Урок – путешествие по теме «Алфавит»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т. Ладыженской; словари – орфографический, толковый,
этимологический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_alfavit_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь»
Урок – путешествие по теме «Алфавит»
Урок проведен учителем
русского языка и литературы
в 5 «а»классе
Пахомкиной Натальей Юрьевной
Тема: Урок – путешествие по теме «Алфавит».
Цель: - повторить, обобщить, углубить сведения о буквах русского языка, их
роли букв в языке.
- способствовать развитию умения учащихся свободно пользоваться
русским алфавитом.
- воспитывать уважение к историческому прошлому России и родному
языку.
Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А.
Ладыженской; словари – орфографический, толковый,
этимологический.
ТСО видеомагнитофон, видеокассета «Из истории русской
письменности», телевизор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение учителя
Открываем тетради, записываем дату
Двенадцатое декабря.
Классная работа.
не забываем в тетрадях работать чисто, правильно, аккуратно.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в город, которого вы не найдете на обычной географической карте, но с которым, как мне думается, уже хорошо знакомы.
Запишем в тетрадь значение слова город:
Город – большой населенный пункт.
Подобрать однокоренные слова
Город, городок, городище, городской, горожанин.
- разобрать по составу (произвести морфемный разбор).
- какое слово «лишнее»?
- Основная часть
Итак, в путь! На доске маршрут нашего путешествия.
проспект Словарей
улица Историческая
площадь Букв
переулок Улыбки
В нашем городе отсутствует название, и я надеюсь, вы догадаетесь как называется наш город.
- Я приглашаю вас посетить (запись в тетрадь) проспект Словарей.
Перед вами один из представителей – орфографический словарь. А какие ещё словари вы знаете? (толковый, этимологический, словарь иностранных слов). Давайте поближе познакомимся с жителями этого проспекта.
- Кто эти жители? (слова)
- Из чего слова состоят? (из букв)
- Как расположены слова? (по алфавиту)
Вывод: умение располагать слова по алфавиту, то есть по порядку очень
важное, и в первую очередь оно требуется, когда мы работаем со
словарями.
Задание: выписать из орфографического словаря три существительных в
алфавитном порядке на букву « », три прилагательных, три глагола.
А что же такое буква? (уч. Польз. «Толковым словарем»)
Буква – 1. прямое: Графический знак, входящий в азбуку.
2. переносное: Прямой и строгий смысл чего-нибудь.
- А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно так пишутся буквы? Всегда ли они были такими? Для ответа на этот вопрос я предлагаю посетить улицу Историческую, где мы посетим кинотеатр.
Обратите внимания: на парте у каждого из вас старинное название букв, обратите внимание на подчеркнутые буквы.
Показ видеофильма (5 мин.)
Работа с упражнением №292.
Прочитайте и перескажите текст.
Догадались, как называется наш город?
Алфавитск
Физминутка.
Элементы букв. А- подняться потянуться.
Б- согнуться разогнуться.
В- в ладони три хлопка.
Г- головою два кивка
а на Д- руки шире
Е- руками помахать и назад за парты сесть.
- Следующий маршрут – площадь Букв.
Открываем учебники на стр. 119
- Когда вы впервые познакомились с алфавитом?
- Кто помнит алфавит наизусть? Давайте проверим. При этом важно знать не только порядок букв, но и произношение.
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько согласных букв?
- А какие буквы особые?
Алфавит
21 согл. 10 гл. знаки
А теперь запишем в тетрадь:
У лип Лёша нашёл пилу
- обозначьте буквы – орфограммы
- выполните синтаксический разбор ( повеств, невоскл, прост, распр)
- назвать согласные буквы, назвать гласные буквы.
- Последний маршрут: переулок Улыбки.
Я предлагаю вам повернуться друг к другу улыбнуться и выполнить следующее задание. Улыбка – главное условие в этом задании.
Запишите буквы в словах в алфавитном порядке:
Например: ш ё р – ёрш
н о т н – ноты
х о у л п – лопух
Самостоятельно: о т е н – енот
т о с м ы – мосты
ш у т ь – тушь
- Подведение итогов.
Сегодня мы совершили путешествие в г. Алфавитск. Чем мы занимались и что вам понравилось на уроке?
За урок я выставляю оценки следующим ученикам: … .
- Домашнее задание: Упражнение №289 (объяснение).
для тех, кто хочет получить хорошую оценку – сочинить и записать сказку о согласных буквах или гласных буквах, или знаках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме "Времена года"
Ф.И.О. участника: Филиппова Лилия Николаевна...
Урок-путешествие на тему "Повторение темы "Наречие".
Систематизация и обобщение знаний о наречии. Формирование навыков правильного написания наречий. Обогащение словарного запаса учащихся....
6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....
Урок-путешествие по теме: «Голосеменные». (урок с использованием информационно-компьютерных технологий)
Цели: 1. Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения голосеменных как высших семенных растений; по...
Обобщающий урок по математике в 5 классе Урок путешествие по теме «Все действия с десятичными дробями»
Материал урока поможет обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса о десятичных дробях. Учебник Виленкин....
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок – путешествие. ФГОС Тема: Путешествие в прошлое. (Из истории возникновения города Астрахани.)
Интегрированный урок по ФГОСу....