Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymka_novyy_variant.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Организационная информация | ||
Общая тема | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |
Тема урока | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 8 | |
Автор урока (ФИО, должность) | Диденко Диля Ралифовна | |
Образовательное учреждение | МОБУ «Целинная ООШ» муниципального образования Ясненский городской округ | |
Республика/край/область | Оренбургская область | |
Город/поселение | п. Новосельский | |
Методическая информация | ||
Цель урока | Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | |
Тип урока | Урок развития речи. | |
Метод обучения | Проблемно-поисковый. | |
Форма урока | Коллективный диалог, составление материалов для сочинения. | |
Познавательный аспект | Формирование умения выстраивать алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему. | |
Развивающий аспект | Развитие навыка монологической речи, умения выделять существенное, самостоятельно добывать знания, систематизировать их. | |
Воспитательный аспект | Развитие устойчивого интереса к предмету, воспитание любви к родному языку и необходимости бережного отношения к нему. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные | - совершенствование видов речевой деятельности расширение и систематизацию научных знаний о языке; - осознание взаимосвязи его уровней и единиц; - формирование навыков проведения анализа текста; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; - приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию. | |
Познавательные | - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. | |
Личностные | - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -усвоение гуманистических традиционных ценностей многонационального российского общества; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатов; -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; | |
Регулятивные | - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - давать оценку своей деятельности на уроке. | |
Коммуникативные | - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
Результаты урока | ||
Предметные: | Уметь составлять монологическое высказывание | |
Используемые педагогические технологии | Элементы информационно- коммуникационных технологий, технология проблемного обучения, технология смыслового чтения | |
Время реализации урока | 40 минут | |
Необходимое оборудование и материалы |
| |
Дидактическое обеспечение урока |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | УУД |
| |||
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. - Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке. Маршрутный лист лежит на партах | Учащиеся рассаживаются на свои места Изучают маршрутный лист | Включение учащихся в режим работы | |
| |||
- Сегодня нам предстоит написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Постановка вопросов для определения цели урока. - Какую цель мы можем перед собой поставить? - Прослушайте текст. (Звучит отрывок из текста Д.С.Лихачева « Слово о полку Игореве»). -Мы прослушали фрагмент древнерусского текста, который был создан в начале 1-го тысячелетия, в котором говорится о походе князя Игоря. Постановка проблемы. - Благодаря чему мы, люди, живущие спустя тысячелетие, узнаем о таком древнем историческом событии? ( Благодаря языку) - Верно, язык, как губка, впитывает в себя все, что происходит вокруг в любое время. Поэт Алексей Федорович Мерзляков писал: « Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет | Учащиеся определяют цель урока Учащиеся слушают отрывок Учащиеся выдвигают гипотезы и обсуждают их. Учащиеся зачитывают высказывание А.Ф.Мерзлякова. | Овладевают умением прогнозировать, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Учатся выражать свое мнение, слушать других. Отрабатывают умение выразительно и осознанно читать высказывание. | |
существовать – всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека». - Наша задача: научиться создавать текст на лингвистическую тему. - Что такое лингвистика? (Наука о языке) - Что будет в центре нашего внимания? (Языковое явление) -Какой тип речи мы будем использовать? (Рассуждение) -По какой схеме строятся тексты такого типа? 1.Тезис. 2.Аргументы+примеры. 3. Вывод. | Учащиеся принимают участие в коллективном диалоге. | Учатся ясно и правильно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. | |
| |||
- Писать сочинение будем на примере текста Е.И.Осетрова. | Учащиеся слушают текст и смотрят презентацию | Учатся воспринимать информацию на слух и зрительно. | |
Выявляет первоначальное восприятие услышанного. -О чем говорится в тексте? (О дымковской игрушке). - Что вы узнали для себя? ( Такое название свое она получила потому, что делать ее начали в Дымковской слободе. Существует два объяснения происхождения глиняного промысла. Мастера раскрашивают игрушки яркими красками). Выявляет уровень осознания учащимися текста | Учащиеся принимают участие в коллективном диалоге? Учащиеся читают текст самостоятельно, затем решают тесты, работая в паре. Тесты направлены на проверку глубины и точности восприятия исходного текста. (тесты напечатаны в маршрутных листах) | Учатся высказывать свое мнение, отвечать на поставленный вопрос. Осуществляют самоконтроль. | |
Физкультминутка. Организует оздоровительную паузу. «Активизируем органы» (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом) Мизинец – активизируем сердце. Большой палец – легкие и печень. Средний палец – систему кровообращения. Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Безымянный палец – нервную систему. Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение. | Выполняют физкультминутку. | Физкультминутка дает отдохнуть и перейти к следующим занятиям. | |
| |||
- Прочитайте еще раз поэта. - Что именно автор говорит о лингвистическом явлении? - Что новое и самое важное говорит автор высказывания? - Сформулируйте тезис к высказыванию. Язык – это своеобразное зеркало жизни. (Раскройте смысл приведенного высказывания). В нем отражены_________________________________________ в разные временные эпохи.
Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту Е.И.Осетрова. Проводит фронтальную беседу: 1. Когда появилась дымковская игрушка? Что нам это подсказывает? 2. Когда получила признание? 3. Почему и по сей день не угасает к ней интерес? 4. Каким образом автор привлекает наше внимание к творчеству народных мастеров? 5. Какие художественные средства позволяют писателю создать у читателя яркий образ дымковской игрушки? (Обратите внимание на предложения № 19, 23,24, 27, 34). 6. Какой задаче подчинены все эти художественные средства? - Какой вывод мы можем сделать? - Прочитайте свой текст. | Возвращаются к высказыванию А.Ф.Мерзлякова, еще раз перечитывают его. Пишут вступление по данному речевому клише Работают над основной частью. Ищут ответы на вопросы, которые помогут им определиться с аргументами, подтверждающие тезис. Пишут заключение. Читают свои полученные тексты. | Учатся формулировать тезис. Выполняя это упражнение, учащиеся создают небольшой фрагмент текста, который можно использовать как вступление в сочинениях, посвященных теме роли языка. Выполняя это задание, учащиеся учатся анализировать языковые элементы исходного текста, интерпретировать его. Учатся выстраивать логическую цепочку доказательства. Учатся формулировать выводы, делать умозаключения. | |
| |||
Подведение итогов - Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? - Достигли ли вы намеченной цели? | Соотносят полученный на уроке результат с планируемым (выполнен ли план урока). Выставление оценок. (Самооценка) | 1 мин. 1 мин. | Развивают умение самооценки, оценивания достигнутых результатов. |
| |||
Подготовить материал к сочинению на морально-этическую тему: « Как вы понимаете фразу « В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни» | Учащиеся получают задание. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....