Квалификация ошибок
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее распространенных обычно относят:
- пропуски букв, например: ... весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
- перестановки букв, например: ... новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
- замены одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
- добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже).
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… |
13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ, ОДНОТИПНЫЕ И НЕГРУБЫЕ ОШИБКИ
На оценку сочинения распространяются положения о повторяющихся, однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); 6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ С1 Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет); 2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит...); 3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие); 4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя); 5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут); Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов. Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых: 1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ... нужны смелость, знания, честность); 2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»); 3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста; 4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве. Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки (К10). Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность. К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»); 2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены); 3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета); 4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
КОГДА ОШИБКА НЕ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ. Правила, которые не включены в школьную программу Важными задачами остаются определение объема норм по правописанию, который обязан усвоить выпускник средней школы, установление требований к оценке грамотности выпускника средней школы и абитуриента, а также уточнение нормы оценки письменных текстов, выходящих из-под их пера. Предлагаем перечень трудных случаев написания и расстановки знаков препинания (т.е. орфографии и пунктуации), в которых ошибка в письменной работе должна отмечаться, но не должна влиять на оценку. ОРФОГРАФИЯ. Буквенная передача звукового состава слов - Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). - Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить, (пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить. - Н / нн в кратких отглагольных прилагательных / причастиях (взволнованна / взволнована этим событием). Прописная / строчная буквы - В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. - При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). - Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). Слитное / дефисное / раздельное написание - Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). - Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). - Слитное / дефисное написание: перекати-поле, гуляй-город ПУНКТУАЦИЯ - Тире в неполном предложении. - Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и т.п.) как вводных и не вводных. - Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным. - Запятые при ограничительно-выделительных оборотах. - Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми. - Сочетание знаков и комбинация знаков. - Использование тире, двоеточия и точки с запятой в союзном предложении. - Замена двоеточия на тире в бессоюзном предложении. Перечисленные выше случаи не должны влиять на оценку (С.М. Кузьмина. Когда ошибка не должна влиять на оценку. Из выступления на Марафоне-2003.- газета «Первое сентября», приложение «Русский язык» (электронная версия) |
АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio доказательство). Вид речевого сообщения по способу выражения мыслей, который вызывается необходимостью определить позицию говорящего или пишущего. Средствами аргументации являются суждение или совокупность суждений, приведенные в подтверждение истинности позиции отправителя речи.
В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы – примеры.
В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/26/picture-8231.jpg)
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Лист учёта ошибок
Лист учёта ошибок для подготовки к ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/27/picture-12873.jpg)
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-22944-1349592186.jpg)
Презентация книги "10 глупейших ошибок, которые совершают люди"
Данная презентация содержит материал по книге Артура Фримана и РоузДевульфа"10 глупейших ошибок, которые совершают люди"....
Опыт классификации ошибок учащихся в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ
Детальная классификация ошибок и работа по их предолению ведет к хорошим результатам экзаменов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР» (программа повышения квалификации учителей физической культуры)
Рабочая программа дополнительного профессионального образования «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА» С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ТРЕНЕР»...