Рабочая программа, русский язык 8 кл.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Федорова Лариса Александровна

Рабочая программа, русский язык 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_8_kl.doc393 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноармейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена

на заседании школьного

методического объединения

___________И.В.Сычева

Протокол № 1

от  24  августа 2015г.

Принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №2

от 27 августа 2015 г.        

Утверждена

приказом директора

______________А.С. Богуш

Приказ № 207

от 28  августа 2015г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 8-А, Б КЛАССОВ

на 2015-2016 учебный год

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 104

УЧИТЕЛЬ: ФЕДОРОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА  

Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. / сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010).

п. Красноармейский

2015 г.

Пояснительная   записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
  • федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации);
  • федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 (при реализации);
  • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №  1015;
  • письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
  • Примерным региональным положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для образовательных учреждений Ростовской области,  реализующих программы общего образования (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.07.2011 г. № 610).

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным  государственным компонентом государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. / сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010), отражающей обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по русскому языку.

Программа  рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе 13 часов отведено на проведение контрольных работ (контрольные диктанты, сочинения, изложения).

В соответствии  с годовым учебным графиком Красноармейской СОШ -  104 часа, программа будет выполнена за счет уплотнения изучения следующих тем:

 

п/п

Класс

Учитель

Предмет

Название разделов и тем

Кол-во

часов по

программе

Фактич.

будет проведено

1.

8-а,б

Федорова Л.А.

русский язык

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

5

4

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2012. Выбранный учебник соответствует программе и имеется в перечне учебников, утверждённых и рекомендованных МО РФ на 2015-2016 учебный год, утверждённый  приказами Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.14г. и №576 от 8.06.15г.                        

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели и задачи обучения русскому языку

Цель обучения русскому языку: обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность. Включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка, а также формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи. Гордости за родной язык, интереса к его изучению.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми  умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Межпредметные связи

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

Содержание нашего предмета складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

Содержание тем учебного курса

                             
Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение изученного в V-VII классах (6+2 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2 ч)
I.
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания. 

Простое предложение (3+1 ч)
I.
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложение 

Главные члены предложения (6+2 ч)
I.
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. 

Второстепенные члены предложения (6+2 ч) 
I.
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем. 
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. 
III.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9+2 ч)
I.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. 
III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2 ч)
I.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения(12+2 ч)
I.
Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах. 
III.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18+2 ч)
I.
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. 
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. 
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова междометия (9+2 ч) 
I.
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (6+1 ч)
I.
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

 Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6+1 ч)
III. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Сроки

изучения

1

Русский язык в современном мире.

1

1.09

2

Повторение изученного в V-VII классах.

7+1

2-17.09

3

Словосочетание.

5+1

22.09-1.10

4

Простое предложение.

2

6-8.10

5

Главные члены предложения.

6

13-28.10

6

Второстепенные члены предложения.

7+1

29.10-24.11

7

Односоставные предложения.

12+2

25.11-24.12

8

Простое осложнённое предложение.

1

29.12

9

Однородные члены предложения.

10

12.01-2.02

10

Обособленные члены предложения.

15

3.02-10.03

11

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

4+1

15-30.03

12

Вводные и вставные конструкции. Междометия.

7+1

31.03-19.04

13

Чужая  речь.

10+3

20.04-19.05

14

Повторение и систематизация изученного в VIII классе.

5

24-31.05

* - уроки развития речи

       

Календарно- тематическое планирование уроков по русскому языку в 8-а, б классах на 2015-2016 учебный год

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

ИКТ

Прим.

1. Функции  русского языка в современном мире

1

1

Русский язык в современном мире.

1

1.09

*

2. Повторение изученного в 5-7 классах

7+1

2

Пунктуация и орфография.

1

2.09

3

Знаки препинания: завершения, разделения, выделения.

1

3.09

4

Знаки препинания в сложном предложении.

1

8.09

*

5

КР  Входная контрольная работа.

1

9.09

*

6

Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий.

1

10.09

7

Буквы Н-НН в суффиксах наречий.

1

15.09

8

РР Изложение с грамматическим заданием (по упр.26).

1

16.09

9

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

17.09

*

3. Словосочетание

5+1

10

Основные единицы синтаксиса.

1

22.09

11

РР Текст как единица синтаксиса.

1

23.09

*

12

Предложение как единица синтаксиса.

1

24.09

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

29.09

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

30.09

15

Синтаксический разбор словосочетаний.

1

1.10

4. Простое предложение

2+1

16

Грамматическая основа предложения.

1

6.10

17

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

7.10

18

РР Описание памятника культуры.

1

8.10

5. Главные члены предложения

6+2

19

Подлежащее.

1

13.10

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

14.10

21

РР Подготовка к сочинению «Чудный собор» (по упр.101).

1

15.10

*

22

РР Написание сочинения «Чудный собор».  

1

20.10

23

Составное глагольное сказуемое.

1

21.10

24

Составное именное сказуемое.

1

22.10

25

Составное именное сказуемое.

1

27.10

26

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

28.10

6. Второстепенные члены предложения

7+1

27

Роль второстепенных членов в предложении. Прямое и косвенное дополнение.

1

29.10

*

28

Определение. Согласованные и несогласованные определения.

1

10.11

29

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

11.11

30

Обстоятельство.

1

12.11

31

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

17.11

32

РР Характеристика человека. Составление характеристики человека.

1

18.11

*

33

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

1

19.11

34

КР Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

1

24.11

7. Односоставные предложения. Неполные предложения

12+2

35

Главный член односоставного предложения.

1

25.11

36

Назывные предложения.

1

26.11

37

Определённо-личные предложения.

1

1.12

38

Неопределённо-личные предложения.

1

2.12

*

39

РР Изложение. Написание инструкции.

1

3.12

40

РР Рассуждение.

1

8.12

41

Безличные предложения.

1

9.12

42

Понятие о неполных предложениях.

1

10.12

43

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

15.12

*

44

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

16.12

45

Синонимия односоставных и двусоставных предложение, их текстообразующая роль.

1

17.12

46

Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения».

1

22.12

47

КР Административная контрольная работа.

1

23.12

*

48

Анализ контрольной работы.

1

24.12

8. Простое осложнённое предложение

1

49

Понятие об осложнённом предложении.

1

29.12

9. Однородные члены предложения

10

50

Понятие об однородных членах.

1

12.01

*

51

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией,  пунктуация при них.

1

13.01

52

Однородные и неоднородные определения.

1

14.01

*

53

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

1

19.01

54

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

1

20.01

55

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

21.01

56

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

26.01

57

Повторение по теме «Односоставные предложения».

1

27.01

58

КР Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

28.01

59

Анализ диктанта.

1

2.02

10. Обособленные члены предложения

15

60

Понятие об обособлении.

1

3.02

61

Обособленные определения.

1

4.02

*

62

Выделительные знаки препинания при обособленном определении.

1

9.02

63

Обособленные приложения.

1

10.02

*

64

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях.

1

11.02

65

Обособленные обстоятельства.

1

16.02

*

66

Обособленные обстоятельства.

1

17.02

67

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

18.02

68

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

24.02

*

69

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

25.02

70

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

1.03

71

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

2.03

*

72

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

3.03

73

КР Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

1

9.03

74

Анализ диктанта.

1

10.03

11. Обращение

4+1

75

Назначение обращения.

1

15.03

*

76

Распространённые обращения.

1

16.03

77

Выделительные знаки препинания при обращении.

1

17.03

78

Употребление обращений.

1

29.03

79

РР Составление делового письма.

1

30.03

*

12. Вводные и вставные конструкции. Междометия

7+1

80

Вводные конструкции.

1

31.03

*

81

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

5.04

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

6.04

83

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

7.04

84

РР Публичное выступление.

1

12.04

85

Междометия в предложении.

1

13.04

*

86

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

14.04

87

Обобщение по теме «Вводные и вставные конструкции»

1

19.04

13. Чужая  речь

10+3

88

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

20.04

*

89

Прямая речь.

1

21.04

90

Диалог.

1

26.04

*

91

Оформление диалога на письме.

1

27.04

*

92

КР Итоговая административная контрольная работа.

1

28.04

93

РР Рассказ.

1

4.05

94

Цитаты и их оформление на письме.

1

5.05

95

Повторение по теме «Прямая и косвенная речь».

1

10.05

96

Синонимический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

1

11.05

97

Повторение по теме: «Чужая речь».

1

12.05

98

РР Подготовка к изложению по упр.443

1

17.05

99

РР Сжатое изложение по упр.443

1

18.05

100

Анализ контрольной работы.

1

19.05

14. Повторение и систематизация изученного в VIII классе

5

101

Синтаксис и морфология.

1

24.05

102

Синтаксис и морфология.

1

25.05

103

Синтаксис и пунктуация.

1

26.05

104

Синтаксис и пунктуация.

1

31.05

105

Синтаксис и культура речи.

1

-

                                                           Итого:

104

                           

                     

                               

Сводная таблица по видам контроля

Вид контроля

Форма контроля

1 четверть

2

четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Административ-

ный контроль

входной

полугодовой

итоговый

2 неделя сентября

9.09

4 неделя декабря

23.12

4 неделя апреля

28.04

3

Контрольные диктанты

  24.11

   28.01

    9.03

3

Сочинения

20.10

  18.11

   30.03

    12.04

4

Изложения

   16.09

  3.12

    18.05

3

Всего:

  4

4

  3

   2

    13

 

   

                   

             

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 8 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

     - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

     - составлять двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

     - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

     - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

     По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии си изученными правилами.

     Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами. При обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях  с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

     По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,  правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

     По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным темам.

                                   

                             

                     

Список литературы и материально-технического сопровождения образовательной деятельности

для учащихся:

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2012.

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс. – М., 2006.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.

Школьные словари русского языка.

для учителя:

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.- М.: Просвещение, 2008.

Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. (Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М. Дрофа. 2007г.)

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2012.

Богданова Т.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс/ Г.А.Богданова. М. Просвещение. 2007г.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. 4-е изд./ Г.А.Богданова – М. Просвещение, 2008г.

Жердева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. -2-е изд./ ЛА.Жердева – Новосибирск-М. Владос, 2006г.

Костяева Т.А.. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс/ Т.А.Костяева, М. Просвещение, 2007г.

Средства обучения

         - компьютер;

         - мультимедийный проектор;

         - презентации к урокам;

         - накопительные папки (тесты, карточки для индивидуального контроля);

         - набор таблиц для 6 класса.

         - словари.

Образовательные электронные ресурсы:

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

                                   Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                            Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

   соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  полнота раскрытия темы;

  правильность фактического материала;

  последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

   Стилевое единство и выразительность речи;

  Число речевых недочетов.

  Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,     пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать
  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические

а)        Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)        ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуацижен грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определеже следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибкам

                 

                                 

Приложения

КИМы взяты из книги: Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. / Г.А.Богданова. – 9-е изд. – М: Просвещение, 2008.

Контрольно-измерительные материалы

Приложение 1.

                         

Вводный контроль

     Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

     Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъем.

     Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные не6спелыми ягодами. Ее колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

     Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда раскрывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зеленым лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озер. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

     Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматические задания

  1. вариант                                            2 вариант
  1. Произвести синтаксический разбор предложения, отмеченного

                        *                                                         **

  1. Выписать по одному глаголу с орфограммой в корне

безударной гласной, проверяемой ударением                 чередующейся гласной

  1. Разобрать по составу слова

                                расстилались                                             наслаждались

Приложение №2

Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение»

I

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы»[1]. Сто́ит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет»[2].

Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов.)

(По В. Пескову.)

II

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, живущую в Риме более двух тысяч лет назад, она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые — говорили на латинском языке[3]. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нем идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются ученые. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский — потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства — «Слово о полку Игореве» — приходится переводить с древнерусского на современный язык[4].

Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времен Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов).

(По «Детской энциклопедии».)

Приложение №3

Административная контрольная работа по итогам 1 полугодия        

I

Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвет непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Черный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова.)

(По И. Бунину.)

II

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД МОСКВОЙ

Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в темном.

Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И все-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идет от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликанье звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!

Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростертыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов. (152 слова.)

(По А. Цветаевой.)

Приложение №4

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Март — первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает теплым.♦♦ Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов — блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ — везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. (134 слова.)

(По материалам «Календаря».)

Грамматическое задание:

          I вариант                                                           II вариант

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте

              *                                                                           **

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, отмеченных

              ♦                                                                           ♦♦

Надпишите, чем они выражены.

3. Объясните графически постановку знаков препинания

    во 2-м предложении второго                     в последнем предложении.

    абзаца.

Приложение №5

 Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

        

I

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всем: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлеченности детворы, играющей с котенком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворенности царит в соседнем дворе. (148 слов.)

(По Э. Патсон.)

II

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, темного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней... (140 слов.)

(По Л. Андрееву.)

Приложение №6

Итоговый контрольный диктант

I

Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды — это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.)

(По М. Гумилевской.)

II

Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.

За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.

Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его,— подумал я, — навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей». (141 слово.)

(По И. Бунину.)


[1] Необходимо предупредить учащихся о постановке кавычек.

[2] Так же.

[3] Необходимо предупредить учащихся о постановке тире.

[4] Так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...