Преемственность (русский язык)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.36 МБ |
тезис | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В большинстве принятых сегодня учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (- ть , - ти и - чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы» .
« Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть ( ти ) и нулевое окончание на - чь »
« Неопределенная форма глагола (инфинитив) имеет суффикс – ть или – ти . Есть глаголы неопределенной формы на – чь (беречь) »
Конечные морфемы инфинитива - ть , - ти и - чь определяются как суффиксы.
« Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть или – ти . Если основа оканчивается на – чь , то глагол имеет нулевое окончание »
«Неизменяемые слова окончаний не имеют » (с. 34).
Вывод: В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие; Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи;
При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова; В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Преемственность между начальным и средним звеном при изучении русского языка.
Федулова А. С., МБОУ Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова,
учитель русского языка и литературы.
В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы глагола: имеет ли инфинитив окончание?
В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
Мы провели анализ учебников для 5 классов, которые на данный момент используются в нашей школе. Это учебники М.Т. Баранова, Е. А. Быстровой и М. К. Поповой. Во всех этих учебниках морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива».
В то же время в различных справочниках находим данные о неизменяемости инфинитива. Как известно, неизменяемые части речи не имеют окончаний.
В учебниках для 4 классов, где изучаются более подробные морфологические характеристики частей речи, мы находим единое мнение по данному вопросу: -ть, -ти и –чь являются формообразующими суффиксами.
Получается, что учащиеся, переходя с начального звена в основную школу, встречаются с определенными трудностями при морфемном разборе инфинитива.
Здесь наблюдается явное противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Они служат для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Формообразующий суффикс лишен главных свойств и признаков окончания и не входит в основу слова, так как не выражает его лексическое значение.
Все противоречия можно устранить, если в школьную программу ввести принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и формообразующие.
Исходя из всего вышесказанного, предлагаю своим коллегам немного скорректировать подачу данного материала:
- В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие: формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова; формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении; к формообразующим суффиксам глагола относятся следующие:
- суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);
- суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу;
- суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и).
- Начинать морфемный разбор слова не с традиционного поиска окончания, а с определения части речи: следует объяснить учащимся, что неизменяемые слова не имеют окончаний.
- При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова: основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса (понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс»).
- В 5 классе, при подаче данного материала, обязательно указать на противоречия в этом вопросе. При разборе слова по составу предлагаем данную морфему выделять графически «домиком» - ⌂
Все перечисленное позволит, по нашему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать противоречий и путаницы в данном вопросе, решит (частично) проблему преемственности, а также поможет приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....
Преемственность в обучении русскому языку
Задачи: 1. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (литературе) между начальной и средней школой. 2. Проанализировать современные программы и учеб...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...