Выступление на семинаре по теме "Рефлексия : приемы в урочной деятельности".
методическая разработка по русскому языку на тему
Выступление на семинаре по теме "Рефлексия : приемы в урочной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya._.docx | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия : приемы в урочной деятельности.
Цель выступления: стимулировать педагогов овладевать приемами рефлексии в урочной деятельности.
Задачи выступления:
- Ознакомить педагогов с термином «рефлексия»;
- Представить педагогам вариант возможной классификации приемов рефлексии;
- Провести презентацию возможных способов использования рефлексии в урочной деятельности.
– Сегодня я выступаю с темой «Рефлексия: приемы в урочной деятельности».
Цель моего выступления вы видите на Слайде№2
(см. слайд №3) Для начала поговорим о цели нашей педагогической деятельности. В чем она? Я хотела бы начать свое выступление с одной старой легенды. Как гласит восточная легенда, “Говорят, однажды жил дервиш, который всё на свете знал. И вот, один муж возжелал уличить дервиша в обмане, опровергнув всезнание дервиша. Поймал он мотылька, зажал его в горсть и спросил: “Скажи мне, о мудрейший, какого мотылька я держу в руке: живого или мертвого?” А про себя размышляет: “Если скажет, что живого – я раздавлю его, а если станет уверять, что мёртвую – отпущу его”. Мудрец, поразмышляв, отвечал: “Сын мой, все в руках твоих”. Так вот: всё именно в наших педагогических руках, ведь мы можем сделать так, чтоб дети ощущали себя
- любимыми (см. слайд №4)
- востребованными (см. слайд №5)
- а главное – успешными. (см. слайд №6)
Без рефлексии невозможно воспитать таких важных качеств характера, как предприимчивость, конкурентноспособность и самостоятельность. Вряд ли можно найти успешного человека, не обладающего этими качествами. Как подчеркивают психологи, формирующий этап и развитие нашей духовности во многом неотъемлемо связаны с рефлексией.
Существует множество определений термина «рефлексия», я в своем выступлении буду придерживаться определения, наиболее полно раскрывающего, на мой взгляд, это понятие.
(см. слайд №7) Рефлексия – это направленное внутрь размышление субъекта, объектом такого размышления является сам субъект (самоанализ), а также анализ собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Существует непосредственная зависимость между полнотой и глубиной рефлексии и степени самоконтроля, образованности и морали человека.
Термин рефлексия имеет латинское происхождение: от лат. «reflexio» – обращение назад. В толковом словаре русского языка рефлексия трактуется как самоанализ. Если заглянуть в словарь иноязычных заимствований, то там мы найдем следующее определение: рефлексия – самопознание, размышление о внутреннем ощущении, состоянии. Рефлексия – это «диалог с самим собой», если определять рефлексию более упрощенно. Сейчас педагоги понимают под этим термином самоанализ деятельности и её результатов.
Известно, что для полноценного развития ребенка необходимо поместить его в развивающую среду. Мыслима ли такая среда без этапа рефлексии? Ответ будет однозначным: «нет, немыслима». Этап рефлексии обеспечивает формулировку желаемых результатов, выявление целей дальнейшей деятельности, проведение корректировки своих дальнейших действий.
Рефлексия во многом обуславливает формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, а также без рефлексии немыслимы технологии критического мышления, ставшими так популярными за последние десятилетия.
При непосредственной работе с ребёнком учитель в зависимости от обстоятельств может применять разные приёмы рефлексии, отражающих следующие сферы: (см. слайд №8).
- Сенсорная сфера (самочувствие: мне комфортно – мне не комфортно)
- Физическая сфера (мне хватило времени – мне не хватило времени);
- Интеллектуальная сфера (мне понятно, я осознаю – мне непонятно, эти аспекты вызывали затруднения);
- Духовная (я возвысился духовно, стал лучше – я стал хуже).
Рефлексия подразделяется на следующие подвиды: (см. слайд №9)
а) групповая рефлексия – подчеркивание важности деятельности каждого из членов группы с целью достижения наилучшего результата в выполнении задач, поставленных перед всей группой. («Был ли бы достигнут необходимый результат без… (имя)» «Какую помощь оказал в работе … (имя)»).
б) индивидуальная рефлексия – реальная самооценка (за какие моменты, ты считаешь, можно ценить твои действия, обсуждение с ребенком результатов его самооценки – каковы причины того, что был назван именно такой результат);
Психологи традиционно рассматривают следующие виды рефлексии:
- (см. слайд №10) Коммуникативный вид – он нацелен на изучение наших представлений о мотивации поступков окружающих и их внутреннем мире. Этот вид рефлексии позволяет познавать окружающих нас людей.
- (см. слайд №11) Личностный вид – объектом изучения является сама познающая личность, наравне с её качествами, характеристиками поведения, отношением к окружающим.
- (см. слайд №12) Интеллектуальный вид – используется в течение разрешения вопросов различного уровня, в нашем умении вести анализ различных путей решения, умении определять наиболее рациональные методы решения, многократно, раз за разом, обращаться к условию задачи.
Важно помнить, что рефлексия – не обязательно неотъемлемый элемент только заключительного этапа урока, ведь обычно учителя понимают рефлексию только так. Рефлексия может служить не только финалом, но и быть отправной точкой для любой деятельности, в том числе, учебной. Рефлексия – существенный элемент деятельности на любых ее этапах, а значит, может использоваться на любых этапах урока. Цель рефлексии – осмысление проделанной работы, собрание в «общий котел» всё, что было понято, обдуманно и замечено индивидуально каждым учеником. Необходимо, чтобы обучающиеся не просто зафиксировали итог работы, а выстроили цепочку смыслов, осознаний, сравнив индивидуальные способы и методы действий с действиями своих одноклассников.
(см. слайд №13) Рефлексия: Функциональная классификация:
С точки зрения функциональности, рефлексия подразделяется на следующие классы:
- Эмоциональная рефлексия (самоанализ того, что я ощущаю, какие чувства испытываю)
- Деятельностная рефлексия (самоанализ того, что я делаю, как я это делаю)
- Содержательная рефлексия (анализ содержания с целью формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся)
Для проведения эмоциональной рефлексии можно использовать, среди прочих, следующие приемы:
- (см. слайд №14) Стикеры, карточки, наклейки, рисунки и т.д., где изображены хмурящиеся или веселые рожицы, смайлика, различные персонажи, например, грустный Пьеро и хохочущий Буратино);просьба учащимся показать жестом одобрение либо неодобрение.
- (см. слайд №14) «Солнце» – у меня всё получилось, «солнце, выглядывающее из-за тучи» –у меня не всё получилось, «туча» – мне ничего не удалось.
- (см. слайд №15) «Улыбающийся гном» – у меня всё отлично, «грустный гном» – мне грустно, я не рад.
Хочу отметить, что чаще всего используют этот вид рефлексии на этапе проверки выполненных заданий, (домашних или классных), для обсуждения результатов контрольных, самостоятельных работ, при проведении защиты презентаций, докладов и проектов моими учениками; деятельностная рефлексия дарит возможность ученику осмысливать приёмы, способы работы при решении задач, находить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. Также, стоит заметить, что, если учитель применяет деятельностную рефлексию в финале урока, он сможет тем самым оценить активность обучающихся.
- (см. слайд №16) «Лестница успеха» – на первой ступени, у «человека» опущены руки – мне ничего не удалось; на средней ступеньке, «человек» развел руки в стороны – я испытал затруднения; на верхней ступени, «человечек» поднял руки вверх – у меня всё получилось.
- «Нарядим ёлку» – при успешном выполнении задания – «украшает» елку шариком, при неверном выполнении – шарик остается у ёлки.
- (см. слайд №17) «Клён успеха» – прикрепляет зелёный листочек в случае отсутствия ошибок; жёлтый листочек, если была допущена одна ошибка; красный листочек, если было допущено более одной ошибки.
- (см. слайд №18) «Железнодорожный состав» – на доске учитель заранее крепит изображение поезда с вагонами, обозначающими все этапы данного урока. Ученикам предлагается разместить «веселого пассажира» в вагон, указывающий на задание, вызвавшее интерес, удовлетворение, а «грустного пассажира» в вагон, символизирующий задание, показавшееся скучным. На усмотрение ученика, можно воспользоваться только одним жетоном-«пассажиром».
- (см. слайд №19) «Полянка». Учитель заранее прикрепляет к доске «цветочную полянку», где каждый цветок символизирует отдельные этапы урока . У каждого ученика есть жетон-«бабочка». Учитель просит учеников разместить свой жетон-«бабочку» на цветок, символизирующий тот этап урока, ту деятельность, которые показались ученикам наиболее увлекательными, познавательными.
Содержательная рефлексия:
Этот вид рефлексии применяется, чтобы выявить уровень осознания содержательного аспекта пройденного.
Чаще всего на завершающем этапе урока идет подведение итогов, обсуждается объем и суть полученной информации, а также ученики оценивают свою роль в достижении целей урока, которые ставились учащимися и преподавателем в начале занятия, степень своей активности, уровень эффективности работы всего коллектива. Также обсуждается, насколько увлекательными и полезными были выбранные формы работы. Учащиеся по очереди кратко выражают свое мнение, рефлексивные шаблоны: (см. слайд №20)
- Во время сегодняшнего урока я узнал, что…
- Во время сегодняшнего урока я узнал о…
- Мне показалось интересным, что …
- Во время сегодняшнего урока было особенно увлекательно …
- Мне показалось трудным…
- Сегодня я выполнил задания, касающиеся …
- Сегодня мне стало понятно, что…
- Сейчас я могу…
- Во время сегодняшнего урока я почувствовал, что…
- Сегодня я приобрел знания о …
- Могу сказать, что научился …
- Мне удалось
- Я уверен, что теперь смогу …
- Я попытаюсь …
- Мне показалось удивительным, что …
- Этот урок поможет мне …
- Благодаря этому уроку мне хочется …
Необходимо отметить, что этот приём рефлексии помогает не только подвести итог, но и развивает речь обучающихся, что является немаловажным.
(см. рисунок №21) «Плюс – минус - интересно». Также этот приём называется ЗУХ (знаю – узнал – хочу узнать) (Автором этого приёма является Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, доктор философии университета Кембриджа, имевший степень доктора наук и степень в области юриспруденции. Признанный эксперт в области развития практических навыков в сфере мышления).
Основная цель использования этого приема заключается в подведении итоговых результатов урока. (Этот приём помогает преподавателю увидеть урок через призму восприятия учащихся, провести анализ урока, выявив ценность урока индивидуально для каждого из учеников).
Этот приём можно использовать как в устной, так и в письменной форме, учитывая оставшееся до конца урока свободное время. При письменном выполнении учитель предлагает заполнить таблицу, состоящую из трех колонок.
В колонке «+» ученики фиксируют всё, что показалось интересным, увлекательным, полезным на уроке, отмечают ту информацию и те задания и формы их выполнения, которые на их взгляд будут полезны в их дальнейшей деятельности, а также все то, что показалось им приятным и вызвало позитивные эмоции.
В колонке « - » ученики записывают всё, что показалось неинтересным, скучным, слишком сложным для понимания, вызвало неразрешимые затруднения, негативные эмоции. Также в этой колонке отмечают те блоки информации, которые, по мнению учащихся, являются бесполезными для их дальнейшей деятельности.
В колонке «???» учащиеся записывают информацию, заинтересовавшую их, вызвавшую любопытство, стимулирующую к дальнейшему самостоятельному поиску информации по данной тематике. Здесь также ребята имеют возможность задать вопросы учителю.
(см. слайд №22) Таблица – фиксация знаний и незнаний о каком-нибудь понятии, термине, факте, явлении.
Понятие, Термин, Факт, Явление | Я уже знаю, что … | Я узнал… | Мне хочется побольше узнать… |
|
(см. слайд №23) Кластер информации (кисть, гроздь, рой, и др.) – приём для фиксации системных (основообразующих) понятий во взаимосвязи с соподчиненными элементами.
Приём «Кластер информации» – лишь один из множества приемов визуализации проводимой рефлексии. Среди прочих, такие приемы, как «рыбья кость», «карта памяти», «карта мышления» и др.
Необходимо отметить, что рефлексия – всесторонний процесс, который, как нам кажется, и должен быть таким, поскольку оценивание производится не только индивидуумом самим себя, но и окружением. Подводя итог, рефлексией в урочной деятельности можно назвать совместную работу учителя и учащихся, которая позволяет двум сторонам учебной деятельности совершенствовать её, с учетом личностно-ориентированного подхода.
(см. слайд №24).Этап рефлексии выступления:
Каждый из вас перед выступлением получил по зеленой и жёлтой карточке. Если вы считаете, что выступление было актуальным, полезным, интересным для вас, и вы уверены, что информация пригодится вам в вашей педагогической деятельности, поднимите зелёную. Если же вам показалось, что информация неактуальна или бесполезна – поднимите жёлтую.
Также, воспользуйтесь карточкой с таблицей, она немного изменена, заполните, пожалуйста, третий столбик. Поделитесь, пожалуйста, своими дополнениями, комментариями. (Ответы коллег)
Таблица для коллег.
Понятие | Я уже знаю, что … | Я узнал… | Могу дополнить… |
Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...
Выступление на семинаре по теме "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся, способствующие успешному выполнению проектной деятельности"
Презентация к выступлению на практическом семинаре....
Выступление на семинаре на базе МБУДО СЮН «Проектная деятельность в образовательной сфере: теоретические и практические ориентиры»
Творческий экологический проект во внеурочной деятельности:Театрализованное представление по экологии «По щучьему велению»...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Выступление на семинаре «Формы и приемы активизации деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре»
С точки зрения педагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у...
Презентация к выступлению на семинаре "Методы и приемы для развития речи на уроках бурятского языка"
Презентация к докладу на раонном семинаре учителей бурятского языка: "Применение современных технологий на уроках бурятского языка"...