Промежуточная аттестация в 5 классе
тест по русскому языку (5 класс) на тему
Материал для проведения контрольного среза знаний за курс 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_2.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 2 ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.
1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?
- М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
- Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
- М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
- В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.
- Сюда Например, Но Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
- Такой орган животного как кушанье.
Говяжий я. Заливной я - Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи) - В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.
История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам) - Речь, способность говорить
Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений. - Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
- принЯл начАв позвалА тОрты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту,
особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением. - Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют
провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию. - Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
- Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами
и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- в две тысячи девятом году их часы посадили двадцать яблоней
воздержаться от комментариев
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом. | 1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения. |
Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы. | 2) Ошибка в построении предложения с однородными членам. |
В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы. | 3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. |
Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. | 4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п. |
Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». | 5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
| 6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
| 7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- заст..лить ш..девр трад..ционный энц..клопедист р..цензия
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
- Гидропод..ёмник, в..ёт по..бросить, и..подтишка пр..чудливый, пр..града,
бе..печность, и..чезнуть
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.
- претерп..вать оранж..вый удоста..вавший остр..нький
11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.
- стро..тся роты кле..щий карандаш друзья вышл..т враги ка. .тся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
- Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
- Наши кони (не)были измучены.
- Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
- Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
- Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
- (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали. - (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья начавшие набухать почки.
- Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
- Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
- Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должна стоять запятая.
В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Болыная стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
-Мы? (ЗЗ)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова… (39)-Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…
— Мы согласно инструкции…
Вот и весь разговор.
… В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…
(По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.
20. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста?
Укажите номер ответа.
- 14 2. 20 3. 33 4. 43
21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
Укажите номер ответа.
- В предложениях 1-3 содержится описание.
- В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
- В предложениях 10-16 представлено рассуждение.
- В предложениях 43-44 представлено повествование.
22. В каком из предложений текста использован фразеологизм?
Выпишите его.
- 16 2. 23 3. 30 4.31
23. Среди предложений 7-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов Ns 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп — (А)_____ («жутковатая … тишина») — и синтаксическое средство — (Б) (предложения 16, 22) — помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство — (В) (в предложениях 11-12) и такой приём, как (Г) (предложения 23-25)».
Список терминов:
- литота
- эпитет
- лексический повтор
- фразеологизм
- антонимы
- однородные члены предложения
- диалектизмы
- риторический вопрос
- вопросно-ответная форма изложения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
ЧАСТЬ 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы на вопросы: Часть 1
№ Задания | Ответ |
1 | 13 |
2 | поэтому |
3 | 4 |
4 | принял |
5 | абонентов |
6 | яблонь |
7 | 31265 |
8 | традиционный |
9 | беспечностьисчезнуть |
10 | удостаивавший |
11 | вышлюткаются |
12 | необыкновенным |
13 | справатотчас |
14 | 3 |
15 | 12 |
16 | 14 |
17 | 2 |
18 | 12 |
19 | 1234 |
20 | 4 |
21 | 4 |
22 | святымиглазами |
23 | 13 |
24 | 2859 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточная аттестация, 7 класс, УМК Мордковича
Один вариант итоговой годовой работы по математике за курс 7 класса по УМК Мордковича. Работа дана в формате экзамена ГИА....
КИМы для промежуточной аттестации. 8 класс. А.В. Перышкин
Экзаменационный материал в четырех вариантах для проведения промежуточной аттестации для учащихся 8 класса по учебнику А.В. Перышкина...
Подготовительные материалы для промежуточной аттестации (5 класс)
Программа "Искусство" разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С.И.Гудилиной. В данном документе представлены некоторые теоретические данные и ссылки на сайты, которые п...
Задания для промежуточной аттестации 8 класс
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С (лексико-грамматический тест, задания на словообразования, задания на чтение)...
Задания для промежуточной аттестации 6 класс (I вариант)
Задания составлены в формате ГИА, состоят из частей А,В,С...
Контрольный тест для промежуточной аттестации (8 класс)
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8-х классов представляет собой тест, состоящий из 40 заданий по основным темам курса.Правильный ответ...
Тесты для промежуточной аттестации 7 класса
Данная работа содержит в себе 4 варианта, предназначенных преимущественно для учеников ниже среднего уровня. Тест содержит темы обязательного изучения. К работе прелагаются ответы на все вариант...