Авторская инновационная программа "Сдадим ГИА на 5"
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему
Длят того чтобы успешно сдать выпускные экзамены в 9 классе, необходима тщательная подготовка.И начинать нужно уже в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная программа поможет подготовиться к выпускному экзамену в 9 классе. | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская инновационная программа
«Сдадим ГИА на 5»
Автор:
Скобелева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ Обливской СОШ №1
Пояснительная записка
- Введение
Актуальность данной разработки: усиление практической направленности в процессе обучения, что позволяет развивать критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой и повышать уровень качества знаний, умений учащихся по русскому языку. Методическая разработка «Сдадим ГИА на 5» является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся подобрано содержание, позволяющее учащимся подготовиться к государственному экзамену. Усиленная работа по подготовке к ГИА началась в 5-6 классах, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе.
Разработка рассчитана на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Большое внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 18 часов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ГИА, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9-х классов к сдаче экзамена по новой форме.
2. Цели и задачи программы
Цель:
Подготовить учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи:
1. Способствовать осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы.
2. Воспитывать культурно - ценностное отношение к русской речи.
3. Совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам.
4. Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
5. Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
3. Общая характеристика программы.
Эффективность данной программы заключается в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету. Программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задания методической разработки дают возможность учащимся возможность овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят успешно освоить программу 9 класса и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по аналогии с демоверсией. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Основные формы работы, используемые при подготовке к экзамену, – устные (выразительное чтение, закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений, составление аргументированного анализа содержания текста) и письменные (тренировочные упражнения, тестовые задания, коллективное написание сочинений-рассуждений).
Предусмотрены различные формы контроля: орфографический и пунктуационный анализ текста, сжатое изложение, тестирование, написание сочинения - рассуждения.
В разработке предусмотрены разные виды деятельности учащихся на уроках: коллективная, групповая, парная, индивидуальная; разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
4. Требования к уровню подготовки учащихся:
• Знать трудные случаи правописания
• Понимать их роль в общекультурном развитии человека
• Объяснять языковое явление
• Уметь применять знания при тестировании
• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
• внимательно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
• работать над расширением словарного запаса;
• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
• выполнять различные типы тестовых заданий;
• самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
• определять синтаксические конструкции.
5. Методические рекомендации.
1.Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.
2.Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как обучающие диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, свободные диктанты, подбор текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
3.Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как графическое комментирование и диктанты «Проверяю себя».
4.Для расширения словарного запаса обучающихся целесообразно составление тематических словарей.
5. Развитию речи обучающихся способствуют небольшие работы творческого характера с использованием определенных грамматических категорий.
6.Так как многочисленные орфографические ошибки связаны с тем, что обучающиеся не видят состава слова и не умеют определять части речи, целесообразно включать в каждое занятие разбор слова по составу и частичный морфологический анализ слова.
6. Планируемые результаты.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Программа «Сдадим ГИА на 5»
Тема 1. Задание 4. Основные орфографические правила правописания приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при- Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Задание 5. Основные орфографические правила правописания суффиксов. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных. Разграничение причастий и отглагольных прилагательных. Разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий. Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.
Тема 3. Задание 6. Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Лексическое значение слова или его лексический анализ.
Тема 4. Задание 7.Словосочетание. Виды словосочетаний. Подчинительная связь слов в словосочетании.
Тема 5. Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.
Тема 6. Задание 9. Обособление. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Тема 7. Задание 10. Простое осложненное предложение. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.
Тема 8. Задание 12. Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы.
Тема 9. Задание 14. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи.
Тема 10. Задание 2. Понимание смысла текста.
Тема 11. Задание 3. Выразительно-изобразительные языковые средства.
Тема 12. Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
Тема 13. Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Выбор приемов сжатия.
Тема 14. Задание 15.1 Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему.
Тема 15. Задание 15.2 Сочинение – рассуждение на понимание фразы. Критерии оценки задания. Структура сочинения.
Тема 16. Задание 15.3 Сочинение – рассуждение на понимание значения слова. Критерии оценки задания. Структура сочинения.
Тема 17, 18 Итоговые занятия. Тестирование. Изложение. Сочинение-рассуждение.
Тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1. | Основные орфографические правила правописания приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при- Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками. | 1 ч | |
2. | Основные орфографические правила правописания суффиксов. Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных. | 1ч | |
3. | Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Лексическое значение слова или его лексический анализ. | 1ч | |
4. | Словосочетание. Виды словосочетаний. Подчинительная связь слов в словосочетании. | 1ч | |
5. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | 1ч | |
6. | Обособление. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. | 1ч | |
7. | Простое осложненное предложение. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия | 1ч | |
8. | Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. | 1ч1ч | |
9. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. | 1ч | |
10. | Понимание смысла текста. | 1ч | |
11. | Выразительно-изобразительные языковые средства. | 1ч | |
12. | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста | 1ч | |
13. | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Выбор приемов сжатия. | 1ч | |
14. | Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 1ч | |
15. | Сочинение – рассуждение на понимание фразы. Критерии оценки задания. Структура сочинения. | 1ч | |
16. | Сочинение – рассуждение на понимание значения слова. Критерии оценки задания. Структура сочинения. | 1ч | |
17 -18 | Итоговые занятия. Тестирование. Изложение. Сочинение-рассуждение. | 2ч |
Список литературы:
1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 20126 9 класс. Москва, «Экзамен», 2015 год.
3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2015 год.
5. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
6. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
7. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
8. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
9. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).
Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...
Авторская «Образовательная программа комбинаторного типа по общей физической подготовке «Путешественник», утверждена решением районного Экспертного совета по инновационной деятельности (протокол №37 от 17.03.2010 года).
Комплексная образовательная программа разработана Леонтьевой С.А., учителем физической культуры высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовате...
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Авторская инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по экологии «ЭкоМиР»
Пристальное внимание к экологическому образованию поставило на повестку дня необходимость разработки социально-экологического идеала, того образа совершенного отношения обще...
Авторская инновационная учебная программ "Человек и окружающая среда"
В РФ проблема экологической безопасности становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции...
Авторская инновационная учебная программа "История Милютинской земли"
В авторской инновационной программе, развивающей познавательную деятельность и формирующей научный стиль мышления, большое внимание уделено воспитанию и социализации обучающихся в соответствии с Конце...
Городская методическая выставка «Инновационные технологии в моей деятельности» (направление «Авторские пособия»)
В работе представлена система уроков литературы, которая опирается на понятия, составляющие нравственные, духовные, эстетические ценности в жизни человека. Основная ...