Урок. Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
В описании урока предствлены этапя подготовки к творческой работе учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в уроке представлены основные этапы подготовки к творческой работе | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ФЕДОРА ПАВЛОВИЧА РЕШЕТНИКОВА
«ОПЯТЬ ДВОЙКА» (сюжетная картина)
Цель: определить основную мысль картины. , показать, как художник раскрывает основную мысль картины, используя средства живописи, подготовить учащихся к описанию изображенного на картине.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. На экране проецируется репродукция картины «Опять двойка» Во время рассказа учеником о художнике показываются другие работы художника.
- Вступительное слово о художнике. ( презентация подготовившегося ученика)
Федор Павлович Решетников (родился в 1906 году) с детских лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там много зарисовок. Вместе с другими героями челюскинцами Федор Павлович был снят с дрейфующей льдины отважными советскими летчиками, и, возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины: «прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка» (1952год)
Мысль написать картину «Опять двойка» родилась у Решетникова в школе, когда он сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить задачу у доски. Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и он решил написать об этом картину.
- Работа по картине и собирание рабочего материала к сочинению (Ученики делают записи в тетрадях в форме таблицы)
- Вопросы Предложения. Выражения
- Кто главный герой картины? Откуда это видно? Как это художник показал?
( На переднем плане картины изображен мальчик. Он главный герой картины. Он хорошо виден на голубом фоне стены, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие смотрят именно на него – мать, сестра, брат. И мы невольно обращаем наше внимание именно на мальчика.)
-Возраст, внешний вид, одежда мальчика.
(мальчугану 10 – 11 лет. У него круглое румяное лицо, раскрасневшееся от мороза, пухлые губы. Привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком светлые волосы. На нем видавшие виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником. Из-под пальто виднеется школьная форма, темные брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола. Видно, долго он гулял после школы на улице, в то время как сестра уже сидит за уроками. Получил двойку и все-таки сразу домой не торопился, побежал с ребятами на каток.
- Что можно сказать о выражении его лица, глаз, позе?
(Стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Мальчик, словно, застыл на месте. Он не может двинуться с места от огорчения, стыда.
Лицо грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, во-вот расплачется.)
- О чем говорит его «бывалый» портфель?
( О многом говорит старый, потрепанный, весь в трещинах портфель. Видно, не раз побывал он в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Он-то, пожалуй, и явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался и забыл про уроки. Художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Взглянешь на портфель и сразу поймешь причину двойки школьника.
- Как относятся к появлению школьника с двойкой мать и сестра? В какой позе они показаны?
( Мать и сестра с тревогой и укором смотрят на мальчика, они расстроены, что он получил «2».Особенно огорчена мать. Она сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым укором смотрит на сына. В её взгляде боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук. На женщине розовая блузка, темная юбка и красный фартук. Этим красным цветом художник хотел показать свое любовное отношение и сочувствие к матери.
- Что выражают взгляд и поза сестры? Где изображена сестра?
(Взгляд сестры выражает осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Её непонятно, как можно так «спустя рукава» относиться к учебе. Аккуратная, подтянутая, она стоит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата. Сестра изображена на заднем плане картины. НО видна хорошо, так как освещена светом, падающим из открытой двери.
- Кто встречает ученика с радостью?
(Единственный, кто с радостью встречает ученика, - его верный четвероногий друг. Пес с радостью, визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, он безучастен к её ласке.
- Каким изображен братишка?
( братишка еще не понимает, как плохо получать двойки, поэтому с улыбкой смотрит на брата и продолжает кататься по комнате на велосипеде.)
-Как вы думаете, есть ли у мальчика возможность учиться?
( Конечно, есть. Это видно по обстановке в комнате. В квартире чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью, на полу – большой ковер. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой видна географическая карта, на подоконнике –цветы.)
- Какова основная мысль картины?
(Невесело приносить домой двойки. Эта мысль выражена расположением фигур, т.е .композицией картины, позой, выражением лиц героев, сочетанием красок, то есть колоритом картины.)
-какими средствами художник выразил основную мысль ?
(Каждый из героев хорошо виден и охвачен общим настроением. Колорит картины скромный, неяркий, ведь художник рассказывает не о праздничном, а будничном событии одной семьи, поэтому использует приглушенные тона. Представим картину без красок. Исчезнет настроение напряженности, картина потеряла бы свою выразительность.
СЛОВАРНО_СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
-строгая, четкая, удачная композиция
-композиция картины хорошо, тщательно продумана, каждый герой хорошо виден..
Неяркий колорит картины соответствует будничному событию, изображенному художником.
РАБОТА ПО ПОДБОРУ СИНОНИМОВ
-огорчить, расстроить, опечалить
-картина, полотно, произведение живописи
-изобразить, показать, нарисовать, расположить
Составление плана к сочинению
ПЛАН.
- Вступительное слово о художнике. (Как я познакомился с картиной «Опять двойка»?)
- Главный герой картины.
- Мать героя, её внешний облик, настроение.
- Как встречают героя другие персонажи картины (сестра, братишка, собака)
- Основная мысль картины. Плохо приходить домой с двойкой.
(План к сочинению может быть условным, т.к. ученик волен сам определить последовательность работы, главное, чтобы сочинение было логичным, стройным.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
Презентация к уроку развития речи...
Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"
Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
Сочинение по картине Решетникова"Опять двойка"...
Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....
Урок- описание картины Решетникова "Опять двойка" на уроке осетинского языка в 6 классе.
Подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"....
подготовка к написанию сочинения по картине Решетникова "Опять двойка"
Презентация к уроку содержит необходимый иллюстративный материал, вопросы по картине. Предусмотрена словарная работа...
Сочинение по картине Решетникова Опять двойка
Презентация может использоваться на уроке в 5 классе....