Конспект урока русского языка в 5 классе." Путешествие в страну по имени Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.puteshestvie_v_stranu_po_imeni_glagol.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Путешествие в страну по имени Глагол
ФИО учителя: Неволина Елена Александровна
Тема урока: Путешествие в страну по имени Глагол
Форма проведения урока: деловая игра
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Технология: игровая
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель:
Построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии курса.
Задачи урока:
предметные
- повторить и закрепить знания о глаголе как части речи;
- формировать стойкий познавательный интерес к предмету
рефлексивные
- формировать умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения;
- формировать способность к волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии, личностному самоопределению
коммуникативные
- развивать письменную и устную речь
воспитательные
- формировать культуру речи;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку
Оборудование: музыкальное сопровождение, карта путешествия, распечатанные листы с заданиями для команд.
Ход урока
I. Организационный (мотивационный) этап.
Слово учителя: Представьте себе, что мы путешественники в страну по имени Глагол. Просторы её огромны, жители очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Много в этой стране тайн и загадок.
II. Ориентационно-целевой этап.
Слово учителя:
Что же делать нам, друзья,
Что же сделать?
Так нам жить уже нельзя,
Не познав глаголов.
Тайны нужно их раскрыть,
Всё узнать и изучить-
Вот задача!
И поэтому, друзья,
В путь отправиться пора,
Пусть нас ждёт удача.
III. Содержательно-операционный этап.
Слово учителя:
Создаём 3 команды путешественников. Название своих команд соберите из разрезанных букв, выбираем капитанов.
(Весь класс разбивается на 3 команды по рядам «Словарики», «Звукарики», «Букварики»; выбираются капитаны команд).
Слово учителя:
Во время нашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:
Используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь.
Внимательно слушай учителя и товарища.
Будь доброжелателен.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
Команды к путешествию готовы. В добрый путь!
Перед нами разминочное испытание «Остров смекалки»
Задание 1:
Прочитайте фразу.Она составленаиз букв разных алфавитов. Нужно отобрать лишь русские буквы.Объясните правописание глаголов.
QWYУNЧLИZТЬVCЯZSВQСNЕhГДGАLSVПVРDИGZГОJДSИYRТYСIЯ
Команда, которая выполняет это задание первой, получает 1 балл. За объяснение правописания глаголов в этой фразе команда получает дополнительный балл.
Подведение итогов 1задания.
Продолжаем путешествие. На нашем пути препятствие – шлагбаум.
Задание 2:
Отгадайте, какой глагол можно написать на шлагбауме, если это слово, в котором
100Й-……………………….
Назовите слово, в котором
100НЕТ-…………………...
Команда, которая выполняет правильно это задание первой, получает 2 балла
Подведение итогов 2 задания.
Итак, перед нами таинственная страна. Мы приближаемся к Долине Пёстрых Глаголов. Глагол - необыкновенная часть речи, обладающая большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий. По характеру деятельности различают глаголы речи (спрашивать, говорить, объяснять…), глаголы чувств(радоваться, смеяться, плакать, горевать…) глаголы цвета, звучания и т.д. В лежащей перед нами долине и собирались эти глаголы.
Задание 3:
В данном тексте А. Мельникова – Печерского,описывающего лесные голоса, подчеркните все глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики и кобылки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит чёрная желна, стучат по деревьям чёрные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизгивают иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки…И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью.
Укажите количество подчёркнутых глаголов_________________________
За каждый подчёркнутый глагол команда получает 1 балл; команда, которая правильно выполняет задание первой, получает дополнительный 1 балл.
Подведение итогов 3 задания
Продолжаем путешествие.Мы перешли в новую область страны Глагол - Область Спряжения. В ней 2 района, в которых кипит работа. Жители так увлеклись ею, что забыли, в каком из районов они проживали раньше. Помогите им вернуться домой.
Задание 4
Распределите глаголы по районам, составив словосочетания
Где и что делают?
Район 1 спряжения | Район 2 спряжения |
Ногами….,ушами…,глазами…,косой…,карандашом…,пером…,пилой…,краской…,топором…,трактором…,сеялкой…,молотком….,ножом…,ложкой….
Слова для справки:
слушают,ходят, рисуют, глядят, пишут, косят, колют, пилят, пашут, красят, сеют, едят,
забивают,режут.
За каждый правильно распределённый глагол команда получает 1 балл; команда, которая правильно выполняет задание первой, получает дополнительный 1 балл.
Подведение итогов 4 задания
Физминутка
(Руки впереди на уровне грудной клетки)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Свободно потряхивают кистями рук)
Ах, как весело играть!
(Лёгкие хлопки ладонями)
Руки вверх подними,
(Поднимают руки, делая глубокие вдох, выдох)
На пальчики посмотри,
(Поднимают голову, прогибая спину)
Шире руки разведи,
(Разводят руки в сторону, делают глубокий вдох)
А потом их опусти.
(Опускают руки, делают выдох)
После Области Спряжения мы попадаем в Коварное Ущелье. Чтобы выбраться из него, нам надо выполнить 5 задание.
Задание 5
Впишите окончания глаголов, объясните значение пословиц.
Кто се..т да ве..т, тот не обедне..т.
Кто труд люб..т,тот долго спать не буд..т.
Труд человека корм..т,лень-порт..т.
За каждый правильно написанный глагол команда получает 1 балл; за правильное объяснение каждой пословицы команда получает 1 балл; команда, которая правильно выполняет задание первой, получает дополнительный 1 балл.
Подведение итогов 5 задания
Мы покидаем Коварное Ущелье и поднимаемся на вершины 2 холмов. Один из них Совершенный, другой –Несовершенный.
Задание 6
Перед вами глаголы-жители одного из холмов. Какого?(1 балл) Докажите, что это так. (1 балл) Что надо сделать, чтобы переселить их на другой холм? Создайте видовые пары. За каждую видовую пару вы получаете 1 балл.
Собирать, облегчать,углублять,упрощать,класть,звонить,создавать, повторять, двигать.
Подведение итогов 6 задания
Путешествие по стране Глагола завершим в области орфографических озёр ТСЯ и ТЬСЯ. В каком из них можно купаться?
Вспомним правило:
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
Задание 7
Конкурс капитанов
Правильно запишите пословицы, вставив пропущенные буквы, где это необходимо:
Кто умеет трудит…ся, тот труда не боит…ся.
Дело мастера боит…ся.
По труду и честь воздаёт…ся.
Надо трудит..ся, не надо ленит…ся.
Человек по труду узнаёт…ся.
Подведение итогов 7 задания
IV. Оценочный этап.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
V.Самодиагностика, рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов
- Что тебе не понравилось во время игры?
- Что тебе понравилось во время игры?
- Что помогло победить в игре?
- Чему ты научился во время игры?
VI. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Задание А: повторить морфологические признаки и правила правописания глаголов
Задание Б: выполнить упражнение 677 в учебнике по тренировке орфографического навыка
Задание. В: написать сочинение-миниатюру «Жизнь замечательного человека» по плану:
1.Как я был маленьким.
2.Я сейчас: что хорошего и плохого.
3.Я мечтаю: что будет потом.
В сочинении подчеркнуть глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Использованная литература:
1.Т.А.Ладыженская и др. Русский язык . 5 класс.М.:Просвещение,2013
2.Т.П.Лозинская. Русский язык-это интересно! М.:Московский лицей,2000
3.Т.Г.Рик. Игры на уроках русского языка.5класс.М.:ВАКО,2014
4.Т.Н.Трунцева.Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка.
М.:ВАКО,2015.
Приложение
Раздаточные карточки заданий
1.Разминочное испытание «Остров смекалки»
Прочитайте фразу. Она составлена из букв разных алфавитов. Нужно отобрать лишь русские буквы! Объясните правописание глаголов.
QWYУNЧLИZТЬVCЯZSВQСNЕhГДGАLSVПVРDИGZГОJДSИYRТYСIЯ
Запишите полученную фразу____________________________________________
Задание 2:
Отгадайте, какой глагол можно написать на шлагбауме, если это слово, в котором
100Й-……………………….
Назовите слово, в котором
100НЕТ-…………………...
Задание 3:
В данном тексте А. Мельникова – Печерского, описывающего лесные голоса, подчеркните все глаголы.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики и кобылки, воркуют серо-сизые с зелёной шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит чёрная желна, стучат по деревьям чёрные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются либо кошкой взвизгивают иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки…И все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью.
Укажите количество подчёркнутых глаголов_________________________
Задание 4
Распределите глаголы по районам, составив словосочетания
Где и что делают?
Район 1 спряжения | Район 2 спряжения |
Ногами….,ушами…,глазами…,косой…,карандашом…,пером…,пилой…,
краской…,топором…,трактором…,сеялкой…,молотком….,ножом…,
ложкой….
Слова для справки:
слушают, ходят, рисуют, глядят, пишут, косят, колют, пилят, пашут, красят, сеют, едят, забивают, режут.
Задание 5
Впишите окончания глаголов, объясните значение пословиц.
Кто се..т да ве..т, тот не обедне..т.
Кто труд люб..т, тот долго спать не буд..т.
Труд человека корм..т, лень - порт..т.
Задание 6
Вид глагола | Глагол | Видовая пара |
собирать | ||
облегчать | ||
углублять | ||
упрощать | ||
класть | ||
звонить | ||
создавать | ||
повторять | ||
двигать |
Задание 7
Конкурс капитанов
Правильно запишите пословицы, вставив пропущенные буквы, где это необходимо:
Кто умеет трудит…ся, тот труда не боит…ся.
Дело мастера боит…ся.
По труду и честь воздаёт…ся.
Надо трудит..ся, не надо ленит…ся.
Человек по труду узнаёт…ся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка по английскому языку для 5-8 классов "Путешествие по англоязычным странам"
план кружка с целями, тематическим планированием, методическим обеспечением, ожидаемыми результатами. Также к этому кружку необходимо приготовить несколько презентация по странам, традициям и обычаям ...
Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".
Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....
Презентация и урок английского языка во 2 классе "Путешествие в Волшебную страну"
Повторение числительных, названий животных. Вводится понятие модальный глагол. Знакомство с глаголом can, отработка в речи учащихся глагола can/...
Презентация к уроку русского языка по теме "Путешествие в страну Глаголия"
Презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну Глаголия" в 5 классе. Урок повторения и обобщения изученного....
Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»
На уроке использована технология критического мышления....
Открытый урок по русскому языку на тему: Путешествие в страну Глаголия
Открытый урок по русскому языку на тему: "Путешествие в страну Глаголия"...