Методическая разработка "Как избавиться от неоправданных повторений в письменной речи"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) по теме
данная методическая разработка поможет учителю 5-6 классов научить детей избегать синтаксического однообразия и, как следствие, избавляться от неоправданных повторов. разработка содержит примеры и памятку "В помощь пишущему".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Как избавиться от неоправданных повторений
Методическая разработка
учителя русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
Терёхиной С.В.
Содержание
- Введение_____________________________________________3
- Глава I. Краткий обзор учебной литературы________________4
- Глава II. Работа с текстами ученических сочинений__________5
- Заключение____________________________________________10
- Памятка «В помощь пишущему»__________________________11
- Список литературы______________________________________12
Введение
Все мы хотим говорить грамотно и красиво, но это не всегда получается. Я заметила, что основной ошибкой в детской речи является неоправданный лексический повтор, то есть повторение одного и того же слова в соседних предложениях. В словаре лингвистических терминов указываются причины повторений в речи учащихся: психологическая – тенденция к повторному использованию слова, языковая бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Здесь же содержится замечание, что неоправданный повтор – очень частая и устойчивая ошибка на всех этапах обучения языку.
Действительно, уже в начальной школе мы узнаём, что повторений можно избежать, правильно подобрав синонимы к словам. Однако легко это сделать? И достаточно ли этого способа? Очевидно, нет, иначе проблемы бы не было.
В связи с этим мы решили рассмотреть конкретные случаи повторений с целью выявить их причины и попытаться найти способы их устранения.
В ряде случаев лексические повторы легко устраняются при помощи синонимов. Следует только помнить о том, что синонимы могут быть контекстными. Приведём пример.
Моя любимая и забавная кошка
«Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас она стала привередничать. Недавно она начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: кошка сопротивляется и не хочет слезать». (Продолжение следует)
Итак, кошка – она. А ещё? Муся - кличка, моя питомица или любимица, проказница, злюка, хулиганка. Стоит только поискать контекстные синонимы среди эмоционально окрашенных слов: они и ошибку исправят, и выразительность придадут. Редактируем текст: «Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас моя питомица стала привередничать. Недавно Муся начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: проказница сопротивляется и не хочет слезать».
Но не всегда задача решается так просто. Вот отрывок из работы одного ученика нашего класса:
…Игра началась с выбитого мной страйка и после этого понеслось. Через каждые 3-4 удара я выбивал страйк. В первой игре никто кроме меня не выбил ни одного страйка и только во второй игре у всех все было хорошо...
Задумаемся, почему в трех предложениях три раза повторяется слово «страйк» и слово «игра»? Очевидно, потому, что это специальные слова, принятые в боулинге. Кроме того, они короткие, энергичные, с их помощью автору удаётся создать лаконичный текст, хорошо передающий эмоции рассказчика. Но всё-таки 3 повторения в трёх предложениях - это довольно много и воспринимается читающим как речевой недочёт. Можно ли его исправить? Попробуем подобрать синонимы к слову игра – тур, партия. Довольно легко. А к слову «страйк»? В словарях даются синонимы «бросок», «удар», но они не имеют нужного значения - «сбитые с одного удара все кегли». В этом случае можно подобрать слова и словосочетания, отражающие суть ситуации – блестящий удар, удача, победа, отличный результат. Попробуем с их помощью отредактировать текст. Простой подстановкой синонимов это сделать не удалось. Тест только пострадал: стал вялым, скучным, исчез эмоциональный накал, заключающийся в стремлении автора передать торжество удачливого и ловкого игрока. А если так: «…Игра началась с выбитого мной страйка, и после этого понеслось. Каждые 3-4 удара приносили мне новую удачу. В первой партии никому, кроме меня, не удалось достичь такого результата, и только во втором туре у всех все было хорошо...» Гораздо лучше. Вывод: нельзя заменять повторяющиеся слова синонимами механически: новые слова требуют нового словесного окружения, значит надо изменять всё предложение или его часть.
Это одна трудность, с которой можно научиться справляться, если обогащать не только словарный запас, но и синтаксический строй речи – владение разными видами предложений. Нашими надёжными помощниками могут стать безличные предложения (предложения без подлежащего), восклицательные предложения и предложения с однородными членами (перечислением).
Рассмотрим примеры.
В следующем отрывке из сочинения о любимой игрушке повторяется глагол «есть»: «У меня есть любимая игрушка – овечка. Она плюшевая и очень мягкая. У неё есть бант на шее». Заменим последнее предложение восклицательным: «А какой бант у неё на шее!» Повтора нет!
Мы заметили, что в работах, где повествование строится от первого лица, чаще всего повторяется подлежащее: я, мы, мама, папа и т. д. Действительно, какие синонимы можно подобрать к этим словам?
Попытка отредактировать такие сочинения показала, что можно попытаться опустить повторяющееся подлежащее, заменить два предложения одним с однородными сказуемыми, поменять местами подлежащее и дополнение (то есть субъект и объект), использовать безличное предложение.
Обратимся к сочинению ученика.
Мальчик рассказывает о том, как он разыскивал потерянную в гостях любимую машинку: « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг я увидел, что с ней играет кошка. Я подкрался к ней и хотел забрать машинку. Но кошка набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой я взял машинку и уполз».
Пробуем опустить «я». « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг увидел, что с ней играет кошка. Подкрался, хотел забрать машинку. Но кошка набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой взял машинку и уполз». Получилось неплохо.
Замену подлежащего дополнением покажем на другом примере. «Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины». – «По дороге нам встречались /попадались/ радовали глаз разные деревья». Я бы добавила эпитет «экзотические» или «необыкновенные».
Ещё один враг всех детских сочинений – это глагол «быть» в прошедшем времени. От него часто не знают, как избавиться, даже взрослые. Однако способы есть. Прежде всего, нужно попробовать заменить прошедшее время настоящим. Если это невозможно, прибегнуть к неполному предложению, опустив «быть» и поставив на его месте тире, или же использовать подходящие по смыслу синонимы (глагол «быть» может использоваться в самых разных значениях, но чаще мы употребляем его в значениях «произойти», «являться», «иметься»). Если такая замена лишает текст выразительности, стоит поискать другие варианты предложений.
Мне очень понравилось сочинение одноклассницы о любимой детской игрушке. Я даже не сразу заметила, что в нём 6 раз, то есть почти в каждом предложении, повторяется глагол «быть»: «У меня было очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была. Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Она была ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась. Я помню, мне было где-то лет пять. Мы с мамой пошли в поликлинику, и Марганцовка была со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Помню, врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе. Я её совсем недавно нашла, поцеловала в нос и подумала, что совсем ещё не выросла из мягких игрушек в кровати».
Попробуем отредактировать текст. Изменить время полностью не получается, так как в сочинении сопоставляются прошлое и настоящее. Значит, надо в каждом конкретном случае применять разные способы.
И вот что удивительно: в первых трёх предложениях нам ничего исправить не удалось. При любой замене текст терял свою динамичность, простоту, становился искусственным. Пришлось признать, что здесь повтор оправдан, так как наиболее соответствует стилю автора: «Вспоминаю своё очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была».
Дальше оказалось проще. В третьем предложении второго абзаца опускаем слова «она была», получаем: «Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась». Следующие два предложения соединяем в одно, а также используем пропуск глагола: «Я помню, где-то лет в пять я пошла с мамой в поликлинику, и Марганцовка - со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе». Итак, нам удалось избавиться от навязчивого глагола в трёх случаях из шести.
Подобные операции мы проделали с повторяющимися словами «потом» и «когда» и убедились, что от повторов можно избавиться примерно в 8 случаях из десяти, но это достаточно кропотливая и тонкая работа.
Естественный, обычный язык стремится к экономному, лаконичному выражению мысли и избегает повторов, если в этом нет нужды. Давняя традиция, идущая от античных риторик – учений о красноречии - учит избегать повторения слов, стремиться к лексическому разнообразию. Нахождению способов решения этой задачи и посвящена наша работа.
Проанализировав случаи повторений в сочинениях учащихся и поработав над их устранением, мы пришли к выводам, что это не всегда удаётся сделать легко и без потерь смысла или выразительности. Это говорит о том, что лексический повтор – наиболее простая и ясная связь между предложениями. Не случайно она широко используется в научной и деловой литературе. Писатели порой намеренно прибегают к повторам как к яркому стилистическому приёму. Следует помнить, что повторы свойственны и эмоционально окрашенной речи. Но всё-таки в большинстве случаев в речи моих сверстников повторяемость одних и тех же слов обусловлена неумением найти им замену. Проделанная работа помогла нам выделить несколько приёмов «борьбы» с этим явлением:
- Подобрать контекстные синонимы к нужным словам.
- При необходимости изменить словесное окружение – контекст.
- Опустить повторяющееся подлежащее, если нужно, объединив предложения.
- Поменять местами подлежащее и дополнение и подобрать новое сказуемое к новому подлежащему. Не лишними будут и эпитеты!
- Не забывать про безличные и восклицательные предложения!
- Заменить прошедшее время настоящим.
- Во второй части сложных предложений пропустить повторяющееся
Памятка «В помощь пишущему»
Ты написал сочинение, но никак не удаётся избавиться от неоправданных повторов? Не расстраивайся, попробуй воспользоваться нашими советами!
Было | Твои действия | Стало |
Этим летом я был(а) на море. Там было очень красиво. Каждый день я был(а) на пляже. Рядом с ним было кафе… | Не знаешь, что делать с «был» - «было»? Пиши в настоящем времени! Не смущайся, тебя поймут! | Я отдыхаю на море. Вокруг очень красиво. Каждый день я хожу на пляж. Рядом с ним - кафе… |
На день рождения мне подарили хомячка. Хомячок был белый с коричневыми полосами, у него были коротенькие лапки и крохотный черненький носик. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как он неторопливо передвигается на своих лапках… | Экспериментируй! Опускай, объединяй, заменяй! Ищи контекстные синонимы! | На день рождения мне подарили хомячка - белого с коричневыми полосами, коротенькими лапками и крохотным черненьким носиком. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как Хома неторопливо передвигается на своих маленьких ножках… |
В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие утки очень красивы. У них были утята. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились на пруд… | А может быть, достаточно одной синонимической замены? | В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие птицы очень красивы. У них были птенцы. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились искупаться… |
Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины. | Опять это «мы»? Замени подлежащее дополнением и подбери новое сказуемое. А может быть, добавить эпитет? | Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге нам встречались разные экзотические деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины. |
Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды этих водопадов спадают вниз, на камни. От водопадов исходит прохлада. Некоторые брызги падают на камни и людей… | Воды водопадов?! А давай заменим повторяющееся слово описательным оборотом (словосочетанием)! Поищем синонимы и к другим повторам! | Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды, струящиеся с высоты, падают на камни. От их потоков исходит прохлада. Некоторые брызги попадают на скалы и людей… |
Вот видишь, сразу стало лучше! Повторения есть? Повторений нет!
Конечно, это далеко не все, что ты можешь сделать со своим сочинением. Добавь эпитеты и придерживайся рекомендаций по избеганию повторений, и у тебя все получится! ☺ ☺ ☺
Список использованной литературы
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. – М., Ювента, 2007
- Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2012
- Связь предложений//Солганик Г.Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся старших классов. М. Просвещение, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"
В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-210969-1362244679.jpg)
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Выступление на методическом объединении "Письменная речь. Дисграфия. Некоторые упражнения по коррекции письменной речи"
Псьменная речь. Дисграфия. некоторые упражнения по коррекцииписьменной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-268476-1606140339.jpg)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-1375898-1641652513.jpg)
ОЗВУЧЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: СПОСОБЫ «ПЕРЕВОДА» ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСТНУЮ
Статья посвящена озвученной письменной речи, имеющей предварительную письменную подготовленность. В работе рассматриваются способы и приемы перевода письменной речи в устную. По мнению автора, устное ...
Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников
Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...