Исследовательская работа "Прозвища и их значение в историческом аспекте"
проект по русскому языку на тему
Данная работа была создана ученицей МБОУ СОШ №121 с целью исследовать прозвища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_prozvishcha_-_kopiya.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предмет исследования: причины появления и употребления прозвищ. Цель исследования: показать языковую и социальную сущность прозвищ, их роль в современном обществе.
ЗАДАЧИ 1. Рассмотреть такие понятия, как ономастика, антропоним, имя, прозвище. 2.Изучить историю возникновения прозвищ, найти интересные исторические факты по теме. 3. Определить роль прозвищ в школьной среде. 4. Выявить, по каким признакам дается прозвище.
Ономастика, антропонимика Раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения, называется онома́стика. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий имена людей, их происхождение. Фамилии, имена, отчества – это официальные антропонимы. Прозвища – неофициальные антропонимы.
Слово «прозвище» В.И.Даль толкует это слово таким образом: «Прозвище-прозванье добавочное к имени» С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» раскрывает смысл этого слова следующим образом: «Название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству»
Имена на Руси Качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Поп Лихач жил в 1161 году. Были также поп Угрюм, поп Шумило.
Прозвища на Руси Происхождение из определенной местности: Муромец, Селянин. Прозвища от названия еды: Кисель, Ковриша, Сахар, Борщ. Внешность (Жирнос, Опухлой), социальное положение (Голохребетник, Износок).
Различие между именем и прозвищем Сходство/различие Имя Прозвище Сходства Имя собственное. Имя собственное. Сходства Образуются из обычных слов. Образуются из обычных слов. Различия Употребляется одинаково везде, вплоть до официальных документов Употребляется только в неформальной обстановке в разговорной речи. Нельзя использовать в документах. Различия Сочетается с фамилией, отчеством. Никогда не сочетается с фамилией, отчеством. Различия Легко образуются отчества: Иван – Иванович, Петр – Петровна. Невозможно образовать отчество: Макака – не образуется, Дрон – не образуется. Различия Имя – почтенно. Прозвище часто обидно.
Прозвища в литературе У Пушкина было прозвище Француз (отлично владел французским языком)
Прозвища в литературе В.Железников «Чучело» Лена Бессольцева – Чучело Другие прозвища: Живодер, Железная Кнопка, Москвичка, Сомик, Заплаточник
Опрос учащихся МБОУ СОШ №121 Возраст – 6-9 класс Количество человек – 103 Записано 82 прозвища
Принцип происхождения прозвища Прозвища, образованные от фамилий: Мал (Малов), Жук (Жукова), Сильва ( Сильвачинская ), Вова (Вовк), Кашпурович ( Кашпурова ), Бродяга ( Бродягин ) – таких прозвищ большинство. Прозвища по внешним признакам: Пухлый (лишний вес), Пенечек (маленький рост), Жираф
Принцип происхождения прозвища 3.Прозвища, отражающие особенности характера, поведения, привычек человека: Метеор (быстрота реакции при походе в школьную столовую), Танк (идет напролом), Черепашка (медлительный), Нокаут (умение драться), Псих (неуравновешенный), Макака (не сидит спокойно, всех передразнивает).
Принцип происхождения прозвища 4. Прозвища, образованные от личных имен носителей: Паштет (Паша), Дрон (Андрей), Михалыч (Миша). 5. Прозвища, связанные с каким-то событием, историей из жизни носителя: Блокнот.
Результаты опроса
Результаты опроса
Мой класс
Выводы -прозвища возникли в древности, иногда прозвище больше скажет о человеке, чем его официальное имя; -писатели часто употребляют в своих произведениях прозвища для более полной характеристики персонажа; -чем старше дети, тем большее количество из них имеет прозвища;
Выводы -учащиеся старших классов не дают прозвища, в которых отражены физические недостатки людей, что говорит об уровне воспитанности, взрослении; -большинство школьников не обижается на прозвища, воспринимает их как естественное в подростковой среде явление; -источником прозвищ чаще всего являются фамилии, внешность и имя человека.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторический аспект в курсе физики
Методическая разработка....
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Исторические аспекты обучения детей вокалу
Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”. Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...
Исторический аспект трудового воспитания
Исторический аспект трудового воспитания...
Исторические аспекты развития аэробики
В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях аэробики....
Презентация "Информационная деятельность человека в историческом аспекте"
Презентация для урока информатики в 11 классе...
«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)
История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...