Таблица "Правописание корней с чередованием", 5 - 11 классы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Чередующиеся гласные | ||
Условия выбора гласной | Корень | Примеры |
1. Выбор зависит от конечной согласной корня | - раст- ращ- рос— | расти, выращенный, заросли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль |
- лаг – лож- | слагаемое, сложение | |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |
2. От наличия суффикса –А – после корня | -бер – бир— -дер – дир— -мер – мир— -пер – пир— -тер – тир— -блест – блист- -жег – жиг - -стел – стил- -чет – чит— | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета |
-кос – кас- | Коснулся - касался | |
-а(я) – им- -а(я) – ин - | Нанять = нанимать снять - снимать | |
3. От ударения | - гор – гар- без ударения О | угар — угореть |
-зор – зар- без ударения а | зорька – заря | |
-твор-твар- без ударения о | Творец, сотворить | |
Плав- плов под ударением и без ударения пишется а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха,плывуны | |
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник, равнина, равняйсь, равнение направо. | |
Чередование согласных | ||
Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие: з – ж – г (друзья – подружка – подруга); ц – ч – к (лицо – личико – лик); с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать); ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить); щ – ск (лощеный – лоск); щ – ст (мощеный-мост); бл - б (гублю – губить); вл – в (ловлю – ловить); мл – м (кормлю – кормить); пл – п (куплю-купить) и другие. Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»
Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"
Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...