Орфографические и орфоэпические "запоминайки"
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Орфографические и орфоэпические "запоминайки" (мнемонические приемы для развития орфографической зоркости и орфоэпической грамотности в средних классах) размещаются по просьбе курсантов "Фоксворда". Это небольшое собрание стихотворных формул и рифмовок, которыми щедро делятся учителя-практики в своих материалах. Возможно, кто-то уже широко использует их в своей работе, а для кого-то размещённые мной файлы - хорошая возможность пополнить свою копилку. Интерес к орфографическим стихам понятен. Мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Последняя статья - из опыта работы в 5 классе, к сожалению, имя автора не сохранила, но очень ему благодарна, время отвремени дополняю аналогичным материалом, которым пользуюсь сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
орфографические стихи | 129.5 КБ |
орфоэпические стихи и рифмовки | 24.82 КБ |
из опыта работы в 5 классе | 104.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка орфографических стихов и упражнений.
Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных
Посмотри скорей, друж..к:
С неба падает снеж..к.
С белой крыш..й и крыльц..м
Дом нам кажется дворц..м.
А теперь, дружок, внимание:
В суффиксах и окончаниях
На краешке слова, в самом конце
После шипящих и после Ц
Под ударением пишется О,
Е – безударная, только всего.
А теперь потренируйся:
Идет по клеверу быч..к.
Его боч..к как кабач..к,
Как барабан
Его живот.
Он клевер целый день жуёт. (Л.Мезинов)
Дедушка Еж..к,
Не ходи на береж..к.
Там растаял снеж..к,
Заливает луж..к.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Правописание -И-Ы- после Ц
Цыган на цыпочках
И цыкает так громко,
Цыплёнок – в обморок,
Проблемы у цыплёнка:
- Зачем я, бедный, в исключения попал?
Цыган ужасный насмерть напугал.
А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
Веселье, радость, смех и суета.
На мотоцИклах цИркачи лихие
Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
На цИферблате стрелки ловко пляшут,
ЦИстерна с квасом выпита давно.
ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
ЦИклоп и цИник побрели в кино.
А где же Ы?
Взгляни на кончик слова:
КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
-Теперь ты понял, - спрашиваю снова, -
Где после Ц ты пишешь И, где Ы?
Правописание приставок
Всегда одинаково пишутся,
Хотя все по-разному слышатся,
Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
Учил их весь день и до ночи я.
ДОбежать и НАДписать,
ОБрубить и ОТдохнуть….
Надо правильно писать.
Ты про это не забудь.
Приставки на З и приставка -С-
З- приставки не бывает.
Это каждый твёрдо знает.
Но в словах З всё же есть:
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные впрочем играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.
Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: “Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковкавроде.”
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
стихотворение М.Червинского.
Он выражается “красиво”;
Но нелегко его понять,
Пред ним стоит альтернатива
Там, где выбор мог стоять.
Где нужно слово, там тирада
Рождается в его уме.
И там, где вывод сделать надо, там он выводит резюме.
Где речь о бодрости идёт, там он толкует о мажоре.
То, что все знают наперед,
Он знает только априори..
Как тиной слов, любую фразу
Он обволакивает сразу.
Зачем же искажает он
Словарь. .простите, лексикон?
Суффиксы разные бывают.
К примеру, -ек- и –ик- ласкают,
Тель- в профессиях встречается,
А с –яй- пренебреженье выражается.
Нам эти суффиксы даны, чтоб в речи было больше слов.
Писать их верно мы должны.
Закон грамматики таков!! Когда-то, ребята,
Во времечко оно
ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ
Имело шпиона.
Здесь его инструкции.
В них – шпионьи функции
Вот они, спешите ВИДЕТЬ:
От связного не ЗАВИСЕТЬ,
Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,
Побольнее их ОБИДЕТЬ.
Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,
Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,
Через щёлочку под дверью
За врагом своим СМОТРЕТЬ
По шоссе машину ГНАТЬ
И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,
Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ,
Совершенно не ДЫШАТЬ
Правописание согласных в корне
Ре..кий ветер и моро..,
Даже ду.. в лесу замёр.. .
Здесь опять нужна сноровка.
Действуй верно, действуй ловко.
Сомневаешься? Не трусь.
За согласной встанет пусть
Гласный. Сразу мы услышим
Чёткий звук. Готово? Пишем!
А теперь потренируйся:
Я со всеми нынче гру..,
Очень сильно ноет зу.. .
Я не ем ни хле.., ни су..,
Потому что ноет зу. .
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
Вдруг поможет шокола..?
Я бы был бы очень ра.. .
Или сла кая вода?
О как больно, вот беда!
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.
Непроизносимые согласные в корне слова
А вот это просто прятки.
Звук то есть, то нет. Загадки.
Подбирай такое слово,
Чтобы звук явился снова,
Никуда не потерялся,
А на месте бы остался.
Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…
Ну и где ты, звук-проказник?
А теперь потренируйся:
Извес(?)ный волшебник, учёный и маг
Об опытах внукам рассказывал так:
Берёте, к примеру, сухой виноград.
Он вкус(?)ный и сладкий, все так говорят.
В окрес(?)ных садах, подсказать вам хочу,
Нарвите вы яблок, ещё алычу,
Да мес(?)ные груши, пожалуй, пойдут.
Вам наши соседи бесплатно дадут.
Порежьте, варите. Опас(?)но! Огонь!
Кастрюлю руками на печке не тронь!
Умес(?)но добавить ещё сахарку.
Хотите, подлейте чуть-чуть кипятку.
-Прелес(?)но! – волшебник погладил живот.
-Чудес(?)ный у нас получился компот!
Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова
Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ
Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет –
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.
Кто командует корнями?
- От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
- Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)
На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
-ЛАГ- (-ЛОЖ-)
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
-СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ
Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.
БЕЗ УДАРЕНИЯ | ПОД УДАРЕНИЕМ | ИСКЛЮЧЕНИЯ: |
-ГОР- | -ГАР- | УТВАРЬ |
-КЛОН- | -КЛАН- | ЗОРЕВАТЬ |
-ТВОР- | -ТВАР- | ЗОРЯНКА |
-ЗАР- | -ЗОР- | ПЛОВЕЦ |
-ПЛАВ- | -ПЛОВ- | ПЛОВЧИХА |
Чередующиеся гласные в корне слова
Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:
- -бер-бир-;
- -пер-пир-;
- -дер-дир-;
- -тер-тир-;
- -мер-мир-;
- -стел-стил-;
- -блест-блист-;
- жег-жиг-.
Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.
Командует смысл
- -РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
- -РАВН- (одинаковое: равны по весу)
- -МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
- -МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)
А теперь потренируйся:
Плот накл..нился, и Элли закричала от страха, но Железный дровосек и Страшила поспешили вск..чить на другой край, и р..вновесие восстановилось. Железный дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная р..внина. Путники надеялись встретить во дворце Гудвина г..рячий приём. Р..внодушие волшебника пугало их. На горизонте бл..снула з..рница, за ней другая, третья. Тучи заст..лали уже полнеба, бл..стали молнии. И до зам..рающих от страха путников донеслись раскаты грома. (По А. Волкову)
Употребление твёрдого знака
Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень твёрдый знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
После приставки место моё,
Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.
А теперь потренируйся:
В..ются, кружатся снежинки,
Б..ются в двери и в окно.
В..юга замела тропинки,
В..езды в город и село.
Шарик с..ёжился в под..езде –
С..есть бы что-нибудь сейчас!
Хорошо с Дружком бы вместе
Кость припрятать про запас.
В..юга, в юга, успокойся,
Белой змейкой уползи.
Шарик, миленький, не бойся.
На вот хлебца, погрызи.
- Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-
Вот замочЕК. К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-
- ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА
- КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА
- Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-
Вот братишки в нашей книжке –
Суффикс -ек- и суффикс -ик-.
Чтоб писать их без ошибки,
Вот что сделал ученик:
Правило учил, учил…
Взял слова – и изменил !
Если гласная сбежала,
Это “Е” была сначала:
Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –
Пишем “Е” без проволочек.
Если гласная осталась,
То, конечно, оказалась, -
Это “И”, а суффикс – -ик-.
Это понял ученик !
И на строчке чуть пониже
Он опять примеры пишет:
КЛЮЧИКА– и КЛЮЧИК,
ЛУЧИКА – ЛУЧИК.
Изменять слова умеем,
Про себя теперь проверим:
ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК ;
КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК !
Пусть диктуют громче, тише –
Мы не спутаем братишек.
Правописание приставок
Всегда одинаково пишутся,
Хотя все по-разному слышатся,
Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
Учил их весь день и до ночи я.
ДОбежать и НАДписать,
ОБрубить и ОТдохнуть….
Надо правильно писать.
Ты про это не забудь.
- Приставки на З и приставка -С-
З- приставки не бывает.
Это каждый твёрдо знает.
Но в словах З всё же есть:
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные впрочем играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.
- Приставки на З
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: “Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковкавроде.”
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
А теперь потренируйся:
- Знайка очень любил читать. Он начитался в книжках о дальних странах и стал думать. Думал-думал и пр..думал (з,с)делать воздушный шар.
- Коротышки пр..носили сок цветов, который густел и пр..вращался в резину. Знайка пр..готовил большую бочку для (з,с)бора сока.
- Знайка велел Шпунтику пр..нести насос. К этому насосу он пр..соединил длинную резиновую трубку, облил её соком и стал накачивать воздух.
- Все малыши тоже пр..нялись за дело. Скоро шар так Ра(з,с)дулся, что малышам пр..ходилось в(з,с)бираться на ореховый куст, чтобы обмазать шар сверху и по бокам.
- Работа продолжалась два дня и пр..кратилась тогда, когда шар стал величиной с дом.
- Знайка пр..вязал шар к ореховому кусту и велел коротышкам пр..делать к нему корзину.
(По Н.Носову)
Н и НН в суффиксах прилагательных
Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют,
А серебрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ,ДЕРЕВЯННЫЙ,СТЕКЛЯННЫЙ
Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный. (“Уроки радионяни”)
Н и НН в прилагательных
Вам скажет каждый джентльмен:
-Две буквы Н любой порою
Пиши в словах, где –онн- и –енн-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген:
- На Н кончается основа,
К ней прибавляешь суффикс –н- -
С двумя НН получаешь слово!
А в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-
Пишите Н одно, друзья!
Лишь оловянный, деревянный
И стеклянный пишутся с двумя.
Правописание Ь после шипящей в разных частях речи
Ты, дружок, не будь беспечен.
Чтобы грамотно писать,
Начинай-ка с части речи.
Это твёрдо надо знать.
Часть речи | Форма слова | Ь | Пример |
Существ. | 3 скл., ж. р. | + | рожь, дочь |
Существ. | 2 скл., м. р. | - | мяч, грач |
Существ. | ж., ср. род | - | много туч |
во мн.ч., род. п. | - | среди чудовищ | |
Глагол | во всех глаголах на шипящую | ||
2л., ед. ч. | + | ты идёшь | |
повелит. накл. | + | съешь суп | |
инфинитив (н. ф.) | + | надо беречь | |
Прилагательное | краткая форма | - | колюч, горяч |
Наречие | во всех наречиях | + | сплошь |
на шипящую | навзничь |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпёж
Я могуч, а я колюч,
Я кипуч, а я липуч,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
- Кто вы? – Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!
Правописание НЕ с разными частями речи
Можно только удивиться:
НЕ – часть корня, НЕ – частица,
НЕ – приставка. Как нам быть?
Как всё это не забыть?
Если ты сказал сурово:
- Нет без НЕ такого слова!
Значит, твёрдо должен знать:
Нужно слитно НЕ писать.
Есть СИНОНИМЫ на месте,
Пишем слитно, пишем вместе.
Весело, без огорченья
Ищем новое значенье.
Если А союз ты вставил,
Значит противопоставил
Два предмета, два явленья
Признака. Без сожаленья
Отрывай от слова НЕ.
Будет правильно вполне.
Сижу (не)весёлый, а грустный.
Суп был какой-то (не)вкусный,
Сок далеко был (не)сладкий.
В общем, всё мерзко и гадко.
Может, позвать докторов?
Кажется, я не здоров.
Или поесть шоколада?
Нет, ничего мне (не)надо.
Я почему (не)весёлый?
Вызвали папочку в школу.
Да, (не)избежны (не)взгоды
В чудные школьные годы!
НЕ с глаголами
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ спеши!
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
Окончания прилагательных
Зимним днём, зимним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве какОМ?»
Отвечает эхо: «ОМ!»
«Ты под кустиком какИМ?»
Отвечает эхо: «ИМ!»
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»
Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Вот короткая вам справка:
Если в слове есть ПРИСТАВКА,
Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
Мы две Н напишем снова.
Если нет условий этих,
Букву Н одну мы встретим.
(Жареное мясо, крашеный сундук)
С Н и НН, ребята, встретились мы вдруг.
Разобраться можно, риск-то невелик:
(Латаные брюки, рваный воротник,
Скошенные травы, сорванный цветок)
Это не забава. Выучи урок.
Это ведь несложно, трудно позабыть.
Пареная репа проще, может быть.
Этого довольно
На оценку “3”.
Ты в учебник школьный
Всё же посмотри.
Много исключений!
Что ж, запоминай.
Нелегко ученье –
Рук не опускай.
Выучи получше,
Будешь ты всё знать.
И тогда получишь
Ты оценку “5”.
Правописание наречий
Отрицательные наречия
Вот особенная встреча –
Учимся писать наречия.
И, конечно, без сомнения,
Повторим местоимения
Некто в двери постучал,
Но никто не отвечал.
Заперта чужая дверь,
Некуда идти теперь.
Нету дела никому,
Где заночевать ему.
Никого нигде не видно.
Грустно, страшно и обидно,
Когда не с кем пообщаться…
Всё теперь понятно, братцы?
В наречиях, местоимениях
НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!
Дефисное написание наречий
Кое-как, едва-едва,
Просто еле-еле
Я весь день пишу слова,
Трудно в самом деле.
Я, во-первых, не пойму,
Хоть пишу по-русски,
Где дефис и почему?
От такой нагрузки
Я готов по-волчьи выть,
По-собачьи лаять.
Что мне делать? Как мне быть?
Кто-нибудь хоть знает?
Кто б по-дружески помог,
Подсказал по-братски,
Как мне выучить урок?
Как мне разобраться?
По-хорошему прошу,
Как-нибудь спасите.
Про дефис понять спешу,
Вы мне объясните.
Объяснение такое:
Если есть приставка КОЕ- ,
Суффикс -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,
Про дефис ты не забудь.
Очень, в принципе, походи
Но различны они всё же.
Посмотри внимательнее,
Это прилагательные.
Вот искомая часть речи,
Называется наречие.
Отыскать её легко,
Есть всегда приставка ПО-,
Суффикс -ЕМУ, -КИ и -СКИ.
Смело списывай с доски.
По-зимнему закутав нос,
Спешил по лесу Дед Мороз.
По лесу зимнему бежал,
Мешок с подарками держал.
“Привет!” - с заснеженных ветвей
Кричал по-птичьи воробей.
По-волчьи волк сердито выл,
Его охотник подстрелил.
Если слово повторяется,
Значит так и полагается.
Нам поставить нужно знак
В этом слове, как-никак.
Что осталось? Ничего.
Две приставки В- и ВО-
И, конечно, во-вторых,
Суффикс –ИХ и суффикс –ЫХ.
А Усачёв
По телефону позвонишь -
Обо всем поговоришь:
И о бантах, и о тортах,
И о шарфах, и о шортах.
Имя, вымя, племя, пламя,
Время, бремя, стремя, знамя,
Семя, темя не забудь,
И, конечно, слово путь.
Серьезная шутка:
Класс, баллада, балл, коллаж,
Теннис, тонна и стеллаж,
Колоннада, дрожжи, трасса,
Эксцесс, сессия, терраса,
Эффект, вожжи, ассамблея,
Процесс, коллега и аллея...
Запомни, что здесь есть двойные согласные,
Иначе поставлю отметку ужасную!
Сочинить бы эпиграмму
Мне на школьную программу...
В русском - уйма орфограмм,
В географии - диаграмм.
Превращаем килограммы
На математике мы в граммы.
Сколько ж ты, двойная "М",
Доставляешь нам проблем!
Лена землю разровняла -
Грядка сразу ровной стала.
Ровной - ровной, даже гладкой.
Загляденье, а не грядка!
Кисть в краску я макаю,
Рисую дождь и сразу промокаю.
Комнату сегодня убираю,
Со стола я пыль стираю,
Когда кругом я уберу,
Гостей на ужин соберу.
Заглавные буквы
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
- Глаголы 2-го спряжения
Гнать, держать,
дышать, зависеть
видеть, слышать и обидеть,
да еще терпеть, вертеть.
ненавидеть и смотреть.
- Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя!
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Как запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии –чик.
Когда пишется –чик? Да ты же сам знаешь!» Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: д, т, ж, с, з.
Это же правило можно усвоить с помощью слова джазист.
Или: ЗДеСь ЖивёТ ЧИК.
или: Я ТоЖе ЗДеСь
Правописание предлогов
Слитно пишутся предлоги:
НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
Ещё НАПОДОБИЕ, знаю все наперечёт:
ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ.
Предварительный просмотр:
Правильное ударение. Стихи-запоминалки.
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Срубили ель, сорвали щаве́ль.
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!
Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́
Детей не нужно баловАть,
чтоб зубки не пломбировАть!
Если будешь баловАться,
на тебя начну ругаться!
Мне не нужен один бантик!
В обе косы хочу бАнты!
В телевизоре включЁнном
сто ребят и сто девчонок.
В дом зайдешь и свет включИшь,
маме сразу позвонИшь.
За автобусом гналАсь,
с шумом в двери ворвалАсь,
но до дому добралАсь!
Ведут подруги диалОг:
обсуждают каталОг.
С вечера метель мела,
мир калила добелА.
Дома не был я три дня.
Как жилОсь вам без меня?
По тебе же сразу видно,
что сейчас тебе завИдно.
Если деньги занялА,
вовремя чтоб отдалА.
Раз кабинка запертА –
значит, кем-то занятА.
А у нашей Марфы
есть в полоску шАрфы!
Вновь мираж?
Да нет, колодец.
Значит, будем жить!
Будем воду чЕрпать,
будем воду пить!
Без мощных чЕлюстей как жить?
Без них добычу не добыть.
Мы купили нашей дочке
в день рождения цепОчку.
Пока бежала в кухню,
потеряла тУфлю
Отвечаю без кокетства:
хороши любые срЕдства.
И пусть теперь не будет
секретом для ребят,
что в парке не статУи,
а стАтуи стоят.
Люблю я слИвовый пирог,
его весь день я есть бы мог.
Кот ушёл наш на охоту,
третий день уж нет.
С братом мы теперь сирОты,
нам не мил весь свет.
Мастер молотком стучит,
дрелью дырочки сверлИт.
Много лет прожИвший,
многое понЯвший
дедушка на лавочке
спит, совсем уставший.
Мы пришли на рынок
яблоки купить:
перестала яблоня
в саду плодоносИть.
ОткУпорил бутылку –
джинн передо мной,
исполнит все желанья,
теперь слуга он мой
В городе открылся новый
возле рынка склад оптОвый.
Учитель поможет, тебя ободрИт,
а если не пОнял – ещё повторИт.
Говорите «обеспЕчение»
и не путайте с печеньем!
Я прИбыл на место,
и ты прибылА.
Я нАчал работу,
и ты началА.
НасорИт мышонок в норке –
мышке лишняя уборка.
НамЕрение футболиста ясно,
но пас он передал напрасно.
Вода по чайникам налитА,
чайная церемония начатА
Акробат и не боится,
что напарник накренИтся
Не хочу панно обычное,
изготовлю мозаИчное.
Среди мЕстностей чужих, незнакомых
я тоскую по родимому дому.
Есть хочу! Так дайте хоть
хлеба свежего ломОть.
Брёл я долго и устал,
перешёл седьмой квартАл.
ПоднЯв в рывке тяжёлый вес,
побил рекорд тяжеловес.
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра!..
(С. Белорусец)
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
(С. Белорусец)
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
(А. Пушкин)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ. (И. Агеева)
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
(И. Агеева)
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
(С. Белорусец)
Есть фенОмен,
есть спортсмен,
бАрмен есть
и бизнесмен.
10 распространенных ошибок в разговорной речи
1. Одеть брюки или надеть?
Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду.
Неправильно: одеть брюки
2. Займи мне или одолжи мне?
Я занял у родителей денег,
И не вернул, потому что бездельник
Весной друг байк мне одолжил,
И я до лета не дожил.
Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»)
3. Пожарник или пожарный?
Я тушил вагон товарный,
Потому что я - пожарный.
Неправильно: пожарник
4. Согласно чего или согласно чему?
Согласно царскому указу
Боярам выбили по глазу.
Неправильно: согласно указа.
5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)*
Баба Люба (сама живет в Митине)
Позвала зятя из Бутова на чаепитие.
Неправильно: в Митино, из Бутово
*Если во фразу добавить родовое слово («город», «село» ), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино».
6. Договоры или договора?
Мы не жулики, не воры,
Подписали договоры
Неправильно: договора
7. Носок или носков, чулок или чулков?
Я оставил ей в залог,
Пару синеньких чулок,
И уехал сразу в Псков,
С ящиком цветных носков.
Неправильно: носок и чулков
8. По средАм или по срЕдам?
Не советую я вам
Напиваться по средАм.
Неправильно: по срЕдам (дни недели)
9. Подпись/роспись
Агенты Моссада
Поймали араба, организовав засаду.
Сделав на фасаде еврейского дома роспись,
Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись.
Неправильно: поставить в акте роспись
10. ОдноврЕменно/одновремЕнно?
Сразу две сказали одноврЕменно:
«Дорогой, похоже, я берЕменна».
Неправильно: одновремЕнно.
Волина В.В. Русский язык (Серия «Учимся играя»).
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Когда правила улыбаются
Предварительный просмотр:
Фонетика
5 класс
Кислородный домик
Конечно, ребята, вы знаете о том, что звуки мы произносим, а буквы – пишем. Для буквы родная стихия – бумага, страница, любая поверхность, где букву можно нарисовать. Звук принадлежит к иной «среде обитания». Если вы хотите звук отобразить на бумаге, то помните: звук – инопланетянин. Он живет на планете под названием: «Говорю -произношу», где есть кислород, углекислый газ. Попадая на планету «Пишу – печатаю», звук может умереть, задохнуться от нехватки воздуха. Чтобы этого не случилось, поместите звук в кислородный домик. Он рисуется быстро и просто, но дает звуку шанс остаться живым
[ ]- это кислородный домик звука
[]этот домик, как скафандр у космонавта, подает ему в нужной пропорции воздух.
Без этих транскрибических скобок звук умрет.
Ребята, помните: в квадратных транскрибических скобках любая буква превращается в звук.
Глухие и звонкие согласные звуки
5 – 11 класс. Использовать при фонетическом разборе.
Уверена, всем известна фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка. «Степка Фец, хочешь щец?»- это уже классика мнемотехники (возможны варианты: «Степка, хочешь шец?» «Фи!» или «Фока, хочешь поесть щец?) А вот фразы, где согласные буквы, соответствующие всегда звонким звукам, на мой взгляд, не совсем удачны. В газете «Русский язык» №12 за 2002 год предложен вариант: «Мы же не забываем друга». Но этот в этот мнемоприем не включена буква Й, соответствующая аналогичному звуку.
Фразы «Безногий выл: «Я даром жил». или «Мы же не забывали друга» помогают запомнить буквы, соответствующие звонким согласным. Первую рифмовку лучше рассказывать с небольшим комментарием. Вспомните русскую народную сказку о богатыре, который 33 года пролежал на печке, так как его ноги не держали. Он с ногами (в прямом значении), да безногий ( в переносном) вполне мог произнести эту фразу
Есть второй вариант: «Дружбан Мазай на Волге». Для большей эмоциональности можно сказать, что эту фразу мы услышали из уст сына нового русского, когда горе – ученик пытался своими словами передать содержание стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
На этих уроке «Звонкие и глухие звуки» было бы уместно вспомнить метод самонаблюдений. Когда школьники затыкают уши указательными пальцами и произносят парные звонкие и глухие, например, [б] - [п]. При образовании звонкого звука отчетливо слышен звон или дребезжание в ушах. Можно так же попросить ребят положить палец на гортань, при образовании звонкого характерно дрожание голосовых связок. Наглядные действия сработают по принципу: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Всегда твердые звуки
В русском языке есть три звука, которые всегда твердые: [ж], [ш], [ц]
Три варианта мнемоприемов призваны облегчить запоминание этих звуков.
☝ 1\Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит,
Знать он твердые велит.
✌ 2\В [ц]ирке [ж]ук и [ш]ут,
И тебя там ждут.
• 3\Данный вариант можно сочетать одновременно с физминуткой на уроке. Перед заучиванием можно рассказать смешную историю.
Вращая глазами, Петя следил за пчелой, летающей кругами у носа мальчика.
-[Ж]ужжи[ш]ь?- спросил он у пчелы.
-[Ц]ыц!- ответила она и ужалила Петю в нос.
Когда дети проговаривают слово «жужжишь», они должны вращать глазами по часовой стрелке. «Цыц»,- говорят быстро, при этом касаются указательным пальцем кончика носа.
Всегда мягкие звуки
[Й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие.
[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет…
Слаще в мире нет.
Можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']
Чащей, чащей ты иди,
Всегда мягких только три.
Буквы Е, Ё, Я, Ю.
Мы называем эти буквы разведчицами, так как в транскрипции они пользуются не своими, а чужими символами.
ЕЁ Я лЮблю (а потом произносим только гласные)
Её я ю
Пары согласны по глухости – твердости
Как известно, в русском языке 6 пар согласных звуков, если не учитывать мягкость –твердость. Чтобы их все вспомнить - надо знать алфавит. Первые шесть согласных букв алфавита, соответствующие звонким согласным, помогут ребятам вспомнить все пары согласных по глухости – звонкости.
Б В Г Д Ж З
[б]- [п] [в]- [ф] [г]-[к] [д]-[т] [ж]-[ш] [з]- [с]
Орфоэпия
5 – 6 класс
✱✱✱
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
✱✱✱
Коль будильник зазвони'т -
У меня ужасный вид.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Не звони'те, не звони'те,
Пощадите, пощадите.
С глаголом звонит, как правило, бывают орфоэпические проблемы. Ребята делают ошибку, когда произносят слово с ударением на первом слоге. Очень неплохо срабатывает мнемоническая фраза: «Зво'нит – это воняет что ли?»
✱✱✱
Надо говорить приня'ть,
Ударение на ять.
✱✱✱
Нефтепрово'д (бензопрово'д, газопрово'д)
Сломал бегемот.
✱✱✱
Распространенная орфоэпическая ошибка - поло'жил.
Коль поло'жил, значит – ложь,
А зачем тогда ты врешь.
Помни: положи'л и жил.
✱✱✱
Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
✱✱✱
Он свет включи'т,
Аж проводка трещит.
✱✱✱
Пусть неду'г
Обойдет твоих подруг.
✱✱✱
Ударение с слове красивее мы запоминаем по ноте си♪.
Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси.
✱✱✱
Ворожея', да жаль – не я.
Словарные слова.
5 -6 класс
Препятствие
Правописание слово препятствие легко запомниться, если объяснить его живой демонстрацией.
Перед пятой (пяткой) находится что–то, что нужно преодолеть.
Спортсмен
Человек 5 – 6 ребят, несмотря на объяснение, что здесь два корня спорт + смен, все равно писали с ошибками (спорцмен, спортцмен).
Пока один из них однажды не воскликнул:
- Я забыл дома сменку, спортивную сменку.
- Ну и какой ты теперь спортсмен без спортивной сменки?
Ребята оценили удачный диалог, они стали проверять «спортсмена по спортивной сменке».
Вокзал
Вокзал – около зала ожидания есть здание, все, прилегающее к залу ожидания, называем вокзалом.
Грущу по Вас или по Вам?
Нам помогут инициалы А.С.Пушкина.
«Родная, я грущу по Вас», -
И подписался просто А.С.
Грущу (тоскую) по Вас.
Пушкин Александр Сергеевич
P.S.: В 19 веке такая форма была распространена, может, А.С.Пушкин ею пользовался.
Ровесник, сверстник
Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник –есть т – с версту (верста = 1,0668км.)
Багряный, но бордовый
Багряный грабитель, но бордовый волдырь (буквенная схожесть). Можно словесно проиллюстрировать картинку, на которой багряный грабитель с бордовым волдырем.
Бассейн, конвейер, фейерверк.
Бассейн – ей, конвейер – ей ер, фейерверк – ей ер. Нарисуем ер из кириллицы: ъ
. Бассейн даем ей целиком, а из конвейера и бассейна ей достается ер (ъ).
Триста, четыреста.
Ищем красивые необычные имена в этих словах: Иста, Еста. Как правило, женские имена оканчиваются на –а.
Велосипед
Велик = оси + пед (али).
Бахрома
Вязала бахрому, бах, Рома пришел !
Коллекция
Собирал коллекцию,
Вышел кол за лекцию.
Артиллерия и кавалерия.
Первой по алфавиту стоит слово артиллерия. Первым всегда тяжелее, вот дополнительная буква л и досталась этому слову.
Чувствовать – участвовать
В одном слове есть в, а в другом в нет. Участвовать – часть.
Помните, герой Крамарова в фильме «Джентльмены удачи», вместо слово девушка говорит «чувиха».
Я рассказываю давнюю историю, связанную с моим учеником, путавшим эти слова.
После просмотра фильма «Джентльмены удачи», он придумал проверочное слово чувиха. Говоря: «Я, простой чувак, чувствую к одной чувихе из нашего класса симпатию».
Подоконник.
Многие ребята пишут «подокойник».
- Не пугайте меня, причем здесь покойник. Если из этого слова убрать приставку ..до, получится по..койник. В правильном написании нет ничего подобного: под окном стоит суффикс -ник.
Зеркало
Мы писали сочинение – описание комнаты, среди прочих ошибок встретилась ошибка «зерколо», мы провели работу над ошибками: зеркало – зеркал. Но через урок ошибка повторилась. После коротенькой мнемосказки ошибку как рукой сняло.
В некотором царстве есть ужасное зеркало, люди не любят в него смотреть. «Почему?» - спросите вы. Вместо отражения, издеваясь над людьми, зеркала показывают лишь их часть – кал. Хорошо, что наши зеркала устроены иначе.
Каллиграфия
Алла (почти Пугачева), спрятавшись в этом слове, делает игру, играет.
Каллиграфия – каллиграфия.
Лексика
Многозначное слово и многоголовый Змей Горыныч
Можно сравнить многозначное слово с многоголовым Змеем Горынычем. Змея много голов, так же у многозначного слова несколько значений. Каждая голова видит мир под своим углом, имеет свое мнение, но сердце, тело, хвост, туловище у всех голов общее.
Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой значений, но единство слова не нарушается, так как у этих значений есть общая часть, подобно сердцу, туловищу многоголового Змея, причем значения могут быть объяснены одно через другое.
Слово ГОЛОВА имеет 6 значений, если бы мы его рисовали схематично в виде многоголового Змея, то нам бы пришлось рисовать шесть голов. Но общее значение , объединяющее все значения, было следующее: важный значимый орган, без которого не обойтись.
☻1. Верхняя часть человека, животного. Пр.: Болит голова
☻2. Жизнь. Пр.: Сложить голову.
☻3. Ум, рассудок. Пр.: Хорошо варит голова.
ГОЛОВА ☺
☻4. Единица счета. Пр.: Сто голов скота.
☻5. Главный, ответственное лицо, чиновник. Пр.: Пан Голова
☻6. Передовая, важная, главная часть чего – либо. Пр.: Голова
танковой колонны.
А у слова ИДТИ мы можем найти 25 значений в словаре С. И. Ожегова. Представьте себе 25-голового Змея!
.
Антошки и антонимы
Невыдуманная история
У нас в школе в одно время учились два Антона, у них даже отчества были одинаковые: оба Антоновичи.
Один Антон был чрезмерно полный, спокойный, как удав, ему даже на переменах было лень ходить, достанет сразу несколько булочек и сидит, жует. Сам смуглый, как цыган, волосы черные вьющиеся, глаза черные, как южная ночь, но узкие. Тройной подбородок и непомерно полные щеки выдавали в нем любителя вкусно поесть. Кроме еды Антона ничего не интересовало, потому и учился очень плохо – первый двоечник во всей школе.
Другой Антон – полная противоположность. Худющий, как его только не называли: и дистрофик, и скелет ходячий. Бойкий, неугомонный, шумный. Сам светлый, кожа, бледная, словно и не знала загара. Волосы светло – русые мягкие, как пух. Глазища огромные, на пол – лица, голубые. Несмотря на то, что не мог сидеть на уроках спокойно, учился он блестяще: все схватывал на лету, читал много.
Они учились в одном классе и даже сидели за одной партой и звали их не иначе как:
Антон большой и Антон маленький.
Благодаря этим Антонам Антоновичам мы запомним антонимы. Они абсолютно полные противоположности, но у них общее только имя с отчеством. Антонимы тоже носят одно имя, но их признаки, действия противоположны.
Нарисуем Антонов и подберем антонимы.
Большой - маленький
Полный – худой
Брюнет – блондин
Вьющиеся – прямые
Темный – светлый
Загорелый - бледный
Узкие – широкие
Спокойный - шустрый
Двоечник – отличник
Морфология
1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов.
Забавно, дети помнят сами окончания глаголов, но путаются в том, к какому спряжению они относятся. Как определить спряжение глаголов, чтобы правильно написать окончание?
Глагол БОР (ю? я?) ТСЯ, если окончание ЮТ, то 1 спряжение, а ЯТ – 2.
Следуя правила, мы должны поставить глагол в начальную форму, а подсказка будет находиться перед окончанием – ТЬ.
Н.Ф. – Бороться
Акцентируем внимание школьников на том, что природа подарила уникальное запоминание второго спряжения на пальцах руки. Только одна буква, которая стоит перед окончанием - ТЬ в Н. ф. означает, что перед вами 2 спряжение, эта буква – И.
✌
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные пальцы. Какая буква получилась?
Два пальца ✌=и=2 спр.
Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед вами не второе, а другое, то есть 1 спряжение.
Итак, глагол БОРОТЬСЯ относится к 1 спряжению, но мы не знаем, какое окончание надо писать в 3 лице множественного числа: борятся или борются?
Запомнить окончания 1 и 2 спряжения нам поможет следующий мнемоприем.
Ассоциативная фраза:В ПЕРВУЮ очередь ЕШЬ, ЕМ УТку –Ютку
Разъяснительный ассоциативный материал.
Позволь узнать, что ты делаешь в первую очередь, когда приходишь домой из школы после 6-7-часового рабочего дня? Да, да, ты ЕШЬ, а я ЕМ. Сначала ЕМ или ЕШЬ.
ПЕРВОЕ ЕМ, ЕШЬ
«А что за Утка –Ютка?» - возникнет вопрос.
Замечательно было бы, если мама запекала на обед или ужин утку. Мы говорим не просто утку, а с долей юмора: УТку –Ютку, тем более в старые времена во время пира князья съедали не только утку, а куда больше. Согласитесь, приходишь домой, голодный как волк, и кажется, что для полного насыщения и утки будет маловато.
Второе спряжение (мало того, что оно и так уже не первое, а второе) завидует и возмущается: «ИШЬ ИМ, А Я?». К буквам А и Я мы добавляем по букве Т.
Надо запомнить всего две фразы:
В первую очередь ЕШЬ, ЕМ УТку – Ютку и ИШЬ ИМ Ат Ят
Буква u стоит на двух крючочках ι ι = 2
Буква е стоит на одном крючке ι = 1
Переходность и непереходность глаголов
Глагол представлен в виде человечка, предлог - в виде собачки, а гора - это винительный падеж.
Глагол перейдет, преодолеет эту гору в том случае, если ему не будет мешать собачка, т. е. глагол, который сочетается или может сочетаться с сущ.(мест) без предлога, является переходным.
ОРФОГРАФИЯ
5 КЛАСС
Пустить в ход слезу
(Как не путать родительный, винительный, именительный падежи)
Бывают случаи, когда ребята затрудняются определить падеж имени существительного (слова мужского рода 2 склонения). Школьникам кажется, что семантическое поле падежей вполне соответствует и той и другой форме слова.
Например, нашел изъян – Вин. или Род. ?
-
кого? что? кого? чего?
испачкал портфель – Вин. или Род ?
кого? что? кого? чего?
В этом случае мы «пускаем в ход слезу». Естественно, не в буквальном смысле. Мы используем мнемонический прием. Вместо затрудняющих процесс определения падежа слов мы подставляем сущ. слеза. По получившемуся окончанию в слове слеза мы легко определяем падеж.
Образец рассуждения.
Нашел изъян нашел слезу, а не слеза. Испачкал портфель испачкал слезу
В.п. В.п.
Кровожадный глагол.
(Допускает ли глагол, чтобы рядом с ним стоял предлог)
Ребята, вы знаете, что Существительное частенько разрешает худеньким, маленьким мальчишкам Предлогам стоять рядом. Например, в лесу, у доски, на Луне и т.д. Глагол в отличие от Существительного является кровожадным.
Да, да, в прямом смысле этого слова. Глагол ужасно прожорлив. Он, как крокодил, проглатывает любой, рядом находящийся предлог, превращая его в приставку, т. е. в часть себя.
Не сомневайся: рядом с глаголом не может стоять предлог, а только приставка. Например, перечитать, забежать, скушать, промчаться и т. д.
Рентген именительного падежа или пресытившееся Существительное.
Честно говоря, аппетит у Существительного ни тот, что у Глагола. Существительное иногда проглатывает Предлоги, превращая их в приставки, т. е. в часть себя, а иногда, видимо, по причине сытости не трогает Предлоги совсем.
На глазок трудно определить, что рядом с Существительным: Предлог или Приставка. Тут нам на помощь приходит рентген Именительного падежа.
Поставь Существительное в Им. п., т. е. сделай рентген! Сытое существительное не трогает предлог. Рентген (Им. п.) высвечивает, что в Им. п. предлог отсутствует. Если Сущ. Голодное, то приставка, как проглоченная часть, хорошо высвечивается в рентгеновских лучах Им. падежа.
Например, идем в(лес) – кто? что? (Им. п.) – лес сущ.сытоев лес.
Совершил (по)лет –кто? что? полетсущ. голодное.
–лаг- и - лож-
- Гуси, гуси!
-Га, га, га!
- Перед г пишите а.1
-раст-, -ращ- , но –рос-
Если в корне т и щ(а) –
Стопроцентно пиши а !
Исключение не забудь:
Отрасль, росток…и в путь!
Звонкие и глухие ходят парами.
Сказка о написании чередующихся приставок на –з и -с
Жили – были глухие деды, старые беззубые, шум и кашель от них до и только. Были у них крикливые, шумные внуки. Отгадайте, о ком идет речь? Правильно, деды – это приставки, оканчивающиеся на глухой согласный с: бес-, вос-, нис-, рас-, ис- и т. д. Внуки – это приставки, оканчивающиеся на звонкий з: без-, воз-, низ-, раз-, из- и т.д.
Службу деды и внуки в словах несли исправно, потому что обязанности у них давно поделены очень демократично. Звонкоголосые внуки – приставки, оканчивающиеся на з, ищут себе звонкую пару, т.е. корень, начинающийся на звонкую согласную. А как иначе? Молодежь любит тусовки, звонко песни попоют, на гитаре поиграют. А старые деды совсем глухие, слышат плохо, но дело знают. Если начинается слово с глухого звука, ковыляет к нему приставка на глухой с, вместе им хорошо: табачок покурят, покряхтят, помолчат.
Так и ходят парами: звонкий со звонким, глухой с глухим. Внуку со внуком интересней время проводить, а деду с дедом.
На этом уроке уместно вспомнить мнемоприемы из фонетики, помогающие быстро вспомнить все глухие и звонкие звуки. (Смотри раздел «Фонетика»).
6 КЛАСС
Н и НН в суффиксах прилагательных
Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква н, очень легко. Всего лишь надо знать первую букву алфавита и последнюю.
Итак, а и я. Чего проще? Добавляем к ним по одной н и получаем суффиксы ан, ин, ян.
Запомнить суффиксы с удвоенной нн нам поможет ООН. Кто не знает Организацию Объединенных Наций? Суффикс онн- фанат ООН, он стремится максимально быть на нее похожим, правда, разница заметна сразу: ростом еще мал (прописными буквами его никто не будет писать после корня) да и у него две буквы н, а у его идеала две – О. К тому же онн еще и енн заразил своим фанатизмом, поскольку этот суффикс стоит в слове Объединенных.
Ассоциативная цепочка легка: ООН- онн, енн (Объединенных).
На это правило мною сочинена грамматическая сказка.
Якалы и Акалы
Н и нн в суффиксах прилагательных
Когда – то в давние – давние времена жили – были суффиксы прилагательных: ан, ян, ин, он, ен. Да, да, не удивляйтесь, было у всех по одной букве н. Все они были одноклассники и учились в 6 «н» классе.
Но, как водится, были среди них акалы – якалы, ох, и любили суффиксы похвастаться, цену себе набить. Отгадайте, ребята, кто это?
Вы правы, это ан и ян. Ан бахвалился: «А у меня тетка – буква А стоит в начале алфавита, кроме того есть короткое слово предлог - а». Суффикс Ян тоже не унимался: «Я тоже имею тетушку Я, которой заканчивается алфавит! А без однофамильца - местоимения Я ни один человек не проживет».
У суффикса ин нет таких знатных родственников, но он подлиза его близкий родственник союз И может проникнуть куда угодно, ин тоже хочет водить дружбу с задаваками: «И я с вами хочу дружить! А я? И я!»
Одноклассники он и ен как будто не замечают якал –акал – икал. Они понимают: только своим трудом можно всего добиться. Как –то в очередной раз ан, ян, ин стали хвастаться, а потом и говорят: «Он! Ен! Кто вы такие? У вас нет таких родственников! А у суффикса он буква о на ноль похожа». И вдруг у них на глазах у он и ен еще по одному н выросло. Это Грамматика сделала онн и енн сильными, наградив их за скромность и труд.
Испугались акалы – якалы –икалы, задрожали: тут никакие тетушки не помогут!
Икающий суффикс
Суффиксы –ек и-ик в существительных
Жили - были два родных братца –ек и –ик. И до того в этих суффиксах были пугливые гласные, что эти суффиксы всего боялись, даже изменения по падежам.
Однажды царевна Грамматика решила и к этому сложному замочку подобрать ключик.
Взяла она слово «ключик» и стала склонять его по падежам, но от страха суффикс –ик стал икать на все слово: «Ключика (Р.п.), ключику (Д.п.), ключик (В.п.), ключиком (Т.п.), о ключике (П.п.).» (.Рекомендуем учителю при чтении этой прямой речи немного обыграть ситуацию, икая в словах). Да так громко говорил «ик», что все слово трясло.
Взялось Грамматика за замочек – случилось неожиданное. Внезапно почти во всех косвенных падежах из суффикса –ек исчезла буква е: замочка(Р.п.), замочку(Д.п.), замочком(Т.п.), о замочке П.п.). Как страус при виде опасности прячет голову в песок, и ее не видно на поверхности, так суффикс –ек при склонении прячет гласную е , оставляя в косвенных падежах только н в слове.
С тех пор так и повелось. Суффикс –ек при склонении существительных прячет свою букву е, а – ик от страха громко икает во всех косвенных падежах, не в состоянии перебороть страх.
От испуга –ик икает,
Е бессовестно сбегает.
Написание отрицательных местоимений.
Мы уже говорили об излюбленном мнемоприеме «гармошка». Если гармошка сжата, то не (ни) и местоимение пишется в одно слово, когда гармошка растянута, то частица, предлог и местоимение пишется в три слова.
Третий лишний
Втроем дружить тяжело. У девчонки – приставки (не, ни) и парня – местоимения дружба не разлей вода. Приставка крепко держит за руку местоимение, их не оторвать друг от друга. Например: никого, ничему, некем, нечего т.д.
Но как только в их дружбу вмешивается третий лишний, то мир между всеми трещит по швам. Предлог – большой сплетник, маленький, худенький, а обидных слов наговорит и девчонке, и мальчишке с три короба.
Предлог – разлучник, третий лишний, из – за него все слова пишутся порознь, в три слова: ни у кого, ни к чему, не с кем, не от чего. Стоит предлогу уйти, как не (ни) снова мириться с местоимением.
Корни кос – кос
Сон есть или его нет
Корень кос очень любит спать, он даже приходит в то слово, где есть словоформы этого слова: сна, сны, сну, снись и т.д. А еще он любит, когда рядом есть три буквы - нет. Ищи рядом с корнем кос сон или «нет».
Коснуться, коснусь, коснись, коснулись, коснетесь, коснется.
Данный мнемоприем заставляет охватить все орфографическое поле, связывая в одном действии и средство проверки результат проверки.
Корни
Я не знаю: - гар иль – гор.
О- и это пригОвОр
Вариант рифмовки. Я не знаю –гар иль –гор- в пОльзу О Окончен спор
2После - кос я вижу - н,
Пишу О, и «нОу» прОблем.
Приставки пре- и при-
При-. Четыре значения уместились в легкую рифмовку
Что – то я соединяю (соединение),
И к чему – то приближаю (приближение),
Рядом, близко я стою (близость)
И неполно делаю (неполное действие).
Есть другой вариант.
Прибежал я – приближенье,
Вот приклеил объявленье – это присоединенье,
Чуть присел – неполнота действия обычного…
На пришкольном стадионе,
Что здесь необычного?
Пре –
Мама Пере - , папа Очень,
Дочка Пре- помочь им хочет,
Коль недуг одолевает –
Дочка вмиг их заменяет.
Пре – приставка утром рано
По секрету рассказала:
Слово очень мне родня,
Пере – вот моя семья.
Суффиксы –то, -либо, -нибудь и приставка кое-
Жили – были три мушкетера – это суффиксы –то, -либо, -нибудь. Вместе с ними в большой дружбе был Д, Артаньян, т. е. приставка кое- .Все страшные драчуны, чуть только неопределенные местоимения к ним поближе подойдут – они шпагу достают и размахивают ею. Того и гляди: на дуэль вызовут или ранят не на шутку.
Вот однажды собрались неопределенные местоимения и постановили:
1. Шпагой больше не размахивать
2. Пусть местоимения кладут шпагу вертикально (черточкой), и тогда никто не подойдет близко к мушкетерам и Д, Артаньяну.
С тех пор так и живут, только через дефис – шпагу пишутся.
Правда, приставка кое- , т. е. Д, Артаньян, как истинный гасконец, не связывается с предлогами – мальчишками. Если они начинают путаться под ногами, кое – прячет шпагу – дефис в ножны. Сами понимаете: эти мальчишки – предлоги – прелюбопытный народ, везде суют свой нос. Поэтому мы пишем: кое у кого, кое к чему, кое с кем.
Д, Артаньян объясняет свое решение: «Всякое может случиться. Предлоги , маленькие, худенькие, надо прятать шпагу, а то вдруг нечаянно проткну.»
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис - такси
Вас такси не повезет, если вы не скажете словосочетание или предложение, поясняющее, куда вас вести.
Вы в такси скажите просто словосочетание,
И тогда таксист исполнит ваше пожелание.
Синтаксис – учение о предложении и сочетании слов в предложении.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение Пунктуация
Пункты (пунктуация)
Название пунктов, куда вас нужно везти, огромное количество. А тот самый конечный пункт назначения, куда вам нужно прибыть, может оказаться всего лишь запятой или вопросительным знаком в маршруте такси…
Пунктуация – учение о знаках препинания, расстановке знаков препинания.
Подлежащие и Сказуемое
В любви и дружбе живут мама Подлежащие и папа Сказуемое. Мама, как положено женщинам, знает всех в лицо: кто? что? Знает: кто покупает, кто готовит, кто идет за хлебом, кто моет посуду и т.д.
Мама Подлежащие сидит на диетах, она боится располнеть. Ее идеал – Клаудия Шифер. Мама стройная, поэтому обозначая ее в тексте, достаточно одной черты. Кто? Что? Мамочка. Очень худенькая.
Вы спросите: почему мама Подлежащие выбрала для обозначения именительный падеж? Все очень просто. Известно, что Им. п. является самым главным среди падежей. Им. п. – это прямой падеж, все остальные падежи – косвенные. А мамы, как известно, любят все самое – самое.
Папа смеется над маминой боязнью набрать лишний килограмм, он хочет быть похожим на Арнольда Шварценеггера, поэтому ходит в наш ДК, где заниматься бодибилдингом. Вес у папы приличный, для такой массы одной черточки маловато, в предложении его обозначение – две черты. Папа постоянно что – то делает: работает, пилит, строит, занимается спортом и т. д. Его главные вопросы: что делаешь? что будешь делать?
У мамы и папы есть трое детей: один сын и две дочки.
Дополнение
Дополнение – это мамина дочка. Вдумайтесь в название.
«Я буду дополнять маму по падежам,» - решила дочка Дополнение.И вот приходит Дополнение к Подлежащему в слезах:
- Мама, из 6 падежей ты взяла себе главный падеж – именительный. Остались 5 косвенных, из них я не могу выбрать себе подходящий, пожалуйста, помоги!
Маме стало жалко дочку (ведь известно, что родители хотят видеть своих детей счастливыми).
- У меня один Им. п.,- говорит Подлежащие, - и я подчеркиваюсь одной чертой, тогда бери себе, дочка, остальные пять падежей. Пусть на письме у тебя будет обозначение в виде 5 черточек.
- Как здорово ты придумала! Пять падежей да не простых, а косвенных. Пять черточек – символ пяти падежей. Хотя, ребята, если хотите – можете подчеркивать меня пунктиром, я не обижусь! Только одно условие – не забывайте 5 косвенных падежей.
Дополнение дополняет маму пятью падежами.
Обстоятельный Шерлок Холмс
Второй сын Обстоятельство не был похож ни на маму, ни не папу. Это был прирожденный обстоятельный детектив. Каждое событие он исследовал детально, обстоятельно, за что и получил имя Обстоятельство (полное его имя – Обстоятельный Шерлок Холмс).
Его любимыми вопросами стали вопросы обстоятельного сыщика: где? когда? как? куда? откуда? Он обстоятельно расспрашивал: где совершилось преступление? когда это произошло? как это было? куда убежал преступник? откуда появились следы на полу?
Обстоятельство брал в руки увеличительное стекло, прикладывал его к полу, рассматривая следы преступления. С тех пор у нег даже походка своя выработалась: шаг – увеличительное стекло, шаг – увеличительное стекло, шаг – увеличительное стекло… Схематически походка выглядит так: -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
-.
-.
Мы говорим так: пунктир – точка, пунктир – точка.
Дочка Определение
Младшая дочка и минуты не проживет без своеобразных комплиментов. Очень любит описывать все, что видит. Определение позаимствовало вопросы у прилагательного: Какой? Чей? Поэтому прилагательные чаще всего бывают определениями.
Определение выросло творческой личностью, не похожей на других членов семьи. Как истинный художник, Определение описывает качества, свойства предмета. Обратите внимание на то, что уже само имя – это подсказка. Подчеркивается оно волнистой линией. Ее нельзя спутать с другими членами предложения.
Прямая речь
При изучении темы «Прямая речь» мы с ребятами договариваемся считать до трех. Не менее трех знаков должно быть использовано при оформлении: 1 «» - парный знак 2 : или- 3 .или !или? или,. Если кто – то из ребят забывает поставить какой-либо знак, в шутку говорю: «Не научился считать до трех».
Расстановку знаков нам помогает запомнить оса. Наша оса особая, мнемоническая.
: «П.р.»
«.П.р.» -
Оса полосатая. Ее полоски – это кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то она защищается глазами. Глаза - двоеточие перед прямой речью. Если слова автора подкрадываются сзади, то оса выпускает жало – иглу (знак тире). Оса у нас особая, она имеет столько привилегий, поэтому пишем мы слова прямой речи с большой буквы.
Для запоминания порядка падежей используются известные фразы:
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»,
«Иван Рубил Дрова, Василиса Топила Печь»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико-орфографическое лото
Раздаточный материал к учебнику « Русский язык. 6 класс». / Авторы: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2006....
Опорный орфографический компакт
Русский язык в блоках. Правила в схемах и таблицах - http://www.yamal.org/ook/...
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...