конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бетькинская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Спряжение глаголов»
Учитель русского языка и литературы
Шагимарданова Раушания Анваровна
Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов.
Задачи урока:
Образовательная:
- научить определять спряжение у глаголов по окончанию
Развивающая:
-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к творчеству Паустовского; чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету
Тип урока: усвоение знаний
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru, ноутбук, презентация к уроку.
Учебное пособие: учебник русского языка для 5 класса: учеб. для общеобраз. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др. – М.: Дрофа, 2012.
Ход урока:
I Организационный момент:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…. (глагол) (Слайд.1)
II Выборочный диктант
- Мы продолжаем говорить о глаголе. Мы изучили тему “Времена глагола». Запишите глаголы в три столбика: 1) прошедшего времени; 2) будущего времени; 3) настоящего времени; обозначьте их вид.
Бегут ручьи, снег растаял, взошло солнце, откроем окна, обрадуюсь весне, развеял лучи, скоро выздоровею, летят домой, тоскуют по теплу, расчирикались воробьи, выискал личинку, поучаствую в празднике, посею семена, смеюсь от радости, шумит лес.
Глаголы прош.вр. | Глаголы наст.вр. | Глаголы буд.вр. |
Растаял (сов.в.) | Бегут (несов.в.) | Обрадуюсь (сов.в.) |
Взошло (сов.в.) | Летят (несов.в.) | Выздоровею (сов.в.) |
Развеял (сов.в.) | Тоскуют (несов.в.) | Поучаствую (сов.в.) |
Выискал (сов.в.) | Смеюсь (несов.в.) | Посею (сов.в.) |
Расчирикались (сов.в.) | Шумит (несов.в.) |
Взаимопроверка (Слайд 2)
III Актуализация знаний. Вставьте пропущенные слова
-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Перед вами на партах лежат листочки с заданием. Вам нужно вставить пропущенные слова:
1) Часть речи, которая обозначает………………………………………. и отвечает на вопросы ………………………………………………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется………………………………....
3) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …………………………………..….
4) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………………………, а в единственном числе по …………………………………………… В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ……………………………...и………………………….…..
5) В предложении глагол обычно бывает ………………………… и согласуется с ……………………………………………………………………………………
Взаимопроверка (Слайд3)
IV Объяснение нового материала.
- Сообщение темы урока (Слайд 4)
(Запись числа и темы урока в тетради).
- Сегодня мы поговорим о спряжениях глаголов.
- Вспомните, что же такое спряжение? (Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам).
- Проспрягайте глаголы, выделите окончания поймать, выследить (я поймаю (выслежу), ты поймаешь (выследишь), он поймает (выследит), мы поймаем (выследим), вы поймаете (выследите), они поймают (выследят). (Слайд 5).
- Мы знаем, что у глагола только 2 спряжения. А чем они отличаются? (Окончанием). Ребята, спряжение глагола – это не выдумка ученых или учителей, а закон, по которому изменяются глаголы. Этому закону изменяются все глаголы, за малым исключением. Если мы будем правильно определять спряжение, то и окончания у глаголов будем писать правильно.
- Большая часть глаголов относится к 1 или ко 2 спряжению. Давайте, вспомним, какие же глаголы относятся ко 2 спряжению:
• все на -ить, кроме брить, стелить;
• 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
• 4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать и слышать
А какие глаголы относятся к 1 спряжению:
- все остальные глаголы на –ать, -еть;
на –ять, -оть, -ыть, -уть, -ти, -чь;
глаголы брить, стелить (Слайд 6)
- Ребята, обратите внимание на то, что приставки и суффиксы – ся (-сь) не влияют на спряжение глаголов: побрить и бриться спрягаются как брить, увидеть и видеться – как видеть и т.д.
- Кроме того, два глагола бежать и хотеть и все образованные от них глаголы (разбежаться, захотеться и др.) называются разноспрягаемыми: в разных формах у них окончания разных спряжений.
- А сейчас прочитаем памятку-алгоритм «Как определить спряжение глагола»:
- Ставим глагол в неопределенную форму;
- Определяем спряжение: «примерять» наш глагол удобнее сначала ко 2 спряжению (выбор вариантов меньше);
- Подставляем соответствующую «сигнальную» букву в личное окончание глагола.
- Если окончание глагола ударное, то спряжение глаголов определяют по окончанию: 1 спряжение – ешь, ет, ем, ете, ут (ют), 2спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят) (Слайд 7)
V Физминутка (Слайд 8)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
(Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно).
VI Закрепление.
1 задание.
- А сейчас проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему. При выполнении задания используйте памятку-алгоритм. (Запускается электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru. §82 «Спряжение глагола. Лицо и число». Посмотрите задание и определите спряжение данных глаголов: беречь, брызгать, ездить, нагибать, платить, поднимать, положить, победить, облегчить, включить, повторить, гнать, видеть, обидеть, брить. (Слайд 9).
2 задание.
- Определите спряжение и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1 спряжения и 2 спряжения. Выделите окончания.
Постел…ть скатерть, чист…ть щеткой, верт…тся перед зеркалом, обид…ть друга, говор…ть громко, стро…т дом, пряч…ся в шкафу, слыш…т издалека.
- Если глагол 1 спряжения – делаем хлопок, 2 спряжения – топот ногами. Какие глаголы-исключения вам встретились? (слышит, вертится). (Слайд 10).
3 задание.
- Ребята, в этом году исполнилось 120 лет со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Большинство современных читателей знает его как певца российской природы. Кто не помнит его "Мещерской стороны"? Лиричны и реалистичны картины природы в его произведениях. Однако он не просто писатель-натуралист. Природа для него не самоцель, она - ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. "Для полного овладения русским языком нужно общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины", - писал К.Г. Паустовский. (Слайд 11).
- Прослушайте текст. Вспомните, из какого рассказа этот отрывок (рассказ «Кот-ворюга»), и запишите в тетрадях только глаголы прошедшего времени. Затем образуйте форму инфинитива каждого глагола, определите вид, тип спряжения. В работе используйте памятку-алгоритм (Слайд 7).
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. (Слайд 12).
Воровал – воровать (несов.в., 1 спр.), разрыл - разрыть (сов.в., 1 спр.), съел - съесть (сов.в., 2 спр.), сбежались – сбежаться (сов.в., разноспр.), склевали – склевать (сов.в., 1 спр.) (Слайд 13). Какой глагол вы не смогли отнести к какому-либо спряжению? (сбежать – разноспрягаемый).
4 задание. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.
- Стерегу, дрессирую, смотрю, беру (смотрю – 2 спряжение)
- Крич…м, гляд…м, собира…м, завис…м (собираем – 1 спряжение)
- Дыш…т, терп…т, ненавид…т, стро…т (строит – не исключение) (Слайд 14).
5 задание. Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского о реке с необычным названием – Вертушинка. Выпишите глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение.
Вертушинка все время верт…тся, как егоза, шныря…т, журч…т, бормоч…т, звен…т и пен…тся около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напева…т, разговарива…т сама с собой, пришептыва…т и нес…т по хрящеватому дну очень прозрачную воду. (Слайд 15)
VII Подведение итогов. Оценивание.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Какую орфографическую задачу мы должны были решить на уроке?
- Мы решили эту задачу? Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?
- Перечислите по порядку все действия, которые будите выполнять, чтобы правильно написать глагол с безударным личным окончанием (поставить глагол в н.ф, определить спряжение, в зависимости от спряжения выбрать букву окончания) (Слайд 16)
Домашнее задание сегодня я предлагаю на выбор: выберите то, что хотели бы и смогли выполнить: (Слайд 17)
- Упр.647, 65, §82.
- Выписать по 5 глаголов 1 и 2 спряжения из любого произведения К.Паустовского,
- Написать мини-сочинение по теме «Весна идет», определить спряжения глаголов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....