Лингвистическая викторина
занимательные факты по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Евгения Борисовна Широкова

Лингвистическая викторина для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_viktorina.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая викторина

для учащихся 5-6 классов

Задание 1. Одно к трём

- Что может быть общего между песком, временем и сердцем? Знаете? Нет? Странный вопрос? В языке возможны всякие странности.
Так вот: общее  -
и песок, и время, и сердце могут быть золотыми.
Можете ли вы быстро найти определение для абсолютно разных по значению существительных, обозначающих людей, предметы, явления?
Проверьте себя!

Найдите общее определение  к каждой "тройке" среди прилагательных, данных ниже


А) подушка, характер, требования -
Б) друг, ответ, выигрыш (победа) -
В) старик, вопрос, воображение -
Г) нитка, тетрадь, работа -
Д) проспект, архитектор, предложение (или член предложения) -
Е) знаток, город, перемена -
Ж) дуб, держава, талант -
Прилагательные:  большой, верный, главный, больной, могучий, мягкий, тонкий.

Задание 2. Третье лишнее

Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

Вода, водитель, наводнение.
Рисунок, рисовый, зарисовка.
Горец, горе, гористый.
Носилки, носатый, поднос.
Гора, гореть, загорелый.
Столик, застольная, столетие.

Задание 3. Анаграммы

Анаграммы – слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст – стук.
Составьте цепочки из двух–четырех слов-анаграмм:

КЛОУН, КРОТ, ДАВЛЕНИЕ, ПАРАДОКС, СПАНИЕЛЬ.

Задание 4. Метаграммы

Метаграммы – слова, получающиеся при замене одной буквы другой.
Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: мама – 
Лама – лапа – папа.

МИГ … ЧАС

Задание 5. Псевдоанаграммы.

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

НЕАП -
НАУЛ -
ЛАГФ -
ЛИОШ -
РКАО -

НОКУС -
СЕЛЬР -
ЛОЕКЬ -
МАНЕС -
ЛУТЕР -

ФРАЖИ -
ТРАНОК -
БУРАЖД -
ДРОВОП -
РЕГОЦУ -

Задание 6. Палиндромы.

Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Задание 7.  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

обы(чай)ка.

МЕ(       )ОЛАД
ФОР(       )НИК
ЖЕЛ(      )СИН
ТАМ(       )КА
ВАМ(       )АТ

ДРА(        )УРА
КАР(     )ЕМЕЦ
ВАМ(   )АМИДА
ВОС(        )АРЬ
ВОК(        )ЕЖЬ
ПО(         )ОТОК

У(     )ОВА
ГОР(      )ОЛАД
НА(       )НЯ
ЗА(        )ЕЦ
СВИР(        )НИК
КАР(        )НА

ПО(       )АТКА
АМ(        )АК
ГО(        )КОТ
КОВ(        )НЯ
КАБ(      )ОШКО

Задание 7. Найдите слово

Решите следующие задачи, пользуясь ключом-примером.
Образец: отделите плод от растения  СОШИСНШАКА.
Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна.
 

Так же решаются остальные задачи. Удачи!

1) Какие здесь родственники?
СПЛЕЕМСЯТННРИАК -

2) Откуда выгнали маленького мальчика?
ШНЕКОЗНЛАЙКА -

3) Найдите числа, кратные двум.
ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ -

4) Назовите день недели и месяц.
АСРВГЕДУАСТ -

5) Какие оценки имеет нерадивый ученик?
ДЛОВДЫОЙРКЬИ -

6) Кто стучится в дверь ко мне?
ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН -

7) Узнайте в охапке цветок.
БФЛУКОЕКТС -

8) Кто съел весь сыр?
СЕМЫРШАКЯА –

Задание 8.  «Звери спрятались»

Найдите в словах или на стыке слов названия животных.

Подсказка: заСЛОН – слон. 

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но на пути заслон. Слышалось рычанье. «Принести грабли! – скомандовал охранник. И добавил, съёжившись: – Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду.

ОТВЕТ:

Задание 9

Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова? Различаются ли они произношением?

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил.

ОТВЕТ:

Задание 10

Ниже представлены японские пословицы. В одном столбике находится начало, в другом – конец. Необходимо соединить их. Не промахнитесь: во втором столбце больше вариантов, чем в первом!

1) Пришла беда –

2) Нет света

3) Все, что цветет,

 4) Пыль, нагромождаясь,

5) Купец купцу –

6) Об обычаях

7)Женщина захочет –

а) приходит счастье

б) неизбежно увянет

в) образует горы

г) долг

д) сквозь скалу пройдет

е) не спорят

 ж) может

 з) проговориться

 и) в твоем сердце

к) враг

л) без тени

м) полагайся на себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая викторина для учащихся 7-9 классов

Викторина подготовлена для внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-9 классов...

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Даннон внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"

Данное внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....

лингвистическая викторина о Германии.

Страноведческая викторина....

Лингвистическая викторина-конкурс «Калейдоскоп речи»

Интегрированное мероприятие на русском и английском языке...

Лингвистическая викторина

Задания на языковую эрудицию по английскому языку...

Лингвистическая викторина

Лингвистическая викторина...