Практико-ориентированные технологии во внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Скарлыгина Марина Марковна

Выступление на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Тема: «Использование практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности» 2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_vser._olimpiade_ru.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Всероссийской олимпиаде по русскому языку

«Использование практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности»

Скарлыгиной Марины Марковны,

учителя ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска

1. Знакомство с программой курса «Основы риторики» в рамках внеурочной деятельности.

«Основы риторики» – практико-ориентированный курс, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ООО к внеурочной деятельности. Срок реализации –  3 года.

Организован по основным направлениям развития личности:

  • духовно-нравственному;
  • социальному;
  • общеинтеллектуальному;
  • общекультурному.  

Современное общество дало общеобразовательной школе социальный заказ – подготовить школьника к дальнейшей профессиональной деятельности.  Курс «Основы риторики» способствует формированию коммуникативных (риторических) умений  обучающихся. На «выходе» вот так выглядит предполагаемый портрет современного оратора // ритора:

  • умеет логично, доступно, доказательно излагать в устной и письменной форме мысли, идеи; защищать проекты;
  • пытается заинтересовать слушателей, расположить к себе аудиторию;
  • коммуникабелен, эрудирован, мобилен;
  • может не только исполнять чужие поручения, но и выдвигать собственные конструктивные предложения, а затем реализовывать их;
  • готов к взаимодействию, сотрудничеству, к работе в команде, может привлечь к партнёрству других.

2. Характеристика программы.

Два блока:

1) общение (формируются риторические умения);

2) практические навыки (способность к проектированию, моделированию, реализации проектов разных уровней: предметных, межпредметных, метапредметных)

3. Технологические приёмы, используемые во внеурочной деятельности на занятиях курса «Основы риторики» в соответствии с ФГОС ООО:

        

        В современной педагогике существует достаточно большое количество технологических приёмов, причём всяких и разных.  Расскажу об использовании мною  практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности.

 3.1. В основе практико-ориентированных технологий положено создание на занятиях курса «Основы риторики» таких условий, при которых обучающийся  

  • имеет возможность проявить и затем реализовать свой интерес к познанию,
  • освоить различные формы (индивидуальную и совместную) внеурочной деятельности,
  • сделать познание потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе

 ПРИМЕРЫ

1) Занятие «Введение в “Тайны русского языка”»  (вводное занятие – открытие новых знаний через внеурочную деятельность).

Использование технологии проблемного обучения   через создание проблемной ситуации (т.е. ситуации  познавательного затруднения, вовлекающей обучающихся в самостоятельное познание новой темы).

 Видеофрагмент занятия ( 2,5 минуты)

3.2. Открытое занятие курса «От Ромула до наших дней».  При подготовке к занятию наиболее продуктивен технологический приём – «Коллекционер». 

ПРИМЕРЫ

На этапе подготовки к занятию ученикам даются следующие типы заданий:

  • собрать как можно больше предметов, связанных с будущей темой урока (портреты ораторов Древнего Рима и Древней Греции);
  • узнать, как оратор добился таких успехов в красноречии (материалы о Демосфене: его эксперименты с выбриванием половины головы, упражнения с морскими камешками; сведения о Цицероне);
  • виды красноречия (подготовить речь в соответствии с одним из видов красноречия (судебное, социально-бытовое, послание  и др. по желанию)
  • оформить коллекционный альбом «Составить коллекцию одежды оратора древности», «Создать коллекцию модельной  одежды для современного ритора» (один из учеников не только составил коллекционный альбом, но и сам пришёл на занятие в одежде древнеримского оратора → фото с мероприятия).

3.3. На заключительном этапе занятия наиболее продуктивной считаю технологию  web-квеста. «Расшифрую» значение термина: web-квест – сайт в интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу по поиску необходимого материала для подготовки задания. Цель web-квеста – максимальная интеграция ИКТ в учебный процесс, в частности, во внеурочную деятельность.

Особенность образовательных (гуманитарных) web-квестов – информация для самостоятельной или групповой работы  размещается на web-сайтах, то есть в поиске материала для творческой или исследовательской работы различной тематики задействован широкий спектр ресурсов интернета. Кроме того, результатом работы в технологии «web-квест» является творческий продукт – публикация работы на web-странице, которая становится своеобразной накопительной базой творческих работ или так называемой интернет-копилочкой – электронными страничками ПОРТФОЛИО обучающегося. 

ПРИМЕР: на занятии по риторике, готовясь к теме «Моделируем портрет современного оратора», группам были предложены следующие интернет источники:  

  • видеоролик «Жесты власти» (поведение современных политических лидеров), видеофильм «Тайные сигналы тела» (поведение лидеров партий во время их публичного выступления или теледебатов), ссылка: http://vk.com/video-24370185_162437896?hash=08b7addbfa6072f6 Задание. Просмотреть фильм и отобрать материал, необходимый для создания портрета современного оратора.
  • биографические сведения о жизни и деятельности ряда политических и общественных  деятелей, лидеров партий, представителей власти, ссылка (общая, с выходом на биографии политических лидеров России): http://www.c-cafe.ru/groups/1/063.php  Задание. Из списка лидеров выбрать тех деятелей, которые вызвали наибольший интерес, прочитать их биографии, попробовать объяснить, какие черты характера, личные качества или поступки помогли данному человеку приобрести популярность. Добиться успеха в карьере.

Изучив предложенную учителем информацию по теме «Моделируем портрет современного оратора», группа дискуссионным путём пришла к совместному решению. Вывод:  Биографии лидеров достаточно разные; социальный состав семей известных людей достаточно «пёстрый», образование будущие политические и общественные деятели получили разное. Просмотрев видео с публичными выступлениями, пришли к общему мнению: не всё то, что декларируют современные политические лидеры во время своих публичных выступлений, нужно принимать за чистую монету или воспринимать в качестве образца для подражания. Однако у многих общественных деятелей есть чему поучиться молодёжи (в качестве таковых примеров были названы академик Д.С.Лихачёв, учёный-зоолог Н.Н.Дроздов, доктор Л.М.Рошаль, военный и политический деятель С.К.Шойгу и ряд других).  

3.4. Для рефлексии использую   фидбэк – «Книгу отзывов», заполненную по окончании занятия (каждый желающий, участник или гость, мог оставить свой отзыв) → фото до и после  мероприятия (пустой и заполненный обучающимися фидбэк; можно озвучить некоторые отзывы)

3.5. Технологию "Брошенный камень" целесообразнее всего  использовать при подготовке к написанию творческих работ. Её предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари. Этот прием позволяет "накопить лексические круги" – ассоциации для сочинения-эссе, статьи, рассказа. Суть технологии: дается одно слово или понятие по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, характерных черт, связанных с этим словом → всплывающие  ассоциации.  

ПРИМЕР 1. При составлении «Портрета фразеологизма» на занятии «Тайны русского языка» у группы получился такой творческий продукт: «Устойчив. Целостен. Неделим. Ярок. Выразителен. Есть замена – синоним из одного слова. Имеет переносное значение. Не имеет границ. Живёт во всех странах мира. Парадоксален: долгожитель, но вечно молодой. Украшает нашу речь…»

ПРИМЕР 2. Технологии  «Брошенный камень» и WEB-квест  успешно применялись во время участия во всероссийском творческом конкурсе «Загадки о родном городе» при создании командой «Курские соловушки» анаграмм, метаграмм, файнвордов и других видов загадок  о родном городе  (демонстрирую выборочные слайды из презентации «Загадки о родном городе» + диплом за 1 место)

3.6. Технология проектного обучения. Проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого обучающийся использует технологические, технические, экономические и другие приёмы по созданию культурных ценностей. Роль учителя – тьюторское сопровождение.

ПРИМЕРЫ  

  • технологический «продукт» (технология проектной деятельности) – надпредметный проект «Родословное древо». На международной практической патриотической конференции «Марш Победы» Медведева Мария стала победителем (частично демонстрирую слайды  презентации «Родословное древо участников Великой Отечественной войны», членов семьи обучающейся) + диплом победителя;
  • дипломы победителей разных степеней:
  • в международном творческом конкурсе «Портрет мамы»;
  • во всероссийском конкурсе «Зёрнышки нашего таланта» + диплом за 2 место;
  • в областном фестивале искусств «Я вхожу в мир искусств» + лауреат в литературной номинации

ПРИМЕРЫ  

Выступление лауреата областного фестиваля  «Я вхожу в мир искусств» 2015 года, обучающегося 7А класса Быканова Глеба (чтение отрывка из стихотворения А.Маркова «Мать»)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии во внеурочной деятельности.

Современные образовательные технологии включают в себя: использование ИКТ, приемы и методы блочно-модульного, проблемного и дифференцированного обучения, использование обучающих игровых программ, иссл...

Интернет - технологии во внеурочной деятельности

Из опыта работы: "Интернет - технологии во внеурочной деятельности" - презентация выступления на конференции....

Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.

В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Роль информационных технологий во внеурочной деятельности

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок...

Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.

Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....