Урок русского языка в 8 классе "Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Материал содержит урок и презентацию по теме "Подлежащее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podlezhashchee.zip | 780.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
План-конспект урока
(Конкурс «Мой лучший урок)
Учитель русского языка и
литературы Балобанова
Светлана Владимировна
Кокино, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к плану-конспекту урока
по русскому языку
по теме: «Подлежащее»
Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа в 8 классе ведется по учебнику С.Г.Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .
На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю), раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.
Данный урок соответствует типу: урок изучения нового - традиционный (комбинированный)
Использовались следующие этапы:
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний.
- орфографический диктант;
- подготовка к экзамену.
3. Формулирование темы и цели урока.
4. Работа с материалом учебника.
5. Первичное закрепление.
6.Закрепление материала на практике:
- выполнение упражнения;
- работа по карточкам;
- тест.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Начало урока организовано. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.
Далее орфографический диктант, который повторяет орфограммы и способы связи слов в словосочетании. Этот этап плавно подводит к подготовке к экзамену. На уроке присутствуют разные формы работы: письменная и устная. Содержание урока оптимально, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Каждый ученик может ответить и проверить свои знания. Очень плавно подведены дети к теме урока.
Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности учащиеся не устанут, хотя плотность урока высокая.
Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому - плавный. Каждый учащийся сможет поработать совместно с учителем и самостоятельно.
Тема урока: «Подлежащее».
Тип урока: урок изучения нового - традиционный (комбинированный)
Форма урока: учебный и трудовой практикум
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.
Цель урока:
Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.
Задачи урока:
1.Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»
2.Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
3.Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. (слайд 1)
- Актуализация знаний.
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Начнем наш урок с повторения орфографии.
(Орфографический диктант с грамматическим заданием).
Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.
- Проверьте работу по слайду 2. Оцените себя.
- Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?
- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. (слайд 3)
- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Подготовка к экзамену
- Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.
– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест (строение из камня, крест из золота)
- А что можно построить при помощи словосочетаний?
- Правильно, из словосочетаний строятся предложения.
Р/Р Составьте с любыми 2 словосочетаниями предложения. Подчеркните основу.
- А что составляет основу предложения? Подчеркните подлежащее и сказуемое.
3.Формулирование темы и цели урока:
- Предлагаю выполнить задание.
- Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова. Подчеркните в карточках только подлежащее. (слайд 4).
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (приложение 1)
деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
- Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока?
- Верно, сегодня на уроке мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее.
- Запишем тему урока (слайд 5)
- Вспомним определение подлежащего.
- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Итак, п о д л е ж а щ е е – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. (слайд 6)
- Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего? Об этом узнаем, прочитав параграф 11.
4. Работа с материалом учебника § 11. Чтение материала учеником.
5. Первичное закрепление:
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
– Составим таблицу «Способы выражения подлежащего». Разделите тетрадь на 2 колоночки: 1.Способы выражения подлежащего; 2.Примеры.
Для примера сначала запишем вместе. Можно работать в парах.
- Зачитаем, что у вас получилось?
6. Закрепление материала на практике.
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
- Выполним упр.116.
- Выписать из упражнения примеры на разные способы выражения подлежащего.
Упр. 116 . Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить грамматическую основу предложений. Указать, чем выражены подлежащие.
Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. ( Пауст). 2) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие ( опред. мест.) отошли в сторону. (М.Г.) 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. ( А.Н.Т.)4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.) выехали до заката солнца. ( Шол.)5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. ( Купр.)6) Вот раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке. ( Н.)7) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . ( Ю.Олёша) 8) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.) зари. (Шукш.) 9) Был уже полдень( сущ.) , когда мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. (Дост.) 10) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. (Пауст.)11) Большинство знакомых ребят ( неделимое словос.)уже разъехалось по дачам. (А.Г.) 12) Балтийское море( неделимое словос.) глубоко вдаётся в материк Европы. (Н.М.)
- У вас на столе карточки. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (в парах): (слайд 7 при проверке)
Сытый голодного не разумеет.
Семеро одного не ждут.
Понимать – значит сочувствовать.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Большое окно было распахнуто.
Большое видится на расстоянии.
Самостоятельная работа.
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
- Посмотрим, как вы сегодня усвоили тему. Выполним тест. (Приложение 2)
Тест. - Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:
а) именем существительным в им.п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом… 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.
б) местоимением: 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру… 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.
в) неопределенной формой глагола: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями – праздник для меня. 6. Наша задача – беречь природу. 7. Беречь природу – значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.
д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять. 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.
7. Итог урока.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
- Подведем итог нашего урока.
- У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?
- Тогда у меня есть несколько вопросов к вам.
1. Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).
2. Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
8. Домашнее задание. (слайд 8)
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
- Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
Приложение 1
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
реку, Грека, ехал, через;
везёт, на, Соньку, Санька, санках;
Приложение 2
Тест. - Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:
а) именем существительным в им.п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом… 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.
б) местоимением: 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру… 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.
в) неопределенной формой глагола: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями – праздник для меня. 6. Наша задача – беречь природу. 7. Беречь природу – значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.
д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять. 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...