Развитие творческих способностей учащихся
статья по русскому языку на тему

Чумакова Ольга Вячеславовна

Материал раскрывает проблему творчества детей, сущность творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы как в древние века, так и в новое время. Творчество исследовалось психологами, философами, педагогами. Многое известно о творчестве, тем не менее еще темны и не познаны его законы.

Что такое творчество? Это, прежде всего, воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности»,- отмечает О.М.Дьяченко.

Современное обучение зачастую развивает в детях только одну сторону - исполнительские  способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека остаются невостребованными. Это важно особенно в наше время, когда стране требуется все больше могучих творческих умов, чтобы двигать вперед науку, технику и общественную жизнь.

Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, что и составляет в совокупности творческие способности. Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть переложена и на машины. Конечно, в жизни все гораздо сложнее. Отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты. Рабочий у конвейера почти лишен необходимости в творческой деятельности, его задача – точно выполнять операции, а конструктор, изобретатель, писатель постоянно ею занят. Любая их деятельность «пропитана творчеством».

Опрос ученых и других творческих деятелей за рубежом и у нас в стране показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и даже любовь к делу), воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (от лат. «обнаруживать расхождение»), воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества»,- говорил М.Горький. То же подтвердил и выдающийся авиаконструктор А.С.Яковлев: «Ничего оригинального я не скажу. Просто надо любить свое дело. Будь то авиация или автомобилестроение, литейное дело или сельское хозяйство. Если человек любит дело, то у него всегда проявится творческое начало, желание самоусовершенствоваться, стать мастером. Если он к этому стремится, то успех обеспечен. В любой сфере деятельности свои способности человек раскрывает, начав действовать». Значит, главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Отсюда вытекает задача преподавателя: вооружить ученика методами и приемами не только самостоятельной, но и творческой работы; обеспечить основные условия творческой деятельности: обмен и борьбу мнений, свободу критики. Школьникам необходимо время для осуществления всех фаз творчества, по Уэллсу: подготовки, созревания идеи, озарения и проверки своей идеи, воплощенной в действительность.

Для обеспечения творческих условий познавательной деятельности необходимо:

1- приучить обучающихся к работе с первоисточником, с книгой, с монографией, научной статьей; научить его приемам просмотрового чтения для быстрого нахождения нужной информации;

2- проводить творческие дискуссии на занятиях или за круглым столом, создавая в доброжелательной обстановке возможности релаксации, свободы обмена мнениями, чтобы развивать воображение, гибкость и дивергентность мышления.

При этом полезно использовать методы развития творчества, известные из психологии: мозгового штурма для генерации идей, отбора идей; синектику, способ организации коллективной мыслительной деятельности на основе четырех приемов: рассмотрение проблемы в том виде, как она дана; отказ от очевидного решения; проведение прямой аналогии с чем-либо; формулировка проблемы в общем виде. Полезно использовать на уроках русского языка деловые игры и проектное обучение, т.е. работу группы школьников над одним проектом, причем каждый выполняет свою часть проекта. Проектное обучение используется как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве учащихся, позволяющем проводить критический разбор решений, учитывая 7 основных вопросов: кто, что, где, когда, как, зачем и почему решает данную проблему. Обсуждаются рекомендации по выходу из тупиковых ситуаций. В результате полезной совместной деятельности не навязываются и не просто передаются знания, а создаются ситуации, порождающие новые знания. Причем используются все уровни творческой мыслительной деятельности: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический. Такой вид работы целесообразно использовать на 3 ступени обучения, когда старшеклассники многое уже умеют. Им идти в большую жизнь. Навыки такой работы им понадобятся и при дальнейшей учебе, и при профессиональной деятельности.    

Более сложная, требующая напряжения сил работа привлекает к себе людей, особенно молодых. Наверно, трудности могут дать радость, причем более высокого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, требуя от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче в жизни. Он легко может поменять профессию, если того потребует необходимость. Да и в повседневной жизни, на своем рабочем месте он сумеет достичь высокой производительности труда. Ускорение научно-технического прогресса    будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства. От того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Перед нашим государством, воспитателями, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, в школу, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание только тогда, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Анализируя творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения, И.Кант сделал вывод о том, что «творчество лежит в самой основе познания». Практика показывает, что деятельность школьников, хоть и связана непосредственно с познанием, не всегда является творческой.

Всякое творчество начинается с осознания незнания. Но не всякое незнание становится знанием с помощью творчества, так как оно является наивысшим уровнем умственной деятельности. Не случайно Ф.В.Шеллинг, продолжатель учения И.Канта, называл творчество высшей формой человеческой жизнедеятельности.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.  Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. «творить, созидать»). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Творческое взаимодействие осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически точно организованную учителем. Такая последовательность обеспечивает, во-первых, активизацию внимания учащихся с помощью обращения к ним и диалога; во-вторых, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения; в-третьих, зримое, конкретное восприятие учебных положений. Обращение учителя к классу должно соответствовать сложившимся к этому моменту установкам самих учащихся, их потребности в информации.

Проблемно-поисковая форма работы построена по законам мотивационной последовательности и учебного поиска задания и микроструктуры учебного занятия служат развитию чувства языка, повышению качества знаний без приоритетного и зачастую непродуктивного заучиванию правил и развитию творческих способностей..

Возможность открытия, обнаружения какой-то закономерности, возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, его интересами и потребностями. Постановка проблемной задачи, ее анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческом ключе. Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Я считаю, что деятельность и педагога, и родителей заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и отдельные уроки. Но необходимо каждому помнить следующее:

1) Будьте терпеливыми с детьми, не ждите «быстрых» результатов. Они обязательно будут, но не торопите событий.

2) Не забывайте о тактичности и доброжелательности. В оценке творческих работ будьте деликатны.

3) Помните о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на «талантливых» и «неталантливых».

Моя деятельность состоит в том, чтобы создать доброжелательную обстановку для раскованного, свободного, спокойного поведения детей; направить деятельность учащихся в нужное русло, помогая, консультируя, но не навязывая свою волю; поощрять любые находки детей, особенно оригинальные, стимулирующие речевую активность и демонстрирующие тактичное поведение и творческий подход к делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...