«Применение интернет-ресурсов на уроке развития речи по теме: «Собиратель русских слов»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  «Применение интернет-ресурсов на уроке развития речи по теме:

«Собиратель русских слов»

Выполнила: Окружнова Л.М.,

 учитель русского языка и литературы             ГБОУ СОШ с.Екатериновка                  

м.р. Приволжский Самарской области

           

                                                             

                                                           

                                                           Самара, 2016г.

Аннотация      

       Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, наверное, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Процесс образования тоже изменяется. Перед современной школой ставится главная задача — превратить учеников из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии.

        Интернет на уроке недавно был из области фантастики, особенно в сельской школе. Теперь ученики получили возможность, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.

        Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

       В своей деятельности я использую ресурсы Интернета в разных направлениях:

1. При изучении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);

2. В качестве самостоятельной работы учащихся с интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем), при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

3. При участии в различных проектах , конкурсах;

4. В переписке по электронной почте;

5. При создании собственных сайтов;

6. В общении с коллегами, обмене опытом.

      Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, на факультативных занятиях, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением. При организации дифференцированной работы можно привлечь для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно организовывать работу за компьютером в группах, попутно решая задачу развития коммуникативных умений. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Использование Интернета позволяет организовать посильное дистанционное обучение, дает возможность организовать видео-урок, выдать домашнее задание и проконтролировать его выполнение.

        На уроках я использую следующие приемы компьютерных технологий:

  1. Компьютерные тесты. Так, на уроках русского языка наряду с электронными учебниками я использую сайты «По уши в ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны», «Сайт Перовой Инессы Николаевны», «Капканы ЕГЭ», где даются теоретические материалы для подготовки к экзаменам. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, содержащих  демонстрационные материалы, методику оценки ответов.

       Данные сайты помогают учителю подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а ученику повторить поученные знания и закрепить их. Все задания разработаны специально группой экспертов и соответствуют требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

       Составлять тестовые задания могут и обучающиеся. Такой прием больше заинтересовывает детей. Наиболее удобен для этого сайт «Твой тест». На уроке я использую тесты, составленные на данном сайте.

       2. Использование электронных словарей и энциклопедий, учебников. На смену традиционной библиотеке пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме в Интернете.  На уроках и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», сайтом «Я иду на урок русского языка», который содержит статьи преподавателей русского языка о правилах, обращаюсь к словарям синонимов и антонимов, толковому словарю, при помощи которых анализируем строение словарной статьи.

       Часто в 5-6 классах использую аудиозаписи из сайта «Радионяня», где размещены аудиоуроки для школьников из образовательной программы «Радионяня», которые в шутливой музыкальной форме помогают детям запомнить правила русского языка.        

        Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, обеспечить удобную образовательную среду.        

        3. Создание мультимедийных презентаций. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. В своих презентациях к урокам я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы, научно-исследовательских работ, проектной деятельности учащихся, так использование информационно-коммуникационных технологий способствует обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности. Презентации отправляются и на различные конкурсы.

         При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

         4. Творческие задания и участие в конкурсах. Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц, кроссвордов), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе. Интернет дает возможность учащимся принимать участие в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах.

      5. Дидактические материалы. Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:

– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

– увеличивают объем использования наглядности на уроке;

– экономят время учителя при подготовке к уроку.

        Дидактические материалы представлены в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы.

Для заболевших учащихся дидактические материалы использую дистанционно: рассылаю на электронную почту ученикам.

     6. Проекты. Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку.

           Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1. Создание интерактивных таблиц, которые являются практическим материалом к урокам.

2. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам.

 3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Выполнение тематических тестов с выявлением результатов деятельности.

После самостоятельной работы со средствами Интернет можно предложить наиболее удачные работы оценить и учителю информатики, поэтому ученик может получить сразу две оценки за качественно выполненное задание.

5. Создание кроссвордов на выбранную тему.

      В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий:

– повышает эффективность обучения;

– повышает интерес ребенка, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;

– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшает организацию урока;

– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

– расширяет объём предъявляемой учебной информации.

         Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

      Работа с компьютером требует определенных физических нагрузок, особенно на глаза, поэтому этот вид деятельности необходимо строго дозировать. Обязательно чередовать работу с компьютером и практическую, письменную работу, гимнастику для глаз, физминутки, релаксационные паузы.

      Наконец, следует помнить, что, несмотря на их привлекательность для детей, компьютерные технологии – не развлечение. Только грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества обучения школьников.

      В приложении своей работы предлагаю технологичесую карту урока развития речи с применением интернет-ресурсов.

Технологическая карта конструирования урока развития речи                                         с использованием интернет-ресурсов по теме: «Собиратель русских слов»  

предмет класс

Русский язык, 6 класс

Тема урока, № урока по теме

Развитие речи. Написание мини-сочинения №19

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке : портрет автора, разнообразить деятельность учащихся

Цели урока

1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения

Обучающие

2.Способствовать развитию  познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами интернет-ресурсов и текстового материала,  интереса к предмету

Развивающие

Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.

Воспитательные

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР наCD, ресурсы Интернет)

Универсальные

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Программные средства, компьютер, проектор, экран.

Организационная структура урока

Этап 1                                                      

Организационный

Задачи

Активизировать внимание учащихся, развивать речемыслительные способности, творчество учащихся.

длительность этапа

3 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

 Просмотр : знакомство с автором Портрет

Форма организации деятельности учащихся

  Совместный просмотр

Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизация внимания учащихся,  объявление задач урока

Промежуточный контроль

 Фронтальные вопросы

Этап 2                                                      

Проверочный 

Задачи

Помочь учащимся провести компрессию текста: из полного объёма сделать сжатое изложение материала

Длительность этапа

10 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация материала Презентация материала

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная работа и индивидуальное прочтение, ответы на вопросы учителя

Кроссворд для 6 класса

Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе

Направляющие,  помощь учащимся.

Промежуточный контроль

Речемыслительная деятельность : проговаривание компрессионного текста.

Этап 3                                                        

Основной.

Задачи

Организовать самостоятельную работу учащихся

Длительность этапа

20 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация  Презентация о создателе словаря

Форма организации деятельности учащихся

Беседа, работа с учебником. Компрессия текста. Орфографическая зоркость.

  Задание для учащихся 6 класса

Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе

Обучающие

Промежуточный контроль

Проверка компрессии  данного текста Форма. Развитие речи

Этап 4                                                           

Самоконтроль 

Задачи

Проверить, как учащиеся поняли учебный материал : особенности построения сжатого изложения

Длительность этапа

5 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа по презентации: слайды с готовым изложением

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельная работа учащихся.

Функции и основные виды деятельности учителя на этом этапе

Направляющая

Промежуточный контроль

Самопроверка, самооценка

Викторина

Итоговый контроль, подведение итогов

2 мин.

 

                                         

Проведение урока

Учебник: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения

2.Способствовать развитию  познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала,  интереса к предмету

3.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран,  разработанная презентация.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Слайд 1

3. Лингвистическая разминка.

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Слайд 2

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно).

Слайд 3

- Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд)

Слайд 4

  • основное содержание текста;
  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
  • главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • соблюдать связность текста;
  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

Слово учителя о В.И.Дале. Лекция.

Слайд 5 (Портрет В.И.Даля)

            Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

          Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору. Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края. «В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

           В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

           Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым». С 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».

            Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах . Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Первичное прослушивание текста.

Слайд 6.Словарная работа

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

7. Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

- определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

Слайд 6

9. Работа над 1-й микротемой:

- 1-е предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

- 2-е предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

- 3-е и 4-е предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо

10. Творческое задание.

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

- чтение полученных текстов;

 (использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

11. Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради.

12. Подведение итогов работы.

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

13.Домашнее задание: выучить определение «изложение», побеседовать с родителями на тему урока «о В.И.Дале».

Литература.

1.Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; Просвещение, 2008

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

3. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/mezhpredmetnye-svyazi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury

4.https://docs.google.com/drawings/d/1HZdsbtV3bPrqr2gMDUKZVq4M7Ikc83ocIatqqzudm0k/edit Кто изображён на рисунке?

5.https://docs.google.com/forms/d/1nh06Zm7S_o5zfpxwaDboKgGfm_qMhY1izo2lu-mebPk/edit Форма -проверка

6.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdG5qeGhJOTl5REFJb1hvOUxTR3pwenc&usp=drive_web#gid=0 таблица рефлексии

7.https://docs.google.com/document/d/1Js4-xYc3LG9UkaPR8poCExl_f7Oy37WdGuOpRfK_rqs/edit урок1

8.https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0ApJUeIwxuLHwdHZiRDdHRXliM2NpX3RRaXVSb0w5Q3c&usp=drive_web#gid=0 Развитие речи. Ответы.

9.https://docs.google.com/forms/d/1eCX83lTqVt5_BQwgN5idzuOthCXsdxevvcB1LCIvcdg/edit Развитие речи. Изложение. Форма.

10.https://docs.google.com/document/d/1f5KSu4k8WfFQ_dhXe3bfzt4bycrTserF9-YT65YZaRo/edit – урок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.

В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...

Урок развития речи с элементами интеграции (Русский язык и рисование)

Урок развития с элементами интеграции (Русский язык и рисование)...

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Примеры применения Интернет-ресурсов на уроке английского языка

Обучение с помощью информационных технологий дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика и реализовать творческий потенциал учащихся и преподавателя....

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»

Интегрированный урок развития речи в 7 классе (русский язык - литература - ИЗО) «ПОЭТ ПУШКИН И ЖИВОПИСЕЦ БРЮЛЛОВ»- полностью разработанный и подготовленный для проведения. Урок сопровождает красочная ...

Урок развития речи по теме "Облако. "Жизнь слова в разных стилях речи"

Урок построен в соответствии требованиям к современному уроку по ФГОС.  Материал урока основан на предметах, изучаемых в 6 классе: географии, литературы, русского языка. Применена технология крит...

Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся

Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускн...