Исследовательская работа "Прозвища и их значение в историческом аспекте"
проект по русскому языку на тему

Закутнева Светлана Викторовна

Данная работа была создана ученицей МБОУ СОШ №121 с целью исследовать прозвища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_prozvishcha_-_kopiya.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвища и их значения в историческом аспекте Выполнила: Востротина Снежана 6 «а» класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №121» Руководитель: Закутнева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Предмет исследования: причины появления и употребления прозвищ. Цель исследования: показать языковую и социальную сущность прозвищ, их роль в современном обществе.

Слайд 3

ЗАДАЧИ 1. Рассмотреть такие понятия, как ономастика, антропоним, имя, прозвище. 2.Изучить историю возникновения прозвищ, найти интересные исторические факты по теме. 3. Определить роль прозвищ в школьной среде. 4. Выявить, по каким признакам дается прозвище.

Слайд 4

Ономастика, антропонимика Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется онома́стика. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий имена людей, их происхождение. Фамилии, имена, отчества – это официальные антропонимы. Прозвища – неофициальные антропонимы.

Слайд 5

Слово «прозвище» В.И.Даль толкует это слово таким образом: «Прозвище-прозванье добавочное к имени» С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» раскрывает смысл этого слова следующим образом: «Название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству»

Слайд 6

Имена на Руси Качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Поп Лихач жил в 1161 году. Были также поп Угрюм, поп Шумило.

Слайд 7

Прозвища на Руси Происхождение из определенной местности: Муромец, Селянин. Прозвища от названия еды: Кисель, Ковриша, Сахар, Борщ. Внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник, Износок).

Слайд 8

Различие между именем и прозвищем Сходство/различие Имя Прозвище Сходства Имя собственное. Имя собственное. Сходства Образуются из обычных слов. Образуются из обычных слов. Различия Употребляется одинаково везде, вплоть до официальных документов Употребляется только в неформальной обстановке в разговорной речи. Нельзя использовать в документах. Различия Сочетается с фамилией, отчеством. Никогда не сочетается с фамилией, отчеством. Различия Легко образуются отчества: Иван – Иванович, Петр – Петровна. Невозможно образовать отчество: Макака – не образуется, Дрон – не образуется. Различия Имя – почтенно. Прозвище часто обидно.

Слайд 9

Прозвища в литературе У Пушкина было прозвище Француз (отлично владел французским языком)

Слайд 10

Прозвища в литературе В.Железников «Чучело» Лена Бессольцева – Чучело Другие прозвища: Живодер, Железная Кнопка, Москвичка, Сомик, Заплаточник

Слайд 11

Опрос учащихся МБОУ СОШ №121 Возраст – 6-9 класс Количество человек – 103 Записано 82 прозвища

Слайд 12

Принцип происхождения прозвища Прозвища, образованные от фамилий: Мал (Малов), Жук (Жукова), Сильва ( Сильвачинская ), Вова (Вовк), Кашпурович ( Кашпурова ), Бродяга ( Бродягин ) – таких прозвищ большинство. Прозвища по внешним признакам: Пухлый (лишний вес), Пенечек (маленький рост), Жираф

Слайд 13

Принцип происхождения прозвища 3.Прозвища, отражающие особенности характера, поведения, привычек человека: Метеор (быстрота реакции при походе в школьную столовую), Танк (идет напролом), Черепашка (медлительный), Нокаут (умение драться), Псих (неуравновешенный), Макака (не сидит спокойно, всех передразнивает).

Слайд 14

Принцип происхождения прозвища 4. Прозвища, образованные от личных имен носителей: Паштет (Паша), Дрон (Андрей), Михалыч (Миша). 5. Прозвища, связанные с каким-то событием, историей из жизни носителя: Блокнот.

Слайд 15

Результаты опроса

Слайд 16

Результаты опроса

Слайд 17

Мой класс

Слайд 18

Выводы -прозвища возникли в древности, иногда прозвище больше скажет о человеке, чем его официальное имя; -писатели часто употребляют в своих произведениях прозвища для более полной характеристики персонажа; -чем старше дети, тем большее количество из них имеет прозвища;

Слайд 19

Выводы -учащиеся старших классов не дают прозвища, в которых отражены физические недостатки людей, что говорит об уровне воспитанности, взрослении; -большинство школьников не обижается на прозвища, воспринимает их как естественное в подростковой среде явление; -источником прозвищ чаще всего являются фамилии, внешность и имя человека.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический аспект в курсе физики

Методическая разработка....

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Исторические аспекты обучения детей вокалу

Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”.  Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...

Исторический аспект трудового воспитания

Исторический аспект трудового воспитания...

Исторические аспекты развития аэробики

В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях  аэробики....