Развитие мышления и повышение грамотности при изучении темы "Однокоренные слова"
статья по русскому языку на тему
Упражнения в анализе слов по составу и в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся, способствуют повышению их грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_odnokor._slovami.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словесно-логического мышления и грамотности
при изучении темы «Однокоренные слова»
Тема «Состав слова» является для младших школьников исключительно важной, потому, что:
- упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи учащихся;
- на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе приобретения умений и навыков в анализе слов и словообразовании учащиеся начинают постепенно осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова, т.е. начинают познавать закономерности в правописании. Следовательно, изучение состава слова служит цели сознательного усвоения орфографии, что ведет к прочной грамотности в письме;
- упражнения в морфологическом анализе слов и словообразовании воспитывают внимание и интерес к слову, содействуя глубокому пониманию и точному употреблению его в речи; вырабатывают привычку вдумываться в содержание слова и соотносить содержание с формой, что является необходимым условием успешного развития орфографической зоркости учащихся.
Таким образом, разбор слова по составу позволяет не только понять, из чего и как построено слово, но и помогает правильно написать его, точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда и проникнуть в его историю.
Однако тема «Состав слова» вызывает у младших школьников много трудностей. Трудна она потому, что успешное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие у школьников достаточно развитых речевых навыков и грамматических умений. Изучение морфологического состава слова находится в самой тесной связи с познавательными возможностями детей, с развитием их словаря и мышления.
При работе над составом слова учащиеся затрудняются выделить корень в слове, так как не сформировано понятие «корень слова»; неправильно выделяют корень, так как недостаточный запас родственных слов, не до конца понимают смысл слова (поездка – поезд, полянка – лян, уколоть – укол); относят к родственным словам слова с похожим корнем (гора – горе, вода – водитель, белый - беляш); не всегда понимают смысловую близость слов (двор – дворник, сторожка - сторож); при подборе однокоренных слов часто подменяют словообразование словоизменением, считая последние слова родственными.
Обедненность словарного запаса детей с трудностями в обучении связана с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о причинно-следственных, пространственных, временных и других отношениях, что определяется особенностями их познавательной деятельности: сниженной активностью во многих видах деятельности, своеобразием основных мыслительных операций, недостаточной гибкостью мышления, пониженной наблюдательностью, несформированностью слухового внимания и памяти, несформированностью самоконтроля.
ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
- На начальном этапе для лучшего понимания темы «Родственные слова» провожу беседу: «Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники). В семье родственники похожи друг на друга (одинаковые глаза, волосы, походка, одна фамилия). Семьи бывают большие и маленькие. И в русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга».
Далее рассматривается семья слов: рыба, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбный. Разбираем лексическое значение каждого слова, находим в словах похожую часть. С каждым словом дети составляют предложение. Желательно при работе над родственными словами для лучшего понимания детьми значения слов использовать наглядность.
Аналогичная работа проводится и с другими семьями слов. Затем дети сами делают вывод: «Слова-родственники в русском языке называются родственными словами. Родственные слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть». На доске прикрепляется плакат с новым для детей термином - РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. Для более прочного усвоения нового понятия перед каждым заданием дети дают определение родственных слов.
- После того, как дети усвоили понятие «родственные слова», я провожу упражнения на выделение в каждой группе родственных слов главного, ключевого слова, стержня, несущего основной смысл и являющегося ключом, основой, от которой образованы все слова данной группы. Для этой работы я отбираю только те родственные слова, которые доступны и понятны детям в соответствии с их возрастным, интеллектуальным, речевым развитием:
зимушка берёзовый белый морозит холодок
зимовать берёза беленький морозный холодильник
зима березняк побелка морозец похолодало
зимний подберёзовик побелить мороз холод
Различные группы родственных слов представлены в «Сборнике упражнений по русскому языку для 3 класса», автор Т.В. Шклярова.
Упражнения на нахождение главного ключевого слова помогают правильно понять значение слова и в дальнейшем безошибочно выделять корень слова.
- Нередки случаи, когда учащиеся считают родственными словами слова, имеющие внешнюю похожесть (гора – горе, нос – носить, летать – лето и др.). Для предупреждения подобного рода ошибок проводится работа по исключению «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к каждой группе родственных слов. Дети читают слова, записанные на доске, выделяют главное ключевое слово, составляют с ним предложения. При повторном чтении этих же слов они должны найти слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам, а потому не родственного им – а значит «лишнего» в данной группе.
братик больной зубастый лосёнок рукавица
братец боль зуб лосось ручей
брат больница зубр лосиха рукав
брать больше зубной лось рука
побрататься заболевание зубик лосиный ручонки
После выполнения таких упражнений учащиеся делают вывод о том, что не всегда слова схожие по внешнему виду являются родственными. Организуя такие наблюдения, я постоянно обращаю внимание детей на то, что родственные слова имеют общую часть и они близки по смыслу.
- После того, как ученики узнали, что имеются слова схожие по внешнему виду, но не являющиеся родственными, проводится работа по группировке родственных слов путем разделения по смыслу каждой из представленных групп слов на 2 разные родственные семьи:
1)Носить, нос, носатая, носилки, переносица, перенос, носильщик, носовой, носик, поднос, носище.
2)Купание, покупка, купить, купальник, купать, покупатель, купальщик, купленный.
3)Ножка, ножик, нож, ноженьки, нога, ножницы, ножовка, босоножки.
4)Тонкий, тоненький, тонуть, тонущий, тоньше, затонуть.
Наблюдая за группами родственных слов, определяя их лексическое значение, учащиеся делают вывод о том, что не всегда слова, имеющие одинаковый, схожий по внешнему виду корень, являются родственными. Также обращается внимание детей на то, что не считаются родственными слова, близкие только по значению (синонимы).
Мороз, холод, морозный, заморозить. Смельчак, смелый, осмелел, храбрец.
Снег, снеговик, снежок, сугроб. Лошадь, конь, конюх, конюшня.
- При изучении родственных слов дети часто подменяют словообразование словоизменением, считая последние слова родственными. Для наблюдения даются две группы слов:
дуб дуб
дубы дубок
на дубе дубовый
Ученики читают слова первого столбика и делают вывод о том, что все слова представляют собой изменение одного и того же слова дуб, что все эти слова обозначают один и тот же предмет. А каждое слово второго столбика имеет свое смысловое значение.
Для закрепления понимания словоизменения и словообразования я предлагаю детям задание: прочитать предложения и на месте пропуска слов поставить нужную картинку.
- Мы отправились в лес собирать (грибы). Вот под берёзой растёт (гриб). Мы подошли поближе к (грибу). У (гриба) крепкая ножка. Прямо под (грибом) выросла земляника.
- (Грибники) отправились в лес. Они знают (грибные) места. Вот на пеньке растёт маленький (грибочек). Рядом с ёлочкой вырос (гриб) с большой шляпкой.
Картинки, которые дети выбирали и ставили на месте пропуска, наглядно показывают, что в первом тексте изменялось одно слово гриб, а во втором тексте пропущенные слова имеют новые смысловые значения, т.е. являются родственными.
Аналогичное наблюдение проводится с именами прилагательными:
Красный шар красный бант
Красная лента красненький бантик
Красное яблоко красноватый бантик
При выполнении таких упражнений для лучшего понимания детьми данного факта желательно использовать наглядность.
- Способы словообразования (по данному педагогом образцу). Ограниченность словарного запаса у детей вызывает большие затруднения при самостоятельном подборе родственных слов. Подбор слов оказывается крайне бедным, к данному слову подбираются слова, отличающиеся только окончаниями.
На начальном этапе работы по подбору родственных слов я даю учащимся образец основных способов словообразования. Например, при подборе родственных слов к словам, обозначающих животных, предлагается следующий образец:
Он Она Детёныш Уменьшительно-ласкательно Чей? | слон слониха слонёнок слоник слоновый | волк волчиха волчонок волчишка волчий |
На начальном этапе работы над подбором родственных слов учащимся предлагаются следующие упражнения - выделение из групп родственных слов и запоминание с последующим воспроизведением слов, обозначающих признаки и действия предметов, предметы с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением с целью различения по смыслу знаменательных частей речи, обогащения словарного запаса, а также развития внимания и долговременной памяти.
Например: дана группа родственных слов: холодный, холодок, похолодать, холодище, холод, холодноватый, холодильник, холодать. Задание: Выделить из данной группы родственных слов слова, обозначающие:
- ключевое (исходное) слово;
- слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением;
- слова, обозначающие предмет: Кто? Что?
- слова, обозначающие действие предмета: Что делать?
- слова, обозначающие признак предмета: Какой?
Для уточнения значения слов и их запоминания учащиеся составляют словосочетания и предложения.
После многократных упражнений по подбору родственных слов совместно с педагогом, учащиеся переходят к самостоятельной работе по словообразованию как с опорой на образец, так и без него.
Практика работы с детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что с конца 1 класса каждому ученику полезно вести словарь родственных (однокоренных) слов. Особенности памяти, мышления, деятельности детей указанной категории говорят о том, что наиболее продуктивно заполнение этого словаря по такой схеме:
Исходное слово | Слова уменьшительно-ласкательного значения, увеличительного значения | Слова, обозначающие предмет Кто? Что? | Слова, обозначающие действие предмета Что делать? | Слова, обозначающие признак предмета Какой? |
лес | лесок лесочек | лесник | _______ | лесной лесистый |
рыба | рыбка рыбище | рыбак рыболов рыбалка рыбёшка | рыбачить | рыбный |
звон | звонок звоночек | звонарь перезвон | звонить позвонить | звонкий |
Встретив в устной речи или в читаемых текстах новые однокоренные слова, учащиеся заносят их в соответствующие графы словаря. При изучении словарных слов дети также могут образовывать однокоренные слова и записывать в данный словарик.
В дальнейшем углубление знаний о способах словообразования происходит по мере изучения темы «Части речи» и «Состав слова». Наряду с расширением гнезд родственных слов, уточнением и расширением словарного запаса школьники приобретают умения практически использовать полученные ими знания об ударении, об ударных и безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, находить орфограммы, наблюдают единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
- Понятие «корень слова». Содержание понятия корня убедительно говорит о том, что сознательно усвоено оно будет только в случае, если учащиеся способны улавливать смысловую близость между родственными словами. Поэтому определение понятия «корень» вводится после многократных упражнений на установление смысловой связи между родственными словами. Выделяя общую часть в родственных словах, ученики подводятся к выводу о тому, что общая часть родственных слов называется корнем, потому что они из него выросли. (Грамматическая сказка «Как растут слова» В.Волина)
Беседа о корне слова. Все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла. Самая главная из них – корень. Что же означает само слово корень? Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». У слов корень – это тоже самое важное, самое главное. Он содержит в себе смысл не только одного слова, а многих родственных слов. Слов без корня не бывает (разве только удивительное слово вынуть). Корень является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него «растут» слова, как ветви на дереве.
Родство слов иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни «запрятаны», как глубоко бывают скрыты под землей и корни дерева. Поэтому приходится основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень. «Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Например, подушка – это то, что кладут под ушко, и что слово родственно словам наушники и ушанка. Также можно узнать происхождение таких слов, как перчатка и рукавица, что означает словосочетание устный ответ и др.
Заключительный вывод, сделанный в конце беседы, будет звучать как общепринятое определение: общая часть близких по смыслу слов называется корнем, а слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
В дальнейшем, выделяя корень в словах, обязательно внимание детей обращается на то, что корень во всех однокоренных словах пишется одинаково независимо от произношения. Этот вывод повторяется достаточно часто, закрепляя этот факт в понимании учеников.
Позже учащиеся узнают о том, что корень может состоять из одной буквы (шить, лью, вьет др.), существует целый ряд чередований гласных и согласных в корне (бег – беж, раст – ращ - рос и др.), а гласные иногда даже «убегают» (день-дневник, голос-глас).
Таким образом, различные приемы работы над родственными (однокоренными) словами помогают учащимся осмыслить семантическую связь между родственными словами, ребенок на собственном опыте усваивает основные способы словообразования, происходит качественное и количественное обогащение словарного запаса, развивается слуховое внимание, вербальная память.
Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, занимательный материал, систематичность в работе способствуют развитию у учащихся словесно-логического мышления, навыков грамотного письма.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
Родственные слова. Корень слова.
1. Прослушав сказку, назовите родственные слова. Читаю «Сказку про любопытную Ёлочку» (В. Волина «Веселая грамматика» стр.131). После прослушивания дети быстро находят родственные слова: дочь Ёлочка, мама Ёлка, бабушка Ель. Сразу или после повторного прослушивания дети называют и остальные родственные слова: ельник, еловые. Все слова записываются на доске. Для лучшего понимания значения слов рассматривается иллюстрация к сказке. Дети объясняют лексическое значение каждого слова, находят общую часть в словах. Делается вывод: «Все слова близки по смыслу. У всех слов общая часть».
2. Списать родственные слова и обозначить у них корень.
Так же, как и у кустов, Лётчик, самолет, полёт.
Корень слова есть у слов. Ледяной, ледовый, лед.
Будь внимателен к словам, Сад, посадка, посадил.
Отыщи в них корень сам: Род, родители, родил.
Лес, лесок, лесной, лесник. Ходит, выходка, ходы.
Цвет, цветок, цветной, цветник. Трудовой, трудись, труды.
3. Выписать из стихотворения родственные слова.
Снежная сказка
Проплясали по снегам У заснеженной реки
Снежные метели. В снежном переулке
Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,
Песню просвистели. Режут лед снегурки.
(С. Погореловский)
4. Найти родственные слова, выписать их, определить общую часть.
Мы живем в Приморском крае. Его называют еще Приморьем. Наш дом стоит на берегу моря. Мой отец моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Отец бывал во многих заморских странах.
5. Найди корень.
На доске в виде куста над корнем записаны группы слов. Ученик находит корень слова и записывает его.
Заморозки, морозец, морозный, подморозило;
Холодный, похолодало, холодильник, холодок и др.
6. Почему их так зовут?
Ученики получают карточки с названиями предметов. Нужно объяснить, почему эти предметы так называются.
Подберезовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник, земляника, опенок, снегирь, вьюнок, четверг, подосиновик, перчатка, подушка, подснежник, костяника, пятница, кукушка.
7. Найди словечко.
Ученики списывают с доски в столбик слова. По словарю в конце учебника они должны найти родственные слова и записать их рядом с данными.
Ветерок, субботник, рассказать, ягодный, петушок, сахарница, горошек, огородник, березняк, сапожник, веселиться, чувствовать, городишко.
Слова, схожие по звучанию
1. Определить, будут ли родственными выделенные слова:
1) Веснушкам нету сноса, 2) Дед Егор в густом лесу
Не исчезают с носа. Встретил рыжую лису.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла –
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
(Я. Козловский)
2. Назвать родственные слова. Родня ли гусеница гусю?
- Га-га-га! – гогочет гусь, - - Вы кто такие?
Я семьёй своей горжусь! - Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
На гусят и на гусыню - А ты кто?
Все гляжу – не нагляжусь. – А я ваша тетка – гусеница.
(Н. Костарев)
3. Найти схожие слова, определить, будут ли они родственными.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать… (М. Исаковский)
4. Грамматическая сказка «Чужак» с иллюстрацией (В. Волина «Веселая грамматика» стр. 128).
5. Игра «Третий лишний».
Желток, железо, желтый; Печурка, печать, печь;
Циркуль, циркач, цирк; Сырой, сыр, сырость;
Гора, горевать, горный; Нос, носилки, носик;
6. Игра «В две колонки становись!»
На доске записан ряд слов. Играют две команды. Игроки 1-й команды собирают слова, родственные слову вода, игроки 2-й команды – слову водить.
Водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, заводить, водоворот, заводной, водолаз, водопой, водоросль, провод, водящий. Подводный, подводил, водоем, проводить, переводчик, наводнение.
7. Игра «Реставрация».
Дописать начало слова. Определить, являются ли эти слова однокоренными.
а) Он пятится назад (рак). б) Старинное название глаза (око).
…ета …вы
…ушка …рок
…етка …нце
… етодром …п
…овина …шко
8. «Веселые ребята».
На доске стихотворение – шутка. Нужно определить, являются ли родственными слова в каждой строчке. Для доказательства неродственности слов ученики должны сказать, как будут звать этих детей, когда они станут взрослыми, и будут ли похожими их имена на слова, обозначающие действия.
Паша – пашет, Коля – колет,
Маша – машет, Поля – полет,
Катя – катит, Петя – петь
Витя – вьёт. не устает.
9. Где слова родные, однокоренные?
Даны две рифмовки с родственными и неродственными словами. Выписать из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая корень. После выполнения задания, ученики объясняют, почему остальные слова не являются родственными.
Белка, беленький, белить. Моряки, морской, моржи.
Водяной, вода, водить. Корень, корневой, коржи.
Лист, лиса, лисёнок. Холод, холмик, холодок.
Лось, лоскут, лосёнок. Носик, носит и носок.
Горный, горка, городок. Семя, семечко, семья.
Пёс, песочный и песок. Вдруг, подруга и друзья.
10. Найди пару.
На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме. Ученики находят пару родственных слов и выписывают в тетрадь. К данным словам можно подобрать еще несколько однокоренных слов.
стол – столбы пень – пенка коза – козлёнок
коза – стрекоза ком – комната азбука – алфавит
горе – беда день – деньги лимон – лимонад
мандарин – апельсин вода – водитель пять – пятка
конь – конец дорога – подорожник поле – полянка
курица – цыплята корова – телята птица – птенчик
шипит- шипы делить – дело рисунок – рис
белый – побелка дорога – дорогой снежинка – подснежник
Словоизменение и словообразование
1. «В две колонки становись»
Данные слова распределить в два столбика. В первый столбик записать родственные слова, во второй – форму слова.
Двор, дворик, во дворе, дворовый, дворы.
Книга, книжный, книги, книгу, книжечка.
Синий, синева, синяя, посинеть, синеватый, синюю, синее.
Лететь, летчик, летела, летели, перелетные, вылет, летел.
2. Из текста выписать слова в два столбика. В первый столбик записать слова, которые являются формой слова лось, во второй – однокоренным.
К берегу реки вышли лосиха с лосенком. За ними важно шёл лось. У лося крупные рога. Напившись воды, лоси пошли дальше.
3. «Кто быстрее».
За определенное время надо записать слова в две колонки: 1 – родственные слова, 2 – форма слова (слон, сильный и др.).
4. «Найди пару». На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме. Ученики находят в каждом столбике родственные слова и подчеркивают их.
Стол – столбы ком – комната храбрый – смелый
стол – столы комок – комки смелый – смелые
столик – стол комкать – комок смельчак – смелый
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи млад. школьников: Устная связная речь. Лексика. – 2006.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – 1995.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по рус. яз. – 1995.
- Жиренко О.Е.Учим русский с увлечением. – 2005.
- Коноваленко В.В.. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. 2005.
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – 1999.
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. 2001.
- Мисаренко Г.Г. Русский язык в классах компенсирующео обучения. – 1998.
- Фомина И.В., Щербакова И.В. Русский язык. 1-4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и повышение грамотности учащихся.
В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....
Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов
С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...
Развитие мышления и интереса учащихся при изучении физики на примере практико-ориентированных заданий
Практико-ориентированное обучение – это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообр...
«Использование технологии критического мышления на уроках с целью повышения мотивации к изучению английского языка»
Тема по самообразованию...
Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»
Планируе ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...
Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"
Мастер-класс содержит сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...