтобы мы»  и  « чтоб и мы» ?

  1. Найдите неправильный вариант произношения.

Декан /д/ и /д ,/, дезинфекция /д/ и /д ,/, свитер /т,/, термин /т,/, музей /з,/.

  1. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от сущ.:

Цыганы, грузины, монголы, калмыки, турки.

  1. Владение лексическими и орфографическими нормами.
  1. Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме.

А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….

Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются … .

В) Литературное, музыкальное и иное творческое мастерство называется … .

Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют …

Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .

Е) Исключительное право человека или организации – это … .

Слова для справок:  д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, _м_нс_пация, пл_г_ат,к_мпр_м_тировать.

2) Запишите одним словом    2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.

  1. Знание основ культуры письменной речи.

Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.

А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.

В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.

  1. Знание морфологической системы языка.
  1. Объясните разницу в написании слов:  обессилеть – обессилить,

                                                                        Обезлюдеть – обезлюдить.

  1. Может ли безличный глагол быть в повелительном наклонении? Приведите пример.
  2. Проанализируйте ряд, состоящий из 4-х элементов, и найдите лишнее слово, т.е. то, у которого нет  признака, общего для остальных слов. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики не должны учитываться).

                            НОЧЬ, БРОШЬ, РОЖЬ, МЫШЬ.

  1. Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.

        А) Что на земле прекрасней пирамид природы, этих снежных гор?

        Б) Но в каждый данный миг и в данном обществе одни слова начинают признаваться красивыми, благозвучными, другие – грубыми, непристойными.

        В) Вследствие судебной ошибки пострадал человек.

        Г) А впереди его бежал без шапки такой же старик, только немного моложе.

  1.   Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые слова.

        А) Он узнал, что шепчет высохший тростник, склоняясь к снегу.

        Б) Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.

        В) Что жизнь ему без свободы, силы и любви!

        Г) Что за прелесть, эти сказки!

  1. Знание синтаксической системы языка.
  1. Дайте характеристику приведённым ниже предложениям  ( односост./двусост., полн./неполн.,  распростр./ нераспр. и т.п.)

         Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр. Ему коня подводят.    

        Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит.

  1. Задание по переводу древнерусского текста.

 

1. Даниил Заточник писал:

«Глаголетъ бо въ мирских притчах: не скот въ скотахъ коза; не зверь въ зверехъ ожь; не рыба въ рыбахъ ракъ; не мужъ въ муехъ, иже кимъ жена деетъ».

Какие русские фразеологизмы, пословицы или поговорки соответствуют фразам из этого текста? Объясните их значение.

  1. В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем:

«И ударишася копиемъ вместе, и копия своя приломиша, и спадоша оба с коней своих на землю, и тако скончашася оба».

Одно из выражений из текста  (кстати, оно встречается в «Архангельских былинах» А.Д.Григорьева) стало фразеологизмом. Выделите этот фразеологизм, объясните его значение.

 

ОТВЕТЫ.

1.

1) Августовский, баловАть, каталОг, еретИк, танцОвщица, мЕнеджмент, красИвее, обеспЕчение, договОр, некролОг, облегчИть, принУдить, усугубИть, фенОмен, экспЕртный, закУпорить.

2)  /штобымы/    и     /штоп имы/

  1. сви/ТЭ/р

4) (МНОГО) цыган, грузин, монголов, калмыков, турок.

2.

1.  а) сибарит, б) эмансипации, в) плагиатом, г) девальвацией, д) компрометировать,

 е) прерогатива.      

  1. двухтысячепятисотлетие,

тысячевосьмисотпятидесятилетие,

трёхтысячесемисотдвадцатичетырёхлетие.

3. а) При парном сочетании однородных членов должен соблюдаться принцип подбора по признаку смежности, сходства, контраста.  /В книгах и брошюрах, газетах и журналах, лекциях и докладах).

Б) / хорошо налажена воспитательная работа, успешно проводятся внеклассные мероприятия/  Нарушена смысловая сочетаемость слов.

В) неправильно выбрана падежная форма, существительное-сказуемое должно быть в Им.падеже. / Главное – художественная сторона./

4. 1)  Суффикс –е- показывает, что действие происходит с самим субъектом, а –и-, что действие происходит с объектом: обессилеть самому – обессилить кого-либо.

2)  Может, если употреблён с частицей ПУСТЬ или ДА: Пусть нам повезёт. Пусть потеплеет.

3)  РОЖЬ (это им.сущ. не имеет формы множ. числа).

4)  а) вопросительное местоимение, б) неопределённое местоимение, в)предлог, г) предлог.

5)  а) местоимение, б) союз, в) частица, г) частица.

5. 1) Двусост., полн., распр., осложнено обособленным определением.

    2) Двусост., неполн., нераспр.

    3) Односост., неопределённо-личное, полн., распр.

    4) Двусост., полн., распр., осложнено однородными сказуемыми.

6.1) «Говорится в народных притчах: не скот среди скота коза, не зверь среди зверей ёж, не рыба среди рыб рак, не мужчина среди мужчин, если им женщина управляет.»

                          - курица не птица (пренебрежительное отношение к человеку),

                          - на безрыбье и рак – рыба  (о недостатке в людях),

                          - ни рыба ни мясо (В прямом значении это характеристика рака) = ни то ни сё (о чём-то неопределённом).

  1. «И ударились копьём вместе, и копья свои преломили, и упали оба с коней своих на землю, и так скончались оба».  

Д.С.Лихачёв объясняет: «  Деревянное двухметровое копьё было оружием первой стычки и почти всегда ломалось .Поэтому «преломить (изломить) копьё» означало, что воин первым принял бой. Этот древний военный термин символизировал вступление в единоборство, личное участие князя.

       Сейчас фразеологизм «ломать копья» означает «с жаром спорить о чём-либо».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 классов.

Предлагаемые задания могут быть использованы для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классах, для работы с одаренными детьми. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Материа...

Олимпиада по русскому языку для 5-6 классов

Задания  могут быь использованы для проведения школьного тура олимпиады по русскому языку для 5-6 классов общеобразовательных школ....

Олимпиада по русскому языку в 5-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе....

Олимпиада по русскому языку в 10-х классах

Тестовые задания для проведения олимпиады по русскому языку в 10-х классах....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...