Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кочегарова Елена Соломоновна

Итоговая контрольная работа состоит из 4 заданий.
 

1.  Соотнесите разделы русского языка и их определения

2. Вставьте пропущенные орфограммы и соотнесите их  с правилами.

3. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, соотнесите их с соответствующими правилами.

4. Проведите(морфологический/синтаксический/фонетический) разбор 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_-_4_varianta.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа
по русскому языку (1 в-т)

Учени______ 5 __класса                 Фамилия, имя_______________________________________________________________ Дата    проведения____________

  1. Соотнесите разделы русского языка и их определения

1 Морфология

А) это раздел русского языка, который изучает  строение словосочетания и предложений

2 Орфоэпия

Б) это раздел русского языка, который изучает правописание

3 Орфография

В) это раздел русского языка, который изучает слово как часть речи

4 Синтаксис

Г) это раздел русского языка, который изучает правила произношения

5 Морфемика

Д) это раздел русского языка, который изучает части слова

  1. Вставьте пропущенные орфограммы,  соотнесите их  с правилами

1. Ш…пот, ш..рох, ч…рствый

А) В корнях с чередованием е//и пишется И, если после корня стоит суффикс –а-. Если суффикса –а- после корня нет, пишется Е.

2. Р...стов, ср…щение, выр…с

Б) В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного перед г пишется буква а , перед ж – буква о.

3. Внуч…ка, брен…чать, пил…щик

В) В приставках, оканчивающихся на –з и –с перед глухими пишется –с, перед звонкими –з.

4. Бледнолиц…й, бойц…, акц…я

Г) В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С – О.

5. Уд…вительно, тр…сёт, хл…потать

Д) После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о , без ударения — е.

6. Прил…гательное, сл…гаемое, изл…жение

Е)  В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

7. Смотрю на зеленоглаз… рыж… пушист… лису.

Ж) В корне после Ц всегда пишется И, кроме слов исключений.

8. Ра…фасовать, ра…клеить, ра…пахать

З) Чтобы проверить, какой суффикс (-ова-(ева) или -ыва-(ива)) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-(-ива-). Если изменится, то –ова-(-ева-)

9. Колыш…тся, кол…т, дыш…шь

И) Чтобы правильно написать «тся/ться», нужно задать к вопросу глагол. Если в окончании вопроса "т" - значит, пишется "тся". Если "ть" - значит, "ться". 

10. О решени…, для станци…, нет фамили…

Й) В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется Ы (кроме слов, оканчивающихся на -ция).

11. К…сание, прик…снуться, к…сательная

К) Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверить. Для этого следует подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук четко произносится

12. Пас…бище, чудес…ный, тяжеловес…ный

Л)  Глаголы I спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

 Глаголы II спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

13. Ц….клон, ц….трус, ц…кнуть

М) Безударные гласные в корне нужно проверить: необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.

14. Свёрт…вать, исповед…вать, завид…вать

Н) В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а , если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет, то пишется буква о.

15. Оцен…ик, воз…ик, подпис…ик

О) В существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падеже пишется и: об армии.
В существительных на –ий, -ие в предложном падеже пишется  на конце и: в здании

16. Как шьет…ся, так и носит…ся.

П) Окончания имен прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов, задаваемых от существительных.

17. Еш…, обуваеш…ся, гориш…

Р) Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.

18. П…еса, об…ехать, раз…ехаться

С) После приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами я, ю, ё, е пишется разделительный ъ.
В корне и в окончании пишется Ь.

19. Палач…м, свеч…й, царевич…м

Т)  В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё,   если при изменении слова или при подборе  
однокоренных слов  происходит чередование е//ё . Если нет чередования, то пишется о.

20. Бл…стеть, выб…ру, зам…рать

У) На конце глаголов после шипящих (и перед –ся)  всегда пишется Ь.

  1. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, соотнесите их с соответствующими правилами.

1. Дети слушайте меня

А) Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п., то между ними ставится тире

2. Милосердие    главное    достоинство   человека

Б) Если в предложении перед рядом однородных членов есть обобщающее слово (которое является для них общим по значению),  после него ставится двоеточие.  
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

3. В нашем лесу растут эти деревья березы дубы клены

В) В сложных предложениях перед союзами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, а, но, да (в значении но)  ставится запятая


4. Маша наверное не сможет с нами пойти

Г) Между однородными членами предложения ставятся запятые.

5. Вот посмотри что я тебе подарю если ты будешь добра

Д) В сложном предложении (части которого соединены союзом И) перед союзом И ставится запятая.

6. Пропустите меня пожалуйста к выходу

Е) Прямая речь (слова какого-либо лица, передаваемые от его имени) заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, после нее ставится тире.
Пример
Ребята закричали: «Ура!» - и побежали на улицу.

7. Прошло жаркое лето и наступила холодная осень

Ж) Слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

8. Царь закричал   Оставьте меня

З) Вводные слова выражают эмоции говорящего и его оценку (к несчастью, наверно, скорее всего, может быть), показывают последовательность развития мысли (следовательно, во-первых, таким образом).
Вводные слова с двух сторон выделяются запятыми.

9. Весной с юга прилетают грачи скворцы и мухоловки

И) Обращение (слово или сочетание слов,называющее того, к кому обращаются) с двух сторон выделяется запятыми.


  1. Проведите синтаксический разбор простого предложения:

Вчера я и Катя долго катались на самокатах по сосновому парку.

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа
по русскому языку (3 в-т)

Учени______ 5 __класса                 Фамилия, имя_______________________________________________________________ Дата    проведения______________

  1. Соотнесите разделы русского языка и их определения

1 Пунктуация

А) это раздел русского языка, который изучает слова и их значения

2 Текстоведение

Б) это раздел русского языка, который изучает звуки

3 Фонетика

В) это раздел русского языка, который изучает слово как часть речи

4 Лексикология

Г) это раздел русского языка, который изучает текст

5 Морфология

Д) это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания

  1. Вставьте пропущенные орфограммы,  соотнесите их  с правилами

1. Пш…нка, ч…лка, ш..рты

А) После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о , без ударения — е.

2. Чем завират…ся, лучше молча почесат…ся.

Б) В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С – О.

3. Рисовать длин…. заточенн….  цветн…. карандашами.

В) Чтобы правильно написать «тся/ться», нужно задать к вопросу глагол. Если в окончании вопроса "т" - значит, пишется "тся". Если "ть" - значит, "ться". 

4. Отр…сль, р…сли, водор…сли

Г) В корнях с чередованием е//и пишется И, если после корня стоит суффикс –а-. Если суффикса –а- после корня нет, пишется Е.

5. О жреби…, в здани…., на лекци…

Д) После приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами я, ю, ё, е пишется разделительный ъ.
В корне и в окончании пишется Ь.

6. Ра…фасовать, ра…клеить, ра…пахать

Е) Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.

7. Стел...шь,  кле…шь, гон….м

Ж) В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется Ы (кроме слов, оканчивающихся на -ция).

8. Рассказ…вать, бесед….вать, размаз…вать

З) В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а , если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет, то пишется буква о.

9. Зав…зать, вып…дать, выч…сления

И) В корне после Ц всегда пишется И, кроме слов исключений.

10. Ц…тата, ц…рюльник, ц…ц

Й) В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

11. Зап…реть, заж…гать, отт...рать

К) В существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падеже пишется и: об армии.
В существительных на –ий, -ие в предложном падеже пишется  на конце и: в здании

12. Демонстрац…я, огурц…, куц….й

Л) В приставках, оканчивающихся на –з и –с перед глухими пишется –с, перед звонкими –з.

13. К…сание, прик…снуться, к…сательная

М) Окончания имен прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов, задаваемых от существительных.

14. Сер..це, чис…ка, опас…ность

Н) Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверить. Для этого следует подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук четко произносится

15. Фонар…ик, камен…ик, перевод…ик

О) В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного перед г пишется буква а , перед ж – буква о.

16. Предпол….гать, предпол….жение, сл…жить

П)  Глаголы I спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  
 Глаголы II спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

17. Наеш…ся, леч…, говориш…

Р) Безударные гласные в корне нужно проверить: необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.

18. Ш…ём, с…язвить, от…езд

С) Чтобы проверить, какой суффикс (-ова-(ева) или -ыва-(ива)) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-(-ива-). Если изменится, то –ова-(-ева-)

19. Обман…щик, фонар…щик, вен…чик

Т)  В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё,   если при изменении слова или при подборе  
однокоренных слов  происходит чередование е//ё . Если нет чередования, то пишется о.

20. Крыльц…м, товарищ…м, врач…м

У) На конце глаголов после шипящих (и перед –ся)  всегда пишется Ь.

  1. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, соотнесите их с соответствующими правилами.

1. Огни далекой деревни ярко весело и разноцветно светились в ночи

А) Прямая речь (слова какого-либо лица, передаваемые от его имени) заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, после нее ставится тире.
Пример
Ребята закричали: «Ура!» - и побежали на улицу.

2. С утра был туман и к обеду начался дождь

Б) Слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

3. Пожалуйста пристегните ремни безопасности

В) Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п., то между ними ставится тире

4. Рыбка   спросила    Чего   тебе надобно

Г) Вводные слова выражают эмоции говорящего и его оценку (к несчастью, наверно, скорее всего, может быть), показывают последовательность развития мысли (следовательно, во-первых, таким образом).
Вводные слова с двух сторон выделяются запятыми.

5. Кошка     это   домашнее   животное

Д) Обращение (слово или сочетание слов,называющее того, к кому обращаются) с двух сторон выделяется запятыми.

6. Анфиса ты сделала домашнее задание

Е) В сложных предложениях перед союзами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, а, но, да (в значении но)  ставится запятая

7. Матросы  рыбаки  юнги  машинисты  рабочие   все  эти люди были рады теплому солнечному дню

Ж) В сложном предложении (части которого соединены союзом И) перед союзом И ставится запятая.

8. К сожалению он не подготовился к уроку математики

З) Между однородными членами предложения ставятся запятые.

9. Другое занятие Алёши состояло в том чтобы кормить курочек которые жили около забора

И) Если в предложении перед рядом однородных членов есть обобщающее слово (которое является для них общим по значению),  после него ставится двоеточие.  
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

  1. Проведите морфологический разбор имени прилагательного из предложения:

Вчера я и Катя долго катались на самокатах по сосновому парку.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________


Итоговая контрольная работа
по русскому языку  (8 в-т)

Учени______ 5 __класса                 Фамилия, имя______________________________________________________________________ Дата    проведения_____________

  1. Соотнесите разделы русского языка и их определения

1 Морфология

А) это раздел русского языка, который изучает обозначение звуков буквами, то есть запись устной речи письменными средствами

2 Пунктуация

 Б) это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания

3 Графика

В) это раздел русского языка, который изучает слово как часть речи

4 Словообразование

Г) это раздел русского языка, который изучает способы образования слов

5 Орфоэпия

Д) это раздел русского языка, который изучает правила произношения

  1. Вставьте пропущенные орфограммы,  соотнесите их  с правилами

1. Ра…говаривать, ра…шифровка, ра..вал

А)  В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё,   если при изменении слова или при подборе  
однокоренных слов  происходит чередование е//ё . Если нет чередования, то пишется о.

2. Склад…вать, совет…вать, опазд…вать

Б) В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а , если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет, то пишется буква о.

3. Трещ…тка, расч…ска, ш…ссе

В) Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.

4. О решени…, для станци…, нет фамили…

Г) После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о , без ударения — е.

5. Отдать мяч могуч… умн… весел…. датчанину.

Д) В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется Ы (кроме слов, оканчивающихся на -ция).

6. Вр…дить, тр…петать, т….жёлый

Е) В корне после Ц всегда пишется И, кроме слов исключений.

7. Со..нце, ярос…ный, извес…ный

Ж) После приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами я, ю, ё, е пишется разделительный ъ.
В корне и в окончании пишется Ь.

8. Раздат…ик, стеколь…ик, перевоз…ик

З) Чтобы правильно написать «тся/ться», нужно задать к вопросу глагол. Если в окончании вопроса "т" - значит, пишется "тся". Если "ть" - значит, "ться". 

9. Бре...м, ве…т, ненавид…шь

И) В корнях с чередованием е//и пишется И, если после корня стоит суффикс –а-. Если суффикса –а- после корня нет, пишется Е.

10. Зап…реть, заж…гать, отт...рать

Й) В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

11. Стрич…ся, зажеч…, расчешеш…ся

К) Безударные гласные в корне нужно проверить: необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.

12. Предл…гать, предл…жение, прил….жение

Л) Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверить. Для этого следует подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук четко произносится

13.К…саться, к…снуться, прик…сновение

М) В существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падеже пишется и: об армии.
В существительных на –ий, -ие в предложном падеже пишется  на конце и: в здании

14. Ц…рк, ц…пленок, ц…вилизация

Н) Окончания имен прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов, задаваемых от существительных.

15. Демонстрац…я, огурц…, куц….й

О) В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного перед г пишется буква а , перед ж – буква о.

16. Помощ..ник, одуван…чик, бан…щик

П) На конце глаголов после шипящих (и перед –ся)  всегда пишется Ь.

17. С…ёжиться, пред…явить, л…ют

Р) В приставках, оканчивающихся на –з и –с перед глухими пишется –с, перед звонкими –з.

18. Не плюй в колодец, пригодит…ся воды напит….ся

С)   Глаголы I спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

 Глаголы II спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

19. Р…сток, зар…сли, р…стение

Т) Чтобы проверить, какой суффикс (-ова-(ева) или -ыва-(ива)) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-(-ива-). Если изменится, то –ова-(-ева-)

20. Крыльц…м, товарищ…м, врач…м

У) В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С – О.

  1. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, соотнесите их с соответствующими правилами.

1. Помоги мне пожалуйста с домашним заданием

А) Между однородными членами предложения ставятся запятые.

2. Тонкий туман разливается молоком в воздухе застилает лес и радует его обитателей

Б) В сложном предложении (части которого соединены союзом И) перед союзом И ставится запятая.

3. Нигде не мог он обрести покоя   ни в поле   ни в лесу

В) Обращение (слово или сочетание слов,называющее того, к кому обращаются) с двух сторон выделяется запятыми.


4. Начался сильный ливень и мы побежали к сторожке

Г) Прямая речь (слова какого-либо лица, передаваемые от его имени) заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, после нее ставится тире.
Пример
Ребята закричали: «Ура!» - и побежали на улицу.

5. Прохожий спросил   Который час

Д) Если в предложении перед рядом однородных членов есть обобщающее слово (которое является для них общим по значению),  после него ставится двоеточие.  
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

6. Гертруда будешь моей музой

Е) Слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

7. Таким образом мы доказали наше предположение

Ж)  Вводные слова выражают эмоции говорящего и его оценку (к несчастью, наверно, скорее всего, может быть), показывают последовательность развития мысли (следовательно, во-первых, таким образом).
Вводные слова с двух сторон выделяются запятыми.

8. Мой    лучший    друг    отличник

З) В сложных предложениях перед союзами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, а, но, да (в значении но)  ставится запятая

9. Я теперь вспомнил что читал в одной книжке о гномах которые живут под землей

И) Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п., то между ними ставится тире


  1. Проведите фонетический разбор любого наречия из предложения:

Вчера я и Катя долго катались на самокатах по сосновому парку.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________


Итоговая контрольная работа
по русскому языку (9 в-т)

Учени______ 5 __класса                 Фамилия, имя___________________________________________________________________ Дата    проведения______________

  1. Соотнесите разделы русского языка и их определения

1 Морфемика

А) это раздел русского языка, который изучает правописание

2 Орфография

Б) это раздел русского языка, который изучает правила произношения

3 Фразеология

В) это раздел русского языка, который изучает фразеологизмы

4 Орфоэпия

Г) это раздел русского языка, который изучает слова и их значения

5 Лексикология

Д) это раздел русского языка, который изучает части слова

  1. Вставьте пропущенные орфограммы,  соотнесите их  с правилами

1. Ра…бить, ра…шить, ра..пилить

А) В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А , а перед С – О.

2. Ш…пот, ш..рох, ч…рствый

Б) После приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами я, ю, ё, е пишется разделительный ъ.
В корне и в окончании пишется Ь.

3. Внуч…ка, брен…чать, пил…щик

В) В корнях с чередованием е//и пишется И, если после корня стоит суффикс –а-. Если суффикса –а- после корня нет, пишется Е.

4. Р…сток, зар…сли, р…стение

Г) В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется Ы (кроме слов, оканчивающихся на -ция).

5. Станц…я, молодц…., куриц…

Д) В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д - т, з - с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

6. Бор…тся, смотр…те, ла…т

Е) В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного перед г пишется буква а , перед ж – буква о.

7. Вижу высок…. красн…  ближн…  здание.

Ж)  Глаголы I спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

 Глаголы II спряжения имеют окончания:  -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

8. Стрич…ся, зажеч…, расчешеш…ся

З) После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных пишется о , без ударения — е.


9.  Нет арми…, в санатори…, о Мари…

И) Безударные гласные в корне нужно проверить: необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.

10. Разл…вается, пост…новка, отв…чать

Й) В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а , если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет, то пишется буква о.

11. Развед…вать, участв…вать, команд…вать

К) Чтобы правильно написать «тся/ться», нужно задать к вопросу глагол. Если в окончании вопроса "т" - значит, пишется "тся". Если "ть" - значит, "ться". 

12. Уча…ствовать, тури…ский, ежеча…ный

Л)  В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё,   если при изменении слова или при подборе  
однокоренных слов  происходит чередование е//ё . Если нет чередования, то пишется о.

13. К…саться, к…снуться, прик…сновение

М) Окончания имен прилагательных проверяйте по окончаниям вопросов, задаваемых от существительных.

14. Грамоте учит…ся всегда пригодит…ся.

Н) В существительных на –ия в родительном, дательном и предложном падеже пишется и: об армии.
В существительных на –ий, -ие в предложном падеже пишется  на конце и: в здании

15. Лёт...ик, буфет….ик, паром…ик

О) В корне после Ц всегда пишется И, кроме слов исключений.

16. Предл…гать, предл…жение, прил….жение

П) Чтобы проверить, какой суффикс (-ова-(ева) или -ыва-(ива)) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-(-ива-). Если изменится, то –ова-(-ева-)

17. Ц...ркуль, ц…ган, ц…фра

Р) Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверить. Для этого следует подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук четко произносится

18. Без…ядерный, в…ьга, с…есть

С) На конце глаголов после шипящих (и перед –ся)  всегда пишется Ь.

19. Кольц…м, молодц…м, камыш…м

Т) Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.

20. Зам…реть, подст…лать, уб..рать,

У) В приставках, оканчивающихся на –з и –с перед глухими пишется –с, перед звонкими –з.

  1. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, соотнесите их с соответствующими правилами.

1. Книга    лучший    подарок

А) Слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

2. Принеси мне пожалуйста бутерброд

Б) Обращение (слово или сочетание слов,называющее того, к кому обращаются) с двух сторон выделяется запятыми.

3. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега

В) Вводные слова выражают эмоции говорящего и его оценку (к несчастью, наверно, скорее всего, может быть), показывают последовательность развития мысли (следовательно, во-первых, таким образом).
Вводные слова с двух сторон выделяются запятыми.

4. Молчи коварный человек

Г) Прямая речь (слова какого-либо лица, передаваемые от его имени) заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, после нее ставится тире.
Пример
Ребята закричали: «Ура!» - и побежали на улицу.

5. Нам  вероятно  придется возвратиться домой пораньше

Д) В сложном предложении (части которого соединены союзом И) перед союзом И ставится запятая.

6. Принц говорит  Повидал я разные страны

Е) Если в предложении перед рядом однородных членов есть обобщающее слово (которое является для них общим по значению),  после него ставится двоеточие.  
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то перед ним ставится тире.

7. Водоросли растут на дне рек озер и прудов

Ж) В сложных предложениях перед союзами что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, а, но, да (в значении но)  ставится запятая

8. Притом ему очень досадно было что не мог он разобрать что она ему сказать хотела

З) Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п., то между ними ставится тире

9. Огромная печь   лавки  посуда    все    было  разрисовано цветами

И) Между однородными членами предложения ставятся запятые.


  1. Проведите морфологический разбор любого имени существительного из предложения

Вчера я и Катя долго катались на самокатах по сосновому парку.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс (два варианта)...

Итоговая контрольная работа по русскому языку. 10 класс.

Включает задания по морфемике, морфологии, словообразованию и т.д. Задания составлены по фоорме части А ЕГЭ по русскому языку. Может быть диагностической в конце курса 10 класса....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку за 5 класс по программе Г.Г.Граник ...

Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

Комплексная проверка знаний за курс 7 класса по русскому языку по учебному комплексу Ладыженской....

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс

Итоговая контрольная работа по русскому языку 5 класс...

Итоговая контрольная работа по русскому языку (6 класс)

        Итоговая письменная работа по русскому языку в 6 классе в форме ГИА....