Открытый банк заданий ЕГЭ-2016 для 11 классов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Решите варианты ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_variantov_ege_2016._obz_fipi.rar | 243.92 КБ |
10_variant.zip | 461.56 КБ |
i_eschyo_varianty_ege_2016_1.rar | 575.36 КБ |
varianty_ege_40-44.rar | 315.8 КБ |
varianty_ege_russkiy_yazyk_novye_1.rar | 190.21 КБ |
ege.rar | 488.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант № 3. ОБЗ ФИПИ
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
((1)Начиная с V века до нашей эры наблюдается расцвет древнегреческой
и древнеримской цивилизаций, ознаменовавшийся сравнительно высоким уровнем развития философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, военного искусства. (2)В этот период продолжается накопление первоначальных научных сведений об окружающем мире, выдвигается ряд идей, которые, как показало дальнейшее развитие событий, намного опередили своё время. (3)<…> была выдвинута идея о строении мироздания, впервые обсуждалась идея атомного строения вещества, разрабатывались основы геометрии, создаётся геоцентрическая модель мира.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
Например,
Несмотря на это,
Поэтому
Вопреки этому
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж. | ||||||||||||
|
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бАнты
облЕгчит
гналА
ненадОлго
свЁкла
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.
Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.
Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.
Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.
После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году
заводские ПРЕССЫ
картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
СТРИЖЁТ волосы
наши ПАСПОРТА
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неразб..риха
д..фференцировать
ут..пический
ун..кальный
пр..тендовать
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
на..кусил, по..тащил
бе..делье, в..плывать
пр..забавный, пр..зыв
раз..скал, по..грать
пр..бежище, пр..града
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
приноравл..ваться
син..ватый
летопис..ц
письм..цо
биологич..ски
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.
Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.
Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.
Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.
Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг
Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме. |
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах. |
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой. |
4)Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке. |
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой |
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Некоторых современников возмущало употребление
А. С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире.
(2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым. (5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы
из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает.
(8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения. (10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
(12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает. (17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками:
– (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно.
(26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады. (29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака.
«(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость».
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
| 1) | Автор считает, что на земле нет равнодушных к природе людей. |
| 2) | Автор вырос у реки, любит местную природу, но не знает названия растения с пышными белыми цветками, которое ему так нравится. |
| 3) | Односельчане автора думают, что необходимо знать названия растений, запах которых нравится. |
| 4) | На солнце растение с пышными белыми шапками цветков источает сильный сладкий аромат. |
| 5) | Много трав растёт на нашей земле, и все они чем-нибудь интересны. |
Ответ: ___________________________. |
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) | В предложениях 3–4 содержится описание. |
| 2) Предложения 13–15 поясняют содержание предложения 12. |
| 3) Предложения 16–20 содержат повествование. |
| 4) В предложениях 24–25 представлено повествование. |
| 5) В предложениях 26–27 представлено рассуждение. |
Ответ: ___________________________.
22 Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.
Ответ: ___________________________.
23 Среди предложений 5–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
24 «Разнообразные средства выразительности помогают В.А. Солоухину передать своё отношение к родным местам. Поэтичность автора проявляется в использовании таких тропов, как (А)__________ («листья ракиты повёрнуты… серебряной стороной» в предложении 4, «в золотых лесных верхах» в предложении 28) и (Б)__________ («травы привстают на цыпочки… чтобы… поглядеть на воду» в предложении 6, «белое облако дремлет среди… травы» в предложении 10). Синтаксическое средство − (В)__________ (предложения 16, 27) и приём − (Г)__________ (предложения 28−29) помогают автору выразить свои представления
о том, каким должно быть отношение к родной природе».
Список терминов: | |
1) | фразеологизм |
2) | эпитет |
3) | литота |
4) | анафора |
5) | ряды однородных членов предложения |
6) | вопросительные предложения |
7) | сравнительный оборот |
8) | вводные слова |
9) | олицетворение |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
1 | 25 |
2 | например |
3 | 3 |
4 | гнала |
5 | исполнительское |
6 | болеекрасива или красивее |
7 | 56498 |
8 | неразбериха |
9 | надкусилподтащил |
10 | приноравливаться |
11 | мыслящий |
12 | незачем |
13 | оттоговокруг |
14 | 123 |
15 | 35 |
16 | 134 |
17 | 12 |
18 | 14 |
19 | 23 |
20 | 245 |
21 | 125 |
22 | глухиеукромные |
23 | 10 |
24 | 2954 |
Информация о тексте
Проблематика
| Авторская позиция
|
Литературные аргументы
1.О любви к природе, умении понимать её красоту писали русские классики, многие их герои любили родные просторы искренне. Вспомним Татьяну Ларину из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Почему она стала такой необычной девушкой, почему её Пушкин называет «милой»? Татьяна выросла в русской деревне. Она умеет видеть прекрасное. Вспомним:
Она любила на балконе Предупреждать зари восход… |
Или вот это:
Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму… |
Близость к родной природе, к простому деревенскому люду сформировали цельный характер пушкинской героини.
2.Могли понимать по-настоящему, чувствовать природу любимые герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Вспомним князя Андрея после ранения на Аустерлицком сражении. Перед ним открывается небо, бездонное, бескрайнее, и он вдруг осознает ложность прежних мечтаний о славе, его кумир Наполеон, представший перед ним, кажется мелким и ничтожным человеком. Его знаменитые размышления по дороге в Отрадное о дубе, который, как ему кажется, так похож на него. При первой встрече он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом. Возвращаясь из Отрадного, князь Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру. Это произошло после встречи с Наташей Ростовой, полной жизненных сил. Она тоже тонко чувствует природу. Как раз подслушанный князем Андреем разговор Наташи с Соней в великолепную лунную ночь был одним из толчков, возвративших Болконскому желание жить полной жизнью. Наташа потрясена великолепием лунной ночи, ей хочется петь, хочется летать.
3. Героиня рассказа Е. Носова «Живое пламя» тётя Оля не любила маки из-за их «мгновенной» красоты. Буйно пламенели эти цветы на клумбе и так же быстро сгорали, оставляя после себя одни колотушки. Когда рассказчик-постоялец тайком посеял маки и вскоре они зацвели, тётя Оля и потом продолжила разводить маки, потому что эти красивые цветы напоминали ей о такой же яркой, как вспышка, и короткой жизни её сына Алексея, погибшего на войне. «Живой огонь» из маков лечит душу матери, освещает горькие воспоминания о войне, помогает острее почувствовать любовь к родной природе.
Предварительный просмотр:
Вариант № 33
(на основе тестов 000.11.15.010 http://lik-bez.com/load/2015/000_11_15_010/110-1-0-1195 )
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2)Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — темный фон, создаваемый святилищем храма, _________ они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3)Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаковыми, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.
2.В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
- Архитекторы Древней Греции делали колонны своих построек разной толщины, благодаря чему при непосредственном измерении между ними обнаруживалась разница.
- Чтобы по-разному освещенные колонны построек выглядели одинаковыми, архитекторы Древней Греции делали их разной толщины.
- При строительстве Парфенона архитекторы сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами.
- Архитекторы Древней Греции учитывали степень освещенности колонн храмов и, чтобы они выглядели одинаковыми, делали их разной толщины.
- Колонный храмов в Древней Греции издали выглядели одинаковыми.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Во-первых
иными словами,
поэтому
хотя
потому что
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН. Определите значение, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ФОН, -а, м.
- Основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор. Купили ситец — на красном фоне мелкие цветочки.
- Задний план картины, рисунка, способствующий выделению главных элементов композиции. Золотой фон иконы.
- Задний план чего-либо, то, на чем вырисовывается, выделяется кто- или что-либо. Кружево чугунной решетки четко вырисовывает на фоне желтой листвы.
- Обстановка, среда, окружение, в которых кто-либо находится или что-либо происходит. Этот ученик выделяется на общем фоне.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
начАв
надОлго
налИта
убралА
созЫв
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Цыбукин ЗАПЛАТИЛ портнихам не деньгами, а товарами из своей лавки.
Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.
Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит то, что может кого-нибудь огорчить.
Радость от успеха незаметно переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.
Еще ярко светило солнце, и ДОЖДЕВАЯ туча казалась далекой и вовсе не страшной.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ рублями
СТРОЖАЙШИЙ режим
внимательно ПРОЧИТАЯ
опытные ИНСТРУКТОРЫ
ПРОБЕГИ быстрее
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выт_раться
отр_слевой
зап_реть
ин_рционный
в_негрет
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
о_белил, по_ставить
и_целить, во_петь
пр_молк, пр_успел
поз_вчера, под_брал
пр_писал, пр_добрый
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
придирч_вый
опасл_вый
наста_вать
магни_вый
выносл_вый
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
закваш_нный
ископа_мый
измуч_нный
расслаб_шься
подвергн_шься
Ответ: ___________________________.
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, который часто так (не) хватает.
Достичь (не) ограниченной никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.
Под вычислительным облаком понимается структура из (не) исчислимого множества компьютеров и серверов, соединенных между собой.
Учитель, (не) смотря в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу.
Где только (не) побывали туристы в течение последних лет!
Ответ: ___________________________.
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Интернет, а ТАК (ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к сети в любое время и почти в любом месте и в ТО (ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов.
На (ПОЛУ) ОСТРОВ Юкатан, населенный индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В) ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям.
В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо — глиняную табличку с клинописью: КТО (ТО) четыре тысячи лет (НА) ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов.
Следует иметь (В) ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ (ЧТО) способ ее производства был примитивным и очень трудоемким.
(С) НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА) ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1)а на все языка мира, много раз экранизирова(2)а и поставле(3)а на сцене, известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4)а.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решетками над крыльцом словно обступают нас.
- Преданность своей малой родине и интерес к исследованию ее истории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.
- Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловаренных мастерских.
- Перед домом в Плесе расстилалась широкая гладь Волги с ее неповторимыми закатами рассветами с бесконечным простором заречных далей.
- Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начинал расходиться в долинах.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и ее особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Светлый предмет на темном фоне (1) кажется (2) бОльшим, чем есть на самом деле, а темный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)Известно, что молодежь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3)Есть у меня еще одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова. (6)Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7)Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышится восклицания:
— Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!
(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очередность… (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да еще (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетера», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»… (16)Да еще весь Джек Лондон, да еще «Борьба миров» и «Человек-невидимка»… (17)Не дошел черед до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока еще не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.
(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошел на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришел я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело все было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст , так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, завороженный, ошеломленный, ошарашенный, чувствуя, как чем-то теплым и светлым омывается душа.
(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — все, что мешает нам взглянуть вокруг ясными с покойными глазами. (30)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственном чувству родно земли, то он обнаружит, что это чувство в нем не стихийно, что оно организовано и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.
(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин… (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924 — 1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.
- Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, активно пользуются методом скорочтения.
- Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С. Т. Аксакова.
- Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокохудожественных произведений.
- Произведения великих русских поэтов, прозаиков, художников пробуждают в людях любовь к Отечеству.
Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложения 2—4 содержат доказательство того, что говорится в предложении 1.
- В предложениях 5—6 содержится рассуждение.
- Предложения 13—17 указывают на причину того, о чем говорится в предложении 12.
- В предложении 21 содержится повествование.
- В предложении 28 содержится описание.
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________.
23. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения, синонимов и противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам
терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
24. «Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчеркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергей Трофимовича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: А («добрые и светлые чувства» в предложении 26), Б («омывается душа» в предложении 27), а также синтаксическое средство В (предложение 29). Еще одно синтаксическое средство Г (предложение 32) — подчеркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя» .
Список терминов:
- риторическое обращение
- сравнение
- риторический вопрос
- ряд однородных членов
- эпитеты
- противопоставление
- метафора
- литота
- антонимы
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1. 2, 4
2. поэтому
3. 3
4. налита
5. дипломатичный
6. прочитав
757812
8. инерционный
9. исцелить, воспеть
10. магниевый
11. расслабишься
12. неисчислимого
13. сначала, затем
14. 1, 2, 3, 4
15. 2, 5
16. 1, 2, 3, 4
17. 3, 4
18. 1
19. 1, 2, 3, 4
20. 1, 2, 5
21. 1, 3, 4
22. на второй план
23. 19
24. 5, 7, 4, 3
Информация о тексте
Примерный круг проблем текста 1. Проблема выбора метода чтения. // Какой метод чтения следует предпочесть? 2. Проблема определения круга чтения. // Какие книги составляют круг чтения человека? Какие книги важно прочитать каждому человеку? 3. Проблема влияния книг Аксакова на формирование личности человека. // Как влияет творчество Аксакова на мировоззрение человека, на формирование его личности? 4. Проблема влияния русской культуры на человека? // Какие чувства пробуждают в человеке знакомство с русской культурой? 5. Проблема выбора между кино, театром и книгой. // Что важнее: чтение книги или просмотр кинофильма, спектакля? | Позиция автора 1. Выбор метода чтения зависит от выбора книги, которую читает человека. Есть книги, которые можно читать методом скорочтения, чтобы быстро "схватить" необходимую информацию Но книги, относящиеся к русской классической литературе, например книги Аксакова, надо читать медленно, с наслаждением. 2. Часто выбор книг определен программой школы или института, и это, конечно, очень хорошие книги, однако выбор произведений для чтения может быть и случаен, определен жизненными обстоятельствами, хотя бы и случайно, встретился с лучшими произведениями русской литературы, среди которых, конечно, и книги Аксакова. 3. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова, сегодня недостаточно известное читателям, самоценно, для каждого человека знакомство с этим писателем необходимо, так как его книги, сказки, например "Аленький цветочек", формируют "душевное здоровье", пробуждают любовь к Отечеству. 4. Русская культура формирует личность человека, его мировосприятие, пробуждает добрые и светлые чувства, любовь к Отечеству. 5. Чтение книг не исключает просмотра кинофильмов, спектакля, нужно только выбирать для чтения лучшие книги, смотреть спектакли, поставленные на основе этих книг, пробуждающих в человеке добрые чувства. |
Предварительный просмотр:
Вариант № 40
(на основе «Тренировочного варианта № 4 от 03.10.2015», Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» http://vk.com/ege100ballov Составитель: Соколова М.)
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
(1)Сформулированный инженером Эдвардом Мёрфи в 40-х годах XX века «закон», утверждающий, что «если что-то может сломаться, то оно обязательно сломается», для большинства людей представляет собой не более чем житейскую мудрость, которая приносит утешение и помогает относиться с юмором к бытовым поломкам. (2)Но инженеры, в отличие от обычных людей, вовсе не ищут в утверждении Мёрфи утешение и оправдание, когда сталкиваются с поломками и неполадками. (3)(...) они намеренно пользуются «законом» Мёрфи для поиска слабых мест в созданных ими сложных системах: многократные испытания в максимально суровых условиях, приводящие к выведению системы из строя, позволяют выявить все слабые места и недочёты и устранить их как можно раньше.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- В отличие от большинства людей, инженеры не ищут в «законе» Мёрфи оправдание поломкам, а используют его для поиска слабых мест в создаваемых ими системах.
- Большинство людей склонно воспринимать «закон Мёрфи» как житейскую мудрость, которая позволяет легче переносить жизненные трудности и с юмором относиться к бытовым поломкам.
- Утверждение Мёрфи не просто помогает большинству людей примириться с жизненными неурядицами, но и является для инженеров «законом», позволяющим выявить все слабые места конструируемых систем.
- Проводя испытания сложных систем, инженеры стремятся заранее выявить те или иные слабые места своей продукции, чтобы провести необходимые доработки, прежде чем изделия выйдут в серию.
- Инженеры, сталкиваясь с поломками и неполадками систем, ищут оправдание случившемуся в «законе» инженера Эдварда Мёрфи, согласно которому всё, что может сломаться, рано или поздно ломается.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Если / Напротив, / Потому что / Например, / Таким образом
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛАБЫЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛАБЫЙ, -ая, -ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы.
- Отличающийся малой силой, мощностью. С. человек. С. голос. С. мотор. С. токи.
- Болезненный, нездоровый, а также (о здоровье) плохой. С. ребёнок. С. лёгкие. С. здоровье. С. зрение.
- Малый, незначительный. С. ветер. С. боль. С. надежда. С. признаки жизни.
- Лишённый твёрдости, устойчивости, последовательности. С. характер. С. воля.
- Неискусный, плохой. С. писатель. С. работник. С. ученик. С. книга.
- Не крепкий, не насыщенный. С. чай. С. раствор.
- Наиболее уязвимый (разг.) Этот тезис — с. сторона доклада.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
поделЁнный
диспансЕр
намЕрение
иксЫ
озлОбить
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Каждому человеку в течение дня ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ не менее десяти возможностей изменить свою жизнь.
Романы Гюго отмечены богатством творческого воображения, сюжеты их обычно сложны, развязки ЭФФЕКТНЫ.
Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛИЩНЫХ условий граждан.
Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают.
При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. МОЁ день рождения САМОЕ НАГЛОЕ самомнение воспаленные ДЁСНЫ более ПЯТИСОТ студентов по КОМ скучаю Ответ: ___________________________. 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..скошный
р..систый
р..сток
г..ристая
г..рделиво
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
непр..станно, непр..ступная (крепость)
чере..чур, не..гибаемый
пр..бабушка, под..гнал
пр..страстный, пр..забавный
пред..нфарктное, пост..нфарктное
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
больш..нство
потч..вать
гуттаперч..вый
алюмини..вый
владел..ц
Ответ: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
самокле..щиеся (обои)
бор..щиеся (народы)
стел..т (они)
ка..тся (грешники)
почу..т (собаки)
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В многометровых бетонных бассейнах отстаивается (НЕ) ОЧИЩЕННАЯ, так называемая техническая вода.
Выглядел Алексей колоритно: волосы всклокочены, прореха на локте (НЕ)ЗАШИТА, шапка в пыли.
Усы и борода, (НЕ)БРИТЫЕ много дней, придавали лицу брата непривычное суровое выражение.
Ахмед на татарина (НЕ)ПОХОЖ: высок, в кости тонок, волосом светел, нос картошкой.
Разговор с отцом обещал быть для Павла далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В случае наводнения людей оповещали пушечными выстрелами, а ТАК(ЖЕ) барабанным боем, звоном колоколов. Ученые установили, что наводнения связаны с циклонами, ветры которых сгоняют балтийскую воду к «горлу» Финского залива, образуя незаметную (В)НАЧАЛЕ волну.
Если у человека богатый внутренний мир, то с ним хорошо и интересно (ВНЕ)ЗАВИСИМОСТИ (ОТ)ТОГО, тринадцать ему или девяносто.
Я ее скорей (ПОД)МЫШКУ схватила и домой, ЧТО(Б) она на улицу не выскочила, там ее не найти будет.
(ПО)ОКОНЧАНИИ института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель (В)ВИДЕ инициала императрицы Екатерины II.
ЧТО(БЫ) ни случилось, верь в себя, верь в жизнь, верь в завтрашний день, верь во все, что ты делаешь. Время не любит, когда его тратят (В)ПУСТУЮ .
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Этот аудиокурс результативного общения гарантирова(1)о поможет Вам достичь всего, чего Вы хотите в кругу друзей, семьи и даже непроше(2)ых гостей. Следуя простым рекомендациям Дейла Карнеги, Вы сумеете ощутить себя естестве(3)о и увере(4)о во время публичных выступлений.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Любовь красива и желанна и каждый человек ей рад.
2) Непревзойденный поэт-сатирик А.К.Толстой писал свои произведения как под своим настоящим именем так и под именем придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова.
3) Книга будет интересна опытным родителям и новичкам и педагогам.
4) Осенью как-то особенно хочется жить и дрожащие от тумана улицы кажутся растворенными во времени.
5) Какое место в жизни занимает Интернет и как сеть влияет на вашу жизнь?
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На Западе уже отказались от клеймения (1) заменяя его вживлением под кожу животного микрочипа. Для идентификации используется прибор (2) определяющий наличие чипа (3) и (4) считывающий идентификационный номер.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Он был (1) без сомнения (2) блестящим драматургом, переводчиком, создателем великолепной любовной лирики, непревзойденным поэтом-сатириком. Наконец (3) А.К. Толстой (4) поистине (5) классик отечественной и мировой мистики.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всего на один сентябрьский день (1) в Царском Селе для посещения откроют старинные каменные оранжереи (2) первое упоминание (3) о которых (4) датируется 1722 годом.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сильная женщина (1) даже (2) когда все её планы рушатся (3) выглядит отлично и знает (4) что (5) если не будет так (6) как ей нужно (7) будет ещё лучше.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)У меня был закадычный приятель Вася. (2)Зимой, отбыв положенное в классах, остальное время мы катались на коньках или сидели за книжками, но не за учебниками, а за страшными, запрещёнными: читали вслух Достоевского, Толстого, Шекспира, Байрона. (3)А поздней весной и летом мы мало читали книги печатные, а больше увлекались книгой природы. (4)Была у нас широкая и многоводная река и густой лес под самым городом – открытая книга природы, всякому доступная, чьи глаза хотят видеть, уши слышать, а душа радоваться. (5)Всё, что нам не договаривали и не умели объяснить, мы читали на страницах этой книги. (6)И на её пышных и роскошных зелёно-голубых страницах мы учились постигать и любить огромный мир природы и своих собратьев по бытию – зверей, птиц, рыб, насекомых…
(7)У меня была лодочка на два места, совсем маленькая, плоскодонка. (8)На ней мы уезжали либо на тот берег реки, либо на остров невдалеке от города и говорили. (9)Говорили о тайнах мироздания и о возможности объяснить их при помощи науки, только не гимназической. (10)Говорили о борьбе в мире добра со злом; по нему выходило, что победит добро, а по-моему, все шансы были на стороне зла. (11)Говорили также о государственном устройстве, а именно о низвержении гимназического начальства и завоевании права свободно пользоваться книгами городской библиотеки.
(12)Но больше всего мы пили солнечный свет и дышали смолистым воздухом. (13)Когда плыли на лодочке, смотрели в глубину реки, которая у нас хоть и темна, а не мутна, как на Волге. (14)И там, в глубине, было множество скрытых тайн, жизнь совсем особенная. (15)А над нами было небо, тоже – перевёрнутая бездна, тоже полная жутких тайн; в ангелов мы не верили, а в людях на разных планетах мы не сомневались. (16)Но и помимо этого уж одни звёзды – ведь это чудо из чудес! (17)По берегам же цвела липа, сладкий запах которой кружил голову. (18)И впереди была вся жизнь – тоже голова кружилась.
(19)Однажды Вася зашёл ко мне утром, мы условились пойти в лес. (20)По лицу я его видел, что нечто произошло: весь он был таинственный и важный. (21)Перед тем как выйти, Вася не вытерпел и сказал: – (22)Хочешь знать, о чём я думаю? (23)И даже решил. – (24)Ну, говори. (25)Он стал ко мне вполоборота и произнёс: – (26)Знаешь ли ты, в чём цель жизни? – (27)Нe знаю. (28)Ну? – (29)В самой жизни. – (30)Как же это? – (31)А так, в ней самой! (32)Особой цели нет, а вся цель в том, чтобы жить. (33)И отсюда выводы. (34)Он это не вычитал, а открыл. (35)И я, подумавши, понял, что открытие это – великое. (36)Он мне и ещё растолковал: – (37)Это значит, что снаружи цели не ищи, она внутри. (38)Формула такая: «Цель жизни — самый процесс жизни».
(По М.А.Осоргину*)
*Михаи́л Андре́евич Осорги́н (1878 – 1942) – русский писатель, журналист, эссеист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Героев сблизила тяга к запрещенным книгам, мальчики готовы были в любое время года читать вслух Достоевского, Толстого, Шекспира и Байрона.
2) Рассказчик и его друг любили делать открытия.
3) Один из уроков, которые преподнесла гимназистам природа, - это необходимость любить братьев наших меньших.
4) По мнению рассказчика, открытая книга природы доступна любому человеку.
5) Больше всего героев увлекали тайны мироздания.
Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 16 содержится описание.
2) В предложениях 1-3 содержится повествование.
3) Предложение 15 противопоставлено по смыслу предложению 14.
4) В предложениях 37-38 представлено рассуждение.
5) Предложения 7-8 представляют собой описание.
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 34-38 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ___________________________.
23. Среди предложений 7-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
24. «Описывая воздействие природы на человека, М.А.Осоргин зачастую прибегает к использованию любимого тропа - (А)____ (предложения 3-6). Неподдельный восторг перед красотой природы выражает такое синтаксическое средство, как (Б)____ (предложение 16). Подчеркнуть увлеченность героев познанием мира автору помогает следующий прием – (В)____ (предложения 14-15). Заинтересованность гимназистов важнейшими вопросами бытия передает такая форма речи, как (Г)____ (предложения 21-38)».
Список терминов:
1) цитирование
2) лексический повтор
3) градация
4) восклицательное предложение
5) метафора
6) ряды однородных членов
7) эпитеты
8) олицетворение
9) диалог
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
1 | 13 |
2 | напротив |
3 | 7 |
4 | иксы |
5 | предоставляется |
6 | мой |
7 | 26941 |
8 | росток |
9 | чересчурнесгибаемый |
10 | большинство |
11 | самоклеящиеся |
12 | неочищенная |
13 | такжевначале |
14 | 134 |
15 | 12 |
16 | 12 |
17 | 123 |
18 | 2 |
19 | 134567 |
20 | 235 |
21 | 24 |
22 | снаруживнутри |
23 | 11 |
24 | 5429 |
Информация о тексте
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.
2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.
3) Одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий — это нанесение тонких плёнок в вакууме, позволяющее управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.
4) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой прочности и твёрдости.
5) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.
2. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
Впрочем,
Потому что
Поэтому
Следовательно
Таким образом
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
О́ПЫТ, -а, муж.
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ободрИть
сОгнутый
мозАичный
нарвалА
навралА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.
На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.
Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.
Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.
Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
ПОЛОЖИ книги
КЛАДИ на стол
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
НАДЕНЬ перчатки
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март". | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложений с косвенной речью |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..рёза
з..рница
обж..гать
к..ммерсант
сож..леть
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..винился, з..дирается;
без..звестный, дез..нформация;
и..правиться, бе..бородый;
пр..брежный, пр..поднять;
кур..ёзный, пред..явитель.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
озадач..нный
устар..вать
неудачл...вый
пул..вое (отверстие)
марл..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
проветр..шь
скаж..шь
терп..шь
знаком..шься
произнос..шь
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости,
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не)справедливость существующего порядка.
Мне (не)за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не)смущаясь.
Он никогда (не)смотрит прямо.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.
(ПО)НАСТОЯЩЕМУ счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет (ПО)КРУПИЦЕ накапливать это богатство.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
15. Задание 15 № 1011. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.
5) Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писатели (1) конечно (2) хорошо понимают, что в природе нет и (3) не может быть (4) ни прекрасного, ни безобразного.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед тем как подойти к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25
(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.
(4)3десь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.
(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.
(9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил в сердце верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.
— (11)Ты бы хоть воротник опустил, — сказал я.
—(12)У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, —сказал он.
(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он — на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.
(17)3дорово! — сказал я.
(18)3дорово! — сказал он.
(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.
(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.
— (22)Потерплю, — сказал Славка. — (23)Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.
(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.
(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх: у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.
(ЗЗ)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (Зб)Если бы им и удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.
(По В. Конецкому*)
* Виктор Викторович Конецкий (1929-2002 гг.) — прозаик, сценарист, капитан дальнего плавания.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор текста, как и Слава, служил во флоте.
2) Экипаж отказался покинуть лодку, потому что у многих на фуражках были неформенные козырьки.
3) У Славы были проблемы со здоровьем, но он не хотел оставлять службу на подлодке.
4) Слава был старшим помощником командира подлодки.
5) Слава погиб, но его подчинёные сумели покинуть лодку.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5–8 включают описание.
2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.
3) Предложения 25–28 включают повествование.
4) Предложение 32 содержит вывод рассуждения.
5) Предложения 1-3 содержат повествование.
22. Укажите слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите его.
шёл (предложение 5)
выглядывали (предложение 7)
корабль (предложение 15)
ступенька (предложение 33)
23. Среди предложений 29–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассказ о погибшем друге В. Конецкий начинает с описания его внешнего вида. Описывая «совершенно неформенную» одежду морского офицера, автор использует лексическое средство — (А)_____ («наплевав» в предложении 5). С помощью такого приёма, как (Б)_____ (в предложении 6), в этом описании поначалу создаётся образ офицера, пренебрегающего правилами. Однако автор хорошо видит основную черту погибшего друга и, называя её, использует троп — (В)_____ («хранил в сердце верность романтике» в предложении 10). Сквозь лаконичный, по-мужски сдержанный рассказ о гибели друга прорываются эмоции автора, о чём свидетельствуют короткие, отрывистые предложения и приём — (Г)_____ (предложения 26—27)».
Список терминов:
1) умолчание
2) противопоставление
3) гипербола
4) парцелляция
5) эпитеты
6) просторечное слово
7) экспрессивный повтор
8) риторический вопрос
9) метафора
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Ответы.
1. 23
2. Таким образом
3. 2
4. Мозаичный
5. Добротная
6. 4
7. 65432
8. Сожалеть
9. Прибрежный приподнять
10. Неудачливый
11.Скажешь
12.Несправедливость
13. Вполне вскоре
14.13
15.23
16.123
17.12
18.14
19.1234
20.134
21.123
22.Выглядывали
23.34
24.6294
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике на сайте: http://www.mathege.ru
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике на сайте: http://www.mathege.ru ...
ФИПИ. Русский язык. 9 класс. Открытый банк заданий. Тексты изложений.
Данный материал поможет учащимся в подготовке к ГИА по русскому языку....
Подготовка к ЕГЭ Открытый банк заданий ( задание из раздела квантовая физика )
При подготовке к ЕГЭ составляю тест из заданий открытого банка . Данный тест составлен при закреплении тем по квантовой физике....
открытый банк заданий ГИА 9 класс геометрия 1-20 страница
Материал с официального сайта ФИПИ 2016 год. Задачи с первой по двадцатую страницы....
Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
Распределить ивс по группам...
Задание 5 ОГЭ (Открытый банк заданий)
Задание 5 ОГЭ (открытый банк заданий)...
Самостоятельная работа по теме "Планиметрия". 10 класс Открытый банк заданий ЕГЭ профильный уровень
Задания из открытого банка ЕГЭ для закрепления:-умение оперировать понятиями: плоский угол, площадь фигуры, подобные фигуры;-умение использовать при решении задач изученные факты и теоремы плани...