Собирательные числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по теме "Собирательные числительные" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiratelnye_chislitelnye.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Собирательные числительные»
Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и
литературы МБОУ «Старицинская СШ»
Цели урока:
предметные:
- формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,
употреблении в речи;
- формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.
метапредметные:
- формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
- коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: исследовательский, эвристический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.
Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).
ІІ. Мобилизующий этап.
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).
- Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.
- Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
Около 2 000 700 000 рублей; 11 классами; 500 избирателями; 8 7/9 площади; 1/2 поля; о 900 слушателях с 70 000 000 человек; 5/6 урожая | около двух миллиардов семисот тысяч рублей одиннадцатью классами пятьюстами избирателями восемь целых и семь девятых площади одна вторая поля о девятистах слушателях с семьюдесятью миллионами человек пять шестых урожая |
- Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
- Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)
- Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).
Задание: прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?
а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
(В них есть количественные числительные)
- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?
(Слушаются ответы).
- Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.
ІІІ. Формулирование темы и целей урока.
- В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?
(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)
- Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)
(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)
- Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)
(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)
- Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)
- Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)
1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
- А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?
(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
ІV. Изучение нового материала.
- Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)
Собирательные числительные | ||||
Образуются | Сочетаются | |||
Два | Двое | Друзей | Котят | Ножниц |
Три | ||||
Четыре | ||||
Пять | ||||
Шесть | ||||
Семь | ||||
Восемь | ||||
Девять | ||||
Десять |
- Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер
- Рассмотрите иллюстрации (слайд 9, 10,11 по гиперссылке). Собирательные числительные сочетаются
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола;
Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!
- с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных;
- с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
- Мы с вами ответили на 2 вопрос плана? А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 3
вопрос плана? (Нужно просклонять числительное) (слайд 12) (Работа у доски и в тетрадях)
И.п. трое сильнейших спортсменов
Р. п. троих сильнейших спортсменов
Д. п. троим сильнейшим спортсменам
В. п. троих сильнейших спортсменов
Т. п. троими сильнейшими спортсменами
П. п. о троих сильнейших спортсменах
- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
-И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность употребления числительных обе-оба?
Давайте посмотрим небольшую ситуацию.
Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).
Учитель (обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик. Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик. Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель. Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик. Почему вдруг женского?
Учитель. Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик. Ясно!
Учитель. Обоим ясно?
Ученики (вместе): Обоим!
Учитель. Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик. Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик. Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик. Какие такие обеи?
2-й ученик. Какие? С цветочками.
Учитель. А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
2-й ученик. Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
- Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 13)
- С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)
Оба и обе склоняются по-разному | |
Мужской и средний род | Женский род |
И.п. оба Р.д. обоих Д.п. обоим В.п. оба Т.п. обоим П.п. (об) обоих | И.п. обе Р.д. обеих Д.п. обеим В.п. обе Т.п. обеим П.п. (об) обеих |
основа обо- (обоих игроков) | основа обе- (обеим командам) |
V. Физминутка.
- Поработали – отдохнем.
Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.
Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.
VІ. Закрепление нового материала.
- Мы познакомились с собирательными числительными. Следуя карте урока, выполним задания.
1) Задание: волшебные квадраты (слайд 14-15)
- За каждым квадратом спрятано слово. Вы должны сказать, с какими из них будут употребляться собирательные числительные и почему? Словосочетания записываются на доске
2) Задание: прочитайте предложения, укажите, в каких допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. (слайд 16-17)
1.Трое подруг приехали в Сочи.
2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.
3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.
-Какая ошибка допущена во 2 предложении? Кто внимательно слушал правило, сможет ответить. (Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)
3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)
1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.
2) Малышка крепко держала куклу______ руками.
3) ______ братьев приняли в спортивную школу.
4) Склоны______оврагов размыты дождями.
5) В_______случаях ответ был неверным.
- Индивидуально у доски упр. 773, с последующей проверкой
VІІ. Самостоятельная работа
- Проверим, чему вы научились сегодня на уроке. Возьмите задания для самостоятельной работы. Проверка. (слайд 20-21)
Тест
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:
а) пятнадцать, три вторых, семеро;
б) двое, три, четверо
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое фигуристок.
4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:
а) на обоих журналах;
б) на обоих катках;
в) обоим подругам.
VІІІ. Рефлексия (слайд 22)
- Ребята, важным было наше сегодняшнее путешествие? Нашли вы сокровища?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).
- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам (слайд 23)
Мне сегодня на уроке было всё понятно.
У меня всё получалось.
Я иногда испытывал затруднения при(в)…….
Я доволен собой
Я не совсем доволен собой
Я совсем не доволен собой
ІX. Домашнее задание:
п. 65 (слайд 24)
- Вспомнить и записать пословицы и поговорки с собирательными числительными
- Упражнение 372.
- Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Собирательные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку в 6 классе "Собирательные числительные" по программеВ.В.Бабайцевой...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Количественные и собирательные числительные"
Работка урока к учбнику Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - М., 2011.Урок дается перед изучением порядковых числительных как урок обобщени...
Тест по теме «Морфологические ошибки в употреблении форм количественных и собирательных числительных»
10 заданий. Для 8-11 кл....
Интернет - урок Собирательные числительные
Цель занятия: Сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные. Создать условия для формирования языковедческой и коммуникативной компетенций. ...
Количественные собирательные числительные. Склонение, употребление.
Презентация к уроку 6 класс (образовательная программа "Школа 2100")...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"
Здесь используется технология опорного конспекта....
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...