Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Формировать интерес к русскому языку. Развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sinonimy.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Выполнила учитель
русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3 с.Чикола
Бабочиева Фатима Османовна
Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). | Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Введение в тему | Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. | Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. |
УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла). Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации).
|
2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137). | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). | ||
6. | Закрепление знания |
| Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее - метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться) Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? | Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регуляьтвные (анализ текстов) | ||
Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. | Рассматривают словари | Познавательные | ||
7. |
|
-Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
Группа синонимов - это синонимический ряд. Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. | Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. | Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8 | Физминутка | Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый. | Играют | Коммуникативные |
9 | Закрепление знаний (продолжение) | Определение роли синонимов в речи
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок | Работают с текстом, делают выводы | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). | Записывают предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) | ||
Багрянец Своеобразие Схематизм Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Отступ Ваятель Пурпур | Задание выполняется на доске | Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) | ||
8. | Контроль усвоения материала | Мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность - молодеть | Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
9. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10. | Рефлексия | Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка)
Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
8. | Домашнее задание | §67, упр. 353 | Записывают домашнее задание | Личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
План по самообразованию на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
План по самообразованию учителя русского языка и литературы...
Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
методическая работа по теме "Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"...
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...
Активные приемы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения
В методическом пособии подробно описываются методжы и приемы, которые учитель может использовать при подготовке к уроку в системе ФГОС, а также подробно рассматриваются характерные особенности у...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...