Сборник "Тематические проверочные работы по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)
Сборник предназначен учащимся и учителям, работающим по учебнику М.М.Разумовской «Русский язык: 5 класс», однако может быть использован и при работе по другим учебникам, так как учитывает требования образовательного стандарта.Задания соответствуют ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения) и предназначены для проверки теоретических знаний, правописных и практических навыков учащихся. В сборнике представлены проверочные развивающие задания; предупредительные и объяснительные диктанты; контрольные работы (диктанты, тесты, словарные диктанты) на выявление уровня развития мыслительных ОУУН учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_tematicheskie_proverochnye_raboty_v_5_klasse.docx | 88.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г.Улан – Удэ
МАОУ «СОШ №19»
Сборник
«Тематические проверочные работы
по русскому языку в 5 классе
в соответствии с ФГОС ООО»
Составитель: Аюшеева Дарима Раднаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МАОУ «СОШ №19» г. Улан – Удэ
г. Улан – Удэ, 2015г.
Сборник «Тематические проверочные работы по русскому языку в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО».
Составитель: Аюшеева Дарима Раднаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ №19» г. Улан – Удэ
В сборнике представлены различные виды задания, которые подойдут для проведения как итоговых контрольных работ, так и проверки знаний в конце четверти и в процессе изучения темы. В них охвачены основные темы, изучаемые в 5 классе по русскому языку, поэтому они очень удобны для использования. Проверочные работы позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам. Задания соответствуют ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения) и предназначены для проверки теоретических знаний, правописных и практических навыков учащихся. В сборнике представлены проверочные развивающие задания; предупредительные и объяснительные диктанты; контрольные работы (диктанты, тесты, словарные диктанты) на выявление уровня развития мыслительных ОУУН учащихся. Проверочные работы направлены не только на проверку знаний и умений, но и на формирование умственных и познавательных возможностей учащихся. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Сборник предназначен учащимся и учителям, работающим по учебнику М.М.Разумовской «Русский язык: 5 класс», однако может быть использован и при работе по другим учебникам, так как учитывает требования образовательного стандарта. В 5 классах при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ОГЭ(9 класс) по русскому языку необходимо уже на начальном этапе использовать тестовые задания, структурированные под экзаменационные материалы.
Задача учителя на уроке - отработать навыки выполнения таких заданий, закрепить их в индивидуальной, групповой и фронтальной работе и только потом провести контрольную или проверочную работу с целью проверки знаний, анализа и исправления ошибок.
Такая методика подготовки и проведения самостоятельных работ дает прогнозируемый достаточно высокий результат. Конечно, можно пользоваться и готовыми материалами, предлагаемыми методистами и учителями, но, зная уровень подготовки класса, особенности восприятия материала школьниками данного класса, можно заранее предусмотреть те трудности, которые у них могут возникнуть, предложить алгоритм выполнения заданий, что приведет к успешному выполнению работы.
В данном пособии предлагаются следующие задания для итогового и текущего контроля по темам:
- Входная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
- Входная диагностика - диктант с орфографическими заданиями
- Проверочная работа по фонетике и орфоэпии
- Проверочная работа по теме: «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
- Тест по теме «Лексика»
- Предупредительный диктант по орфографии
- Синтаксис и пунктуация
- Проверочный тест по теме: « Предложение»
- Тест «Прямая речь»
- Контрольная работа по теме: «Имя существительное»
- Словарный диктант из слов ЗСП
- Глагол
- Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»
- Итоговая контрольная работа – диктант с грамматическим заданием
- Итоговая предметная проверочная работа.
Входная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
Цель: выявление сформированности УУД (универсальных учебных действий) в адаптационный период – переход из начальной школы в среднее звено
1. На уроке русского языка дети записывали слова под диктовку:
театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
Между двумя девочками возник спор.
Маша утверждала, что во всех перечисленных словах буквы, обозначающие гласные звуки, соответствуют конкретному гласному звуку, а Оля с ней не соглашалась.
Как ты думаешь, кто из девочек прав, и почему ты так считаешь? Запиши свои рассуждения в специальном бланке.
2. В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов. В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения:
Иван Иванович Петров: «Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры».
Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например, слово «спутник» стало интернациональным».
Какая точка зрения кажется вам более правильной? Почему? А, может быть, у вас есть своя точка зрения по этому вопросу? Запиши свои рассуждения в специальном бланке.
3. Настя учится в первом классе. Она умеет писать только те слова, в которых нет слабых позиций (т.е. гласные находятся под ударением и гласный звук [у] всегда обозначается буквой у).
Какие из перечисленных ниже слов можно продиктовать Насте? Запиши их:
бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
Ответы:
1. На уроке русского языка дети записывали слова под диктовку:
театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
Между двумя девочками возник спор.
Маша утверждала, что во всех перечисленных словах буквы, обозначающие гласные звуки, соответствуют конкретному гласному звуку, а Оля с ней не соглашалась.
Как ты думаешь, кто из девочек прав, и почему ты так считаешь? Запиши свои рассуждения в специальном бланке.
Ответ:
Права Оля.
Варианты: так как в позиции после гласного буквам Е, Ё, Ю, Я соответствует не только конкретный гласный звук, но ещё и согласный (то есть в данной позиции им соответствует два звука, один из которых согласный, а другой гласный). Подобное происходит в словах КАЁМКА, СИЯТЬ, СОЮЗ, СТРУЯ, БОЕЦ.
Оценивание:
2 балла – указано, что права Оля и объяснение дано с позиции, что одна буква может соответствовать двум звукам (один гласный и один согласный)
1 балл – указан только ответ Оля и нет обоснований или обоснования были связаны только с ударной и безударной позиции гласных в слове.
0 балл – все остальные варианты.
Интерпретация:
В данном задании определяется отношение учащихся к точкам зрения других учащихся на основе формальных знаний. Делается в этом задании попытка оценить коммуникативную грамотность – умение работать с точками зрениями других учащихся, формулирование своей собственной точки зрения
2. В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов. В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения:
Иван Иванович Петров: «Язык — это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры».
Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например, слово «спутник» стало интернациональным».
Какая точка зрения кажется вам более правильной? Почему? А, может быть, у вас есть своя точка зрения по этому вопросу? Запиши свои рассуждения в специальном бланке.
Ответ:
Возможны все три варианта ответа. Главное в оценке аргументация той или иной позиции.
1) Оба учёных-языковеда по-своему правы. Процесс заимствования – это непрерывный процесс, который происходил, происходит и будет происходить во все периоды существования языка. Он неизбежен, так как мы не изолированы от мира и мир не изолирован от нас. Но в настоящее время поток заимствований настолько велик и неуправляем, что мы рискуем утратить самобытность и красоту русского языка. Это проблема, которую надо решать сообща, контролируя свою речь и избавляясь, прежде всего, от необоснованного использования иностранных непереводимых упрощений и сокращений, которые делают язык бедным и примитивным.
2) На мой взгляд, прав Петров И.И. Необходимо защищать и сохранять неповторимый и могучий русский язык, т.к. современная речевая ситуация (использование сленговых выражений моими ровесниками, формат различных средств массовой информации (телевидение, радио), на мой взгляд , ведет к необратимой гибели русского языка. В современном мире мы все чаще встречаемся с нарушением языковых норм (орфоэпических, грамматических, стилистических) , что, безусловно, является недопустимым. Необходимо срочно исправлять сложившуюся ситуацию, а начать рекомендую с себя! Уроки русского языка очень помогают в этом!
3) На мой взгляд, прав Иванов П.П. Для развития каждого языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Это естественный и неизбежный, обусловленный торговыми, научными, культурными контактами между народами процесс. Всякая замкнутая национальная культура обычно проигрывает в своём развитии. Данный процесс протекает с различной степенью интенсивности. Россия – великая мировая держава, связанная с мировым сообществом политическими, экономическими и культурными нитями, которые определяют широкое употребление иноязычной лексики, и сопротивляться данному факту считаю бессмысленным.
Оценивание:
2 балла – правы оба ученых и аргументированное изложение своей точки зрения.
1 балл – прав один из ученых и аргументированное изложение своей точки зрения.
0 баллов – отсутствует какая-либо аргументация.
Интерпретация
Данное задание связано с умением относиться к разным точкам зрения, представленным в тексте; выдвижением и обоснованием собственной точки зрения (она может быть различной). Кроме этого умение создавать свой письменный текст на определенную тему (элементы письменной дискуссии).
3. Настя учится в первом классе. Она умеет писать только те слова, в которых нет слабых позиций (т.е. гласные находятся под ударением и гласный звук [у] всегда обозначается буквой у).
Какие из перечисленных ниже слова можно продиктовать Насте? Запиши их:
бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
Ответ:
Стучал, глухарь
Оценивание:
2 балла – выделены два слова: стучал и глухарь
0 баллов – остальные варианты
Интерпретация:
С одной стороны, это задание на выбор объекта по заданным признакам из текста. С другой стороны, через введения позиции первоклассника видеть ее «границу знания/незнания».
II. Входная диагностика - диктант с орфографическими заданиями
Цель: проверяется сформированность навыков правописания корней слов, разделительных ъ и ь, ь после шипящих в конце слов, буквенных сочетаний типа жи—ши, чк, чн и т. д.
Диктант
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.
В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.
Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.
Дополнительные задания. 1. Выпишите из текста диктанта пять слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните их.
2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.
3. Выделите в одном-двух предложениях безударные личные окончания глаголов.
Примечание. Слова взяты из «Орфоэпического словарика» учебника. Можно разрешить ученикам пользоваться указанным словарем для справок.
III. Проверочная работа по фонетике и орфоэпии
1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж] (1 вариант), [л], [к], [ш] (2 вариант).
2. Сделайте фонетический разбор слова: пятью (1 вариант), семью (2 вариант).
3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударения в словах: Ильинична, термин, сорит (1 вариант), Фоминична, тире, щавель (2 вариант).
4. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (1 вариант), обозначающие два звука (2 вариант).
5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
6. (Для сильных учащихся). Выберите правильный ответ:
а) [с] - согласная, твердая, глухая.
б) [с] - согласный, твердый, глухой.
Обоснуйте свой выбор.
Примечание. Пятое задание проверяется учителем устно: ученик произносит слово правильно, в соответствии с пометами. Письменная форма проверки в данном случае неуместна, так как контролируется устная речь. Идеально было бы провести всю проверочную работу не прибегая к письму.
IV. Проверочная работа по теме: «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
Задание 1. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.
Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.
- Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.
- Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глянц...вая бумага, юная танц...вщица, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлый ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.
Задание 3. Тестовое задание
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) печ...нка
б) мальч...нка
в) ш...рох
г) ш...мпол
2. B каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) ш...тландский
б) ж...сткий
в) сургуч...м
г) зайч...нок
3. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) прич...ска
б) уш...л
в) ож...г
г) ш...лковый
4. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) рассеч...н
б) мыш...нок
в) потеч...т
г) сгущ...нка
5. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) инфекц...я
б) ц...кады
в) сж...гающий
г) на ц...почках
6. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц...тата
б) полиц...я
в) ц...ркуль
г) близнец...
Ответы:
Задание 1. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.
Гладкая шёрстка, узкий желоб, упавшие жёлуди, раствор щёлочи, мельничный жернов, держаться чопорно, прочный шов, дать пощёчину, принести бечёвку, совершить поджог, приобрести по дешёвке.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.
1. Флаг над каланчой, огорчиться неудачей, машина с кирпичом, угостить калачом, следить за матчем, редкий пушок, крепкий орешек, тесная лавчонка, увидеть зайчонка, напряжение перед финишем.
2. Покрыться румянцем, изящное зеркальце, глянцевая бумага, юная танцовщица, мажорный тон, купить шорты, прожорливая рыба, утлый чёлн, жёлтый крыжовник, верный расчёт, жжёт лицо, паштет из печёнки.
Задание 3. Тестовое задание
1. А 2. Б 3. В 4. Б 5.Г 6.Г
V. Тест по теме «Лексика» Вариант 1
1.Укажи ряд, в котором все слова являются синонимами.
1)ясный, понятный, незнакомый;
2)смелый, ласковый, строгий;
3)интересный, увлекательный, занятный;
4)горячий, холодный, жаркий.
2.Укажи словосочетание, в котором есть слово в переносном значении.
1)солнечный день;
2)вершина горы;
3)железный гвоздь;
4)волчий аппетит.
3.Укажи, в каком предложении допущена лексическая ошибка.
1)Мы шли по лосиному следу.
2)3ачинщик сделал много интересных дел на заводе.
3)В дорогу с собой он взял несколько интересных книг.
4)Холодный резкий ветер пробирает до костей.
4.Укажи профессиональное слово.
1)вода; 2)думать; 3)реанимировать; 4)длинный.
5.Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов, называется
1)словообразованием;
2)лексикологией;
3)фразеологией;
4)орфоэпией.
6.Укажи ряд слов, в котором слова не являются антонимами.
1 )бежать-стоять;
2)храбрый -трусливый;
3 )невежа-невежда;
4)близко-далеко.
7.Какой из фразеологизмов имеет значение ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ?
1)ноги протянуть;
2)руки чешутся;
3)себе на уме;
4)утащить из - под носа.
8.Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении
1 )золотые листья 3 )золотые часы
2)золотой характер 4)золотой дождь
9.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.
1 )девочка идет 3 )вода льется
2)собака лает 4)море смеется
10.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.
1 )от мала до велика 3)стар и млад
2)целиком и полностью 4)рано или поздно
11.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.
1)На чужой сторонушке рад своей воронушке.
2)Горькая правда лучше сладкой лжи.
3)Ученье - свет, а неученье - тьма.
4)Мал золотник, да дорог.
12.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному дороги.
1 )сооружают 3 )воздвигают
2)строят 4)прокладывают
13.Укажите лексическое значение выделенного слова.
Расстояние между собаками и медведем стремительно сокращалось.
1)сжаться
2)выразиться в меньших единицах
3) уменьшиться в объеме
4)стать короче
14.Укажи словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя.
1)крепкая ткань
2)крепкие руки
3)крепкий ливень
4)крепкий орех
15.Укажи слово, в котором ударение падает на второй слог.
1 )доктор 3)послание
2)задавать 4)мальчик
Вариант 2
1 Значение какого слова определено неверно?
1)ландыш-цветок семейства лилейных
2)пейзаж-описание внутреннего вида помещения
3)аромат- очень приятный запах
4)подлежащее- один из главных членов предложения.
2.В предложении К УТРУ МЕЛКИЙ ДОЖДЬ УСНУЛ в переносном значении употреблено слово
1 )мелкий 2)к утру 3)дождь 4)уснул
3.Укажи, в каком предложении допущена лексическая ошибка.
1)Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.
2)Маша любила яркие, эффективные платья.
3)Девушка неуверенно шла по льду.
4)Эта семья жила на центральной улице города.
4.Укажи заимствованное слово.
1)девушка
2)видеть
3)какао
4)книжка.
5.Устойчивое сочетание слов называется
1 )омонимом
2)синонимом
3)антонимом
4)фразеологизмом.
6.Слова какой пары не являются синонимами?
1 )быстро-медленно
2)малый -короткий
3)друг-приятель
4)сильный -храбрый.
7.Какой из фразеологизмов не означает ГОЛОДАТЬ?
1)питаться воздухом
2)положить зубы на полку
3)маковой росинки во рту не было
4)чесать языком.
8.Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.
1 )хвост кометы 3 )хвост лисы
2)хвост поезда 4)хвост самолета
9.Укажите словосочетание, в котором глагол употреблен в переносном значении.
1)щёки горят 3)дети шумят
2)звери спят 4)человек молчит
10.Укажите в каком словосочетании содержатся синонимы.
1)Ни дать ни взять 3)в огонь и в воду
2)С больной головы на здоровую 4)из пустого в порожнее
11.Укажите пословицу, которая не содержит антонимы.
1)Кто умеет веселиться, того горе боится.
2)Человек с друзьями, как степь широкая, а без друзей, как ладонь узкая.
3)Храбрый побеждает, а трус погибает.
4)Лучше пощёчина от друга, чем хлеб от врага.
12.Укажите глагол, который по смыслу подходит к имени существительному водопад.
1)бежит 3)течёт
2)струится 4)низвергается
13.Укажите лексическое значение выделенного слова.
Когда солнце скрылось за далекие горы, стало быстро темнеть.
1 )имеющее большое протяжение
2)что-то происходящее на большом расстоянии
3) Находящееся далеко
4)отдаленное большим промежутком времени.
14.Отметь многозначное слово.
1)ветер
2)овраг
3)равнина
4)загладить
15.Укажи слово, в котором неправильно выделен ударный слог.
1 )кОфе 3)атЕлье
2)диалОг 4)модЕль
Ответы к тесту по теме «Лексика»
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.3 2.4 3. 2 4.3 5.2 6.3 7.2 8.3 9.4 10.2 11.4 12.4 13.4 14.3 15.3 | 1.2 2.4 3.2 4.3 5.4 6.1 7.4 8.3 9.1 10.4 11.1 12.4 13.3 14.4 15.3 |
VI. Предупредительный диктант по орфографии
1 вариант
- Раз..скать , без..мянный герой , сверх..зысканные манеры , контр..гра , пред..стория .
- ..десь, ра..считывать , ра..пространить , и..чезнуть , чере..чур .
- Пр..поднести подарок , пр..емник учёного , пр..видение , пр..чудливый , камень пр..ткновения.
- В ожидани.. , в ине.. , в племен.. , на взморь.. , о санатори.. .
- Мороз..ц , луж..ца , кусоч..к , сарайч..к , горош..нка .
- Буфет..ик , донос..ик , вербов..ик , доклад..ик , бетон..ик .
- Врем..чко , горл..нка , сем..чко , зайч..к , солом..нка .
- В постел.. , в постельк.. , при знани.. , при знамен.. , на сидень.. .
- Ткань красит..ся , каша варит..ся десять минут , обязан учит..ся , закат золотит..ся , опасает..ся.
2 вариант
- Ум..лять о помощи , разв..ваться на ветру , прор..дить рассаду , прим..рять костюм , посв..тить фонарём .
- Об..зательный человек , хорошее об..няние , д..легат , просторный в..стибюль , к..ндидат в к..манду .
- Изл..жение , дог..рающая свеча , возр..ст , р..внина , соч..тание .
- Р..стовщик , з..рянка , ур..вень , пл..вец , р..сток .
- Оторванная деревя..ка , скомканная бума..ка , испуганная зверю..ка , пойманная рыбё..ка , вкусная коври..ка .
- Ше..ствовать по дороге , чу..ствовать гордость , объезжать окрес..ность , блес..нуть в облаках , чес..вовать ветеранов .
- Гал..ерея , ал..ея , груп..а , ак..орд , колон..а .
- Деш..вый , ш..колад , искусный ж..нглёр , тёмная чащ..ба , модная прич..ска .
- Ц..ган , дефиц..т ,панц..рь , бледнолиц..й , ц..рковой .
Ключ к предупредительному диктанту по орфографии
1 вариант
- Разыскать, безымянный герой, сверхизысканные манеры, контригра, предыстория
- Здесь, рассчитывать, распространить, исчезнуть, чересчур.
- Преподнести подарок, преемник учёного, привидение, причудливый, камень преткновения.
- В ожидании, в инее, в племени, на взморье, о санатории.
- Морозец, лужица, кусочек, сарайчик, горошинка.
- Буфетчик, доносчик, вербовщик, докладчик, бетонщик.
- Времечко, горлинка, семечко, зайчик, соломинка.
- В постели, в постельке, при знании, при знамен, на сиденье.
- Ткань красится , каша варится десять минут , обязан учиться , закат золотится , опасается.
2 вариант
- Умолять о помощи, развеваться на ветру, проредить рассаду, примерять костюм, посветить фонарём.
- Обязательный человек, хорошее обоняние, делегат, просторный вестибюль, кандидат в команду.
- Изложение, догорающая свеча, возраст, равнина, сочетание.
- Ростовщик, зорянка, уровень, пловец, росток.
- Оторванная деревяшка, скомканная бумажка, испуганная зверюшка, пойманная рыбёшка, вкусная ковришка.
- Шествовать по дороге, чувствовать гордость, объезжать окрестность, блеснуть в облаках, чествовать ветеранов.
- Галерея, аллея, группа, аккорд, колонна.
- Дешёвый, шоколад, искусный жонглёр, тёмная чащоба, модная причёска.
- Цыган, дефицит, панцирь, бледнолицый, цирковой.
VII. Синтаксис и пунктуация
Работа с текстом (задания по теме словосочетание и предложение)
Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.
1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер. Ответ: _______________________
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. Ответ: ________________________
3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.
Ответ: ____________________________
4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. Ответ:____________________________
5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное. Ответ:____________________________
6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой. Ответ: ___________________________
7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). Ответ: ____________________________
8.Напишите, простым или сложным является предложение 7. Ответ: ______________________________
Ответы:
1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер. Ответ: 10
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. Ответ: выносила тарелку
3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.
Ответ: 5,7,8
4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. Ответ: она стрекотала
5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное. Ответ: злая стрекоза
6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой. Ответ: улетала
7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). Ответ: наречие
8.Напишите, простым или сложным является предложение 7. Ответ: простое.
VIII. Проверочный тест по теме: « Предложение»
- Какое предложение является побудительным?
- Почему вы вчера не пришли?
- Приходите завтра к нам.
- Вчера мы пришли очень поздно.
- Плакаты висели повсюду.
- Вопросительным может быть предложение:
- Приходи, дедушка, поскорее
- Дедушка придёт сегодня
- Ранним утром мы отправились в лес
- Я долго учил правило
- Какое предложение нераспространённое?
- Стража царская стоит.
- Птица там не пролетит.
- Близко зверь не пробежит.
- Бор темен, дик.
- Укажите грамматическую основу в предложении: Осень рисует художник, а вспоминает лето.
- осень рисует
- рисует художник, вспоминает
- вспоминает лето
- рисует художник
- Какое предложение вопросительное?
- Дочка царская пропала
- Ах ты, мерзкое стекло
- Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее
- Ты прекрасна, спору нет
- Укажите грамматическую основу в предложении: Одноногий пират искал с золотом клад, а нашел лишь пустой сундук.
- пират искал
- искал клад
- нашел сундук
- пират искал, нашел
- В каком предложении только один главный член?
- Ночь тиха.
- Билеты купили на вторник.
- Два братца пошли на речку купаться.
- Скажешь ли ты правду?
- Найдите двусоставное предложение:
- Утром обязательно обливайся холодной водой.
- Напиши письмо брату.
- Утром отправились в поход.
- Уже пожелтели березки.
- Из предложения выпишите сказуемое: Вся белёшенька земля.
- Из предложения выпишите подлежащее: Два дня мы были в перестрелке.
- Из предложения выпишите дополнение: Небольшой зал освещал единственный светильник.
- Из предложения выпишите дополнение: Кукольные домики украшали затейливые узоры.
Ответы: 1.2 2.2 3.4 4.2 5.3 6.4 7.2 8.4 9. белёшенька 10. мы 11. зал 12. домики.
IX. Тест «Прямая речь»
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
1)“П”,- а. 2) “П!” - а.
3)А – “П?” 4) А: “П”.
2) Какое предложение не соответствует схеме? “П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
1.Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: « Хорошо!»
2. «Спасибо тебе» : сказал доктор.
3. «Звери, собирайтесь!» - крикнул он.
4. «Что там случилось?» - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
Ответы: 1. 3 2. 1 3. 2
4.
«Куда же?» - вы спросил Андрей.
«Держись за лодку!» - успел крикнуть мальчик.
«Расскажи, что ты знаешь о звуке», - мягко обратился ко мне экзаменатор.
В известной песне поется: «С чего начинается Родина?»
X. Контрольная работа по теме: «Имя существительное»
Вариант 1
1. Допиши фразы.
а) Одушевленные существительные отвечают на вопрос______________________
б) В предложении существительные чаще всего бывают______________________
в) Нарицательные существительные являются названиями _______________________ г) К существительным собственным принадлежат _______________________ д) В кавычки заключаются_____________________________
2. Зачеркни ненужную букву. Обведи букву с именами собственными:
а) (К,к)аштанка; д) (М, м)олодежь; и) (К, к)уликовская битва;
б) (К,к)утенок; е) (Г,г)азета; к) (Т,т)ортила;
в):span> (Е,е)нисей; ж)(Л,л)омоносов; л) (М,м)арс;
г) (П,п)етрович; з) (Ч,ч)ерепаха; м) (И,и)мператор.
3. Выпиши те имена собственные, которые необходимо заключать в кавычки.
а) Передача Диалоги о животных, столица Франции, город Санкт-Петербург.
б) Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.
в) Бородинское сражение, роман Остров сокровищ, военный катер Смелый.
4. Цифрами обозначь род существительных:
1 - мужской род; 2 - женский род; 3 - средний род.
Рояль ( ), мармелад ( ), мышь ( ), путь ( ), созвездие ( ), повидло ( ), шампунь ( ), неприятность ( ), фамилия ( ), тюль ( ), гербарий ( ), пианино ( ), шоссе ( ),-камыш ( ), шелк ( ), дедушка ( ).
5. Продолжи перечисление существительных, приведи 2—3 примера.
а) Ножницы, ясли,
Эти существительные имеют только форму__________числа.
б) Такие существительные, как железо, молоко
имеют только форму____________числа.
6. Вставь пропущенные буквы и подчеркни «третий лишний!».
а) в деревн_, в город_, в бандерол_
б) в алле_, в рощ_, в гаван_;
в) на станции_, на лекци_, на полянк_;
г) о собрани_, о договор_, о заявлени_;
д) к галере_, к амбулатори_, к электростанци_;
е) в гербари_, в планетари , в сара .
7. Вставь буквы в окончания существительных множественного числа. Дополни третьей парой:
а) город — город_, директор — директор_,
б) шофер — шофер_, факел — факел_,
в) стрела — стрел_, страна — стран_,
8. Отметь существительные, имеющие нулевые окончания в род. п. мн. ч.:
а) болгары; г) апельсины; ж) партизаны;
б) дела; д) чулки; з) помидоры;
в) яблоки; е) носки; и) места.
Вариант 2
1. Допиши фразы. а) На вопрос что? отвечают имена существительные.______________________
б) Имена существительные относятся к____________ и изменяются по_________________
в) Существительные собственные являются названиями_______________
г) К существительным собственным принадлежат______________
д) В кавычки заключаются____________
2. Зачеркни ненужную букву. Обведи букву с именами собственными
а) (К,к)ороль; ж)(Б,б)азилио;
б) (3,з)олушка; з) (Т,т)ихий (0,о)кеан;
в) (Ч ,ч)ерное (М,м)оре; и) (П,п)роспект;
г) (Л, л)ермонтов; к) (А,а)нглия;
д) (Ж, ж)урнал; л) гора (Э,э)льбрус;
е) (К к)от; м) (М,м)урзик.
3. Подчеркните имена собственные, которые необходимо заключать в кавычки.
а) Город Париж, планета Марс, газета Комсомольская правда,
б) Программа Итоги, корабль Титаник, птица воробей.
в) Телепередача Утренняя звезда, балет Лебединое озеро, улица Шелковичная.
4. Цифрами обозначь род существительных:
1 - мужской род; 2 - женский род; 3 - средний род.
Бабушка ( ), тюлень ( ), варенье ( ), полотенце ( ), простыня ( ), рояль ( ), свежесть ( ), тюль ( ), шампунь ( ), пианино ()чудовище ( ), сирень ( ), туфля ( ), тополь ( ), фамилия ( ), фасоль( ).
5. Продолжи перечисление существительных, приведи 2-3 примера.
а) Щипцы, консервы,
Эти существительные имеют только форму ___________ числа.
б) Такие существительные, как керосин, бегство,
имеют только форму __________ числа.
6. Вставь пропущенные буквы и подчеркни «третий лишний».
а) на стадион , на строительств , на лошад ;
б) в летопис_, на пристан_, в подземель_;
в) на репетици_, на постановк…, станци_;
г) о расстояни_, о затмени_, о героизм_;
д) к фабрик_, к коллекци_, к алле_;
е) в санатори_, в сара_, в строительств_.
7. Вставь буквы в окончания существительных множественного числа. Дополни третьей парой: а) паспорт - паспорт_, якорь — якор_,______
б) оператор - оператор_, инженер - инженер_,__________
в) земля - земл_, карусель - карусел_,____________
8. Отметь существительные, имеющие нулевые окончания в род. п. мн. ч.:
а) солдаты; г) носки; ж) мандарины;
б) ботинки; д) томаты; з) офицеры;
в) армяне; е) валенки; и) татары.
ХI. Словарный диктант для учащихся 5 класса
Словарный диктант для учащихся 5 класса составлен из слов ЗСП (значение, строение, правописание слов) - 1 – 10 по учебнику - Русский язык. 5 класс. Под редакцией Разумовской М.М. М., «Дрофа», 2014.
Лингвистика, удивительный, человечество, знаменитый, недоразумение, разъединение, единоборец, сожаление, укротитель, отпраздновать, достижение, отражать, безмятежный, отдалённый, чувствовать, раздражать, профессия, фильтровать, обогащать, убеждать, миллион, рассказывать, объяснять, разгадать, бинокль, инженер, иллюстрация, моментальный, юный, коллекция. (30 слов)
XII. Глагол Вариант 1 1. Обведи нужную букву. Подчеркни «третий лишний»:
а) ум(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ;
б) пот(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть;
в) бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный;
г) подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру;
д) изл(а,о)гать, предпол (а,о)жение, предпол(а,о)гать;
2. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.
а) Мы будем сажать леса из скорорастущих деревьев. Мы пре одолеем время.
б) Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза, а за ней по соседству сухо прошуршит липа, дуб потрясет рыжими космами.
в) Днем была духота. Я лег под березу, заснул и проснулся от гари. Ветер стелил дым над озером.
3. Подчеркни глаголы II спряжения.
Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем люби мые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертыва ется легко и быстро, как свиток.
4. Подчеркни глаголы I спряжения.
Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться. дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть, терпеть.
5 .Вставь пропущенные буквы. ПОДЧЕРКНИ глаголы II спряжения с безударным окончанием:
а) они представля_т, они слуша_т, они завис_т;
б) держ_мся, вымокн_м, украша_м;
6. ПОДЧЕРКНИ глаголы I спряжения с безударным окончанием:
а) бор_шься, ненавид_шь, стро_шь;
б) он ответ_т, он выстро_т, он ла_т;
7. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания: а) глагола 2 лица ед. ч.: продолжа_шь, дума_м, гон_т;
б) глагола 2 лица мн. ч. бор_мся, чита_те, (они) хлопоч_т;
в) глагола ед. ч. кле_те, се_те, кле_т.
8. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол несов. вида, II спр. стоит в ед. ч., наст. вр., 3 лице
Дышит степь июльская покоем, блещут зори дальние.
9. Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).
1)брызгает а) разбрасывает капли
2) метает б) поливает
3) брызжет в) увлажняет
4) мечет г) опрыскивает
д) бросает, обшивает
е) разбрасывает, направляет
ж) закидывает
10. Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:
а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;
б) сыпать, спать, резать, бегать.
11 .Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:
а) сеять, лелеять, лаять;
б) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.
Глагол Вариант 2
1. Обведи нужную букву. Подчеркни «третий лишний»: а) перет(и,е)рать, уд(и,е)рать, выж(и,е)чь;
б) уб(и,е)рут, ум(и,е)рать, бл(и,е)стеть;
в) пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать;
г) выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е)р;
д) пол(а,о)жение, изл(а,о)гать, ул(а,о)жить.
2. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настояще го (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен. а) Осенью па опушку леса прилетели тетерева.
б) Через десять лет на этих пустошах будут шуметь густые леса.
в) Снежинки кружатся, опускаются медленно, тают на лицах.
г) Когда мы пойдем в поход, мы обязательно возьмем с собой карту. Она поможет нам в пути, подскажет верный маршрут.
3. Найди глаголы. Подчеркни глаголы I спряжения.
Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как бос красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие ж мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. мошки вьются столбом.
4. Подчеркни глаголы II спряжения.
Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, от вечать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.
5. Подчеркни глаголы II спряжения с безу дарным окончанием:
а) гон_шь, шепч_шь, (они) охраня_т;
б) слыш_м, стел_шь, (он) кол_т;
6. Подчеркни глаголы I спряжения с безударным окончанием:
а) расстел_те, бре_те, ненавид_м;
б) он дыш_т, он мо т, он пил_т;
7. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания: а) глагола 1 лица мн. ч. дума_м, чита_шь, прилет_т
б) глагола 2 лица ед. ч. :Ненавид_шь, чувству_шь, постро _те;
в) глагола3 лица. мн. ч.: гон_те, пиш_т, завяс_т.
8. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол сов. вида, I спр., стоит в ед. ч., буд. вр., 3 лице. Сколько здоровья и бодрости приобретет каждый, кто дружит с природой и заботится о ней.
9.Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).
1) движет а) протекает 2) каплет б) падает каплями
3) двигает в) льется
4) капает г) вытекает
д) переставляет, перетаскивает
е) побуждает, руководит
ж) затаскивает
10.Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:
а) сыпать, спать, резать, бегать;
б) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать
11.Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:
а) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
б) сеять, лелеять, лаять;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.
XIII.Тест по русскому языку по теме «Имя прилагательное»
Прочитайте внимательно задания теста. Задания выполняйте последовательно. Задание №1
Имя прилагательное изменяется по…
- родам, числам, падежам
- родам, лицам, падежам
- падежам, лицам, числам
Задание № 2
Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание
- – им
- – ого
- – ем
Задание № 3
Имя прилагательное отвечает на вопросы
- кто? что?
- какой? чей?
- что делать? что сделать?
Задание № 4
В предложении полное прилагательное чаще всего является
- обстоятельством
- подлежащим
- сказуемым
- определением
- дополнением
Задание № 5
В предложении краткое прилагательное чаще всего является
- подлежащим
- сказуемым
- определением
- обстоятельством
- дополнением
Задание № 6
Словосочетанию весенний день соответствует схема
х
- прилаг.+ сущ.
х
- прилаг. + сущ.
х
- сущ.+сущ.
Задание № 7
Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже, единственном числе имеют окончание
- –ом, -ем
- –им, - ом
- –ым, -ем
- –им,-ым
Задание № 8
Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание
- –ом,-ем
- –им,-ом
- –ым,-ем
- –им,-ым
Задание № 9
Установите соответствие
- ж.р.,ед.ч.,И.п. а)большой
- м.р.,мн.ч.,Р.п. б) умная
- ср.р.,ед.ч.,Т.п. в)глубокого
- ж.р.,мн.ч.,Д.п. г) хороших
д) летним
е) об утреннем
ж) маленьким
Задание № 10
- И.п. а) могучим
- Р.п. б)могуч
- Д.п. в)могучего
- П.п. г) могучими
д) могучему
е) о могучем
Задание № 11
Выберите наиболее правильный ответ
Краткие прилагательные
1)не склоняются
2) не склоняются, изменяются по числам
3) не склоняются, изменяются по числам и родам
Задание №12
Полные имена прилагательные бывают
- качественными и относительными
- качественными и притяжательными
- качественными, относительными, притяжательными
Задание № 13
Прилагательное в словосочетании деревянный дом находится в форме
- И.п.,
- м.р., ед.ч.
- И.п., м.р., ед.ч
Задание № 14
Выберите несколько правильных ответов
Прилагательное зелёного находится в форме
- И.п.
- Р.п.
- ж.р.
- м.р.
- ед.ч.
- мн.ч.
Задание № 15
Прилагательное трескуч
- качественное
- притяжательное
- полное
- относительное
- краткое
Задание № 16
Прилагательное хороший
- притяжательное
- полное
- качественное
- краткое
- относительное
Задание № 17
Прилагательное в словосочетании большому лесу находится в форме
- Д.п.
- ед.ч.
- И.п.
- П.п.
- мн.ч.
- ж.р.
- м.р.
Задание № 18
Выберите правильный ответ
Краткая форма прилагательного могучий
- могучь
- могуч
- могучи
Задание № 19
Краткая форма прилагательного хороший
- хорош
- хорошь
- хороша
Задание № 20
Краткая форма прилагательного трескучий
- трескуче
- трескучь
- трескуч
Задание № 21
Качественные прилагательные имеют
- полную форму, степени сравнения
- спряжения, степени сравнения
- краткую форму, степени сравнения
- полную форму, спряжения
- краткую форму, спряжения
Задание № 22
Род и число прилагательного в словосочетании мороз трескуч
- мн.ч., м.р.
- мн.ч., ж.р.
- ед.ч., ж.р.
- ед.ч., м.р.
Задание № 23
Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока
- ед.ч., ср.р.
- мн.ч., ср.р.
- ед.ч., ж.р.
- ед.ч., ср.р.
Задание № 24
У кратких прилагательных с основой на шипящую на конце не пишется
- Ъ
- Ь
- Ы
Ключ к тесту
Задание № 1: 1
Задание №2 : 2
Задание № 3 : 1
Задание № 4: 4
Задание № 5: 2
Задание № 6: 2
Задание № 7: 4
Задание № 8: 1
Задание № 9: 1а, 2в, 3г, 4е
Задание № 10: 1б, 2в, 3д, 4е
Задание № 11: 3
Задание № 12: 3
Задание № 13: 3
Задание № 14: 2, 4, 5
Задание № 15: 1,5
Задание № 16: 2,3
Задание № 17: 1,2,7
Задание № 18: 2
Задание № 19: 1
Задание № 20: 3
Задание № 21: 3
Задание № 22: 4
Задание № 23: 3
Задание № 24: 2
XIV. Итоговая контрольная работа – диктант с грамматическим заданием
Цель: проверяется сформированность навыков правописания изученных за год орфограмм, пунктограмм; грамматические задания выявляют умение выполнять синтаксический и морфемный разбор слов, находить словосочетания, части речи, давать определения лингвистическим терминам.
Ольха
Из деревьев первой зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечётки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают. Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. Это растение нужно беречь. (По И. Балбышеву).
Грамматические задания:
1. Подчеркните члены предложения. Выпишите и обозначьте все словосочетания из: первого предложения (I в.); второго предложения второго абзаца (II в.).
2. Выпишите из второго абзаца слова по группам: все имена существительные; все имена прилагательные; все глаголы.
3. Разберите по составу: переносится (I вар.); разлагаются (II вар.). Какое грамматическое значение имеет окончание в этом слове?
4. Дайте определение: тире и дефиса (I вар.); антонимов и синонимов (II вар.).
Образец. Тире — это... Синонимы — это... дайте письменный фонетический и орфоэпический разбор одного и того же слова. Слово из диктанта выберите сами.
XV. Итоговая предметная проверочная работа
Фамилия, имя (в Им.п.)________________________________
Класс_____________________________________________________________
Дата проведения работы_____________________________________________
Комментарии по выполнению заданий и их оценке
Тематические тесты содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный (1–2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
На выполнение итоговых тестов отводится 40–45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Критерии оценки ответов
В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.
Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Ответы на задания части С в 5 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80 % от максимальной суммы баллов — оценка «5»;
60–80 % — оценка «4»;
40–60 % — оценка «3»;
0–40 % — оценка «2».
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из трех частей (А,В,С). Задания части А представлены в виде теста. Выбери один вариант ответа. Задания части В предполагают открытый ответ (т.е. необходимо прочитать текст и, опираясь на него, ответить на вопросы). Напиши ответ в строку, которая находится сразу под вопросом. Часть С содержит одно творческое задание. Напиши небольшое сочинение.
Если не можешь решить какое-то задание, то опиши свою трудность в специально отведенном для этого месте (Комментарии и вопросы ученика). Работа рассчитана на 40-45 минут.
Внимательно читайте каждое задание. Проверьте свои ответы перед тем, как сдать работу на проверку учителю.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
□ 1) река широка
□ 2) характеристика героя
□ 3) длинный день
□ 4) пролистал газету
А2. В каком предложении есть обстоятельство?
□ 1) Майор привез мальчишку на лафете.
□ 2) Тускло льется свет лампады.
□ 3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.
□ 4) Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.
А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
□ 1) Больше всего Ваня любил конечно сказки.
□ 2) Полно доченька не плачь.
□ 3) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.
□ 4) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Все соседи только про неё и говорят — «Работница — золотые руки!»
□ 2) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
□ 3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
□ 4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?
□ 1) край
□ 2) сгореть
□ 3) роль
□ 4) взгляд
А6. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) подушка мягкА
□ 2) квАртал
□ 3) началА
□ 4) свЁкла
А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
□ 1) умыват..ся, дрож..
□ 2) нет задач.., под..ехать
□ 3) катаеш..ся, борщ..
□ 4) нал..ю, линюч..
А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) ч..рный, плеч..
□ 2) ц..фра, пальц..
□ 3) заб..ру, ката..м
□ 4) и..пугать, ра..бег
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) рю..зак, диало..
□ 2) морж.., синиц..
□ 3) г..мнастика, г..роизм
□ 4) подр..сти, прил..гательное
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием
согласной в корне.__________________________________________________________
В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.
__________________________________________________________
ВЗ. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.
___________________________________________________________
В4. Из предложения (1) выпишите вводное слово
___________________________________________________________
В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.
___________________________________________________________
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.
_________________________________________________________
С1. Составьте краткий смысловой план прочитанного текста (Т.е. нужно последовательно записать ряд происходящих событий)
_____________________________________________________________________________
С2. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)
Ответы:
А1.1
А2.2
А3.4
А4.1
А5.3
А6.2
А7.1
А8.3
А9.4
В1.снежинки
В2.поманила
В3.прелестна, нежна
В4.казалось
В5.мальчик – мальчуган
В6.2
Использованные источники:
- Русский язык. Учебник для учащихся 5 класса под редакцией Разумовской М.М. М., «Дрофа», 2014г.
- Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Е. И. Никитина. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 272 с.
- СБОРНИК ЗАДАНИЙ. М.В. ПАНОВ. 5 КЛАСС
- Контрольные работы по русскому языку в 5 классе ФГОС ООО второго поколения УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс: - Шибалова Л.В.
- Самойлюк Наталья Викторовна. Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс, ФГОС/ сайт «Мультиурок»
- proshkolu.ru/user/tolstova25/.
- opyt.ucoz.ru/publ/11-1-0-31
- char.ru/books/9404710_Kontrolnye..
- infourok.ru/5_klass._vhodnaya_...
- nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
Разработка урока по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС ООО
1. Тема урока: Грамматическая основа предложения 2. Класс 5 3. УМК Бунеев Р.М. 4. Тип урока Урок открытия нового знания 5. Технологии Здоровьесбережени...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического, календарно-тематического планирования, требов...