Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Антонимы» в 5 классе
2015г.
Цели:
1. Обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с антонимами. Формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы, научить находить их в тексте.
Провести повторение орфограмм и пунктограмм, изученных ранее.
2. Развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы; развивать умение работать самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности на уроке; развивать умение использовать антонимы в речи.
3. Прививать интерес к изучению русского языка. Обогащать словарный запас учащихся, воспитывать культуру устной и письменной речи. Создавать эмоциональный настрой учащихся.
4. Воспитывать ценностные ориентиры: война и мир, сохранение памяти о войне.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
На слайде картинка «Дядя Степа и дети».
Учитель: Ребята, кто изображен на картинке? Какими прилагательными - синонимами мы можем его описать? Что такое синонимы? Дядя Степа большой, а дети рядом с ним …? О каких словах мы будем говорить сегодня? (Запись в тетрадь темы урока). Учитель раздает листы самооценки и просит учеников отмечать свои ответы.
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» | « - « | «П» | «Н» | «О» |
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем? (У всех у них одинаковая вторая часть). Что означает вторая часть этих слов-терминов? (онима - по-гречески означает - имя, слово). А если к этому ещё добавить первую часть анти (что значит против, противоположный), то и получится слово антоним. По аналогии с определениями омонимов и синонимов составьте определение антонимов.
4. Первичное закрепление знаний.
1) На экране появляются стихи с пропущенными словами-антонимами. Ученики отгадывают пропущенные слова. Пары антонимов записывают в тетрадь и на доске и определяют части речи.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тихо, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Храбрость – львиная отрада,
Трусость – зайчика беда.
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
Вася в школу не спеша
Еле тащится с утра.
А домой после уроков
Мчится голову сломя.
Искала Маша-растеряша
Подарки под елкой.
А нашла Дуняша
Над книгами в полке.
Учитель: Выходит, что антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы и даже предлоги.
2) Учитель: Антонимы часто встречаются также в пословицах. Упражнение учебника – пословицы. Ученики записывают с комментариями. Вспоминаем пословицы с антонимами. Где еще мы встречаем антонимы? Для чего же используются антонимы?
3)Ученики получают распечатки с текстами. Нужно заменить выделенные в текстах слова на антонимы, чтобы изменить текст. Задание выполняют в парах.
Как плохому ученику стать хорошим?
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
Как изменить погоду зимой?
Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут темные, тяжелые облака. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.
Как Ване исправить оценку?
Ваня вечером пошел в школу. Он опоздал на перемену. Учитель похвалил Ваню за опоздание. Весь урок Ваня бездельничал и получил за это «двойку».
4) Учитель: Ко всем ли словам текстов можно подобрать антонимы. К каким нельзя и почему? (Значит, не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением). Ученики парами сочиняют и записывают аналогичные истории наоборот.
5) Учитель: А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько противоположных по смыслу. Попробуем это сделать, используя тексты, и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается. Лексическое значение в этих случаях зависит от контекста. Контекст – это текст, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений. Ученики читают текст.
Война была для детей ж..стокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не т..тради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты.4 Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых в..щей, которым не придаёш.. зн..чения в повседневной мирной жизни.
(По Ю. Бондареву)
Учитель: Какова основная мысль этого текста? Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову «война». А каково лексическое значение этого слова? (Война -ы, мн. войны, войн, войнам, ж. 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.) Найдите антоним к слову «война». Как вы думаете, это многозначное или однозначное слово?( мир, мир, -а, мн. ч. -ы, -ов, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; 2. Человеческое общество, люди; 3. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений; II. МИР, -а, м. 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны, тишина.) С чем у вас ассоциируется слово «мир»? Найдите контекстуальные антонимы.
5. Самооценка (рефлексия).
Ученики смотрят, каких значков получилось больше всего и сравнивают с ответами на экране: |
«+» - Ты хорошо потрудился, был активен и урок усвоил хорошо! Молодец!
«-» - Ты очень старался, хорошо работал, но не все получалось.
«П» - Ты хорошо освоил тему, но мало отвечал. Отвечай смелее, у тебя все получится.
«Н» - Надо прилагать больше усилий и активнее участвовать в ходе урока. Постарайся быть внимательнее!
«0» - На этом уроке ты мало себя проявил. Подучи тему и тяни руку первым!
6. Домашнее задание.
1) Списать текст и выполнить синтаксический разбор второго предложения.
2) Написать рассуждение на тему «Как сохранить мир на земле?»
Материалы к уроку по теме «Антонимы» в 5 классе.
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» | « - « | «П» | «Н» | «О» | |||
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
- Замени выделенные слова антонимами и получи текст наоборот.
Как плохому ученику стать хорошим?
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.
Как изменить погоду зимой?
Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут темные, тяжелые облака. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.
Как Ване исправить оценку?
Ваня вечером пошел в школу. Он опоздал на перемену. Учитель похвалил Ваню за опоздание. Весь урок Ваня бездельничал и получил за это «двойку».
- Прочитай текст и найди контекстуальные антонимы.
Война была для детей ж..стокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не т..тради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты.4 Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых в..щей, которым не придаёш.. зн..чения в повседневной мирной жизни.
(По Ю. Бондареву)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...