олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_olimpiady_shkolnikov.docx81.97 КБ

Предварительный просмотр:

Задания олимпиады школьников «Ломоносов» по русскому языку.

Вариант 1

Задание 1-б

Даны слова: откуда-нибудь, связав, косьба, отбить, лесов, сгустить, космонавт,

редкий, лукавство, распустившись, экзема, медь.

Отметьте в данных словах все случаи несоответствия по глухости-звонкости между

произносимым в слове согласным звуком и буквой, его обозначающей, и укажите, всегда ли, исходя

из фактов современного русского языка, можно говорить о том, что в каждом из них имеет место

оглушение или озвончение согласного. Свой ответ обоснуйте.

Задание 2-б

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной

форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите

словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с

учетом характера производящих основ?

Недопустимо, умничать, важничать, объединяться, ненадолго, вдумываться.

Задание 3-б

 Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова

(числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по

составу.

 К 800 студентам, 200-тысячный, в 2078 году.

Задание 4-б

Охарактеризуйте данные ниже существительные по признаку

одушевленности/неодушевленности. Каким(и) способом(ами) можно выразить этот признак?

Укажите все возможные способы для каждого имени. Приведите необходимые контексты.

Месье, колибри, харчо, тупость, толпа, стол, министр, кошка, глыба,

авторитет.

Задание 5-б

Объясните значение фразеологизмов. Приведите свои примеры на их употребление в

речи. Есть ли среди них такие, значение которых мотивируется («подсказывается»)

словами, входящими в их состав? Ответ поясните. Какие из них омонимичны свободным

словосочетаниям? Приведите примеры.

Каша в голове, небо коптить, морочить голову, опускать руки, доставать из-под

земли.

Задание 6–б

Расставьте знаки препинания; определите общее количество частей (простых

предложений) в составе данного сложного предложения, укажите вид и средства связи между частями, тип придаточных частей. Определите тип (двусоставное или односоставное,

для односоставного - к какому типу относится), грамматическую основу каждой части и

укажите тип сказуемого. Что изменится в предложении при другом варианте постановки

знаков препинания, если он возможен?

Вид у нее был несколько встревоженный но она старалась казаться спокойною хотя

ей не всегда удавалось унять чуть заметную дрожь в руках и подергиванье побледневших

губ наконец она пристально посмотрела на меня так что я начал сомневаться в том что

она выдержит такое напряжение хотя бы часок-другой и не сорвется дав волю слезам как с

нею бывало причем не один раз. Задания олимпиады школьников «Ломоносов» по русскому языку 2010 года

Вариант 2

Задание 1-а

Даны слова: отчего-нибудь, нагрузка, проэкзаменовать, нарисовав, признавшись,

сгущать, отбелить, вторник, подпустить, метров, залив, надколоть.

Отметьте в данных словах все случаи несоответствия по глухости-звонкости между

произносимым в слове согласным звуком и буквой, его обозначающей, и укажите, всегда ли,

исходя из фактов современного русского языка, можно говорить о том, что в каждом из них

имеет место оглушение или озвончение согласного. Свой ответ обоснуйте.

Задание 2-а

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной

форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите

словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с

учетом характера производящих основ?

Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо,

бродяжничать.

Задание 3-а

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова

(числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по

составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

Задание 4-а

Охарактеризуйте данные ниже существительные по признаку

одушевленности/неодушевленности. Каким(и) способом(ами) можно выразить этот признак?

Укажите все возможные способы для каждого имени. Приведите необходимые контексты.

Кенгуру, шоссе, мужество, тишина, подлиза, календарь, брат, мышь,

тропа, детектив.

Задание 5-а

Объясните значение фразеологизмов. Приведите свои примеры на их употребление в

речи. Есть ли среди них такие, значение которых мотивируется («подсказывается»)

словами, входящими в их состав? Ответ поясните. Какие из них омонимичны свободным

словосочетаниям? Приведите примеры.

Первый блин комом, держать язык за зубами, плыть по течению, закинуть удочку,

семь пятниц на неделе.

Задание 6-а Расставьте знаки препинания; определите общее количество частей (простых

предложений) в составе данного сложного предложения, укажите вид и средства связи

между частями, тип придаточных частей. Определите тип (двусоставное или односоставное,

для односоставного - к какому типу относится), грамматическую основу каждой части и

укажите тип сказуемого. Что изменится в предложении при другом варианте постановки

знаков препинания, если он возможен?

Мне даже стало как-то невесело что поймали такое множество крупной рыбы

которая могла бы клевать у нас мне было жалко что так опустошили озеро и я печально

говорил Евсеичу что теперь уж не будет такого клева как прежде но он успокоил меня

уверив что в озере тьма-тьмущая рыбы что озеро велико так что клев будет не хуже

прежнего.

Разбор заданий олимпиады «Ломоносов» по русскому языку.

Вариант 1

Задание 1-б

Даны слова: откуда-нибудь, связав, косьба, отбить, лесов, сгустить, космонавт,

редкий, лукавство, распустившись, экзема, медь.

Отметьте в данных словах все случаи несоответствия по глухости-звонкости между

произносимым в слове согласным звуком и буквой, его обозначающей, и укажите, всегда ли,

исходя из фактов современного русского языка, можно говорить о том, что в каждом из них

имеет место оглушение или озвончение согласного. Свой ответ обоснуйте.

Ответ.

Несоответствие по глухости-звонкости между произносимым в слове согласным

звуком и буквой, его обозначающей, имеется во всех словах. Откуда-нибудь: буква д(ь) –

звук [т'], связав: буква в – звук [ф], косьба: буква с(ь) – звук [з'], отбить: буква т – звук

[д], лесов: буква в – звук [ф], сгустить: буква с – звук [з], космонавт: буква в – звук [ф], ,

редкий: буква д – звук [т], лукавство: буква в – звук [ф], распустившись: буква в – звук [ф],

экзема: буква к – звук [г], медь: буква д(ь) – звук [т'].

В положении перед глухим согласным и в конце слова в русском языке всегда

произносится глухой звук, а в позициях перед звонким парным, (кроме [в], [в']), только

звонкий парный. Но об оглушении как изменении звонкого в глухой и об озвончении как

изменении глухого в звонкий правомерно говорить только при наличии «проверочных» слов,

то есть слов или форм слова, где этот звук стоит, например, перед гласным. При отсутствии

таковых мы имеем дело только с фактами орфографии.

Следовательно, об оглушении как изменении звонкого согласного в глухой говорить

правомерно в следующих случаях: ред[т]кий - ре[д]ок, лукав[ф]ство - лука[в]ый, мед[т']ь -

ме[д']и (перед гласным в словах произносится звонкий согласный).

Об озвончении как изменении глухого согласного в звонкий говорить правомерно в

следующих случаях: кос[з']ьба - кос[с']ить , от[д]бить – от[т]ыграть (приставка от-) ,

с[з]густить – с[с]узить (приставка с-). В позиции перед гласным в морфеме произносится

глухой согласный.

В остальных случаях говорить о наличии оглушения (откуда-нибудь, космонавт,

связав – суффикс деепричастия в, распустившись - суффикс деепричастия вши, лесов –

окончание ов) или озвончения (экзема), неправомерно, так как нет «проверочных слов».

 

Задание 2-б

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной

форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите

словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с

учетом характера производящих основ?

Недопустимо, умничать, важничать, объединяться, ненадолго, вдумываться.

Ответ.

Приставочным способом образованы слова: ненадолго от надолго (приставка НЕ).

Суффиксальным способом образованы слова: важничать – от важный (суффикс

ИЧА), вдумываться от вдуматься (суффикс ЫВА).

Особенностью слов недопустимо, объединяться, умничать является то, что для них в

языке имеются две равноценные производящие основы: недопустимо - образовано от допустимо (приставка НЕ) приставочным способом

или от недопустимый (суффикс О) суффиксальным способом;

умничать – образовано суффиксальным способом от умник (суффикс А) или от

умный (суффикс ИЧА);

объединяться образовано суффиксальным способом от объединиться (суффикс Я)

или от объединять (суффикс СЯ).

Кроме того, можно отметить наличие чередования в случае образования умничать от

умник (к//ч).

 

Задание 3-б

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова

(числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по

составу.

К 800 студентам, 200-тысячный, в 2078 году.

Ответ.

К восьмистам студентам, двухсоттысячный, в две тысячи семьдесят восьмом году.

Дв/ух/сот/тысяч/н/ый: корни – дв, сот, тысяч; суффикс – н; соединительный элемент

(аналог соединительных гласных) – ух; окончание – ый.

Восьм/и/ст/ам: корни - восьм, ст; окончания - и, ам; в основу не входят окончания.

 

Задание 4-б

Охарактеризуйте данные ниже существительные по признаку

одушевленности/неодушевленности. Каким(и) способом(ами) можно выразить этот признак?

Укажите все возможные способы для каждого имени. Приведите необходимые контексты.

Месье, колибри, харчо, тупость, толпа, стол, министр, кошка, глыба,

авторитет

Ответ.

Существительные месье, колибри, министр – одуш.; толпа, стол, глыба – неодуш.;

тупость, харчо – не охарактеризованы по этому признаку (но возможно употребление: «я не

люблю эти ваши харчо», тогда это неодуш. сущ.); авторитет – неодуш., если имеет

значение «общепризнанное влияние, признание», и одуш., если имеет значение: «человек,

пользующийся большим авторитетом (чаще в разговорном языке применительно к

представителям преступного мира), кошка – одуш. в значении «животное», неодуш. - в

значении «приспособления различного типа».

Основным способом выражения признака одуш./неодуш. является форма

винительного падежа в соотнесенности с формами им. и род. падежей; кроме того, этот

признак выражается также и окончаниями согласуемых с сущ. прилагательных, местоимений

и др. Но в зависимости от рода сущ. и его типа склонения этот признак выражается по-

разному.

Признак выражается окончаниями сущ. и прил. во множ и ед. числах: стол (вин. п. -

такой стол^ (нулевое оконч.), такие столы); министр (вин. п. - такого министра, таких

министров).

Признак выражается окончаниями сущ. и прил. во множ. числе: толпа (вин. п. такие

толпы), глыба (вин.п. - такие глыбы), и (вин. п. – таких кошек в знач. «животное», такие

кошки в знач. «приспособление»). Признак выражается только прил. во множ и ед. числах: месье (вин. п. - такого месье,

таких месье).

Признак выражается только прил. во множ.: колибри (вин. п. – таких колибри).

Признак не выражен у сущ. тупость (ж. р., нет множ. числа), харчо (ср. р., нет множ.

числа); но в случае употребления сущ. харчо в сочетании с определяемым словом во мн.

числе, признак неодуш. выражается формой прил. во мн. числе.

Признак одуш./неодуш. можно определять по значению и по вопросу, но эти способы

иногда не дают правильного ответа: толпа – скопление людей, но сущ. неодуш. (вижу

толпы; (что?) кукла, но сущ. одуш. (вижу кукол).

 

Задание 5-б

Объясните значение фразеологизмов. Приведите свои примеры на их употребление в

речи. Есть ли среди них такие, значение которых мотивируется («подсказывается»)

словами, входящими в их состав? Ответ поясните. Какие из них омонимичны свободным

словосочетаниям? Приведите примеры.

Каша в голове, небо коптить, морочить голову, опускать руки, доставать из-под

земли.

Ответ.

 Каша в голове – полная неясность, сумбур в сознании, в мыслях, в суждениях. Небо

коптить – жить бесцельно, не совершая ничего полезного. Морочить голову – приставать с

глупостями, пустяками; обманывать, дурачить, намеренно вводить в заблуждение

разговорами, перепиской, действиями. Опускать руки – терять способность или желание

действовать, стараться изменить к лучшему что-л. Доставать из-под земли – получать что-

л., находить кого-л. любыми средствами, способами, где и как угодно.

 Каша в голове. Значение фразеологизма мотивировано: каша – сваренное на воде

кушанье, нечто полужидкое, неопределенное. Употребление как свободного словосочетания

невозможно.

Небо коптить. Значение фразеологизма мотивировано: коптить – покрывать

копотью, коптить небо – бессмысленное занятие. Употребление как свободного

словосочетания возможно, но затруднительно.

Морочить голову. Значение фразеологизма мотивировано: морочить – вводить в

заблуждение. Употребление как свободного словосочетания невозможно.

Опускать руки. Значение мотивировано: с опущенными руками трудно или

невозможно выполнять многие действия. Употребление как свободного словосочетания

возможно.

Доставать из-под земли. Значение мотивировано: чтобы доставать что-л. из-под

земли, надо приложить много труда. Употребление как свободного словосочетания

возможно.

 

Задание 6-б

Вид у нее был несколько встревоженный (1), но она старалась казаться спокойною

(2), хотя ей не всегда удавалось унять чуть заметную дрожь в руках и подергиванье

побледневших губ (3), наконец она пристально посмотрела на меня (4), так что я начал

сомневаться в том (5), что она выдержит такое напряжение хотя бы часок-другой и не

сорвется, дав волю слезам (6), как с нею бывало, причем не один раз (7).

Ответ. В сложном предложении 7 частей (простых предложений).

Типы связи и средства связи :

1 – 2 союзная сочинит. связь (противитительный союз но);

2 - 3 союзная подчинительная связь (уступительный союз хотя, 3 – прид. уступки);

2 – 4 бессоюзная связь (средство связи – интонация);

4 – 5 союзная подчинительная связь (союз следствия так что, 5 – прид. следствия);

5 – 6 союзная подчинительная связь (союз что, 6 – прид. изъяснительное);

6 - 7 союзная подчинительная связь (союз как, 7 – прид. сравн.; союзное слово как -

прид образа действия).

Характеристика частей:

1 - двус., граммат основа - вид был встревоженный (сост. им. сказ.);

2 - двус., граммат основа она старалась казаться спокойною (сост. им. сказ);

3 – одн., безл., граммат основа - удавалось унять (сост. глаг. сказ.);

4 - двус., граммат основа - она посмотрела (прост. глаг. сказ.);

5 - двус., граммат основа - я начал сомневаться (сост. глаг. сказ.);

6 - двус., граммат основа граммат основа - она выдержит, сорвется (прост. глаг.

сказ. - однородные);

7 - одн., безл., граммат основа бывало (прост. глаг. сказ.).

В предложении возможен другой вариант постановки знаков препинания:

…наконец она пристально посмотрела на меня, так, что я начал сомневаться в

том… В этом случае придаточная часть относится к наречию так и является придаточным

меры и степени.

Кроме того, слово наконец в данном контексте можно рассматривать как вводное (для

более определенного решения нужен больший контекст, тогда после него нужна запятая. Разбор заданий олимпиады «Ломоносов» по русскому языку 2010 года

Вариант 2

Задание 1-а

Даны слова: отчего-нибудь, нагрузка, проэкзаменовать, нарисовав, признавшись,

сгущать, отбелить, вторник, подпустить, метров, залив, надколоть.

Ответ.

Несоответствие по глухости-звонкости между произносимым в слове согласным

звуком и буквой, его обозначающей, имеется во всех словах. Отчего-нибудь: буква д(ь) –

звук [т'], нагрузка: буква з – звук [с], проэкзаменовав: буква к – звук [г], нарисовав: буква в

– звук [ф], признавшись: буква в – звук [ф], сгущать: буква с – звук [з], отбелить: буква

[т] – звук [д], вторник: буква в – звук [ф], подпустить: буква д – звук [т], метров: буква в –

звук [ф], залив: буква в – звук [ф], надколоть: буква д – звук [т].

В положении перед глухим согласным и в конце слова в русском языке всегда

произносится глухой звук, а в позициях перед звонким парным, (кроме [в], [в']), только

звонкий парный. Но об оглушении как изменении звонкого в глухой и об озвончении как

изменении глухого в звонкий правомерно говорить только при наличии «проверочных» слов,

то есть слов или форм слова, где этот звук стоит, например, перед гласным. При отсутствии

таковых мы имеем дело только с фактами орфографии.

Следовательно, об оглушении как изменении звонкого согласного в глухой говорить

правомерно в следующих случаях: нагруз[с]ка - нагру[з]ок, под[т]пустить – под[д]ыграть

(приставка под), зали[ф]* - зали[в]ы, на[т]колоть – на[д]орвать (приставка над/надо). В

позиции перед гласным в морфеме произносится звонкий согласный.

Об озвончении как изменении глухого согласного в звонкий говорить правомерно в

следующих случаях: от[д]белить – от[т]ыграть (приставка от-) , с[з]гущать – с[с]узить

(приставка с-). В позиции перед гласным в морфеме произносится звонкий согласный.

В остальных случаях говорить о наличии оглушения (отчего-нибудь, вторник,

нарисовав – суффикс деепричастия в, признавшись - суффикс деепричастия вши, метров –

окончание ов), или озвончения (проэкзаменовать), неправомерно, так как нет «проверочных

слов».

* Если залив – деепричастие от залить, то о наличии оглушения говорить нельзя.

 

Задание 2-а

Найдите производящие основы для указанных ниже слов (они даны в начальной

форме). Определите способ словообразования для каждого слова и укажите

словообразовательные средства. В чем заключается особенность некоторых из этих слов с

учетом характера производящих основ?

 Неосторожно, неотразимость, фокусничать, невнимательность, необходимо,

бродяжничать.

 Ответ.

Суффиксальным способом образованы слова: бродяжничать – от бродяга (суффикс

НИЧА), неотразимость от неотразимый (суффикс ОСТЬ), необходимо от необходимый

(суффикс О).

Особенностью слов неосторожно фокусничать, невнимательность является то, что

для них в языке имеются две равноценные производящие основы:

неосторожно образовано от осторожно (приставка НЕ) приставочным способом

или от неосторожный (суффикс О) суффиксальным способом; фокусничать – образовано от фокусник (суффикс А) или от фокус (суффикс НИЧА)

суффиксальным способом;

невнимательность образовано от невнимательный (суффикс ОСТЬ) (приставка НЕ)

или от внимательность (приставка НЕ) приставочным способом.

Кроме того, можно отметить наличие чередования г//ж (бродяжничать – от бродяга)

и к//ч (фокусничать – от фокусник).

 

Задание 3-а

Замените запись с использованием цифр на буквенную запись. Сложные слова

(числительные и прилагательные), в состав которых входят числительные, разберите по

составу.

С 1983 года, 50-дневный, с 600 книгами.

Ответ.

С тысяча девятьсот восемьдесят третьего года, пятидесятидневный, с шестьюстами

книгами.

Пят/и/десят/и/дн/евн/ый: корни – пят, десят, дн; суффикс - евн, окончание – ый; два

и – соединительные гласные; основа – пят/и/десят/и/дн/евн ; в основу не входит окончание.

Шест/ью/ст/ами: корни – шест-, ст-; окончания -ью, -ами; в основу не входят

окончания.

 

Задание 4-а

Охарактеризуйте данные ниже существительные по признаку

одушевленности/неодушевленности. Каким(и) способом(ами) можно выразить этот признак?

Укажите все возможные способы для каждого имени. Приведите необходимые контексты.

 Кенгуру, шоссе, мужество, тишина, подлиза, календарь, брат, мышь,

тропа, детектив.

Ответ.

Существительные кенгуру, подлиза, брат, мышь – одушевленные; шоссе, календарь,

тропа – неодушевленные; мужество, тишина – не охарактеризованы по этому признаку;

детектив – в зависимости от значения является одушевленным сущ., если обозначает

человека, и неодушевленным, если имеет значение «литературный жанр».

Основным способом выражения признака одуш./неодуш. является форма

винительного падежа в соотнесенности с формами имен. и род. падежей; кроме того, этот

признак выражается также и окончаниями согласуемых с сущ. прилагательных, местоимений

и др. Но в зависимости от рода сущ. и его типа склонения этот признак выражается по-

разному.

Признак выражается окончаниями сущ. и прил. во множ и ед. числах: календарь (вин.

п. - такой календарь, такие календари); брат (вин. п. - такого брата, таких братьев); подлиза

вин.п. (такого подлизу, таких подлиз).

Признак выражается окончаниями сущ. и прил. во множ. числе: мышь (вин. п. таких

мышей), тропа (вин.п. - такие тропы).

Признак выражается только оконч. прил. во множ и ед. числах: кенгуру (вин. п. -

такого кенгуру, таких кенгуру).

Признак выражается только оконч. прил. во множ.: шоссе (вин. п. – такие шоссе).

Признак не выражен у сущ. мужество (ср. р., нет множ. числа) и у сущ. тишина (ж.

р., нет множ. числа) Признак выражается оконч. сущ. и прил. во множ и ед. числах: детектив (вин. п. –

видел такого детектива, таких детективов - «человек» и прочитал такой детектив, такие

детективы «произведение»).

Признак одуш./неодуш. можно определять по значению и по вопросу, но эти способы

иногда не дают правильного ответа: толпа – скопление людей, но сущ. неодуш. (вижу

толпы; (что?) кукла, но сущ. одуш. (вижу кукол).

 

 

Задание 5-а

Объясните значение фразеологизмов. Приведите свои примеры на их употребление в

речи. Есть ли среди них такие, значение которых мотивируется («подсказывается»)

словами, входящими в их состав? Ответ поясните. Какие из них омонимичны свободным

словосочетаниям? Приведите примеры.

Ответ.

Первый блин комом – о первом неудачном опыте в каком-л. деле.

Держать язык за зубами – быть осторожным, сдержанным в высказываниях,

умалчивать о чем-л.; молчать, чтобы не проговориться.

Плыть по течению – действовать, поступать так, как вынуждают обстоятельства,

пассивно подчиняться каким-л. требованиям.

Закинуть удочку – осторожно, исподволь пытаться добиться чего-л., выяснить что-л.

Семь пятниц на неделе – о том, кто легко меняет свой обещания, намерения и т. п.; о

вздорном, порой бессмысленном сочетании поступков, речей, обещаний.

Значение следующих фразеологизмов является мотивированным: первый блин комом

(первый блин часто бывает неудачным, так как тесто прилипает к недостаточно хорошо

прогретой сковороде); держать язык за зубами (с закрытым ртом говорить нельзя); плыть

по течению (на лодке по течению плыть легче, чем против него); закинуть удочку

(закидывая удочку, рыбак надеется на удачу, но не уверен, что ему удастся что-либо

поймать).

Имеют омонимичные свободные словосочетания фразеологизмы: первый блин комом,

плыть по течению, закинуть удочку. Употребление держать язык за зубами как

свободного словосочетания затруднительно.

Семь пятниц на неделе - значение не мотивировано, не имеет омонимичного

свободного словосочетания.

 

Задание 6-а

 Мне даже стало как-то невесело (1), что поймали такое множество крупной рыбы

(2), которая могла бы клевать у нас (3), мне было жалко (4), что так опустошили озеро (5),

и я печально говорил Евсеичу (6), что теперь уж не будет такого клева, как прежде (7), но

он успокоил меня, уверив (8), что в озере тьма-тьмущая рыбы (9), что озеро велико (10),

так что клев будет не хуже прежнего(11).

Ответ.

В сложном предложении 11 частей (простых предложений).

Типы связи и средства связи между частями:

1 – 2 союзная подчинит. связь (союз что, 2 – прид. изъяснит.);

2 – 3 союзная подчинит. связь (союзное слово которая, 3 – прид. определит.);

1 – 4 бессоюзная связь (средство связи – интонация); 4 – 5 союзная подчинительная связь (союз что, 4 – прид. изъяснит.);

4 – 6 союзная сочинит. связь (соединит. союз и);

6 – 7 союзная подчинит. связь (союз что, 7 – прид. изъяснительное);

6 – 8 союзная сочинит. связь (противит. союз но);

8 – 9 союзная подчинит. связь (союз что, 9 – прид. изъяснительное);

9 – 10 союзная подчинит. связь (союз что, 10 – прид. изъяснительное);

10– 11 союзная подчинит. связь (союз так что, 7 – прид. следствия);

Характеристика частей:

1 – односост., безл., граммат основа - стало невесело (сост. именное сказ.);

2 – односост., неопр.- личное, граммат основа – поймали (прост. глаг. сказ.);

3 – двусост., граммат основа - которая могла бы клевать (сост. глаг. сказ.);

4 – односост., безл., граммат основа – было жалко (сост. именное сказ.);

6 – односост., неопр.- личное, граммат основа – опустошили (прост. глаг. сказ.);

3 – двусост., граммат основа - я говорил (прост. глаг. сказ.);

7 – односост., безл., граммат основа – (не) будет (прост. глаг. сказ.);

8 – двусост., граммат основа – он успокоил (прост. глаг. сказ.);

9 – двусост., граммат основа - тьма-тьмущая рыбы (сказ. пропущено) или односост.

назывное;

10 – двусост., граммат основа - озеро велико (сост. именное сказ.);

11 – двусост., граммат основа - клев будет не хуже (сост. именное сказ.).

В предложении возможен другой вариант постановки знаков препинания:

… но он успокоил меня, уверив (8), что в озере тьма-тьмущая рыбы (9), что озеро

велико так(10), что клев будет не хуже прежнего(11). В этом случае придаточная часть

относится к наречию так и является придаточным меры и степени.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 КЛАСС

1 этап

 

№1.   Объявление в газете гласит: «Путевка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой вариант.

 

 №2.  Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.  Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

 

№3.  В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

-  Он что, пекарь?

-  Нет, шофер».

Почему они не поняли друг друга?

 

 №4.  В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

 

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

 

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.

 

№7.  Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

 

№8. Расставьте ударение в словах:  столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

 

 

 2  этап     

 

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.

 

 №2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

 

№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни…     (Г. Троепольский)

 

 №4.  Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

 

№5.   Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с большой буквы?  Почему? Докажите.

 

№6.  Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами,  остаться с носом. 

 

№7.  Расставьте ударение в словах:  партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

 

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.

          

 

3 этап

  

№1.   В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай.  – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

 

 №2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с  одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки...

 

№3.  Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

 №4.  Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник?Объясните свой выбор.

 

№5.  Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

            - их +а

          - ёнок

основа - ёшк +а

            - н +я

          - ск +ой

         - енн +ая

№6.  Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

 

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

 

№8. Расставьте ударение в словах:  алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

 

 

 4 этап

 

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище».Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

 

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример. 

 - Я это расскажу Верочке!

- Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

- Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.

 

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

  • Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
  • Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
  • Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
  • Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
  • Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

 

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачевым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего еще не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, - непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

 

№5. Нашей северной столице с именем определенно повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

 

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из нее все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

 

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

 

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть только глухие согласные звуки
  • Слова, где есть только звонкие согласные звуки
  • Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

 

Ответы

ОТВЕТЫ     

 ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК  

 6   КЛАСС

1 этап      

 

№1. Путевка для рабочих будет стоить около пяти тысяч рублей.  2 балла

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать, дремать), бить баклуши (бездельничать). За короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями. 6 баллов                                                   

№3. Крутить баранку – значит работать шофёром, водителем машины).          

2 балла

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: трЕугольник, трИлистник, трЕзубец, трЕволнение, трИдесятое царство. В одном случае это числительное, в другом  - Е является соединительной гласной.

4 балла

№5. Лень (лодырь и бездельник), тунеядство (тунеядец и дармоед), болтовня (пустомеля), неаккуратность и неопрятность (неряха). 4 балла

№6.  Одно слово – мух. 1 балл

№7.  Дали (сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), стих (сущ., глагол), пила (сущ., глагол), жаркое (сущ., прил.), звонок (сущ., кр. прил.), мелок (сущ., кр. прил.). Составьте с ними предложения. 3 балла

№8. СтолЯр, пОнял, дремОта, цЕнтнер, магазИн, августОвский, пулОвер, шинЕль, звонИт, договОр, изобретЕние, балУю. 2 балла

Максимально – 24 балла

 

2  этап      

 

№1. Космонавт (астронавт), мореплаватель (путешественник), воспитатель (педагог), художник (живописец), писатель (художник слова, мастер слова), подобрав к ним синонимы.  2 балла

№2. Царство-государство, огонь-пламя, жжет-палит, повторы помогают избежать одних и тех же синтаксических сочетаний в тексте. 3 балла

№3.  Продолжение текста - 5 баллов

№4. Диалог – два, трилогия – 3 части. Оцениваем примеры - 3 балла

№5. Сережка, Орел, Стрелка, Белка – собственные имена. 2 балла

№6. Показать где раки зимуют (проучить, с угрозой, чтоб неповадно было), лезть из кожи вон (стараться, усердствовать), спать с открытыми глазами (следить),  остаться с носом затратить силы впустую, ни с чем)...   6 баллов

№7. ПартЕр, положИл, шофЁр, срЕдства, красИвее, киломЕтр, слУчай, портфЕль, крапИва, кОмпас, понялА, вЫзреть. 2 балла

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря. 5 баллов

Максимально – 28 баллов

3 этап

  

№1.  К.И. Чуковский прав, действительно ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. И ещё, нужно знать значение и происхождение слова. Саша считала, что глагол «отпугивать» происходит от слова «пуговица», как слова «отстёгивать, открывать», и означает «расстёгивать». От глагола «пить» образован несуществующий глагол «пив+ну+ть» из-за буквального следования законам языка: «хлебать – хлебнуть, глотать – глотнул, толкать – толкнул».

                                                                                                                    4 балла   

 №2. Всякая птица своё гнездо любит. Кто где родится там и пригодится. Умные речи приятно и слушать. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Не зная броду, не суйся в воду. Без хозяина земля круглая сирота. Из поговорки слова не выкинешь.                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                    4 балла  

Короткий рассказ с одной  пословицей оцениваем с точки зрения коммуникативного замысла, оригинальности, соответствия сюжета значению пословицы.                                                                                                 5 баллов

№3.   Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами,

 ко граду к городу. Это устаревшие книжные слова.                         2 балла  

 №4.  Однокоренными являются слова: полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик.   Учитывается объяснение своего выбора.                              

                                                                                                                       3 балла      

№5.  Повар – повариха, поварёнок, поварёшка, поварня, поварской, поваренная

                                                                                                                       2 балла

№6. «Лишнее» слово – «свадьба», оно пишется соответственно с произношением со звонким  д, несмотря на слово «сватать». Учитываем объяснение.   

                                                                                                                     3 балла

                                                                       

№7. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила  (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.

                                                                                                                         4 балла

№8. АлфавИт, аристокрАтия, бАнты, бутИк, газопровОд, дефИс, досУг, кладовАя, красИвее, кУхонный, тОрты, украИнец.                          

                                                                                                                           3 балла

Максимально – 30 баллов

Олимпиада по русскому языку  ( школьный этап )  7 класс   2012 – 2013 уч.год                                                            

1 задание – за каждый правильный ответ – 0,5 балла, максимум – 6 баллов.

Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

        2 задание -  за каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

        Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.

Непр…тязательный вкус, пр…бывать за границей, непр…одолимый страх, национальные пр…оритеты, искать пр…станища, непр…хотливое животное, пр…зреть сироту, камень пр…ткновения, знаки пр…пинания, пр…зумпция невиновности.

         3 задание – за правильный ответ – 1 балл.

        Сколько  в русском языке слов, состоящих всего из одной буквы?  Какими частями речи они являются?

  4 задание – за правильный ответ -0,5 балла, всего 3 балла.

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

5 задание – за правильный ответ – 2 балла.

 Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

6 задание – за правильный ответ – 0,5 балла, всего 6 баллов

 Распределите слова по трём группам:  а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным окончанием, в) без окончания.

Бесценный, могуч,  волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.

        7 задание – максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим      критериям: логичность, последовательность, аргументированность, стройность, выразительность.

         Напишите сочинение – миниатюру « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»              

                                                                                                                                                                                      Максимум – 40 баллов.

Ответы  школьного этапа олимпиады по русскому языку, 7 класс, 2012 – 2013 уч.год

1 задание.

ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.

      2 задание.

НепрИтязательный вкус, прЕбывать за границей, непрЕодолимый страх, национальные прИоритеты, искать прИстанища, непрИхотливое животное, прЕзреть сироту, камень прЕткновения, знаки прЕпинания, прЕзумпция невиновности.

      3 задание.

Одно местоимение – Я;  два союза – А, И; пять предлогов – О,У,С,К,В.

      4 задание.

Куль, кожа, лик, пара, толь, парк.

     5 задание.

Мужская, собирательное числительное трое употребляется с сущ. муж. рода

     6 задание.

Нулевое: могуч, волчий, опасность, приберёг, купи

Фонетически выраженное окончание: бесценный, хороша, своего

Без окончания: кенгуру, домой, дороже, влево

 

Олимпиада  по  русскому  языку (школьный этап) (8 кл.)

1.Расставьте ударение в словах: 

Корысть, надолго,  углубить, соболезнование, ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый.   (По 0,5 за правильный ответ, 5 баллов)

2.Подберите как можно больше  словосочетаний с предлогом  ПРИ  в разных  значениях.

(по 0,5 за правильный ответ, 4 балла)

3.Закончите начатые фразы подходящими словарными словами  из списка, ставя их в нужной форме. ( по 1 баллу за правильный ответ, записанный орфографически верно, 7 баллов)

1)Для того чтобы не заблудиться и правильно  выбрать  направление движения, нужны верные …

2)Пространство   с четко очерченными  границами  называют…

3)Офицера, состоящего при начальнике  для выполнений особых поручений, называют…

4)Большая  удача для  коллекционера  - приобрести редкий…

5)На  должность, звание, даже  на  руку  и  сердце  нужно найти…

6)Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему…

7)Земной, дружеской и приятной ,  доверительной  или  семейной

может  быть…

Ор(?)ентир, и(л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз…мпляр,  тр…буна, конве…р, ад…ютант, к…м…тет, …тм…сфера, пр … т…ндент, о(к,кк)упация, х…р…ктеристика, пр…з…дент,  …гр (с,сс)ия.

4. Слова  каких  знаменательных  частей  речи могут  заканчиваться  на  а ? Приведите  примеры. (Допустимы  любые  формы  слов.) ( по 0,5 балла за правильный ответ, 5 баллов)

5. Какие изменения в грамматическом строе  русского языка можно наблюдать  на  примере  отрывка  из  «Сказки   о  царе  Салтане» А.С.Пушкина? ( по 1 баллу за правильный ответ, 2 балла)

       Князь у синя моря ходит,

      С синя моря глаз не сводит.

6. Определите  окончания  в  словах: Возилась с чьими-то пятьюдесятью  резвящимися  детьми. Какое слово отличается от других  по своему строению  и почему? ( по 1 баллу за окончание и 1 балл за ответ; 7 баллов)

7. Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи и способы подчинительной связи в словосочетаниях. ( по 1 баллу за правильный ответ, 5 баллов)

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.                                                            

Итого10 баллов

8.         1. Определите тип речи, стиль текста,

2.Укажите художественные средства, помогающие автору создать яркие образы.

3. Какие образы создаются автором при помощи этих средств.

Свой ответ оформите в виде связного текста.

Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же  опять ударила изо всей силы…

Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему…

                                                                                               А.П.Чехов

Итого 6 баллов   Итого 51 баллов

Ответы ( русский язык – 8 класс)

1.Корысть,  надолго, углубить, соболезнование,  ходатайствовать, христианин, мизерный, танцовщица, жалюзи, оптовый.

2.Школа при  посольстве, при  школе  сад,  стеснялся  при  посторонних, держал  при  себе, явился  при  галстуке,  при  его  способностях, при  помощи доски  и т. д.  

3. 1) …ориентиры.

     2) … территорией.

      3) … адъютантом.

       4) …экземпляр.

        5) …претендент.

          6) …характеристику.

           7) … атмосфера.

4.Имена  сущ.(река, слона, окна, берега.), кр. прил. (умна),  глаголы(шла), кр. прич.(укрыта), дееприч.(ворча), нареч.(издавна), числит.(два),  местоиен.(она).

5.В современном русском языке  краткие  прилагательные  не  склоняются  и  не  выступают  в  роли  определений , как  в  отрывке  из  пушкинской  сказки.

6. Возил+а+сь  с  чь+ими-то  пять+ю+десять+ю резв+ящ+ими+ся  деть+ми. Отличается слово – детьми, так  как  лишь у  него  нет  окончания  в  середине.

7. Неприятный ветер – подч., согл., не шло сверху – подч., прим., не шло снега – подч., упр., не очень темно – подч., прим., вставала за облаками – подч., упр.

8. Описание, художественный; эпитеты, сравнения; образ Е. К.,  игры на инструменте, музыки.

Олимпиада по русскому языку для 9 класса (школьный этап)

  1. Расставьте ударение в данных словах:

Квартал, вероисповедание, каталог, искра, обеспечение, диспансер, ходатайство, мизерный, заплесневеть, заиндеветь.                              Всего 2 балла (по 0,2б  за каждое слово).

  1. Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем звуков.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.               (А. Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б  за каждое слово).

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

              Об..жаться следует только тогда  когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды  случайность  то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение  и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то)  низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.

             Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие  вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городных  произв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.

            В общем(то) излишняя обидчивость  признак недостатка ума или какой(то)  закомплексова..ости. Буд..те умны.                        (Д.С. Лихачев)

  1. Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Наречие

Предлог

Деепричастие

Краткое причастие

Местоимение

Краткое прилагательное

Числительное

  1. Лингвистическая задача.  В стихотворении А.А.Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встаёт,

Червонная рубаха

Забыться не даёт.

Определите значение выделенного слова. Что вы можете сказать о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своём стихотворении?

  1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы: Десница, виктория, ланиты, блиставица, ветрило, шуйца, толмач, сиречь, тать, чага.
  2. 7.  «Составляем текст».    Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру. (10 баллов)

     К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной посёлок (деревню, село) видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

  1. Расставьте ударение в данных словах:

КвартАл, вероисповЕдание, каталОг, Искра, обеспЕчение, диспансЕр, ходАтайство, мизЕрный, заплЕсневеть, заИндеветь.                  

Всего 2 балла (по 0,2б  за каждое слово).

  1. Выпишите из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука);  ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает  звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла.                                   Максимальное количество баллов – 5.

  1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то  низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

             Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

            В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.                      (Д.С. Лихачев)

Максимальное количество баллов – 5.

  1. Заполните таблицу такими существительными, которые омонимичны другим частям речи. Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Жгут

Наречие

Тепло

Предлог

В течение

Деепричастие

Рея

Краткое причастие

Бита

Местоимение

Том

Краткое прилагательное

Зло

Числительное

Сорок

Всего 4 балла (по 0,5б  за каждое слово).

  1. ЧЕРВОННЫЙ -  красный, алый, цвет крови.

В старославянском языке  было слово чръвьнь, в древнерусском – чьрвенъ – красный.

Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идёт о временах восхождения на престол Петра Первого, казни стрельцов, выступавших на стороне сестры Петра I, Софьи.

  За правильно определённое значение слова – 1 балл. За объяснение происхождения слова – 1 балл. За комментарий функции слова – 1 балл.                          

                                                                                 Максимальное количество баллов – 3.

  1. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница – правая рука; виктория – победа; ланиты – щёки; блиставица  - молния; ветрило – парус;

 шуйца – левая рука;  толмач – переводчик; сиречь -  то есть; тать – вор;  чага – рабыня.

                                       Всего 2 балла (по 0,2б  за каждое слово).

  1. Задание 10. Всего 10 баллов.

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников  2012-2013 уч.года по русскому языку.

 Задания

                                                                                10 класс

1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

 Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

 Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Итого 2 балла

 2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно  в книгах и газетах заменяют  буквой  е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

Итого1 балл

3. В каких словах ударение падает на последний слог?

Жалюзи,  газопровод,  ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Итого 3 балла, 0,5 за каждый правильный ответ

4. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

Итого 5 баллов

5. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

А) Столовая – стая    Б) Портной – герой   В) Рыбачий – рабочий  Г) Лекторий – лисий

Итого 2балла

6. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры.

Итого 2 балла

7. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задания к тексту.

Ранним утром когда все спали я вышел на ц..почках из душной жаркой избы и как(будто) не на улице оказался а вышел в тихую (не)изъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще (не)обсохла от росы хотя блистáния рóсного когда висят на траве крупные седые капли уже (не)было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче и вот впереди сверкнула затуманен..ая река а за ней запереливались красками уходящие (в)(далекую)(даль) луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельн..чной плотины которая теперь была прорван..а. Вода обруш..валась на торчащ..й из прорван..ого тела плотины лозняк и падая дробилась о него так что по тихому мельн..чному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Н.. один рыболов н.. мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельн..чные омуты описывают..ся в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристан..ще рыб.

(157 слов. В. Солоухин. Владимирские проселки)

З а д а н и я   к тексту:

1)  найдите случаи тавтологии, встречающиеся  в тексте; оправданы ли они здесь? Мотивируйте свой ответ;

2)  определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения;

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение.

7. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру  в художественном стиле в жанре рассказа на тему «Книга».

Итого 10 баллов

                                            Итого 37 баллов

Ключи

                                                    10 класс

1. Нормы русского литературного языка

А) Мать любила и гордилась своим сыном. -  Мать любила своего сына и гордилась им.

Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

Свидетель показал, что видел …

В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент.  Итого2балла

2.В двух словах пишется  Е: опека, афера.   Итого1балл

3.Во всех словах.  ЖалюзИ,  газопровОд,  ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг.    Итого 3балла

4.Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.

Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.  Итого5баллов        

5. Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая,  в слове стая – я).

Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)

В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Итого2 балла

6.Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент,  костный –  костлявый  - косный.  

Итого 2балла  

7. Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной, жаркой избы и как будто не на улице оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности солнечную воду — такая охватила свежесть. Трава еще не обсохла от росы, хотя блистáния рóсного, когда висят на траве крупные седые капли, уже не было.

С главной улицы тихого села повела тропинка в проýлок под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливáлись красками уходящие в далекую даль луговые просторы. Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!

По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб.

Оценка:  5 баллов(  0+ 0; 0+1)     4 балла (1+0; 1+1; 2+0) 3 балла ( 3+ 0…0+3) 0 б более 3ор  и(или) 3 пун.

З а д а н и я   к тексту:

1)  найдите случаи тавтологии, встречающиеся  в тексте: По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины…такой повтор (тавтология) оправдан, так как автор показывает нам осторожность, неторопливость своего передвижения по берегу реки; в далекую даль — такое сочетание часто встречается в произведениях устного народного творчества и имеет значение «очень далеко» (Возможны другие комментарии) ( 2 балла)

2)  определите значение слов омут и проулок, встречающихся в тексте. Поставьте в них ударения: Óмут — «1) водоворот на реке, образуемый встречным течением; 2) глубокая яма на дне реки или озера»[1] (1 балл); проýлок — «переулок, маленькая узкая улица (просторечное)»(1 балл).

3) слово омут является составной частью известного фразеологизма. Назовите этот фразеологизм и укажите его значение: тихий омут(1 балл) неодобрительное — о человеке скромном, спокойном, но способном обмануть это первое впечатление(1 балл). Выражение возникло в результате расщепления пословицы В тихом омуте черти водятся (1 балл).

Всего 12 баллов

8. Творческая работа

Оценивается

·        качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

·        языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

·        эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Итого10баллов                                                                       Итого 37 баллов  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....