Программа специального курса по русскому языку в 10 классе
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Краснова Наталья Николаевна

Программа направлена на подготовку к ЕГЭ по русскому языку в профильном классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Средняя школа №1 имени А. М. Горького» городского округа город Фролово

Рассмотрено на заседании МО, протокол №1

от « 29 » 08 2016 г.

Руководитель МО

_____________Н.Н.Краснова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________В.Н.Макарова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Г.В.Бакушина

Рабочая программа

специального курса по русскому языку

 «Подготовка к ЕГЭ как способ формирования лингвистической компетенции школьников:  часть 1 (1-24)»

для учащихся 10 класса

Красновой Натальи Николаевны,

учителя русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся десятых классов. Спецкурс учитывает содержание занятий по русскому языку («Грамматика, текст, стили речи», авт. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.), которые проводятся в рамках школьного расписания, а также содержание занятий по литературе, что диктуется необходимостью выполнить ту часть теста, где от выпускника требуется показать навыки содержательного анализа текста, знание литературоведческой терминологии и умения применять это на практике, навыки создания собственного текста-рассуждения.

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, способствовать успешной сдаче единого государственного экзамена.

Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.

Тесты ЕГЭ имеют сложную структуру: кроме орфографических и синтаксических заданий, они содержат задания по теории языка, требуют знаний по различным разделам языкознания – от фонетики до текста. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего, это постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.

Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - практические занятия, на которых десятиклассники повторяют все разделы лингвистики, а также тренировки в выполнении разных тестов. Кроме того, предусмотрены практикумы творческого плана: интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов, что должно стать надёжной основной речевой и коммуникативной компетентности ученика. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

- различать сильную и слабую позицию звуков;

- устанавливать современный состав слова;

- правильно писать слова с орфограммами, основанными на понимании состава слова;

- распознавать части речи и их грамматические признаки;

- правильно образовывать формы слова;

- находить написания, определяемые принадлежностью слова к определенной части речи;

- правильно писать суффиксы и окончания слов различных частей речи;

- находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах;

- применять правила для различных типов орфограмм;

- пользоваться основными способами проверки написаний;

- правильно ставить знаки препинания в изученных ситуациях;

- знать и находить в тексте все виды обособлений;

- знать и находить в тексте все виды осложнения ПП;

- знать и находить в тексте все виды простых и сложных предложений;

- знать и находить в тексте способы связи предложений между собой;

- распознавать  грамматические ошибки;

- определять тип и стиль речи текста;

- строить связные высказывания при создании сочинения-рассуждения;

- пользоваться разнообразием языковых средств в своих сочинениях;

- производить языковой разбор текста;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из произведений различных жанров.

Программа рассчитана на 17 часов (из них-3 ч контроля)

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

1

Составление конспекта.

2.

Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста.

1

Мини-тестирование, практикум.

3.

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки.

1

Работа с толковыми словарями.

4.

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

1

Оформление дидактических материалов, тестирование

5.

Задания 5-6 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

1

Работа со словарём, практикум, тестирование

6.

Задание 7 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

1

Конкурс опорных конспектов, тестирование

7.

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

1

Тестирование, составление кроссвордов

8.

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

1

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

9.

Задания 8 - 14 ЕГЭ. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

Тестирование, практикум

10.

Контрольный тест №1.

1

 

11.

Задания 15-19 ЕГЭ. Однородные и обособленные члены предложения.

1

 Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

12.

Задания 15-19 ЕГЭ. Вводные конструкции, знаки препинания в СПП с придаточным определительным, запятая на стыке союзов.

1

Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

13.

Контрольный тест №2.

1

 

14.

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Типы и стили речи.

1

Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

15.

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Средства связи предложений в тексте.

1

Тестирование, работа с художественными текстами

16.

Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Тропы и фигуры речи.

1

Составление таблиц, тестирование

17.

Контрольный тест №3.

1

Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Структура ЕГЭ по русскому языку.

Организационные вопросы экзамена. Порядок оформления бланков, Знакомство с инструкцией, анализ материала демо-версии.

Тема 2. Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста.

Отработка заданий 1, 2. Логика построения текста.

Тема 3. Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки.

Анализ 3 задания, метод «подстановки».

 Тема 4.  Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения.

Тема 5. Задания 5-6 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

Нормы лексической сочетаемости слов. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

Тема 6. Задание 7 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

Классификация грамматических ошибок.

Тема 7. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.  

  Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.  

 Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос,

-скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

 Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

 Корни-омофоны.

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.

Тема 8. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний – е – и – и – в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы  -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- ( -ева-) и  –ыва- . написание суффикса - а – или  -и- в глаголах с приставкой – обез- ( обезлесить – обезлесеть ); - ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании  причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший – посеянный ).

Тема 9. Задания 8 - 14 ЕГЭ. Слитно-раздельно-дефисные написания в слове. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме  служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных  слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.

Тема 10. Контрольный тест по разделу «Орфография»

Тема 11. Задания 15-19 ЕГЭ. Однородные и обособленные члены предложения.

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Тема 12. Задания 15-19 ЕГЭ. Вводные конструкции, знаки препинания в СПП с придаточным определительным, запятая на стыке союзов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Тема 13. Контрольный тест по разделу «Пунктуация»

Тема 14. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Типы и стили речи.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Тема 15. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Средства связи предложений в тексте.

Лексические средства связи предложений в тексте.

Тема 16. Задания 20- 24 ЕГЭ. Работа с текстом. Тропы и фигуры речи.

Средства художественной выразительности в тексте.

Тема 17. Контрольный тест по разделу «Текст. Типы и стили речи»

Литература для учителя

1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка.- М.,1990.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его    

преподавания. — М., 1960.

Литература для учащихся

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б.  Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б.  Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся  

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.  

Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10 класса.

Мультимедийные пособия

  1. «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...