Нужны ли нам местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель: поиск, обобщение и систематизация знаний по теме, развитие УУД, знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретно-предметной творческой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhny_li_nam_mestoimeniya.doc | 947 КБ |
Предварительный просмотр:
Кожухова Галина Николаевна
Управление образования
Муниципального образования «Холмский городской округ»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г.Холмска
Конспект №5
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Нужны ли нам местоимения?»
Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г. Холмска.
2012
Урок русского языка, 6 класс
Тема: Нужны ли нам местоимения?
Тип: Урок-исследование (урок поиска новых знаний и их целевого применения).
Вид: практическая творческая работа на основе методов и приемов PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher).
Цель: поиск, обобщение и систематизация предметных знаний по теме, развитие УУД, знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретной предметной творческой деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с определением «местоимение как часть речи», усвоить, что одно и то же местоимение может указывать на разные предметы, признаки и количества и только в речи получает конкретное содержание, познакомиться с разрядами местоимений.
- продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
- познакомить с методами PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher).
2. Воспитательные:
- обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных понятий: патриотизм,
гуманизм, товарищество, правила и законы взаимодействия и сотрудничества.
3. Развивающие
- продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности,
- совершенствовать умения анализировать, обобщать информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher);
- строить продуктивное взаимодействие;
- устанавливать связь между целью, мотивом и результатом деятельности.
- развивать умение строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторов, грамотно использовать местоимения в речи.
Материал: презентация; дидактическое пособие «Буклет» (требования к оформлению и содержанию буклета), модели буклетов, учебник.
Методы и приемы:
- Информационно-иллюстративные, репродуктивные – иллюстрации для объяснения, повторения материала; наглядный материал для запоминания алгоритма, законов и правил, визуализации гипотез; методы и приемы PR-технологии (буклеты, работа в Программе Publisher, презентация буклета).
- Информационно-коммуникативные, интерактивные – диалог, беседа, общегрупповая дискуссия, работа в группах (парная).
- Проблемно-поисковые, творческие, практические - поиск информации, ее анализ, конкретизация, обобщение, выдвижение гипотез, работа на основе заданного алгоритма, системно-деятельностного подхода.
- Самоанализ, самооценка, рефлексия.
Ход урока:
Этап 1. Учебная мотивация через создание проблемной ситуации (слайд №1)
Левый столбик закрыт, зачитываются предложения правого столбика.
Андрей Платонов – известный писатель. | Он создал замечательные произведения для детей и взрослых. |
В его книгах – чудесные герои. | Такие герои навсегда остаются в сердцах. |
Сказку-быль «неизвестный цветок» я прочитала три раза. | Столько раз можно с удовольствием перечитывать многие книги писателя. |
- Прочитайте предложения правого столбика. Понятно ли, о ком идёт речь? О каких героях? Сколько раз перечитывать?
Открываем предложения левого столбика, зачитываем получившийся текст (слайд №2)
- Со слов какой части речи начинаются предложения правого столбика?
Какую функцию выполняют местоимения? (указывают на предмет, признак, количества, но не называют их).
Тема урока: «Местоимение как часть речи. Нужны ли нам местоимения?» (слайд №3, 4)
Я предлагаю вам стать сегодня исследователями и постараться ответить на вопрос: «нужны ли нам местоимения?» Сегодня мы будем работать в технике создания буклета (метод PR-технологии), для этого раздаю модели буклетов (заготовки, приложение №1).
Этап 2. Знакомство с технологией выполнения буклета (слайд №5)
Объясняю технику оформления и алгоритм работы.
Поясняю, что буклет – печатное издание, сложенное ширмочкой.
Буклет состоит из шести полос. На слайде – модель буклета.
1 полоса – тема буклета (возможен эпиграф, рисунок)
2 полоса – основная информация по теме (законы, правила)
3,4 полосы – дополнительная информация по теме ( возможны рисунки, схемы, таблицы, модели)
5 полоса: Обобщённая информация (выводы)
6 полоса: автор, издательство, школа, год.
Чтобы процесс заполнения буклета был более продуктивным, сделаны заготовки.
Этап 3. Приступаем к пошаговому заполнению буклета.
- Актуализация знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
- Что такое местоимение?
- Каково общее грамматическое значение местоимения?
- На что указывает местоимение в первом предложении? Во втором? В третьем?
2. Заполняем первую таблицу полосы №2 буклета (основная информация) – что такое местоимение? (первый шаг заполнения буклета)
(Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количества, но не называет их) (слайд №6)
3. Заполняем вторую таблицу на полосе №2 буклета.
- Какую функцию выполняет местоимение? (заменяет существительное, прилагательное, числительное).
- Что происходит с речью? (становится выразительнее, лаконичнее…)
- Можно местоимение назвать дублёром других частей речи? Каких? Назовите эти слова.
Второй шаг заполнения буклета (слайд №7)
Существительное (предмет) | Прилагательное (признак предмета) | Числительное (количество) |
Он (писатель) | Такие (чудесные) | Столько (три) |
4.Заполняем третью таблицу на второй полосе буклета. Переходим к третьему шагу нашего исследования.
- Местоимение – изменяемая часть речи? Почему?
- Как изменяется местоимение?
- Докажите, просклоняв местоимения.
И. | Он | Такие | столько |
Р. | Его | Таких | Стольких |
Д. | Ему | Таким | Стольким |
В. | Его | Такие | Столько |
ТВ. | Им | Такими | Столькими |
П. | О нём | О таких | О стольких |
Вывод: все местоимения изменяются по падежам. Изменение по числам и по родам – на следующих уроках.
Мы заполнили вторую полосу буклета.
5.Работаем с третьей полосой буклета. (четвёртый шаг заполнения буклета)
Задание:
На третьей полосе буклета – текст. Если местоимение – дублёр существительного, прилагательного, числительного, то и в предложении выполняет определённую синтаксическую роль. Выпишите из текста местоимения с теми словами, к которым они относятся, определите, каким членом предложения является местоимение (слайд №8)
Синтаксическая роль местоимений Создал (кто?) он (подлежащее) В книгах (чьих?) его (определение) Герои (какие?) такие (определение) Можно перечитывать (как часто?) столько раз (обстоятельство) |
6.Работаем с четвёртой полосой буклета. (пятый шаг заполнения буклета)
- Задание:
Чтобы заполнить четвёртую полосу буклета, работаем с учебником, стр. 165 (учебник под редакцией Ладыженской). Верхний абзац страницы даёт представление о том, какими могут быть местоимения по значению и грамматическим особенностям, т.е. каковы разряды местоимений.
Заполните таблицу на четвёртой полосе буклета примерами из учебника.
- Работа в парах. Раздаю текст.
- Прочитайте. Обсудите с партнёром по парте, выпишите из текста местоимения, распределите по графам таблицы (слайд №9)
Он, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая. Сам цветок этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть…
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Вблизи никаких цветов не было, но ветер шёл с пустыря и доносил оттуда какой-то тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Она увидела у камня маленький цветок. Даша села на землю возле цветка и спросила его:
- Кто ты? Отчего ты такой?..
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.
7. Заполнение пятой полосы буклета (шестой шаг).
- Итак, работа с буклетом практически закончена. Осталось заполнить пятую полосу. В конце изучения каждой части речи мы знакомимся с порядком выполнения морфологического разбора. Мы к нему готовы уже сегодня. Обобщаем всё сказанное, записанное, заполняем пятую полосу буклета.
Морфологический разбор местоимения |
1. Часть речи. Общее грамматическое значение. |
|
|
Буклет практически заполнен. Мы можем сказать, нужны ли нам местоимения. (ответы детей)
- Запишите ваши ответы на пятой полосе буклета.
Этап 4. Подведение итогов (слайд №10)
- Вы слышали фразу «Дорогу осилит идущий».
Что подразумевается под дорогой?
Ответы детей (дорога – это путь к истине, цели, достижениям, знаниям и т.д.)
- Что скрыто за каждым словом? Какие ассоциации возникают со словами «дорога», «осилит», «идущий»?
- Существует много путей: «Сделай сам», «Сделай, как я», «Сделаю за тебя»(Слайд №11)
Какой из этих вариантов близок к фразе «Дорогу осилит идущий»
Каким путём мы пошли сегодня с вами?
Что мы для этого использовали? (умение анализировать, сравнивать, предполагать, обобщать, делать выводы).
Что помогло обобщить информацию? (создание буклета)
Заполните шестую страницу буклета: автор буклета...
Домашнее задание разноуровневое:
1 уровень: пар.68, Упр. 332.
1 уровень: пар.68 – сравнить материал параграфа с материалом буклета. Найти различия. Упр. 332.
3 уровень: пар.68 – сравнить материал параграфа с материалом буклета. Найти различия. Упр. 332. Выполнить буклет в программе Publisher.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это нужно не мертвым, это нужно живым!
Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....
“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Богатова Т.М. , директор МОУ СОШ с. Николаевка
Данная статья рассказывает об организации работы по патриотическому воспитанию в МОУ СОШ с. Николаевка....
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Нужны ли нам местоимения?
конспект урока...
Нужны ли нам местоимения
презентация к уроку "Нужны ли нам местоимения?"...